Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Капитан Брангель

Идея бизнеса PR-Auto в размещении элитной рекламы на борту новых элитных машин

Александр Брангель, совладелец PR-Auto, первым в России предложил услугу дешевого проката элитных автомобилей с рекламой на борту. В Европе брэндированный Smart стоит 1 евро в сутки, в Москве же цена за новую Mini с рекламой пока не опускается ниже 15 евро, но в планах Александра снизить планку до 3 евро. Однако он убежден, что промонаправление PR-Auto никогда не перекроет основное - прокат небрэндированных Ferrari, Maybach, Hummer и т. д.

Александр Брангель родился в Крыму, но всю свою сознательную жизнь провел в Канаде, куда эмигрировал вместе с родителями, когда ему было семь лет. По окончании школы и двух университетов Александр работал в Торонто юристом и параллельно занимался автоспортом - участвовал в автогонках по Леману. Продолжением этого увлечения стало открытие дилерской фирмы по продаже машин Crysler. Но в 1994 году Александр оставил автопром и поехал в Россию работать по специальности - юристом международного эмиграционного права.

- Здесь возник большой рынок желающих уехать в Канаду на ПМЖ,- рассказывает Александр.- Один из клиентов, которому я оформлял соответствующие бумаги, предложил мне зарегистрировать совместную компанию и открыть в Москве офис по оказанию эмиграционных услуг. Но бизнес просуществовал недолго - я продал свою долю компании и снова увлекся автомобилями. В середине 1990-х годов в России началась массовая скупка иномарок - мы возили Grand Cherokee, Cadillak и прочие элитные машины, которых в Москве до этого не было. Работали со 100-процентной предоплатой, но по сегодняшним меркам бизнес был кустарным. Контейнеры шли, таможни как таковой не существовало - принял, разгрузил, продал. Следующим направлением стало оформление международных прав: русские люди поехали за границу, но брать там прокатные машины не имели возможности, так как российские водительские удостоверения не котировались в Америке, Канаде, ОАЭ, Израиле и многих других странах. Мы получили доверенность от ООН на выдачу подтверждений соответствия национального водительского удостоверения международным нормам и продавали их. Через нас прошел весь "Первый канал"- на Олимпиаде в Японии журналисты впервые без проблем взяли в аренду транспорт. Бизнес этот настолько успешно развивался, что компания переросла в большой международный автоклуб по поддержке автомобилистов по всему миру. Мы делали уже и Green Card, и VIP-перелеты, и техпомощь на дорогах России и Европы и прочее. Но потом случился дефолт, и наш сервис оказался никому не нужным. До 2000 года компания функционировала вяло, а в какой-то момент я разошелся во взглядах с партнером.

- Как вы пришли в прокатный бизнес?
- Еще работая по импорту автомобилей, я постоянно мотался в Канаду и обратно. Помню, однажды остановился в гостинице Центра международной торговли и попытался взять машину в аренду - там уже работали Hertz и Eurodollar. Но для иностранца, имеющего кредитные карты, процедура аренды оказалась невозможной: надо было либо брать автомобиль с водителем, либо оставлять сумасшедший залог в размере стоимости машины, да и сама арендная плата была настолько высокой, что все это не имело смысла. Ford какого-нибудь затертого года стоил столько же, сколько в Европе Ferrari. Поэтому идея собственного проката крутилась у меня в голове довольно долго. И первую компанию я открыл в 2001 году. Но опыт оказался крайне неудачным. Вечная проблема России - невозвраты. Они, конечно, есть во всех странах, но здесь до какого-то момента не было отлаженной системы страхования, покрывающей потери. То есть прокатом можно было заниматься только с учетом специфики - не только с водителем, но желательно еще и с охранником.

При участии немецких партнеров Александр ввез в Россию 50 нерастаможенных BMW под европейским лизингом. Бизнес ориентировался на сегмент люксовых услуг - только дорогие и новые автомобили.

