Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Смена декораций

Почему компания-создатель "Не родись красивой" разочаровалась в производстве сериалов

Бывший завод “Московский подшипник”, расположенный в промзоне в районе “Автозаводской”, внешне мало похож на фабрику грез, где снимали “Бедную Настю”, “Не родись красивой” и “Мою прекрасную няню”: Унылый фасад, тесная проходная, полы, обитые стареньким линолеумом. Компания “Амедиа”, прославившаяся своими сериалами, три года назад выкупила главный корпус завода за $11 млн и с тех пор никак не может закончить его реконструкцию.

Сегодня доходы от производства мыльных опер и ситкомов растут не так быстро, как прежде. “Амедиа” перестраивается на ходу — съемочные павильоны для нее вопрос уже не первой важности.



13% — такова средняя рентабельность производства российских сериалов





“Нам невыгодно оставаться только продакшн-компанией, все права на продукт которой принадлежат телеканалу, — говорит гендиректор "Амедиа" Игорь Мишин. — Пора формировать собственную библиотеку прав”. Мишин — человек в компании новый, официально он принял на себя большинство функций основателя компании Александра Акопова лишь в конце прошлого сентября. Но у нового гендиректора уже готов план по реформированию “Амедиа”.

Мишин не просто менеджер — он успешный предприниматель, владелец самого прибыльного медиахолдинга Екатеринбурга. Согласие Мишина поработать наемником удивило рынок, где его все еще называют “уральским медиамагнатом”. Мишин, впрочем, от лестного эпитета открещивается: “Я yже давно живу в Москве. Сейчас географическое местоположение владельца бизнеса не имеет значения, если все правильно организовано”. В этом, возможно, кроется одна из причин, заставивших его принять предложение Акопова: до недавнего времени устройство бизнеса “Амедиа” никак нельзя было назвать правильным.

В РАЗОБРАННОМ ВИДЕ

До прихода Мишина “Амедиа” состояла из нескольких “параллельных” юридических лиц. Например, компания “Медиа Сити”, управляющая всем имущественным комплексом, производством и постпродакшн, работала как самостоятельная структура, по собственному бизнес-плану. Сейчас “Медиа Cити” — структурное подразделение ЗАО “Амедиа”, управляющей компании одноименного холдинга. Бюджет всех юрлиц консолидировали — теперь, по крайней мере, можно поставить четкую цель на текущий финансовый год, заканчивающийся в июне: выручка $80 млн, EBITDA — не меньше $16 млн.

На очереди — приведение всех процессов, как выражается Мишин, “в единую логику”. Различные службы в компании зачастую работают нескоординированно. Но структурные изменения — это только начало. Акопов основал “Амедиа” в 2002 г., сразу после того, как ушел с поста гендиректора РТР. В позапрошлом году 50% холдинга купила компания Access Industries американского предпринимателя Леонарда Блаватника. Именно на его деньги, около $40 млн, и была построена студия на Новоостаповской улице.

Последние два года “Амедиа” активно пытается найти новые источники дохода кроме производства сериалов, на которых компания сделала себе имя. План акционеров — сделать из компании мейджора, подобного Sony Pictures или Time Warner. Новых направлений, которыми собирается заняться “Амедиа”, десятки — от звукозаписи до производства широкоэкранного кино и мультфильмов. Александр Роднянский, президент компании “СТС Медиа”, давнего заказчика “Амедиа”, сомневается в том, что российской компании удастся реализовать столь грандиозный замысел. “Они просто несколько механистично пытаются претворить опыт западных мейджоров. Это вряд ли возможно, — рассуждает он. — На Западе каналы являются всего лишь транспортным средством. А в России телеканалы и есть мейджоры, они концентрируют программные права и творческие ресурсы”.

Роднянский полагает, что у независимых производителей есть всего два пути: самим стать вещателями или быть купленными телеканалами. “СТС Медиа”, кстати, некоторое время назад делала “Амедиа” предложение о покупке. Пока переговоры ни к чему не привели.

Не получится с “СТС Медиа” — “Амедиа” поищет других партнеров. Мишин подумывает о запуске платного телеканала — российского аналога американского Home Box Office (HBO), давшего жизнь знаменитому сериалу “Секс в большом городе”. “Амедиа” готова инвестировать в этот проект $200 млн. “Я думаю, что 2007-й будет годом проработки бизнес-модели и оценки перспектив такого бренда, — рассказывает Мишин. — Новый телеканал станет площадкой для более дорогого и качественного продукта, чем производится сегодня”.

Сегодня средняя цена за час контента колеблется от $60 000 до $200 000 в зависимости от жанра, времени показа и т. п., а для “русского HBO” Мишин надеется поставлять сериалы по $300 000-400 000 за серию. Существующим отечественным платным каналам такие затраты на программирование и не снились.

МЕДЛЕННЫЕ СЕРИИ

Рынок телесериалов, которые так хорошо умеет снимать “Амедиа”, уже не может обеспечить быстрого роста бизнеса. В прошлом году телеканалы закупили сериалов на $300 млн. Однако премьер в этом жанре будет немного. По прогнозам “Амедиа”, доля премьерных показов с нынешних 30% упадет до 22-25% в общем объеме сериального вещания. Каналы будут все чаще показывать передачи прошлых лет из собственных библиотек. Производство становится все дороже из-за растущих зарплат актеров, операторов, режиссеров и сценаристов. Продукт “Амедиа” и так стоит дороже, чем у конкурентов. Но теперь цены вряд ли удастся поднимать быстрее чем на 10-15% в год: у пионера сериальной индустрии сегодня много конкурентов. На 2007/08 г. “Амедиа” запланировала рост уже не на 50%, как в прошлый сезон, а на 30%. У компании слишком высокие затраты. “Сейчас мы расходуем $0,80-0,85 на каждый доллар оборота. Должны выйти на $0,75”, — рассказывает Мишин.

Он известен как крайне жесткий управленец. Его подход — платить зарплату не выше, чем у конкурентов, и требовать при этом работать по 14 часов в день без выходных. Люди должны работать не за деньги, а ради морального удовлетворения, получаемого от престижной работы, считает он.

От выпуска сериалов компания не откажется, но несколько изменит подход к их производству и продаже. Сейчас “Амедиа”, как и другим студиям, на большинстве своих продуктов удается “наварить” не более 13% прибыли. Но с прошлой осени компания начала работать над двумя сериалами, которые будут показывать не ежедневно, а раз в неделю, — “Судебной колонкой” и “Притворщиками”. Они примерно в 2 раза дороже привычного нам “мыла”, поэтому выгоднее производителю.

Вопреки сложившейся практике, когда телеканал выступает заказчиком и основным инвестором программы, “Амедиа” собирается предлагать эти сериалы как собственный продукт. Это позволит после премьеры оставить права за собой. Цель “Амедиа” — создать собственную библиотеку, на которой западные мейджоры зарабатывают львиную долю своих доходов.

“Сложно представить, чтобы продакшн-компания смогла накопить значительную библиотеку на длительных сериалах”, — вновь полон скепсиса Роднянский. Но Мишин настроен решительно. “Амедиа” намерена создавать оригинальные продукты, а не снимать форматную “вторичку” по лицензии западных мейджоров.

Во-первых, за каждую серию лицензионного телеромана надо платить от $5000 до $20 000. Во-вторых, такой сериал нельзя оставить у себя в библиотеке. “Обычно за покупку права на формат бьются телевизионные сети, чтобы потом нанять такие компании, как "Амедиа", в качестве продакшн-студии. А нам это невыгодно”, — заключает Мишин.

Если дело выгорит, “Амедиа” сможет продавать свои программы в Восточной Европе и Азии. И больше зарабатывать на продакт-плейсменте. Полтора года назад “Амедиа” организовала отдел продаж скрытой рекламы, но пока это не слишком хороший бизнес. “Амедиа” получает максимум 50%, остальное забирает телеканал. Теперь будет по-другому — уж что-что, а рекламу Мишин продавать умеет. В этом Акопов может полностью положиться на нового управленца.

УРАЛЬСКОЕ СРЕДСТВО

“Игорь Мишин — великолепный организатор, — говорит Акопов. — Он построил в Екатеринбурге один из самых мощных в творческом и финансовом плане каналов в России”.

“Четвертый канал” был запущен в 1991 г. Первый уральский частный телеканал позиционировался как независимый от политических и прочих влияний. Мишину действительно удавалось все эти годы сохранять относительный нейтралитет. При этом “Четвертый”, занимая в регионе лишь пятое место по охвату аудитории, продает рекламы больше всех. По данным уральского агентства “Телец Видео Интернешнл”, этому каналу достается 17% от $27,5 млн телерекламного рынка в Екатеринбурге.

“Тельца”, кстати, также основал Мишин. Однако не стоит подозревать оценки агентства в предвзятости. В 2001 г. долю в нем купила “Видео Интернешнл”, ревностно следящая за качеством исследований медиарынка. Сейчас “Телец Видео Интернешнл” превратилось в крупнейшего продавца рекламы в регионе: через агентство проходит около 60% рекламных бюджетов. Оборот медийных компаний, в которых Мишин является владельцем или совладельцем, по его собственным оценкам, достигает $30 млн. “При этом надо понимать, что на сегодняшний день региональная телекомпания, продающая на $5-6 млн рекламы в год, — это суперуспешный проект”, — добавляет он. В 2002 г. Мишин перебрался в Москву. Поначалу занимался чисто общественной деятельностью (сейчас он занимает пост вице-президента Национальной ассоциации телерадиовещателей). Однако вскоре это вылилось во вполне конкретный бизнес-проект. В 2005 г. Мишин объединил вокруг себя независимые телеканалы, не успевшие войти в те или иные телевизионные сети, и создал Национальный телевизионный синдикат (НТС). Сейчас членами синдиката являются 42 телекомпании.

В этом проекте у Мишина уже знакомый партнер — “Видео Интернешнл”. На первом этапе задача синдиката — централизованно закупать контент, чтобы потом транслировать его членам синдиката по 10-11 часов в сутки, и так же централизованно продавать рекламу. Поначалу это делалось по бартерному соглашению с “Видео Интернешнл” и “Первым каналом”. В перспективе синдикат может взять на себя управление региональными компаниями. Результаты первого года работы, правда, оказались несколько хуже, чем ожидалось: оборот НТС составил $4,5 млн вместо запланированных $5,5-6 млн. Но в целом Мишин доволен: “Это одна из последних возможностей создать на российском телевизионном рынке новую эффективно работающую конструкцию, кроме сетей”.

В мае 2006 г., в самый разгар работы над проектом НТС, Мишину и поступило предложение возглавить “Амедиа”. Он раздумывал долго, больше четырех месяцев. Зато, согласившись, принялся работать с невероятной скоростью.

РОСТ В СТОРОНУ

“Амедиа” уже успела снять первую “несериальную” программу — “Вечер с Тиграном Кеосаяном”, которая выйдет в эфир “Рен-ТВ” в марте. Кроме того, “Амедиа” выпустила анимационную пародию на суперуспешный сериал “Не родись красивой” под названием UmaNetto (некоторые серии показывали и в эфире телеканала СТС). Из сети мультик скачали 3 млн человек, но “Амедиа” пока на этом ничего не заработала — это вопрос будущего. Сайт nonstoptv.ru, где можно скачать короткие развлекательные видеоролики, тоже пока прибыли не приносит, но у Мишина на него самые радужные планы.

Другой новый проект “Амедиа” — агентство Protégé Management, представляющее интересы актеров, сценаристов и прочих людей мира кино. В этом проекте “Амедиа” консультировал экс-президент Paramount Pictures Television Гарри Марензи.

“Это правильный путь. С творческими людьми гораздо удобнее работать через агентство, которое берет на себя всю юридическую работу”, — считает Тимур Вайнштейн, генпродюсер и соучредитель компании “Леан-М”, одного из конкурентов “Амедиа”. По словам Вайнштейна, “Леан-М” уже воспользовалась услугами Protégé Management, заключив договор “по нескольким режиссерам и сценаристам”.

“Леан-М”, кстати, выбрала другой способ входа на смежные рынки. В конце прошлого года 51% этой компании купила Sony Pictures. “Все новое, что мы будем развивать, мы будем развивать вместе с нашими новыми партнерами. Мы не будем так просто в это бросаться”, — говорит Вайнштейн.

Превращение в мейджора собственными силами — задача действительно не из легких. Далеко не все новые проекты “Амедиа” удалось претворить в жизнь. Так и не создано СП с Warner Music, о котором как о фактически решенном деле в прошлом году говорил Акопов. Он даже называл имя будущей компании — Warner Amedia Music. “Амедиа” планировала инвестировать в этот проект $2-3 млн. Но потом передумала.

“Сейчас никто не знает, в каком направлении будет развиваться музыкальная индустрия в мире. Поэтому мы приостановили переговоры”, — объясняет Акопов. В комплексе “Медиа Сити” на “Автозаводской”, строительство которого планировалось завершить еще в 2005 г., действует лишь 9 павильонов из запланированных 14. Самый последний из заявленных проектов — строительство студии в Ступинском районе, в которое был готов вложиться партнер Акопова Леонард Блаватник, — тоже, вероятно, не состоится. Мишин не уверен, что эта студия необходима, учитывая, что очень многие компании ринулись строить студии. Быть может, дешевле и надежнее арендовать павильоны у них?

“Амедиа” не оставляет планов снимать 12 полнометражных фильмов в год. Впервые об этом было заявлено еще два года назад, но первый фильм, причем не “настоящий”, а анимационный, выйдет только в августе 2007 г. В конце прошлого года “Амедиа” купила студию “Гала”, у которой был почти готов 3D-мультфильм “Кракатук”.

“Все идет медленнее плана, но по плану”, — утверждает Акопов. Сдав “Амедиа” на руки Мишину, Акопов начал преподавать во ВГИКе. Он набрал две группы (сперва планировал одну, но желающих оказалось очень много). “Чем больше желающих, тем лучше”, — говорит Акопов. Главная проблема индустрии, по его мнению, нехватка кадров. Из-за которой, например, у “Амедиа” до сих пор ничего не вышло с кино.

Ольга Промптова


SmartMoney

27.02.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов