Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Слепки общества

Фото: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ

Оставить свой след в истории или отпечаток на Аллее звезд удается лишь избранным. Зато получить слепок своей ладони, чтобы повесить его на стену или завещать потомкам, может абсолютно каждый. Впрочем, как и заработать на желании человека оставлять следы. Ведь такие сувениры, пользующиеся спросом на Западе, входят в моду и в России.

От отпечатков к слепкам

Окаменевшие следы древних людей или животных сохранились благодаря случайному стечению обстоятельств. В наше время люди стали подходить к такому шагу осознанно -- в XX столетии понятие физического следа фактически возвели в культ.
Так, в 1958 году Оливьер Вайсмюллер придумал голливудскую Аллею звезд, где знаменитости могли бы оставлять отпечатки своих рук. Надо отметить, что для звезд это весьма почетно, а кандидатуры утверждаются Торговой палатой Голливуда. Позже такие аллеи появились в других городах и странах: в Канне -- на набережной Круазетт, в Лондоне, в Японии, в России. Предприимчивые власти Монте-Карло пошли дальше и создали специальную Аллею футбольных звезд с отпечатками ног великих футболистов. К слову, каждый спортсмен, удостоенный такой чести, получает в виде подарка отпечаток своей ноги из золота. Кстати, звездные следы оставляли не только люди, такой чести были удостоены и собаки. На голливудской Аллее звезд есть плиты, свидетельствующие об этом. Так, за съемки в многочисленных фильмах право называться настоящей кинозвездой получила немецкая овчарка Рин Тин Тин (см. "Деньги" от 13.11.2006).
Впрочем, еще до появления Аллей звезд любой желающий мог за небольшие деньги заполучить слепок рук и ног или же просто оставить отпечаток, купив в магазине упаковку полимерной глины. Придумали этот бизнес тоже американцы, причем случайно. В 40-х годах прошлого века на заводе компании Zenith Products, которая занималась производством промышленных покрытий, создали материал под названием Sculpey -- тепловой переходник для электроизоляции трансформаторов. Однако предприятие оказалось неприбыльным, и производители, наверное, обанкротились бы, если бы не один клиент. Случайно отщипнув кусок похожей на глину массы, он слепил фигурку. И Sculpey решили продавать по-другому. К концу 1960-х материал для "ручного" творчества уже был известен по всей Америке. Для продвижения продукта компания устраивала демонстрации на ярмарках, выставках и в магазинах. "Наша теория заключалась в том, чтобы вложить нашу глину в руки клиентов любым путем, каким только можно,-- говорят в компании.-- Покупатель должен был взять пластик в руки, чтобы понять, что это такое. Метод сработал, и компания начала расти".
Сейчас компания Zenith Products помимо Sculpey выпускает множество разных продуктов для детского творчества. Например, одним из хитов продаж стали так называемые Frame Sets -- наборы из полимерной глины, напоминающие обычную книжку. Ребенку достаточно приложить ладонь к "странице" -- и след застынет. Стоимость такого набора колеблется от $25 до $40. Кроме того, в ассортименте компании больше десятка продуктов, предназначенных для профессиональных скульпторов, моделистов и различных ремесленников.
Однако в России и странах бывшего СССР, где с недавних пор композиции из слепков младенческих -- и не только -- ладошек и пяток вошли в моду, продукция таких "глиняных" гигантов, как американская Zenith Products или немецкая Fimo, пока не столь известна. Спрос на модные сувениры удовлетворяют частные ремесленники, которые на заказ изготавливают не только отпечатки, но и объемные слепки рук и ног. Например, латвийский рынок слепков, по приблизительным оценкам, составляет около $300 тыс. в год (при населении меньше 2,5 млн человек).
По словам Натальи Бондаренко, директора латвийской компании BamBini, их фирма состоит из двух человек -- исполнительного директора (он же автор идеи) и художника-оформителя. Один принимает заказы от клиентов по телефону или через интернет, второй выезжает на дом к клиенту и снимает слепки с помощью специального пластичного материала (какого именно, мастера говорить отказываются, чтобы не раскрывать секреты, но, как правило, это все те же полимерные глины Sculpey или Fimo). Затем в мастерской изготавливается форма и отливается слепок, а также оформляется рамка. В ней помимо отпечатков младенческих ладошек могут быть другие памятные родителям вещицы вроде пинеток или фотографии.
За месяц такая фирма обслуживает до 30 клиентов. Цена одного слепка -- от $100 (при себестоимости $20). Прибыль предприятия составляет около $1,5 тыс. в месяц. С условием эффективной рекламы в печатных и онлайн-изданиях (в основном посвященных детям) -- еще больше.