- Прокатный бизнес подразумевает именно лизинг, никак не покупку,- машина в прокате должна быть новой постоянно. Каждый день меняется водитель со своей манерой езды, плюс дороги не идеальные - автомобиль убивается, как бы за ним не следили. А брать подержанную, потрепанную машину премиум-класса никто не захочет. В России на тот момент нормального лизинга не было, да нет и сейчас - только завуалированный кредит. Потому что лизинг - это взятая на время чужая машина. На Западе вы не платите никакого первого взноса - приезжаете, оформляете документы, получаете автомобиль и определенное время пользуетесь им, производя ежемесячные платежи, по окончании которых вам предлагается льготный выкуп транспорта в собственность (30-40% от рыночной стоимости машины) или возврат. В последнем случае лизинговая компания отправляет использованный автомобиль на аукцион вторичного рынка. Западное налогообложение построено таким образом, что лизинг - это затратная, а не балансовая часть, поэтому он выгоднее, чем кредит, где надо вкладывать деньги в машину, которая по мере эксплуатации теряет в цене. Такие премиальные марки, как Bentley, Maybach, Ferrari, теряют до 40% стоимости сразу после получения номеров даже при нулевом пробеге.

- Чем закончился ваш первый опыт?
- При ввозе транспорта из Германии мы столкнулись со сложностями: большие платежи на таможне, залоги и т. д.- и все это чудом обошли, но когда через год стали машины возвращать, оказалось, что они в розыске Интерпола. Так сложилось, что мои западные партнеры все это время не платили за лизинг. Автомобили ушли, но бизнес тут же пришлось свернуть.

Соблазн велик
Вторую попытку прокатного бизнеса Александр Брангель начал в 2005 году уже с российскими партнерами. Концепцией новой компании PR-Auto стало совмещение promotion (рекламы) и rent (проката) опять же на базе автомобилей класса люкс.

- Идея заключалась в размещении элитной рекламы на борту новых элитных машин: 20, 30, 40 автомобилей мотаются по городу как билборды, которые не стоят на месте. На Западе подобная услуга развита давно, но там используются маленькие модели типа Smart, и продвигают они массовые брэнды. Никто еще не размещал рекламу на автомобилях дороже 10 тыс. евро. У нас же самая дешевая машина стоит 30 тыс. евро - брэндированные Hummer, X5, "семерки" BMW и т. д.

- И потребители элитных марок готовы участвовать в рекламе? Ведь если человек идет в прокат за Hummer, то он явно хочет получить ощущение превосходства над окружающими. Разве реклама на борту не нивелирует "понты"?
- Есть два аргумента: 118BMW стоит 100 евро в сутки (это без рекламы), а с таковой - максимум 15 евро. Мы планируем довести Mini с рекламой до 3 евро в сутки (без рекламы - 70 евро). И у клиента всегда есть выбор - взять автомобиль за полную стоимость или за символическую. BMW X5 за 370 евро в сутки или за 50 евро - "Жигули". Второй аргумент мы не размещаем на борту рекламу Pampers, Tampax и унитазов - только достойные продукты (сигареты, дорогой алкоголь, шины) и достойные компании (Samsung, "Дон-строй", "МОРЕ плаза", "Афиша Мир", British American Tobacco, Goodyear и т. д.).
Человек среднего достатка, не имеющий возможности купить люксовый автомобиль, но обладающий сильным желанием на нем поездить, получит свою долю "понтов", еще и с примесью интересного дизайна.

- Как и на каких условиях вы получили прокатные машины?
- Открыв PR-Auto, мы пошли по московским лизинговым компаниям с бизнес-планом в попытке получить автомобили на выгодных условиях, но опять наталкивались на опосредованный кредит: фирмы брали в банке деньги, покупали машины и потом сдавали их в лизинг, у которого ускоренная, трехкратная амортизация. Раньше с него еще и не платился НДС. Но была одна проблема: компании не знали, что делать с возвратными машинами, у них не было возможности их быстро продавать на вторичном рынке. В России ведь нет аукционов, поэтому до сих пор предлагается обязательно выкупать автомобили по истечении срока лизинга. Мало того, есть еще и абсурдный первоначальный взнос. Сейчас на российский рынок пришли итальянцы, американцы, думаю, через год здесь появятся настоящие лизинговые компании в европейском понимании этого слова. А в 2005 году нам пришлось просто покупать машины: 20 Mini, 20 118BMW и 20 вразброс - X5, "трешки" и "семерки".
Приобретение осуществлялось через представительство BMW - сегодня у любого дилера в Москве мы имеем приличную скидку.

