Евгений Чичваркин о конфликтах с властями и партнерами
"Мы делаем из камней хлеба, из воды - вино и ходим по воде"
Недавно стало известно, что правоохранительные органы заподозрили компанию "Евросеть" в связи со структурами, нелегально ввозившими в Россию сотовые телефоны. Участников рынка эта новость не потрясла скандальная репутация крупнейшего российского сотового ритейлера сложилась давно. Этот и другие конфликты "Евросети" с властями и партнерами по бизнесу, а также планы на ближайший год компании Ъ прокомментировал председатель "Евросети" ЕВГЕНИЙ ЧИЧВАРКИН.
Вы неоднократно говорили о планах выхода на рынки стран дальнего зарубежья. Куда вы намерены направиться в первую очередь? Когда ваши салоны откроются в Индии, как было обещано в прошлом году?
Вопрос насчет Индии мы сейчас изучаем, окончательного решения о выходе на этот рынок нет. Я надеюсь, что оно будет принято где-то через месяц. Индийский рынок очень интересный он такой, знаете, неконсолидированный, несобранный, что ли, и очень напоминает российский лет семь назад. Через несколько лет он будет больше, чем в Штатах, возможно, вторым по величине после Китая.
Как насчет экспансии в другие страны, например, во Вьетнам или тот же Китай?
Про Вьетнам ничего сказать не могу там никто из наших не был. Говорят, рынок это интересный, но что мы о нем знаем слухи. А что касается Китая, то там свои очень сильные коммерсанты. Я не думаю, что нам очень выгодно будет конкурировать с ними. Теоретически успеха можно добиться на каждом рынке. Но, я думаю, если мы там откроемся, потребуется огромное, просто сверхусилие, чтобы переиграть местных продавцов.
Как дальше "Евросеть" намерена развивать бизнес в СНГ? Насколько велика доля этого рынка в доходах компании?
Рано или поздно мы будем присутствовать во всех странах СНГ. Долгое время закрытой для нас оставалась Туркмения это очень зарегулированная страна. Если в свете политических изменений там будет какое-то послабление бизнесу, мы, конечно, откроемся в Туркмении. Сейчас доля доходов от СНГ в общей выручке "Евросети" около 7%. В будущем, думаю, будет 15-20%.
Как вы прокомментируете обвинения в адрес "Евросети" в СМИ прибалтийских государств, в частности, прозвучавшие недавно упреки в экспорте нелегальной рабочей силы в Литву?
Да это полная глупость никто гастарбайтерами из Москвы в Вильнюс не ездит! Действительно, выезжали наши высокооплачиваемые консультанты, чтобы учить наших прибалтийских людей. Продаж они не вели. Это, если хотите, временный десант обучив персонал и поставив на ноги прибалтийские филиалы, они спокойно уедут домой. Один-два человека, наверное, там останутся, на них будут оформлены все необходимые документы для работы. Так что ввоз нами нелегальной рабочей силы в Прибалтику домыслы местных газет. У властей, к нам, кстати, претензий не было. Мы сами попросили трудовую инспекцию Литвы дать заключение по поводу нашей деятельности, и она не выявила никаких нарушений.
На самом деле такие сигналы говорят о том, что мы все правильно делаем. Литва самый успешный наш зарубежный регион, сейчас у нас там бум продаж, и конкуренты это замечают. На Украине то же самое было. Два года дела у "Евросети" шли ни шатко ни валко, а когда бизнес начал расти, выяснилось, что местную общественность, видите ли, смущает российский флаг в нашем логотипе.
Расскажите поподробнее, чем вызван ваш затяжной конфликт с Nokia? Что вы и ваш оппонент делаете для его урегулирования?
Не хочу полоскать грязное белье. Скажу лишь, что конфликт возник из-за неоднократного невыполнением партнером финансовых обязательств. Например, мы договариваемся с Nokia о поставках товара по определенной цене, а впоследствии нам предлагают купить его по завышенной. А потом выясняется, что нашим конкурентам телефоны продают дешевле, чем нам. Ну как можно работать в таких условиях?
На самом деле мы не прекратили торговать телефонами Nokia, только специально мы их сейчас не продвигаем. Сейчас на Nokia приходится 8-9% наших продаж, то есть каждый 12-й телефон, который продается в наших салонах, Nokia. Телефоны эти в принципе очень приличные, людям нравятся. Если кто-то из покупателей пришел к нам за Nokia, без телефона он не уйдет.
В прошлом году вы свернули продажи контрактов Tele2. Будете ли вы продолжать отношения с этим оператором, на каких условиях?
Тут надо рассматривать отношения с этим оператором в целом. Tele2 хочет сотрудничать с нами в России. А в Прибалтике, где их позиции достаточно сильны, они работать с нами не хотят, просто идет откровенный саботаж. Такая логика "здесь мы с вами играем, а здесь не играем" нас не устраивает. Если они захотят работать с нами и зарабатывать пожалуйста. Мы много можем, у нас огромные способности и возможности. Когда людям нужны продажи, мы делаем из камней хлеба, из воды вино и ходим по воде. Если Tele2 не хочет продаваться у нас мы не настаиваем.
Недавно правоохранительные органы завели уголовное дело против поставщиков телефонов, уклонявшихся от уплаты налогов. По информации МВД, соучредителем одной из компаний были вы. Как вы прокомментируете эту ситуацию? Были ли у правоохранительных органов вопросы к сотрудникам "Евросети" в рамках этого дела?
До августа 2005 года, когда "Евросеть" стала сама ввозить телефоны, у компании было огромное количество поставщиков, среди которых, вероятно, могли быть нечистоплотные компании. "Евросеть" является добросовестным приобретателем, не несет ответственности за другие компании и не может отслеживать пути ввоза техники в страну другими компаниями.
Уже несколько лет вы и другие руководители "Евросети" говорите о планах первичного размещения акций. Однако "Евросеть" до сих пор даже не изменила юридический статус с ООО на ОАО. Действительно ли вам необходимо превращаться в биржевую компанию?
В 2008 году точно превратимся. После выборов.
Во сколько вы сейчас оцениваете стоимость "Евросети"?
Я не аналитик, мое дело продавать телефоны. Нам представляли очень много противоречивых оценок стоимости компании. Все покажет биржа.
Участники рынка постоянно говорят о ваших планах продать крупную долю в уставном капитале "Евросети". В качестве покупателей называются "Русские фонды", структуры группы "Ренова". Соответствуют предположения участников рынка вашим реальным планам?
Знаете, а мы никому не собираемся продавать какие-то доли в уставном капитале. Да, много таких предложений было в 2004-2005 годах, когда у нас был период бурного роста. Но теперь мы выросли и стали очень большой и дорогой компанией. Предложений нас купить поубавилось.
Рассматриваете ли вы варианты сотрудничества с крупными западными операторами, не считая Tele2, и ритейлерами? Готовы вы помогать им проникнуть на российский рынок или же, наоборот, сами надеетесь с их помощью выйти на европейский рынок?
А зачем нам все это нужно? На зарубежные рынки мы можем выйти и сами. Испытательный полигон для нас Прибалтика. Если там наши дела пойдут успешно, мы сами, без чьей бы то ни было помощи пойдем на Запад. Если нет значит, это не наше.
Сейчас российский рынок сотовых телефонов, по признанию всех его участников, стагнирует: падают темпы роста, объемы продаж. Ощущаете ли вы стагнацию на себе?
Конечно, ощущаем. У нас нет прежнего бешеного прироста количества магазинов. В этом году мы откроем совсем немного, часть старых магазинов закроем. Дальнейшее развитие мы видим в создании сети сервисных центров, оптимизации затрат, улучшении качества обслуживания клиентов, диверсификации бизнеса. О конкретных планах диверсификации пока говорить не буду, дабы не делиться идеями с конкурентами. Правда, скажу, этот процесс пока идет непросто. Например, крайне неудачным оказался опыт с продажей ОСАГО. Сейчас мы уже в пятый раз пытаемся запустить собственный контентный сервис четыре предыдущие попытки закончились неудачей и сменой управляющего. На этот раз, надеюсь, все-таки получится. И еще от планов создания виртуального оператора мы не отказались. Принципиальная договоренность о его создании с одной из компаний сотовой связи у нас есть. К концу этого года, обещаю, первый абонент вставит в телефон SIM-карту с надписью "Евросеть".
Как, на ваш взгляд, сложится судьба "Евросети" и ее конкурентов в ближайшие год-два? Кто останется на рынке, а кто покинет его?
Конкретные компании назвать затрудняюсь, но, мне кажется, рынок покинут две-три компании из входящих сейчас в первую десятку. Выживут те, у кого лучше менеджмент, маркетинг, отношение к клиентам.
Интересуют ли вас сейчас слияния и поглощения в России? Будете ли вы покупать какие-то активы за ее пределами?
В России нас мало что интересует, мы уже везде представлены. Мы покупаем салоны там, где нам их не хватает. Не хватало нам в прошлом году точек в Питере мы купили "Ультру". В дальнейшем мы планируем только "точечные" покупки. Есть, к примеру, в каком-нибудь миллионнике или полумиллионнике торговый центр, а в нем ПБОЮЛ, скажем, Абрикосов. Бизнес у него небольшой, зато место хорошее. Такой актив с двумя, тремя, четырьмя магазинами мы можем купить.
"Евросеть" в течение всей истории своего существования позиционировала себя как дискаунтер. Нет ли у вас желания сменить формат?