След в след
Российский рынок слепков пока не берутся оценивать даже те, кто на нем работает. Но, по их мнению, он значительно больше латвийского. Прежде всего потому, что изготовлением слепков занимаются не только мелкие фирмы, но и компании, специализирующиеся на производстве товаров для детей. Например, московская компания "Страна души" делает модные сувениры с 2003 года.
Технология изготовления проста и практически ничем не отличается от уже описанной: сначала снимаются отпечатки, потом делаются форма и сам слепок, последний этап -- оформление (в "Стране души" предлагают более 50 вариантов). В качестве сырья для изготовления самих слепков используют полимерные составы. Прежде всего по причине долговечности -- такие слепки не в пример прочнее гипсовых. Кроме того, с полимерами гораздо проще работать -- их не нужно разводить в воде, они быстро затвердевают. Поэтому, несмотря на высокую цену полимерных материалов (для сравнения: 1 кг гипсового порошка в среднем стоит 25 руб., а 500 г полимерной глины -- около 300 руб.), из гипса слепки не делают.
Из каких именно материалов слепки изготовлены, представители "Страны души", как и их латвийские коллеги, не говорят. Производственный процесс -- это, по словам директора ООО "Страна души" Андрея Цвейбы, их ноу-хау. В среднем слепки изготавливают за две недели. Если заказ срочный, его могут выполнить в два раза быстрее.
Стоимость изготовления самого слепка -- от $100. Конечная цена зависит от оформления (это может быть багет с фотографией ребенка и всевозможными декоративными элементами) и покрытия. Младенческие ручка и ножка с хромовым покрытием в багетной рамке 30 х 40 обойдутся в $350, покрытые сусальным золотом -- на $250 дороже.
Помимо того что фирма сама занимается изготовлением слепков, она продает франшизу на принадлежащую ей марку "Счастливый след". Франшизу продают по одной на регион. Примерная стоимость -- от 25 тыс. руб. плюс ежегодное роялти в размере 13 тыс. руб. За это франчайзи предоставляют полное право на использование брэнда, обучают технологии изготовления и поставляют необходимые материалы. Кроме того, "Страна души" обеспечивает рекламную поддержку своих франчайзи -- в журналах "Мой ребенок", "Счастливые родители", "Мой кроха и я", "Аистенок", "Няня" и в интернете. По словам представителей "Страны души", для открытия предприятия нужны два сотрудника и начальный капитал в размере $1-2 тыс. Рентабельность составляет 300-500%.
Насколько выгодна продажа франшизы, в "Стране души" не говорят. Однако за последние несколько лет компании под маркой "Счастливый след" появились в Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Иркутске, Казани, Ставрополе, Екатеринбурге.
Занимается продажей франшизы и новосибирская компания "Волшебный след, Magic Print Co". Ее представители работают в Красноярске, Новокузнецке, Ростове-на-Дону, Кирове, Ижевске и Прокопьевске. Франчайзи тоже обеспечивают технологией изготовления, материалами и рекламной поддержкой. Стоимость франшизы -- около 30 тыс. руб.
По словам представителей компаний, готовые наборы из магазинов (в России в основном китайского производства) серьезной конкуренции производителям слепков не составляют. Прежде всего потому, что их услуги эксклюзивны и выполняются в соответствии со всеми пожеланиями клиента.

Бизнес на детях
По словам представителей фирм, занимающихся изготовлением слепков, их заказчики -- это в основном молодые родители, бабушки и дедушки. Андрей Цвейба: "Основное направление -- это, конечно, товары для детей. Для взрослых слепки заказывают редко. Объясняется это, скорее всего, тем, что подарок не является сюрпризом. Иногда слепки заказывают для молодоженов, руководителей предприятий, спортсменов, артистов". По его мнению, слепковый бизнес напрямую зависит от демографической ситуации в стране. Он утверждает, что "программа президента по оказанию финансовой помощи при рождении второго ребенка может подхлестнуть успех предприятия. Сегодня к нам стали обращаться родители, делавшие заказ для первенцев два-три года назад".
По словам господина Цвейбы, случается, что родители настолько увлекаются созданием галереи ручек и ножек своего малыша, что желают иметь коллаж со слепками всей семьи, включая домашних животных. В итоге, правда, получаются композиции чуть ли не масштаба творений Церетели (такая композиция, да еще покрытая сусальным золотом, может обойтись клиенту почти в $1 тыс.). К слову, отпечатки следов домашних животных не такая уж и редкость. Чаще всего их заказывают хозяева собак декоративных пород.
Впрочем, заказ собственного следа становится все более модным явлением. Заказывают, например, слепки рук молодоженов в кольцах и даже слепки собственных особо красивых частей тела (скажем, груди). Так, в одной московской спортивной школе на почетном месте висит спецзаказ -- слепки рук и ног олимпийских чемпионов. Люди с достатком предпочитают слепки рук в полную величину в золотом исполнении.
КСЕНИЯ ВАСИЛЬЕВА



КоммерсантЪ-Деньги
12.03.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов