Фокусы с превращением
Рекламисты открыли охоту на нестандартные медиа
Трубы ТЭЦ, мусоропроводы, соломинки для коктейля -
нестандартные рекламные решения отличаются дешевизной и славятся точечными
ударами по ЦА. Не менее известны проблемы с оценкой эффективности и
многочисленные административные препоны. Как они решаются?
Мэр одного из провинциальных городов в начале 1990-х годов
упрашивал операторов наружной рекламы украсить рекламным щитом Coca-Cola… здание
мэрии. В новом тысячелетии чиновники предпочитают более современные украшения.
Как стало известно ИР, в конце весны РАО «ЕЭС» решило повысить престиж своего
бренда, превратив гигантские трубы московских ТЭЦ в рекламный носитель. Для
этого компания закупила в Шанхае несколько световых проекторов стоимостью $30
тыс., каждый из которых способен преобразить серые бетонные трубы в рекламную
площадку мегаформата.
Внимание государственной монополии к нестандартным рекламным
конструкциям не назовешь открытием, опережающим время. В России все чаще
появляются проекты, в которых вместо нетрадиционного креатива идея доносится за
счет необычного медиа. «Мы больше не придумываем идею тридцатисекундного ролика
или билборда, а создаем идею и одновременно канал ее донесения», — рассказывает
Кирилл Смирнов, креативный директор TTL-агентства Proximity, в конце прошлого
года заявившего о выходе на рынок нестандартных рекламных проектов.
По распространенности нетрадиционные носители в России
находятся на предпоследнем месте, опережая мобильные телефоны (по данным
исследования, проведенного компанией Ipsos совместно с ИР. — см. ИР № 3’2007).
Но темпы роста этого рекламного сегмента впечатляют: опережая радио, ТВ и
наружную рекламу, «нестандарт» занял четвертое место. Схожая ситуация
наблюдается и в Европе, где в ближайшие несколько лет нестандартные каналы
обещают занять пятое место в рейтинге популярности рекламоносителей.
Практичные европейцы понимают, что рекламное сообщение,
появившись там, где его никто не ждал, способно дешево и сердито «ударить» по
целевой аудитории, одновременно вызвав бесплатный PR в СМИ. При этом западные
агентства предпочитают подбирать канал непосредственно под акцию рекламодателя,
а основную ставку делают на качество и оригинальность креатива (см. интервью с
Анджело Баллестеросом на стр. 20). В России чаще заботятся об охвате
нестандартного медиа. А после дебютного размещения стараются перепродать
эксклюзивный канал следующему рекламодателю.
клуб любителей экспериментов
Заказчиков нестандартного размещения условно можно разделить на
два лагеря. Крупнейшие телекоммуникационные и FMCG-компании готовы потратить на
эксперимент с новыми носителями мизерную часть бюджета (с точки зрения общих
затрат на медиа). Другую часть рекламодателей представляют клиенты с небольшим
бюджетом и локальными задачами, не претендующие на широкий охват. В этом случае
рекламная активность может полностью переместиться в нестандартный канал и
поглотить все 100% бюджета. «Среднестатистического клиента у нас пока нет,
-утверждает Кирилл Смирнов. - В этой стране, к сожалению, по-прежнему самым
дешевым способом доставки сообщения является ТВ. Поэтому мы играем в очень
странную игру - либо «поднимаем» тех, у кого нет денег на ТВ, либо подбираем
бюджеты, оставшиеся от телевидения».
На эксперименты с нестандартными носителями один из крупнейших
рекламодателей «ВымпелКом» тратит 3-4% от общего бюджета на медиа. В денежном
выражении сумма может доходить до нескольких десятков миллионов долларов. По
данным Ipsos, именно «Билайн» является лидером в использовании нестандартных
каналов, опережая МТС, «Мегафон», Nokia и др. «Мы используем такие нестандартные
каналы коммуникации, как реклама на поручнях в транспорте, в фитнес-центрах и
вузах для наших предложений, рассчитанных на узкую аудиторию», - рассказывает
ведущий менеджер по коммуникации «Билайн» Светлана Анурова.
|
Один из новых каналов – фитнес-клубы |
Всего в активах компании Medialect, обслуживающей проекты в области нестандартной коммуникации «Билайн»,
сейчас 37 каналов, включая рекламу в боулингах, бизнес-центрах, школах и салонах
красоты. Все они предназначены для работы с узкими целевыми аудиториями. Охваты
этих каналов достигают от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов
человек. Каждый канал подбирается исходя из его пригодности с точки зрения
донесения информации о том или ином специальном тарифе до нужной аудитории.
Например, реклама в аэропортах постоянно используется «Билайн» для сообщений,
рассчитанных на высокодоходную бизнес-аудиторию, относительно различных
предложений по роумингу, беспроводному доступу в интернет. «Но есть каналы, от
которых после проведения одной акции мы отказываемся, так как необходимость
продвижения данной услуги отпадает», — комментирует Анурова. Именно так
произошло, к примеру, с брендированием конвертов для зарплаты — при продвижении
специальных дешевых тарифов для звонков в Молдавию и Узбекистан в качестве
рекламного носителя использовались 10 тыс. конвертов, в которых выдавалась
зарплата гастарбайтерам.
Конкурент «Билайн» использует узкие каналы в других целях.
Нестандартным носителям маркетологи МТС отводят роль «усилителя» впечатлений от национальных рекламных акций. Так, во
время кампании «Ты лучше» в конце 2005 года Orange Promo помогла клиенту усилить
сообщение, разместив в пешеходных зонах городов-миллионников зеркала со слоганом
«Ты лучше». Зеркала были созданы из специального материала и размещены таким
образом, что человек, смотрясь в них, действительно выглядел лучше. «МТС всегда
славился размахом своих акций, общие затраты МТС на медиа в 2005 году составили
5% медиабюджета, — отмечает Алина Баринова, директор по работе с клиентами
Orange. — Но основная масса заказчиков нестандартных носителей — это компании с
маленькими бюджетами и, соответственно, небольшими охватами».
В клуб любителей потратить 5% бюджета на нечто «эдакое», кроме
сотовых операторов, входят крупные FMCG-рекламодатели. Во время прошлогодней
рекламной кампании «За общение без понтов» (бренд «Клинское») агентство
Progression по заказу SUN Interbrew, наравне с масштабной кампанией на ТВ, в
наружной рекламе коммуницировала простоту общения посредством рекламных постеров
на мусорных баках в Брянске. В Москве, правда, применялась более сдержанная
коммуникационная программа — с использованием щитов ситиформата, размещенных над
урнами.
А вот, например, «Балтика» не спешит использовать новые
носители. «Мы пока воздерживаемся от массовых экспериментов с нестандартными
размещениями в силу их низкой отдачи», — объясняет свою осторожность Дмитрий
Музыченко, директор по маркетингу «Пивоваренная компания «Балтика».
Останавливает Музыченко и сложность прогнозирования реакции аудитории на новый
носитель. «Когда в Брянске на мусорных баках появились наклейки с рекламой пива
«Клинское», я очень удивился. Конечно, это дополнительная коммуникация простоты,
непафосности пивного предложения. Но, с другой стороны, получилась слишком
прямая коммуникация простоты, которая в сознании потребителя может
трансформироваться в низкое качество продукта. Да и являются ли люди, крутящиеся
около этих бачков, целевой аудиторией «Клинского»?» — размышляет Музыченко.
Признавая ограниченность возможностей влияния прямой рекламы на потребителя,
Музыченко предпочитает искать инновации для бренда «Балтика» в области прямого
контакта с потребителем, BTL. «Также мы прорабатываем направления, связанные с
Indoor и Instore», — дополняет он.
|
Сравнительно недорогая акция по продвижению «Семьи Сопрано»
оказалась замеченной и пешеходами, и СМИ |
Между тем «мусорной» темой не побрезговал и производитель
доступной мебели ИКЕА. По заказу компании агентство Instinct разработало макеты
постеров для размещения на мусоропроводах в подъездах жилых домов со слоганом
«Это место для вашей старой мебели, а новую покупайте в ИКЕА «Белая дача».
«Здесь выгодно использовалось сочетание креативного сообщения и медианосителя
плюс четкое решение поставленной задачи - анонс открытия магазина в ближайших
районах», - комментирует акцию Юлия Бельская, медиадиректор PHD. Такого рода
«узкое» размещение бьет в цель гораздо точнее, нежели традиционные медиа. Именно
на этом играют заказчики с небольшими бюджетами, целиком отдавая свой бюджет на
узконаправленное нестандартное размещение. В качестве отличного примера
недорогого, точечного нестандартного размещения Ирина Васенина, гендиректор
BTL-агентства Progression, приводит программу, вышедшую в шорт-лист Каннского
фестиваля в прошлом году: центр йоги сделал размещение на коктейльных трубочках.
В месте изгиба соломинки была нарисована женская фигура, которая при
использовании естественным образом выгибалась, ниже располагался телефон центра
йоги.
оптом и в розницу
В ответ на спрос появляются компании, готовые реализовывать
возможности нестандартных носителей на постоянной основе. Причем выходят они как
из креативных, так и из медиа- и BTL-агентств. В начале 2006 года российский
рекламный холдинг GRAM вывел в отдельную структуру агентство Poscript, созданное
для работы с новыми каналами коммуникации. «Если крупные рекламодатели начинают
выделять деньги на подобные размещения, не просто в рамках наружной рекламы, а
как отдельную статью расходов, значит, стабильный спрос уже появился, -
утверждает генеральный директор Medialect Сергей Комаров. - Руководство GRAM
оценило объем подобных проектов и признало его достаточным, чтобы вывести
специализированную кампанию на этот рынок».
Агентство Unikcom Creative, по примеру РАО «ЕЭС», собирается
создать сеть рекламных проекций на жилых домах Москвы и предлагать ее различным
заказчикам. Этот канал уже куплен двумя клиентами агентства. «Сейчас на нашем
рынке идет борьба не просто за креатив, а за новые нестандартные каналы, -
утверждает Олег Назаров-Бруни, директор по новому бизнесу агентства Unikcom
Creative. - И чем ближе необычный канал позволяет подобраться к целевой
аудитории, тем у рекламного сообщения выше шанс оказаться замеченным».
Так, санкт-петербургское агентство Partizan Media в ноябре 2006
года брендировало беговые дорожки в трех клубах сети «Планета-фитнес» для
«ловли» отборной высокодоходной аудитории. Из наклеек на тренажерах с забавными
надписями вроде «Отобрали мигалку? Придется бежать быстрее» 2 тыс. человек
узнали о новом элитном коттеджном поселке Михайловское. По итогам акции
агентство Partizan Media включило рекламу в фитнес-центрах в список своих услуг
и объявило себя эксклюзивным продавцом этих рекламных мест в спортклубах.
В BTL-индустрии спрос на нестандартное размещение также
заметили. В IMS Group утверждают, что у BTL-агентств намного больше возможностей
с точки зрения реализации кампаний в области ambient media. «BTL-агентства
обладают более глубоким пониманием инсайтов потребителя и знанием особенностей
восприятия ЦА сообщения в нестандартных местах, нежели агентства, привыкшие
работать со стандартными медиа», - утверждает Дмитрий Бодренко, глава
подразделения Потребительского маркетинга в IMS Group.
Сейчас IMS Group готовит нестандартный проект для известного
шоколадного бренда, ориентированного на аудиторию 14-17 лет. Акция заключается в
брендировании магазинов одежды в городах-миллионниках. Правда, креатив
незатейлив - подросток увидит лишь логотип и слоган продукта. «Цель таких
программ - «забраться» в голову потребителя, а не стимулировать продажи, -
говорит Бодренко из IMS. - В данном случае внимание аудитории будет привлечено
неожиданностью размещения рекламы продукта - на шторках, ковриках и зеркалах в
примерочных, тегах размеров на вешалках».
В России пока нет четко сформированной структуры рынка услуг по
нестандартным коммуникациям. «Этим занимаются все агентства понемногу, но в силу
своей специфики нетрадиционные коммуникационные программы чаще предлагают
BTL-агентства, специализирующиеся на TTL-коммуникациях», - считает Ирина
Васенина из Progression.
за идею
Новые каналы не требуют больших бюджетов, хотя СPT в них
значительно превышает стоимость охвата тысячи человек с помощью ТВ. Так, акция в
Михайловском (размещение на тренажерах фитнес-клуба) обошлась заказчику в $1600,
а цена контакта при этом была меньше $1.
Почти бесплатно, «за идею», десятки российских таксопарков
согласились разместить муляжи рук, безвольно свисающих из багажников такси -
рекламу телесериала «Семья Сопрано», вышедшего в эфир канала ТВ3 прошлым летом.
По словам маркетологов канала, реклама на 150 такси обошлась каналу
несопоставимо дешевле, чем стартовавшая за ней кампания в наружной рекламе.
«Прелесть всех этих новых каналов в том, что они ничего не
стоят. Что стоит прицепиться к слову, которое уже написано на заборе по всей
стране? Рекламодатель фактически платит только за идею», - утверждает Кирилл
Смирнов из Proximity. Правда, есть и те, кто готов поспорить с этим
утверждением. «Тот промоушен, который сделали фильму «Дура», вряд ли был
охватным. А то, что обошелся он достаточно дорого - очевидно, - считает Эдуард
Роднянский, управляющий директор Medialect Medialect. - Как правило,
рекламодатели готовы идти на это, чтобы затем прозвучать в СМИ. Но с точки
зрения продаж за такие деньги вполне можно сделать не столь яркие, но более
эффективные проекты».
Сеть Proximity во всем мире руководствуется миссией «Идеи,
изменяющие поведение», и Кирилл Смирнов уверенно заявляет, что своими кампаниями
«мы можем увеличить количество покупок, заставив потенциального потребителя
запомнить продукт, о котором мы ему рассказываем».
Пикировка экспертных мнений пока не находит подтверждения в
цифрах. «Для мониторинга эффективности нестандартных медиа-каналов мы используем
традиционные показатели, такие как охват, CPT, частота контакта, цена контакта,
- признается Светлана Анурассказывает Дмитрий Ковалевский из Partizan Media. —
Однако на этапе планирования акции предсказать определенный уровень внимания СМИ
не представляется возможным. Но мы гарантируем клиентам минимальный порог
внимания СМИ. Например, некоторым заказчикам организуем привлечение телевидения
и региональных СМИ, другим — освещение отраслевых изданий».
|
Законодательные ограничения не позволили Martini брендировать
самолет, и марка ограничилась размещением внутри
аэропорта |
Акция для одного их производителей фасованных орехов,
проведенная компанией R&I на Тверской, обошлась заказчику в $1,5–2 тыс. При
этом она инициировала публикации в 4–6 печатных СМИ, сюжеты двух телеканалов и
вирусные материалы в интернете, которые за полгода прочитало 2,5 млн
пользователей. Впрочем, как отмечают в компании R&I, СМИ становятся все
подозрительнее и все реже готовы публиковать информацию об интересной акции.
«Бывает, что размещение статей все равно приходится оплачивать», — констатирует
Роднянский из Medialect.
По мнению Ирины Васениной, очевидную пользу от использования
нестандартных коммуникационных каналов извлекают молодежные бренды, где основная
задача – выделиться из огромного потока сообщений, начать говорить на одном
языке с ЦА, стать некоторым инсайдером в молодежном сообществе.
«Я думаю, что ambient media в некоторых рекламных кампаниях
сегодня присутствует на уровне искусства или игрушки, но рекламодатели, которые
не испытывают недостатка в средствах, осознано идут на такие траты, чтобы
попасть, например, на Каннский фестиваль со своим медиа решением, получить
хорошую прессу, воздействовать на ту часть целевой, которая формирует
общественное мнение, — отмечает Эдуард Роднянский. — Значительно чаще нишевые
каналы используются как важная составная часть общей коммуникационной стратегии
для целенаправленного воздействия на определенные группы в нужное время в нужном
месте. Реальную отдачу от проведения подобных проектов сегодня оценить
достаточно сложно, но редкие эпизодические замеры подтверждают эффективность
новых каналов».
Отечественных рекламистов больше печалит иная сложность -
административные барьеры. Очарованные демонстрацией очередного каннского
шедевра, они вздыхают: «И мы бы могли, но вот чиновники не позволят. В России
нет условий для осуществления полета креативной мысли».
|
Реклама КАСКО подобралась к потенциальным клиентам страховщиков как
нельзя ближе |
В Medialect иногда вынуждены отказывать подрядчикам,
предлагающим агентству тот или иной оригинальный вид размещения, из-за слабой
юридической защищенности их носителей. «Бывает так, что правом размещать рекламу
на том или ином носителе они просто не обладают», - с сожалением констатирует
Максим Тадевосян, руководитель медиагруппы Medialect. «Мы так и не нашли
административных концов, чтобы законно оформить размещение указателей на
тротуарах, - жалуется менеджер одной из компаний. - В результате делаем это
незаконно. А с рекламой на поручнях ситуация оказалась еще сложнее:
договариваться приходилось не только с ГУП «Мосгортранс», но и с каждым филиалом
этой организации в городах-миллионниках».
На рынке уже есть примеры, когда законодательные акты стали
причиной срыва нестандартных кампаний. Так, желая коммуницировать идею «Модные
направления», агентство Optimum Media OMD вместе с коммуникационным агентством
GN Interpartners разработало кампанию с использованием в качестве рекламных
носителей не только нестандартных конструкций в аэропорту «Домодедово», но также
непосредственно самолета «Боинг 757» авиакомпании «Вим-Авиа». В фирменном стиле
бренда Martini решено было оформить фюзеляж и салон самолета. Проект должен был
стартовать в июне 2006 года, но реализован он не был. В июле 2006 года вступил в
силу новый закон о рекламе. В нем не содержалось прямого запрета на брендинг
самолета алкогольными марками, однако ФАС выпустила разъяснение, в котором
подобная реклама запрещалась. В результате решено было отказаться от
брендирования самолета и рекламироваться только внутри аэропорта.
Некоторым брендам, тем не менее, удается реализовать необычные
проекты вопреки всему. Так, например, в Комитете Москвы по рекламе, информации и
оформлению принимают постановление, запрещающее размещать рекламу в исторических
местах. В это время Pepsi заливает каток в парке имени Горького, а Bosco и ГУМ -
на Красной площади.
Саммит «Большой восьмерки», прошедший летом 2006 года в
Санкт-Петербурге, не помешал компании Partizan Media разместить 5 тыс. рекламных
сообщений в зеркалах заднего вида автомобилей. Акция была направлена на
продвижение автомобильной страховки компании АСК и приравнивалась к директ-мейл,
поэтому согласования не требовалось. «Если брать такие инструменты, как стенсилы
(стихийно наносимые граффити и стикеры), то, конечно, ни о каком согласовании
речи быть не может», - отмечают в Partizan Media. Словом, пока каждый решает
проблемы административного барьера и исследований эффективности нестандартных
каналов коммуникации в меру своих способностей и опыта.
Анна
Колесникова
29.03.2007
Журнал "Индустрия рекламы"