- Как вы привлекали рекламодателей?
- Менеджеры обзванивали компании с предложением разместить свою рекламу на наших бортах. Всем идея очень нравилась, но люди думали, что такой носитель будет намного дешевле билбордов. Дешевле - да, но ненамного. И это оправданно: конструкция билборда стоит $2 тыс., а автомобиль - 30 тыс. евро. Окупаемость столба просчитывается, а транспорт - это риски (аварии, угоны и т.д.). Размещение рекламы на билборде 3 х 6 на стороне А (по направлению к центру) стоит 6-7 тыс. евро в месяц. Машины вместе с производством обклейки - 2,5-3 тыс. евро в месяц. Но мы заставляем их двигаться. Рекламодатели получают ежедневный мониторинг, где машина проезжала, где и сколько стояла. Все автомобили под спутником, поэтому есть возможность отслеживать их маршруты.

- Вы сами обклеиваете машины?
- Да. Все машины изначально черные. У нас есть своя дизайн-студия, разрабатывающая макеты, и специальные плоттерные станки, печатающие изображение на светоотражающей пленке - снаружи она непрозрачная, а изнутри все видно. Обклейка одной машины обходится от 300 евро.

- Как проходят рекламные кампании с участием ваших автомобилей?
- Сценарии могут быть разными. Например, British American Tobacco проводила акцию с участием наших брэндированных Hummer, которые заказывала под себя же. За рулем двух машин ездили по городу сотрудники BAT. Иногда клиенты запускают машины цепочкой: 20 Mini с рекламой на бортах четыре часа в день ездят по Москве паровозом, управляемые также водителями заказчика, который оплачивает как производство, так и аренду транспорта на время акции. Еще один вариант - только размещение, когда уже мы сами сдаем машины в аренду. Казалось бы, компания могла бы купить корпоративные автомобили, обклеить их собственной рекламой и выдать своим же менеджерам, но, во-первых, менеджеров не так много и не факт, что их машины не будут проставить на парковке у офиса, где их никто не увидит, во-вторых, корпоративный транспорт- это головная боль в обслуживании: его надо постоянно чинить, менять, хранить, платить с него налоги и т. д.
Мы же берем на себя все формальности и обеспечиваем проходимость, отбираем водителей-арендаторов по принципу их перемещаемости и роду деятельности.

- То есть не каждый желающий может взять напрокат машину с рекламой?
- Конечно. Мы поставили жесткие рамки отбора. Человек должен работать и иметь определенный статус. Если это студент - то престижного вуза. И не более чем на пять суток в одни руки, чтобы маршрут движения не повторялся. Сами посудите, вряд ли компании Mercury понравится, если с ее брэндом на борту человек поедет "бомбить".
Несолидно. А ведь 80% "Жигулей" в аренде используются именно как такси. 800 руб. в сутки и бензин. Сломалась - выдадут новую. Авария - все застраховано. У нас было несколько инцидентов - ловили своих "арендаторов-бомбил" на118BMW. Соблазн-то велик.

- Вы планируете расширять это направление бизнеса?
- Да, но очередь из желающих будет всегда. Вообще, основное наше направление - это все-таки прокат элитных автомобилей без рекламы (Porsche, Hummer, BMW, Lexus, Ferrari). Сейчас по-прежнему мало компаний предлагают свои услуги в этой нише: боятся угонов, несмотря на страховку, которую, кстати, и не все выплачивают, а если и выплачивают, то только по окончании рассмотрения заявки (от трех месяцев). А машины дорогие, и в кредите, и в лизинге надо перечислять ежемесячные платежи, покрывать страховку, спутник… Мы рискуем. Клиент заполнил заявку онлайн, через 40 минут получил подтверждение на бронь, пришел и через 15 минут получил автомобиль.

Жаба не душит, сердце не болит
- В среднем наши машины окупаются за 1,5 года. За этот срок мы выплачиваем за их обслуживание сумму, равную первоначальной стоимости автомобиля. При этом, например, "семерка" BMW в принципе не может окупиться, но за 1,5 года она отрабатывает ту дельту, которую мы в нее закладываем. Машина стоит 120 тыс. евро, делим на 18 месяцев, получается 6730 евро без процентов плюс столько же за страховку. По истечении срока автомобиль теряет в стоимости 40%, и он их отрабатывает плюс приносит какую-то прибыль. Все машины мы продаем до истечения срока их гарантии. Пробовали устраивать аукционы, но пока не получается, поэтому транспорт скупают друзья и клиенты: автомобили у нас немного дешевле рыночной цены и в ухоженном состоянии.

- Большой ли у вас сегодня парк?
- 275 машин (частично в собственности, частично в лизинге или кредите). Они разбиты на два парка. Первый возможен под обклейку (70 автомобилей), второй - нет. Делятся они не только по маркам. Скажем, Ferrari в принципе не предусмотрен под рекламу, но и по наличию мы никогда не обклеим все Hummer, потому что завтра придет клиент и захочет взять машину по полной стоимости (350 евро в сутки), и он не должен уйти пешком.

- Кто они - арендаторы элитных машин по полной стоимости?
- Руководители крупных компаний, которые берут машины на время починки своих персональных автомобилей. Например, президент МТС брал "семерку" BMW , пока его ремонтировалась. Не желал он ездить ни на чем другом - только на новой BMW такой же модели и комплектации. Довольно часто прокатные автомобили дарятся на день рождения - девушка оплачивает сутки Lexus-купе для своего возлюбленного. Ferrari (1200 евро в сутки) берет "золотая молодежь", для того чтобы приехать в клуб и выпендриться перед друзьями. Или "микроолигархи", которые еще не могут купить парк крутых машин, но уже имеют средства их часто арендовать - сегодня он на Hummer, завтра на Maybach, никто ведь не знает, откуда у него эти автомобили.
Есть, кстати, и забавная тенденция - мужчины перестают дарить своим женщинам дорогие машины, они оплачивают длительный прокат под предлогом: "Если понравится, я тебе такую куплю", а потом закончилась любовь, сдал ключи и никаких претензий, жаба не душит, сердце не болит, кого она там теперь возит.

- Часто ли бывают невозвраты машин?
- За последние полтора года у нас было два угона. Машины так и не нашли, но страховщики выплатили компенсации. В PRAuto есть своя служба безопасности, но это не всегда спасает. Часто бывают аварии, после которых машины простаивают, несут убытки. "Семерка" как-то ждала запчастей полгода, а Lexus уже 2,5 месяца в ожидании.
Это большой простой для бизнеса. Представьте картину: едет паровоз из 20 брэндированных Mini, и какой-нибудь ас въезжает им в зад. Пять, шесть или восемь машин сложились друг в друга. На дороге полмиллиона евро. Поэтому всякий раз, пока длится акция, я сижу в офисе как на иголках.

- Каковы у вас планы развития?
- Наш годовой оборот на прокате и рекламе составляет сегодня $3 млн. Есть планы занять позиции в нише корпоративного транспорта. В Россию постепенно приходит аутсорсинг в этом направлении. Пока лидером рынка является Hertz: они поставляют компаниям прокатные машины как для топ-менеджеров (с водителями), так и для рядовых сотрудников. Это долгосрочные проекты сразу на 30-40 машин. Здесь больше стабильности. Поэтому мы хотим "потолкаться". Уже сегодня активно работаем с мэрией Москвы, администрацией президента. У нас есть свои англоговорящие водители - недавно возили по Москве брата королевы Англии.

АНАСТАСИЯ НИКИТИНА

Газета "Бизнес"
20.03.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов