Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Умножение смыслов 

Компания Виктора Вексельберга «Ренова-медиа» всего год назад вышла на телекоммуникационный рынок, попала в «большую тройку» кабельных операторов и уже через два года грозится вырваться в лидеры отрасли.

На столе у Юрия Припачкина – довольно странный предмет. На первый взгляд, телефон. Сваренный из водопроводных труб каркас, придавленный трубкой – такой же, железно-суставчатой. Со второго взгляда понятно: это не телефон – на диске нет дырок для пальцев. Зато есть часовая и минутная стрелки – значит, часы. Но циферблат «телефона» – не совсем и циферблат. Там нет часов и минут. Время генерального директора «Реновы-медиа» измеряется в атмосферах, как давление.

Замыкающему «большую тройку» московских операторов широкополосного доступа холдингу «Ренова-медиа» недавно исполнился год. Но у Юрия Припачкина свое исчисление времени. «Мы, между прочим, старше „Системы”»,– говорит он, имея в виду базовую для холдинга компанию «Комкор», созданную лично им в 1992 году.

Дальновидность, проявленная 15 лет назад Юрием Припачкиным, не удивляет. Профессиональный радиоинженер и лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники за 1989 год начинал бизнес, что называется, по специальности. Удивительнее то, что магистральной оптоволоконной сети «Комкор», а также созданному в 1995 году оператору кабельного телевидения и интернет-провайдеру «Комкор-ТВ» (сегодня брэнд «Акадо») удавалось все это время чутко реагировать на показания бизнес-барометра и вступать в правильные альянсы, получая деньги на развитие.

Первые серьезные инвестиции ($20 млн) компания Юрия Припачкина, ориентированная на рынок интернет-доступа и платного телевидения, получила шесть лет назад. Расставшись с одним из акционеров, компанией «Мостелеком», «Комкор-ТВ» обратился к американским инвесторам. В результате владельцем «Комкор-ТВ» стала компания Moscow CableCom, в которой в свою очередь контрольный пакет получил Юрий Припачкин.

Когда в 2004 году вновь возник вопрос о привлечении инвестиций, Moscow CableCom объявила о размещении своих акций. Иностранные инвестбанки быстро нашли инвестора – им оказалась Columbus Nova, принадлежащая Виктору Вексельбергу. Его инвестиционная компания не только приобрела за $22,5 млн почти 34% акций Moscow CableCom, но и предоставила кредит на $28,5 млн.

Так Виктор Вексельберг получил свой первый телекоммуникационный актив, а Юрий Припачкин лишился контроля над компанией, зато приобрел важнейшего стратегического инвестора.

ДОСЬЕ
«Ренова-медиа» образована в марте 2006 года. Сфера деятельности – предоставление телевизионных услуг, высокоскоростного доступа в интернет и телефонии в едином пакете на базе современных оптоволоконных кабельных технологий. Владеет 75% оператора московской оптоволоконной сети «Комкор», 81,1% американской Moscow CableCom, которой принадлежит московский оператор кабельного телевидения «Комкор-ТВ» (торговая марка «Акадо»), 100% московского оператора кабельного телевидения «Телеинформ», 50% белорусского оператора спутниковой связи «Космос-ТВ». Выручка в 2006 году составила $200 млн. Собственные активы компания оценивает в $1 млрд. 51% в капитале компании принадлежит структурам Виктора Вексельберга, 49% – генеральному директору «Ренова-медиа» Юрию Припачкину.



Не скорби о «Корбине»
Еще недавно инвестиционная активность на рынке телекома, которую проявляла контролируемая Виктором Вексельбергом группа «Ренова», казалась аналитикам довольно сумбурной. В прошлом году впервые стало известно, что Виктор Вексельберг вместе со своим давним партнером Леонардом Блаватником владеет блокпакетом госмонополиста фиксированной связи – компании «Связьинвест». А в конце 2005-го Вексельберг на паях с еще одним сочувствующим телекому олигархом Александром Мамутом приобрел «Корбину телеком» – прямого конкурента «Комкор-ТВ» на рынке широкополосного доступа.

По словам аналитика MForum Дмитрия Деева, такое поведение типично для непрофильных инвесторов: «Если для „Системы” телекоммуникации – основной бизнес и все ее покупки укладываются в отраслевую логику, то инвестиции „Реновы” или „Нафта-Москвы” выглядят несколько хаотичными».

Со «Связьинвестом» все было более или менее понятно: блокпакет покупался в надежде на скорую приватизацию холдинга. А вот с «Корбиной» дело обстояло сложнее. Этот оператор работал в 24 регионах, а на московском рынке интернет-доступа конкурировал со «Стримом» и «Акадо». Тем не менее новые владельцы предоставили компании $20 млн инвестиций, еще $52 млн «Корбина телеком» получила в кредит и пообещала к 2008 году охватить «оптоволокном» всю Москву.

Наблюдатели не исключали, что группа «Ренова» хотела объединить «Комкор-ТВ» и «Корбину телеком». Однако Юрий Припачкин объясняет иначе: эти покупки совершались, когда «Ренова-медиа» как холдинг еще не существовала и не было четко сформулированной стратегии. Так или иначе, объединение не состоялось, и владельцу «Реновы» пришлось выбирать между двумя конкурирующими активами.

Так «Корбина телеком» вновь сменила владельца. Виктор Вексельберг вместе с Александром Мамутом уступили контрольный пакет компании профильному игроку – Golden Telecom, получив взамен $10 млн и 8% его акций. Тогда же, в декабре 2006 года, «Ренова» простилась и со «Связьинвестом»: «трудноуправляемый» пакет купила «Система Телеком», пригласив налаживать связь со «Связьинвестом» Валерия Яшина – почетного мастера связи РФ и бывшего гендиректора монополиста.

«После того как „Ренова” очистилась от этих активов, у нас появилась четкая стратегия»,– заключает Припачкин.

НОУ-ХАУ
Холдинг «Ренова-медиа»:
– выбрал стратегию triple play (предоставление услуг по передаче голоса, доступа к интернету и видео в едином кабельном канале);
– чтобы ускорить развитие, активно покупает небольших игроков;
– ориентируется в основном на московский рынок, как наиболее емкий;
– чтобы обеспечить рост ARPU, решил самостоятельно производить медиаконтент.



Оперативный оператор
Главная характеристика стратегии «Реновы-медиа» – оперативность. Время, как известно, деньги. Чтобы не потерять первое, «Ренова-медиа» вынуждена тратить второе, мирясь порой даже с убытками.

Сам холдинг был оформлен в марте 2006-го. Путем нескольких сделок к концу прошлого года «Ренова-медиа» увеличила до 81% свою долю в уставном капитале Moscow CableCom – единственного акционера столичного игрока b2c-рынка кабельного оператора «Комкор-ТВ». В состав холдинга вошли и другие активы: магистральный оператор московской волоконно-оптической сети «Комкор», который уже успел подключиться к каждому четвертому зданию в Москве, и кабельный телевизионный оператор «Телеинформ», работающий на юго-востоке столицы.

Кроме того, «Ренова-медиа», как и конкуренты, скупала мелких игроков: столичные домовые интернет-сети «МИГ-телеком» и «Корпорация EXE», зеленоградского интернет-провайдера «Горнет». Благодаря покупкам сети холдинга сегодня опутывают все десять префектур Москвы (против шести год назад), а общая абонентская база превышает, по данным самого оператора, 212 тыс. домохозяйств.

В регионах «Ренове-медиа» везло меньше – до последнего времени холдинг не покидал пределов Московской области. В начале прошлого года группа «Ренова» вела переговоры с владельцами (компанией JIR Broadcast) крупного регионального кабельного ТВ-оператора «Объединенные кабельные сети» (UCN), имеющего 900 тыс. абонентов в 28 городах. Однако его цену $100 млн перебила «Система Телеком», заплатив почти $150 млн. Юрий Припачкин сочувствует конкуренту, считая, что телекоммуникационный гигант переплатил: «Наша цена тоже была выше реальной стоимости оператора. Но на четверть, не в два же раза».

Правда, в перегреве рынка «Ренова-медиа» была также замечена. В начале этого года она купила московского провайдера «Корпорацию EXE» с 32 тыс. абонентов за $20 млн. Аналитики посчитали цену в $625 за одного абонента завышенной в три раза. «Уровень премии, которую „Ренова-медиа” готова платить за московских абонентов, доказывает, что холдинг делает ставку на столичный регион»,– уверен партнер ComNews Research Леонид Коник.

Впрочем, нельзя сказать, что Юрия Припачкина региональная экспансия вовсе не беспокоит. Холдинг выбрал два стратегически важных города – Санкт-Петербург и Екатеринбург, где уже приобрел местных игроков. О каких компаниях идет речь, гендиректор пока не говорит, обещает только, что сделки будут закрыты к концу марта.

И самое главное – к концу весны «Ренова-медиа» выкупит за $150 млн оставшиеся 19% акций Moscow CableCom, которые пока распылены среди миноритариев. В результате сделки полный контроль над «Комкор-ТВ» перейдет к «Ренове-медиа», то есть фактически вернется к бывшему владельцу (Юрию Припачкину принадлежит 49% акций холдинга). Потратив в общей сложности на сбор активов для «Реновы-медиа» минимум $300 млн, он обещает, что это будет последняя покупка холдинга: «Все необходимое у нас уже есть».

РЫНОК
В России, по оценкам J’son & Partners, оформившегося рынка triple play пока не существует. Прослеживается сегментная специализация компаний, предоставляющих услуги либо интернет-доступа, либо платного телевидения, либо телефонии. Некоторые компании начинают осваивать double play (интернет плюс телевидение). По данным J’son & Partners, услугами широкополосного доступа в Москве пользуются не более 33% домохозяйств (1,12 млн). За последние два года объем рынка вырос почти вдвое. Если в 2004 года его емкость оценивалась менее чем в $100 млн (350 тыс. абонентов), то в 2006 году она превысила $191,2 млн (1,12 млн абонентов).
Основные игроки: «Система Телеком», владеющая марками «Стрим» и «Стрим ТВ» (32,1% абонентов), принадлежащая Golden Telecom «Корбина телеком» (8,8%) и «Ренова-медиа» с брэндом «Акадо» (8,6%).
Интерес к рынку широкополосного доступа в последние два года обозначила и группа «Нафта-Москва», подконтрольная Сулейману Керимову. В ее активах – крупнейшая в стране телесеть «Мостелеком» и региональный кабельный оператор «Национальные кабельные сети».



Тройная игра
Triple play – этот термин Припачкин употребляет чаще всего, когда говорит о стратегии своего бизнеса. Во всем мире операторы отказываются от специализации на отдельных услугах – интернет-доступе, телевидении или телефонии. Согласно исследованиям аналитиков Heavy Reading, строительство единого цифрового канала для передачи голоса, видео и данных признается операторами элементом стратегии выживания.

Несмотря на вывешенный флаг triple play, у «Реновы-медиа» кое-чего не хватает. В отличие от таких игроков, как «Система Телеком» и Golden Telecom, компания Юрия Припачкина не предоставляет услуги телефонии. 500 номеров из номерной емкости Института автоматизированных систем (ИАС), проданных холдингом в качестве эксперимента в Зеленограде, пока не в счет.

Однако Припачкин с азартом наблюдает за рынком и, похоже, искренне радуется успехам своего потенциального конкурента в телефонии – МГТС. Недавно московский монополист подвел итоги тарифной подписной кампании и объявил, что более 40% его абонентов выбрали безлимитный, то есть самый дорогой тариф. «Значит, и мы смело можем рассчитывать еще на $14 к ARPU»,– подсчитывает Припачкин.

Гендиректор отказывается выделить услугу-локомотив, которая призвана втягивать в сети «Реновы-медиа» абонентов,– он предпочитает вести тройную маркетинговую игру. По наблюдениям же ведущего аналитика J’son & Partners Татьяны Стародубцевой, большинство российских компаний все-таки ставят на широкополосный доступ в интернет: «Кабельное же телевидение, особенно в Москве, является услугой-аргументом для абонента – подпишитесь на интернет, а мы вам еще и ТВ бесплатно подключим».

Т2 $100 млн на содержание

Три недели назад холдинг объявил, что на создание собственного медиаконтента потратит $100 млн. Такое внимание кабельного оператора к «производству смыслов» вполне объяснимо. В 2006 году объявленная выручка «Реновы-медиа» составила $200 млн, в нынешнем году планируется увеличить ее в полтора раза. Чтобы добиться этого, компания может наращивать абонентскую базу и/или ARPU. Один из источников – скупка чужих абонентов – уже использован. Чтобы подключать новых абонентов и увеличивать ARPU, необходим уникальный контент.

По мнению Татьяны Стародубцевой, решение «Реновы-медиа» укладывается в общий тренд рынка: «Все игроки понимают, что строительство сетей – только полдела: в каналах нужно что-то транслировать. В России же ощущается нехватка качественного контента».

Конкурент «Реновы-медиа» «Корбина телеком» обещает потратить около $10 млн на покупку прав и производство собственного контента. «К 2011 году половину наших доходов от частных пользователей будет составлять плата за телеконтент»,– уверен генеральный директор компании Александр Малис. $50 млн потратит на развитие своей новой компании «Стрим-контент» холдинг «Система Масс-медиа», и раньше занимавшийся созданием каналов для «Стрим-ТВ». «Стрим-контент», которую возглавит основатель ИД «Коммерсантъ» Владимир Яковлев, будет производить развлекательные телепрограммы и ток-шоу как для «Стрим-ТВ», так и на продажу.

«Ренова-медиа» займется созданием тематических каналов и телепрограмм, которые планирует транслировать в своих сетях и продавать. Кроме того, недавно компания инвестировала $8 млн в блокбастер «1612», который снимает сейчас студия «Золотой орел». Рассматривается и перспектива создания собственного новостного канала.

«„Ренова-медиа” действительно один из самых интересных активов на рынке,– говорит управляющий директор инвестфонда Delta Private Equity Partners Кирилл Дмитриев.– Но с точки зрения инвестора поистине звездным активом могла бы стать объединенная компания – „Ренова-медиа” и, например, „Нафта-Москва”».

Насколько верна стратегия «Реновы-медиа», станет ясно нескоро – компания назначила IPO на 2009 год. Сегодня Юрий Припачкин оценивает стоимость компании в $1 млрд, но уверен, что на открытый рынок холдинг выйдет уже с удвоенной капитализацией.


Оксана Царевская
28.03.2007  Секрет фирмы

28.03.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов