Золотая оливка
Итальянцы теснят испанцев на российском рынке масла
На российском рынке оливкового масла лидируют испанские поставщики. Однако итальянцы намерены исправить ситуацию. Дзефферино Франческо Монини, президент компании Monini, рассказал, чем итальянское оливковое масло отличается от масел других средиземноморских стран.
С ноября по январь в Италии длится сезон сбора оливок. Самая популярная закуска в этот период – теплые тосты, политые свежим маслом, слегка посыпанные солью. Так итальянцы пробуют масло нового урожая. Практически в каждом регионе Италии существуют сотни мелких хозяйств, владельцы которых выращивают оливки на продажу и делают масло.
Для итальянцев оливковое масло – основной продукт, без которого не обходится почти ни одно блюдо. Например, в регионе Умбрия маслом принято поливать даже шоколадные десерты. Больше всего ценится фермерское масло, которое в супермаркете не купишь. Оно либо потребляется владельцами хозяйств, либо продается на рынках или в мелких лавках. Жители городов даже нанимаются к фермерам на сбор оливок, чтобы получить за работу масло. Хранится такой продукт недолго. Только крупные компании с помощью специальных технологий могут обеспечить сохранность масла в бутылках до 18 месяцев.
В Италии действуют около десяти крупных производителей оливкового масла, которые поставляют продукцию в местные супермаркеты и за границу. Ведущий национальный игрок – семейная фирма Monini – ежегодно выпускает 25 млн литров. Именно эта компания первой среди итальянских пришла в Россию. Случилось это еще десять лет назад, когда рынок оливкового масла в нашей стране только начал зарождаться. Сегодня Monini – крупнейший поставщик в нашу страну итальянского масла класса премиум.
– Господин Монини, ваша компания – самый крупный в Италии производитель оливкового масла и продолжает оставаться семейным предприятием. Сколько поколений Монини производят оливковое масло?
– Компанию основал мой дед в 1920 году. Соответственно, я принадлежу третьему поколению. В отличие от наших прямых конкурентов, итальянских компаний Bertolli и Carapelli, ставших частью международных корпораций, мы остаемся семейным предприятием. (Bertolli принадлежит Unilever, а Carapelli входит в крупную испанскую компанию SOS Cuetara, которая занимается производством зерновых. – Прим. «Ко»). Моя сестра Мария Флора руководит отделом по связям с общественностью. Семейное предприятие – более гибкая модель, мы ведь сами принимаем все решения, связанные с производственными вопросами. Причем можем делать это достаточно оперативно.
– Ваша судьба была предопределена с детства? Пришлось получать какое-то специальное образование, чтобы работать в компании по производству масла?
– Я еще ребенком начал обучаться секретам производства масла, посещал со своим отцом по воскресеньям местные оливковые фабрики. Работать в семейном бизнесе я начал сразу же после средней школы. Выполнял различные поручения: отвечал на телефонные звонки, участвовал в процессе розлива масла по бутылкам, работал на складе, в отделе продаж. В 1980 году, окончив лицей, я официально поступил на работу в Monini. Специального образования я не получал. Учился во время работы. Со временем стал президентом компании. Однако четвертое поколение Монини – мои дети – обязательно окончат университет, по специальности маркетинг. Затем два года поработают в какой-нибудь крупной корпорации, типа Procter & Gamble, наберутся опыта, а потом вернутся в нашу семейную компанию.
– Производители оливкового масла делятся на тех, кто выращивает оливки, разрабатывает рецептуру масла, и на тех, кто занимается розливом. Monini – предприятие полного цикла?
– Да. Мы «ведем» продукт от начала до конца. Только так можно контролировать качество. Производство оливкового масла – процесс гораздо более сложный, чем может показаться на первый взгляд. Тут важна любая мелочь: качество оливок, технология сбора урожая и собственно производства масла. В Италии Monini принадлежит 30 тысяч оливковых деревьев в регионах Умбрия, Тоскана, Апулия и на острове Сицилия. В этих же регионах расположены и наши заводы. Собранные оливки нельзя долго хранить, поэтому рядом с плантациями должны быть перерабатывающие предприятия.