Да, мы действительно дискаунтер. Но в последнее время мы стали, что называется, "дискаунтером с человеческим лицом". Естественно, мы не намерены отказываться от дешевых телефонов. У нас так и останется самый дешевый телефон Motorola за 990 руб., который продается практически по себестоимости, "самый дешевый MP3-плеер", "самый дешевый фотоаппарат". Но есть и множество высокомаржинальных "бантиков", на которых мы планируем зарабатывать. Например, это сверхдорогие элитные телефоны. Вот, пожалуйста, в нашем бутике на Тверской, 14 мы недавно продали такой телефон Vertu Signature Bucheron Cobra за €309 тыс.
Какие изменения на рынке в этом году, на ваш взгляд, повлияют на сотовый ритейл?
Я думаю, событий будет много. Но революций не произойдет скорее, это будут логичные, поэтапные, эволюционные шаги. К концу года, я надеюсь, в Москве и других городах появятся сотовые сети 3G. Это приведет к какому-то росту продаж, но, как показывает опыт Европы, люди не побегут в салоны сотовой связи за телефонами третьего поколения. Другое дело мобильное телевидение DVB-H. Это будет гораздо более массовая услуга. Представьте себе, что начнется, когда оно станет массовым и появится, грубо говоря, в каждом вагоне метро. Это действительно может спровоцировать массовую замену телефонов.
Более реалистичный прогноз касается смартфонов, спрос на которые в этом году будет одним из локомотивов общего роста продаж. Спрос на них будет подстегивать, в частности, развитие сетей Wi-Fi, которые в Москве и не только сейчас развертывают операторы.
Ожидаете ли вы появления на российском рынке мобильных телефонов новых игроков? Как вы оцениваете перспективы продаж Apple iPhone в России?
Сомневаюсь я в этих перспективах. Apple IMC Russia, который сейчас представляет Apple в России, это какая-то вахтерская структура, прокладка между производителем и рынком. Россию Apple в упор не видит и серьезно к ней не относится. Если iPhone будет продвигаться в России так же, как iPod, ничего хорошего из этого не выйдет: в России доля рынка iPod в семь раз ниже, чем по всему миру. С iPhone в России все будет нормально в том случае, если Apple даст возможность дистрибуторам нормально продавать свой товар, вложится в рекламу, промоакции.
Какое влияние, на ваш взгляд, окажут на сотовый ритейл изменения правил госрегулирования отрасли? Сейчас в Минэконоразвития рассматривается возможность отмены ввозных пошлин на сотовые телефоны...
...и портативную электронику тоже. Если это сбудется, будет потрясающая новость для рынка, однозначно положительная. При ликвидации 5-процентной пошлины розничные цены на телефоны опустятся на 6-6,5%. Производители начнут возить свои телефоны напрямую и реализовывать за рубли. Соответственно, кредиты для ритейлеров на Западе станут дешевле, а риски компаний, страхующих поставки в России, снизятся. При этом резко снизится доля "серых" поставок это показывает, в частности, опыт Казахстана, где ввозные пошлины уже упразднены. Это значит, что мы будем получать нормальные телефоны с нормальными гарантиями, действующими в России. Обеление отрасли в целом в перспективе для государства это означает увеличение сбора НДС и ЕСН за счет обеления зарплаты персонала сетей сотового ритейла.
Интервью взял ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ
Чичваркин Евгений Александрович
Родился 10 сентября 1974 года в Москве. В 1996 году окончил Государственную академию управления, учился в аспирантуре, но диссертацию не написал. В 1991 году начал работать продавцом на рынке в "Лужниках", через несколько лет стал владельцем нескольких точек. По словам господина Чичваркина, он был первым, кто привез в Москву шоколадные яйца с сюрпризом внутри. В 1996 году работал завхозом в магазине по продаже сотовых телефонов. В 1997 году с другом детства Тимуром Артемьевым основал компанию "Евросеть". В 2001 году стал автором скандального рекламного ролика со слоганом "'Евросеть', 'Евросеть' цены просто о...ть", благодаря которому компания получила широкую известность. Его состояние оценивается в $330 млн. Является постоянным автором журнала "Секрет фирмы" ИД "Коммерсантъ".
ООО "Торговый дом 'Евросеть'"
Компания основана в апреле 1997 года как салон сотовой связи в Москве. Сейчас сеть насчитывает более 5100 магазинов в 1200 городах России (3670 магазинов), Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Армении, Латвии, Эстонии и Литвы. "Евросеть" крупнейший в России продавец мобильных телефонов (12,1 млн штук в 2006 году, доля 41,7%) и контрактов сотовых операторов (26,7%). Ежемесячно салоны компании посещают 45 млн человек. Оборот в 2006 году $4,6 млрд, выручка $3 млрд, EBITDA $116 млн, чистая прибыль $22 млн. В рейтинге Ъ "Топ-50 российских ритейлеров" "Евросеть" занимает второе место после сети магазинов бытовой техники "Эльдорадо". На 100% принадлежит голландской Euroset Holding, владельцами которой являются Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев.
КоммерсантЪ
|