Бывший завод Московский подшипник, расположенный в промзоне в районе Автозаводской, внешне мало похож на фабрику грез, где снимали Бедную Настю, Не родись красивой и Мою прекрасную няню: Унылый фасад, тесная проходная, полы, обитые стареньким линолеумом. Компания Амедиа, прославившаяся своими сериалами, три года назад выкупила главный корпус завода за $11 млн и с тех пор никак не может закончить его реконструкцию.
Сегодня доходы от производства мыльных опер и ситкомов растут не так быстро, как прежде. Амедиа перестраивается на ходу съемочные павильоны для нее вопрос уже не первой важности.
13% такова средняя рентабельность производства российских сериалов
Нам невыгодно оставаться только продакшн-компанией, все права на продукт которой принадлежат телеканалу, говорит гендиректор "Амедиа" Игорь Мишин. Пора формировать собственную библиотеку прав. Мишин человек в компании новый, официально он принял на себя большинство функций основателя компании Александра Акопова лишь в конце прошлого сентября. Но у нового гендиректора уже готов план по реформированию Амедиа.
Мишин не просто менеджер он успешный предприниматель, владелец самого прибыльного медиахолдинга Екатеринбурга. Согласие Мишина поработать наемником удивило рынок, где его все еще называют уральским медиамагнатом. Мишин, впрочем, от лестного эпитета открещивается: Я yже давно живу в Москве. Сейчас географическое местоположение владельца бизнеса не имеет значения, если все правильно организовано. В этом, возможно, кроется одна из причин, заставивших его принять предложение Акопова: до недавнего времени устройство бизнеса Амедиа никак нельзя было назвать правильным.
В РАЗОБРАННОМ ВИДЕ
До прихода Мишина Амедиа состояла из нескольких параллельных юридических лиц. Например, компания Медиа Сити, управляющая всем имущественным комплексом, производством и постпродакшн, работала как самостоятельная структура, по собственному бизнес-плану. Сейчас Медиа Cити структурное подразделение ЗАО Амедиа, управляющей компании одноименного холдинга. Бюджет всех юрлиц консолидировали теперь, по крайней мере, можно поставить четкую цель на текущий финансовый год, заканчивающийся в июне: выручка $80 млн, EBITDA не меньше $16 млн.
На очереди приведение всех процессов, как выражается Мишин, в единую логику. Различные службы в компании зачастую работают нескоординированно. Но структурные изменения это только начало. Акопов основал Амедиа в 2002 г., сразу после того, как ушел с поста гендиректора РТР. В позапрошлом году 50% холдинга купила компания Access Industries американского предпринимателя Леонарда Блаватника. Именно на его деньги, около $40 млн, и была построена студия на Новоостаповской улице.
Последние два года Амедиа активно пытается найти новые источники дохода кроме производства сериалов, на которых компания сделала себе имя. План акционеров сделать из компании мейджора, подобного Sony Pictures или Time Warner. Новых направлений, которыми собирается заняться Амедиа, десятки от звукозаписи до производства широкоэкранного кино и мультфильмов. Александр Роднянский, президент компании СТС Медиа, давнего заказчика Амедиа, сомневается в том, что российской компании удастся реализовать столь грандиозный замысел. Они просто несколько механистично пытаются претворить опыт западных мейджоров. Это вряд ли возможно, рассуждает он. На Западе каналы являются всего лишь транспортным средством. А в России телеканалы и есть мейджоры, они концентрируют программные права и творческие ресурсы.
Роднянский полагает, что у независимых производителей есть всего два пути: самим стать вещателями или быть купленными телеканалами. СТС Медиа, кстати, некоторое время назад делала Амедиа предложение о покупке. Пока переговоры ни к чему не привели.
Не получится с СТС Медиа Амедиа поищет других партнеров. Мишин подумывает о запуске платного телеканала российского аналога американского Home Box Office (HBO), давшего жизнь знаменитому сериалу Секс в большом городе. Амедиа готова инвестировать в этот проект $200 млн. Я думаю, что 2007-й будет годом проработки бизнес-модели и оценки перспектив такого бренда, рассказывает Мишин. Новый телеканал станет площадкой для более дорогого и качественного продукта, чем производится сегодня.
Сегодня средняя цена за час контента колеблется от $60 000 до $200 000 в зависимости от жанра, времени показа и т. п., а для русского HBO Мишин надеется поставлять сериалы по $300 000-400 000 за серию. Существующим отечественным платным каналам такие затраты на программирование и не снились.
МЕДЛЕННЫЕ СЕРИИ
Рынок телесериалов, которые так хорошо умеет снимать Амедиа, уже не может обеспечить быстрого роста бизнеса. В прошлом году телеканалы закупили сериалов на $300 млн. Однако премьер в этом жанре будет немного. По прогнозам Амедиа, доля премьерных показов с нынешних 30% упадет до 22-25% в общем объеме сериального вещания. Каналы будут все чаще показывать передачи прошлых лет из собственных библиотек. Производство становится все дороже из-за растущих зарплат актеров, операторов, режиссеров и сценаристов. Продукт Амедиа и так стоит дороже, чем у конкурентов. Но теперь цены вряд ли удастся поднимать быстрее чем на 10-15% в год: у пионера сериальной индустрии сегодня много конкурентов. На 2007/08 г. Амедиа запланировала рост уже не на 50%, как в прошлый сезон, а на 30%. У компании слишком высокие затраты. Сейчас мы расходуем $0,80-0,85 на каждый доллар оборота. Должны выйти на $0,75, рассказывает Мишин.
Он известен как крайне жесткий управленец. Его подход платить зарплату не выше, чем у конкурентов, и требовать при этом работать по 14 часов в день без выходных. Люди должны работать не за деньги, а ради морального удовлетворения, получаемого от престижной работы, считает он.
От выпуска сериалов компания не откажется, но несколько изменит подход к их производству и продаже. Сейчас Амедиа, как и другим студиям, на большинстве своих продуктов удается наварить не более 13% прибыли. Но с прошлой осени компания начала работать над двумя сериалами, которые будут показывать не ежедневно, а раз в неделю, Судебной колонкой и Притворщиками. Они примерно в 2 раза дороже привычного нам мыла, поэтому выгоднее производителю.
Вопреки сложившейся практике, когда телеканал выступает заказчиком и основным инвестором программы, Амедиа собирается предлагать эти сериалы как собственный продукт. Это позволит после премьеры оставить права за собой. Цель Амедиа создать собственную библиотеку, на которой западные мейджоры зарабатывают львиную долю своих доходов.
Сложно представить, чтобы продакшн-компания смогла накопить значительную библиотеку на длительных сериалах, вновь полон скепсиса Роднянский. Но Мишин настроен решительно. Амедиа намерена создавать оригинальные продукты, а не снимать форматную вторичку по лицензии западных мейджоров.
Во-первых, за каждую серию лицензионного телеромана надо платить от $5000 до $20 000. Во-вторых, такой сериал нельзя оставить у себя в библиотеке. Обычно за покупку права на формат бьются телевизионные сети, чтобы потом нанять такие компании, как "Амедиа", в качестве продакшн-студии. А нам это невыгодно, заключает Мишин.
Если дело выгорит, Амедиа сможет продавать свои программы в Восточной Европе и Азии. И больше зарабатывать на продакт-плейсменте. Полтора года назад Амедиа организовала отдел продаж скрытой рекламы, но пока это не слишком хороший бизнес. Амедиа получает максимум 50%, остальное забирает телеканал. Теперь будет по-другому уж что-что, а рекламу Мишин продавать умеет. В этом Акопов может полностью положиться на нового управленца.
УРАЛЬСКОЕ СРЕДСТВО
Игорь Мишин великолепный организатор, говорит Акопов. Он построил в Екатеринбурге один из самых мощных в творческом и финансовом плане каналов в России.
Четвертый канал был запущен в 1991 г. Первый уральский частный телеканал позиционировался как независимый от политических и прочих влияний. Мишину действительно удавалось все эти годы сохранять относительный нейтралитет. При этом Четвертый, занимая в регионе лишь пятое место по охвату аудитории, продает рекламы больше всех. По данным уральского агентства Телец Видео Интернешнл, этому каналу достается 17% от $27,5 млн телерекламного рынка в Екатеринбурге.
Тельца, кстати, также основал Мишин. Однако не стоит подозревать оценки агентства в предвзятости. В 2001 г. долю в нем купила Видео Интернешнл, ревностно следящая за качеством исследований медиарынка. Сейчас Телец Видео Интернешнл превратилось в крупнейшего продавца рекламы в регионе: через агентство проходит около 60% рекламных бюджетов. Оборот медийных компаний, в которых Мишин является владельцем или совладельцем, по его собственным оценкам, достигает $30 млн. При этом надо понимать, что на сегодняшний день региональная телекомпания, продающая на $5-6 млн рекламы в год, это суперуспешный проект, добавляет он. В 2002 г. Мишин перебрался в Москву. Поначалу занимался чисто общественной деятельностью (сейчас он занимает пост вице-президента Национальной ассоциации телерадиовещателей). Однако вскоре это вылилось во вполне конкретный бизнес-проект. В 2005 г. Мишин объединил вокруг себя независимые телеканалы, не успевшие войти в те или иные телевизионные сети, и создал Национальный телевизионный синдикат (НТС). Сейчас членами синдиката являются 42 телекомпании.
В этом проекте у Мишина уже знакомый партнер Видео Интернешнл. На первом этапе задача синдиката централизованно закупать контент, чтобы потом транслировать его членам синдиката по 10-11 часов в сутки, и так же централизованно продавать рекламу. Поначалу это делалось по бартерному соглашению с Видео Интернешнл и Первым каналом. В перспективе синдикат может взять на себя управление региональными компаниями. Результаты первого года работы, правда, оказались несколько хуже, чем ожидалось: оборот НТС составил $4,5 млн вместо запланированных $5,5-6 млн. Но в целом Мишин доволен: Это одна из последних возможностей создать на российском телевизионном рынке новую эффективно работающую конструкцию, кроме сетей.
В мае 2006 г., в самый разгар работы над проектом НТС, Мишину и поступило предложение возглавить Амедиа. Он раздумывал долго, больше четырех месяцев. Зато, согласившись, принялся работать с невероятной скоростью.
РОСТ В СТОРОНУ
Амедиа уже успела снять первую несериальную программу Вечер с Тиграном Кеосаяном, которая выйдет в эфир Рен-ТВ в марте. Кроме того, Амедиа выпустила анимационную пародию на суперуспешный сериал Не родись красивой под названием UmaNetto (некоторые серии показывали и в эфире телеканала СТС). Из сети мультик скачали 3 млн человек, но Амедиа пока на этом ничего не заработала это вопрос будущего. Сайт nonstoptv.ru, где можно скачать короткие развлекательные видеоролики, тоже пока прибыли не приносит, но у Мишина на него самые радужные планы.
Другой новый проект Амедиа агентство Protégé Management, представляющее интересы актеров, сценаристов и прочих людей мира кино. В этом проекте Амедиа консультировал экс-президент Paramount Pictures Television Гарри Марензи.
Это правильный путь. С творческими людьми гораздо удобнее работать через агентство, которое берет на себя всю юридическую работу, считает Тимур Вайнштейн, генпродюсер и соучредитель компании Леан-М, одного из конкурентов Амедиа. По словам Вайнштейна, Леан-М уже воспользовалась услугами Protégé Management, заключив договор по нескольким режиссерам и сценаристам.
Леан-М, кстати, выбрала другой способ входа на смежные рынки. В конце прошлого года 51% этой компании купила Sony Pictures. Все новое, что мы будем развивать, мы будем развивать вместе с нашими новыми партнерами. Мы не будем так просто в это бросаться, говорит Вайнштейн.
Превращение в мейджора собственными силами задача действительно не из легких. Далеко не все новые проекты Амедиа удалось претворить в жизнь. Так и не создано СП с Warner Music, о котором как о фактически решенном деле в прошлом году говорил Акопов. Он даже называл имя будущей компании Warner Amedia Music. Амедиа планировала инвестировать в этот проект $2-3 млн. Но потом передумала.
Сейчас никто не знает, в каком направлении будет развиваться музыкальная индустрия в мире. Поэтому мы приостановили переговоры, объясняет Акопов. В комплексе Медиа Сити на Автозаводской, строительство которого планировалось завершить еще в 2005 г., действует лишь 9 павильонов из запланированных 14. Самый последний из заявленных проектов строительство студии в Ступинском районе, в которое был готов вложиться партнер Акопова Леонард Блаватник, тоже, вероятно, не состоится. Мишин не уверен, что эта студия необходима, учитывая, что очень многие компании ринулись строить студии. Быть может, дешевле и надежнее арендовать павильоны у них?
Амедиа не оставляет планов снимать 12 полнометражных фильмов в год. Впервые об этом было заявлено еще два года назад, но первый фильм, причем не настоящий, а анимационный, выйдет только в августе 2007 г. В конце прошлого года Амедиа купила студию Гала, у которой был почти готов 3D-мультфильм Кракатук.
Все идет медленнее плана, но по плану, утверждает Акопов. Сдав Амедиа на руки Мишину, Акопов начал преподавать во ВГИКе. Он набрал две группы (сперва планировал одну, но желающих оказалось очень много). Чем больше желающих, тем лучше, говорит Акопов. Главная проблема индустрии, по его мнению, нехватка кадров. Из-за которой, например, у Амедиа до сих пор ничего не вышло с кино.