– Существует ли принципиальная разница между итальянским и, например, испанским оливковым маслом?
– В любой стране могут делать и плохое, и хорошее масло. Все зависит от качества исходного сырья, технологии отжима и бутилирования. Мы говорим об Extra Virgin – масле первого холодного отжима, которое обладает насыщенным вкусом и ароматом, и в нем максимально сохранены все полезные вещества. Только лучшее масло имеет право называться Extra Virgin. Производство масла первого отжима можно сравнить с производством вина. Та же философия и те же законы. Вкусовые и качественные характеристики сырья – оливок – зависят не столько от страны-производителя, сколько от местности, в которой они росли, от климатических условий, от особенностей почвы. Однако качество масла зависит не только от качества сырья, но и от технологии отжима и секретов производства.
Компания Monini выработала определенные стандарты производства. Очень важно, чтобы оливки не перезрели. Даже один и тот же сорт может созревать в разное время, в зависимости от того, где растет дерево, на равнине или возвышенности. Поэтому надо правильно рассчитать время сбора. Оливки нельзя снимать зелеными или очень черными. Хотя есть такие сорта, которые всегда остаются зелеными. Чем старше ягода, тем хуже получится масло. Если урожай сняли слишком рано – масло будет горьким. При этом небольшая горчинка в Extra Virgin обязательно должна присутствовать. Если затянуть со сбором урожая, масло потеряет полезные свойства и аромат.
Нельзя дожидаться, пока оливки упадут с дерева. Это негативно сказывается на качестве сырья и, соответственно, масла. Ягоды надо снимать с дерева очень аккуратно. Самое лучшее – ручной сбор, как было в старые времена. Однако на современном производстве это обойдется очень дорого. Вручную мы собираем мало, но технология механизированного сбора Monini приближена к ручному. Собранные оливки должны быть переработаны в течение 24 часов, иначе они заплесневеют. До переработки оливки надо хранить только в небольших пластиковых ящиках, а не в мешках, где они могут помяться. До состояния мякоти оливки вместе с косточками должны перерабатываться всего за 30 секунд. Разливать масло Extra Virgin лучше в стеклянные бутылки. Потому что во время хранения в пластиковой упаковке оно теряет свои свойства. Ну и так далее. Тут очень много нюансов. Например, по европейским стандартам содержание кислотности в Extra Virgin не должно превышать 0,8%. Кислотность масел Monini составляет всего 0,5%. То есть наши масла более диетические.
– Вы упомянули о сходстве оливкового масла с вином. Качественное сырье и совершенная технология производства – единственное сходство?
– Еще секрет купажа масел, полученных из оливок разных сортов. Каждая партия масла должна соответствовать тому вкусовому стандарту, который ждут покупатели от данного производителя. То есть важно поддерживать единое качество купажа. Наш основной продукт – Monini Classico – представляет собой купаж масел Extra Virgin из оливок разных сортов, выращенных в разных регионах. Масло GranFruttato – премиумный купаж, составленный из масел, отжатых из отборных оливок.
В Италии оливковые масла, как и вино, могут контролироваться по происхождению. Мы производим масло с маркировкой D.O.P. – Denominazione d'Origine Protetta (переводится с итальянского, как защищенное оригинальное название. – Прим. «Ко»). Если на этикетке написано «D.O.P. Umbria» или «D.O.P.Toscana», значит масло произведено только из оливок, выращенных в регионах Умбрия или Тоскана. Продукт «D.O.P. Dauno Gargano» получен из оливок региона Апулия, крупнейшего в Италии региона по производству масла. Масло «D.O.P. Val di Mazara» сделано из сицилийских оливок. Кстати, стоит сказать о важном различии вина и оливкового масла: если вину необходима выдержка, то Extra Virgin чем моложе, тем лучше.
– Если проводить аналогию с вином, то для «именного» масла существует понятие «лучший год»?
– Можно сказать и так. Урожай, который даст один и тот же сорт олив, год от года может различаться – влияет и влажность, и температура воздуха. Для оливок одинаково страшны и жара, и холод, и град. К тому же, количество произведенного «именного» масла зависит от количества собранного в том или ином году урожая.
– Компания Monini работает исключительно на собственном сырье? Я, например, слышала, что итальянские производители иногда закупают оливки в Испании.
– Часть оливок мы закупаем у итальянских фермеров в тех регионах, в которых распложены наши заводы. Действительно, иногда мы используем сырье других средиземноморских стран. Однако покупаем не оливки, а только что отжатое масло, поскольку, как я уже отметил, оливки нельзя хранить долго. Все мировые производители масла в той или иной степени используют сырье соседних стран. Обычно это происходит тогда, когда на родине случается неурожай. Например, в 2005 году испанцы закупили много масла в Италии.
Компания Monini из всех иностранных масел предпочитает греческое, поскольку оно по своим свойствам очень похоже на итальянское. Но мы можем работать и с испанским продуктом. У Monini есть свои представители в Испании и Греции (на Крите и на Пелопоннесе), они строго следят за качеством. Объем закупок зависит от количества и качества итальянского урожая. Один год мы можем на 80% использовать итальянское сырье, а другой – только на 45%. Также хочу подчеркнуть, что иностранное масло применяется только для купажированных продуктов. Все масла D.O.P., а также экологическое масло Extra Virgin Bios мы делаем только из своих оливок.
В последние годы мы инвестируем в производство оливок в других странах. В Австралии на площади 700 га Monini посадила 150 тысяч оливковых деревьев, саженцы были привезены из Умбрии. Первые 40 тысяч, посаженные три года назад, скоро начнут давать урожай. В Австралии очень хорошая вода и отличный климат для производства масла. Это другая часть света, где можно получать высококачественный урожай. В Италии оливковые аллеи стареют. По итальянскому законодательству совсем старые деревья вырубать нельзя, потому что они представляют собой культурную ценность. Расширять плантации на родине достаточно сложно: места мало и земля очень дорогая. В Австралии земля стоит на 70% дешевле.
– Масло Extra Virgin производят множество стран. И, как вы сами заметили, везде есть качественные продукты. В последнее время все больше производителей выходит на мировой рынок. Что нужно сделать, чтобы выдержать конкуренцию?
– Вы правы. С каждым годом конкуренция на мировом рынке обостряется. Раньше мы соперничали в основном с итальянскими и испанскими фирмами. По большому счету, у Monini было два-три серьезных конкурента. Теперь десятки. Но меня конкуренция не пугает. Я найду новые вкусы и сделаю новые купажи. Extra Virgin – уникальный продукт. Сочетание масел, полученных с разных плантаций, может дать неповторимый вкус. Я уже упомянул об австралийском проекте. Сейчас я веду переговоры с аргентинскими производителями оборудования для производства масла о совместном проекте. Я намерен покупать в Аргентине земли, сажать там оливковые деревья и производить масло.
– На российском рынке масло Monini представлено уже десять лет. Вы стали поставлять товар в нашу страну тогда, когда рынок оливкового масла только начал формироваться. Какое место Россия занимает среди ваших импортеров?
– На экспорт мы отправляем 6,5 млн литров, то есть чуть более 25%. Мы продаем масло в 50 стран, в США, Юго-Восточную Азию, Западную и Восточную Европу. Россия сегодня занимает пятое или шестое место среди импортеров Monini. Поставки в вашу страну ежегодно увеличиваются на 15 – 20%. Особенно приятно, что Россия закупает довольно много высококачественного дорогого продукта. Например, Чехия и Польша, где Monini стала лидером рынка оливкового масла, закупают в основном Classico и совсем немного GranFruttato. В России тоже Classico составляет основу продаж. Однако 10% приходится на GranFruttato, Umbria, Bios, Toscana. Также хорошим спросом в вашей стране пользуется Monini Extra Virgin с добавками: перцем, розмарином, трюфелями, базиликом, лимоном.
(от автора) Примерно 60% продаж Monini приходится на Москву. Масло Monini Classico присутствует во всех розничных сетях, кроме «Перекрестка» и «Рамстора». Премиумное Monini продается через супермаркеты класса премиум: «Азбука вкуса», «Глобус Гурмэ», «Мега-центр Италия», «Седьмой Континент – Пять звезд», «Стокманн». Сегодня крупные розничные сети активно осваивают регионы, что способствует продвижению марки в глубь страны. Как отмечают представители компании «Америя», основной канал реализации Monini Classico – сеть «Метро Cash & Carry», на которую приходится 25% продаж этого масла.
– В 2005 году повысились мировые цены на оливковое масло. В России оно считается дорогим продуктом, и покупатели очень чувствительны к изменению цен. Сказалось ли повышение на объемах поставок Monini в нашу страну?
– В 2005 году случился неурожай оливок в Испании. Эта страна производит примерно 50% масла. Поэтому, если там не уродились оливки, ощущается дефицит масла, и мировые цены растут. В 2005 году цены выросли на 40%. Так, в 2006 году, когда продавалось масло урожая 2005 года, поставки Monini в Россию увеличились незначительно. В 2006 году с урожаем было все нормально, и ценовых скачков не предвидится. Думаю, в 2007 году поставки увеличатся на 10 – 20%. Мы оцениваем потенциал российского рынка как очень высокий. Вы любите Италию, хорошо знаете итальянские марки, такие как Ferrari и Armani. Любите итальянскую кухню. В популяризации оливкового масла большую роль играет развитие туризма. Вы путешествуете по странам Средиземноморья и пробуете местную еду.
(от автора) Производители вполне могут рассчитывать на увеличение поставок масла. Как показывает опыт, после роста цен спрос на товар сначала падает, а затем снова начинает повышаться. Для потребителей оливкового масла важна не столько цена, сколько премиумность продукта. В очень дешевом масле покупатель начинает подозревать низкое качество и ненатуральность, например, думает, что это смесь оливкового масла с другими видами растительного.
– На российских прилавках присутствует так называемое масло второго отжима. Monini производит такую продукцию?
– Нет. Под маркой Monini производятся только Extra Virgin и натуральное фильтрованное масло Anfora, которое у вас называют рафинированным. Такое масло получают путем удаления из Extra Virgin кислотности, характерного запаха и вкуса. Однако мы продаем жмых другим фирмам, которые делают масло второго отжима. Насколько я знаю, в России все-таки предпочитают масло первого отжима.
– Российский потребитель масла наверняка отличается от итальянского. Можете выделить самое яркое отличие?
– Итальянский рынок состоит на 80% из масла Extra Virgin, которое мы добавляем в салаты, еду и используем для жарки. В России существует деление на так называемое салатное масло и масло для жарки. Extra Virgin вы считаете салатным, а жарите на фильтрованном. Российский рынок оливкового масла состоит наполовину из Extra Virgin и рафинированного. Однако в структуре поставок Monini на Extra Virgin приходится 60%.
– Как вы продвигаете в России свою продукцию?
– Лучший способ заинтересовать покупателя – дать ему попробовать продукт. Наш эксклюзивный дистрибутор, компания «Америя», устраивает дегустации в магазинах.
– Еще более действенный способ рассказать о своей марке – реклама. Испанские производители уже начали рекламировать свое масло по российскому телевидению. Вы не намерены делать то же самое?
– Прямая реклама стоит дорого. Чтобы вкладывать в нее, необходимо достичь определенных объемов продаж. Когда мы будем продавать много масла, тогда и начнем широкомасштабную рекламную кампанию.
– И сколько литров масла Monini должна продавать в России, чтобы размещать рекламу?
– Мои партнеры уже начали говорить о необходимости рекламы. Значит, Monini приближается к тому объему продаж, который позволит размещать рекламу.
– А вы сами были в России?
– Пока нет. Но очень хочу приехать в вашу страну. Мне интересно увидеть, какие у вас супермаркеты и как представлен наш продукт.
(от автора) Для жителей России оливковое масло продукт мало того, что непривычный по вкусу, но еще и не повседневный. Оливковое масло стоит намного дороже подсолнечного (примерно от 350 рублей за литровую бутылку), и поэтому не ориентировано на массового покупателя. По данным «Бизнес Аналитики», в 2005 году розничные продажи растительного масла составили 935 тысяч тонн, что соответствует $1,265 млрд (окончательных данных за 2006 год пока нет). В прошлом году на долю оливкового пришлось всего 5,4% рынка растительных масел в стоимостном выражении. В натуральных объемах доля такого масла едва превышает один процент: по оценкам импортеров, ежегодно в стране продается 9 – 10 тыс. тонн оливкового масла. Однако, как полагают эксперты, у этого продукта очень хорошие перспективы.
Все больше людей хотят пробовать новые продукты, у жителей больших городов повышается интерес к здоровому образу жизни и правильному питанию. По данным опросов КОМКОН, в 2003 году из всех видов растительных масел оливковому отдавали предпочтение 6,5% жителей крупных городов. В первом полугодии 2006 года таковых оказалось уже 10,2%. В Москве, где сосредоточены самые продвинутые потребители, этот показатель составлял соответственно 14,4% и 22,5%. Неизвестно, какая часть опрошенных покупает масла высшего качества. Однако, как отмечают аналитики, по мере популяризации этого продукта доля высококачественных масел Extra Virgin в структуре потребления растительных масел нашими гражданами будет возрастать.
Рынок оливкового масла в России только формируется. Пока на российских прилавках представлено более десятка испанских марок различного качества и всего по несколько марок поставщиков других стран. Однако в последнее время соотношение долей поставщиков разных стран меняется. Компания Unilever недавно стала представлять в России итальянскую марку Bertolli. Начались поставки в Россию тунисского масла, качество которого эксперты оценивают как очень хорошее. Оливковое масло из Туниса дешевле итальянского. Как предполагают эксперты, таким способом тунисские производители пытаются закрепиться на нашем рынке, ведь себестоимость оливкового масла разных стран примерно одинакова. В будущем цена этого масла может возрасти. Между тем на растущем рынке пока места хватает всем производителям.
КАК НЕ ЗАПУТАТЬСЯ В ОЛИВКОВОМ МАСЛЕ
EXTRA VIRGIN OLIVE OIL – ЛУЧШЕЕ МАСЛО, ПОЛУЧАЕМОЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРВОГО ХОЛОДНОГО ОТЖИМА ОЛИВОК. Густое нерафинированное масло, кислотность которого не превышает 0,8%, обладает легкой горчинкой, характерной для только что отжатого оливкового масла, поскольку по мере старения продукта степень горечи снижается.
PURE OLIVE OIL – масло, полученное в результате РАФИНАЦИИ НАТУРАЛЬНОГО МАСЛА, кислотность которого 0,8 – 2%.
POMACE OLIVE OIL – получают ИЗ СЫРЬЯ, ОСТАВШЕГОСЯ ПОСЛЕ ПЕРВОГО ОТЖИМА, ЛИБО ИЗ ОЛИВОК НИЗКОГО КАЧЕСТВА, кислотность которого превышает 2%, рафинированное.
ЧТО ТАКОЕ КОМПАНИЯ MONINI
ОСНОВАНА в 1920 году
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: производство оливкового масла
СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ: семейное предприятие
ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА МАСЛА В 2005 ГОДУ: 25 млн литров
ОБОРОТ В 2006 ГОДУ: не разглашается
ШТАТ: 100 человек
Ирина Розенберг
14.02.2007
Журнал "Компания"