Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

В погоне за винным рублем

По потреблению вина на душу населения Россия в десятки раз отстает от Европы и США. Тем не менее рынок вина растет, а вместе с ним и рынок сопутствующих товаров. Правда, оценить его пока не берутся даже те, кто винными аксессуарами торгует.

Самостоятельное и прибыльное

Времена, когда отечественный рынок винных аксессуаров ограничивался граненым стаканом (согласно легенде, изобретенным Верой Мухиной) и морально устаревшей продукцией Гусевского хрустального завода, давно прошли. Еще лет 15 назад мало кто знал, что открывать шампанское следует специальной саблей, на горлышко бутылки надо нанизывать каплеуловитель, а закрывать -- пробкой с индикатором количества пузырьков в бутылке. Или что вино надо охлаждать перед подачей в "рубашке", а пить красное и белое из одной посуды -- моветон. Нынче потреблять вина принято по всем правилам, как в лучших домах Парижа: для игристых, белых, красных и розовых вин существуют бокалы определенной формы. Появился и рынок винных аксессуаров.
Конечно, сравнивать его с рынком американским, например, пока рано. Там он существует давно, причем обособленно от собственно алкогольного рынка. Уже сейчас эксперты оценивают его размеры в $1 млрд. Причем подавляющая часть продаж осуществляется через интернет. Торговлей дегустационными бокалами, полками для хранения вина, ножами сомелье и прочими многочисленными приспособлениями занимаются как крупные фирмы (например, Boltz, у которой более 40 тыс. постоянных клиентов), так и небольшие семейные предприятия. Адам Стрэм, главный редактор нью-йоркского издания Wine Enthusiast, утверждает, что "за последние 10 лет спрос на вино резко возрос. Покупатели теперь совершают обдуманный выбор. Винные аксессуары способны обеспечить увеличение спроса на саму алкогольную продукцию более чем на 50%".
Пробуя красное вино из новых дегустационных бокалов, эксперт из Калифорнии Ронни Виганд приходит в неописуемый восторг. Он заявляет, что у такой профессиональной посуды большое будущее: "Это настоящий вклад в процесс наслаждения вином". Однако не будем забывать, что Ронни уже много лет является главным редактором американского издания Restaurant Wine, и такими вещами его не удивишь. Родиться Вигандом повезло не каждому. В России специализированных изданий по вину несоизмеримо меньше, чем в Штатах. Несмотря на это, и у нас продавцы предлагают эксклюзивные бокалы от Eisch, рассчитывая, что российский покупатель оценит старания немецких стеклодувов по достоинству. И небезосновательно.
По оценкам экспертов, винный рынок России ежегодно увеличивается на 10-12%. Интерес к элитному алкоголю как к одному из сегментов этого рынка у россиян и того выше: по предварительным прогнозам, через три-пять лет возможно появление частных винных коллекций, имеющих международную ценность.
По мнению владельцев винных бутиков (которых в Москве за последние годы появилось несколько сотен), культура пития в России уже достаточно высока, а посему можно и нужно играть в сопутствующих сферах бизнеса. Владелец сети винных магазинов Grand Cru Максим Каширин: "В начале 90-х российский рынок открылся для импортных товаров, и потребителям стала доступна разнообразная гамма продуктов из стран дальнего зарубежья. Люди, измученные советским дефицитом, стали пробовать все, что только вбрасывалось на рынок. Естественно, поступало очень много некачественных и фальсифицированных вин, что исказило у потребителя понимание вина из той или иной страны. Но уже тогда стали появляться компании и люди, пропагандировавшие правильное понимания роли вина в гастрономии и высокой кухне. С большой долей уверенности можно сказать, что в Москве уже в большинстве ресторанов винная карта соответствует европейским стандартам".
Фото: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ "Ъ"
Вячеслав Чуженьков: "Чтобы по-настоящему оценить качество вина, необходимо использовать профессиональные винные аксессуары"
Вместе с увеличением потребления вина будет расти и рынок аксессуаров. Тем более что количество потенциальных покупателей постоянно увеличивается. "По мере насыщения рынка импортным алкоголем и по мере проникновения наших туристов в западные страны россияне начали разбираться в спиртных напитках",-- поясняет директор винного бутика "Винум" Елена Яворская. А Вячеслав Чуженьков из Grand Cru добавляет: "Люди хотят разбираться во всех нюансах и быть профессионалами. Все больше любителей вина понимают: чтобы по-настоящему оценить качество вина, необходимо использовать профессиональные винные аксессуары. Это товар, дополняющий вино. Очень часто он покупается в подарок... А вот если говорить о стекле или о столовых приборах, то это самостоятельное и довольно прибыльное направление".

Сопутствующий товар

Своих аксессуаров для вина в России не делают. Или, по крайней мере, не делают таких, которые могли бы представлять интерес для профессиональных сомелье и искушенных любителей. Вся посуда или приспособления, которые используются в ресторанах и представлены на магазинных полках,-- исключительно импортного производства.
В Россию винные аксессуары впервые привезли компании, которые торгуют профессиональной посудой, оборудованием для ресторанов. Правда, начав с посуды, некоторые из них дополнили ассортимент ее содержимым. Это, например, компания DP-Trade, созданная Дмитрием Пинским и Игорем Давтяном. "В 1992 году компания начала свою работу как импортер профессиональной посуды в Россию,-- рассказывает Елена Порман, PR-директор компании DP-Trade.-- И так как сотрудничали в основном с Францией, то, разумеется, трудно было пренебречь покупкой хорошего французского вина. Так постепенно за Бордо последовали Бургундия, Рона, Эльзас, а далее -- все ведущие винодельческие регионы со всего мира. Сегодня DP-Trade специализируется на импорте, дистрибуции, а также собственной рознице, владея восемью бутиками в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи".
Свои обороты в компании DP-Trade не раскрывают, говоря лишь, что их клиентами только в Москве являются более 1000 организаций, среди которых крупные гостиницы, рестораны, бары и кафе.
Фото: ДМИТРИЙ ЛЕЬЕДЕВ "Ъ"
Елена Порман: "Мы начинали работать как импортеры профессиональной посуды в Россию"
С другой стороны, компании, которые поначалу специализировались на дистрибуции вина, тоже заинтересовались рынком сопутствующих товаров. Например, крупный дистрибутор вина "Концепт-Трейд" начал торговать винными аксессуарами в 2004 году. "Мы начали заниматься аксессуарами скорее ради конкурентного преимущества,-- говорит руководитель отдела продаж компании 'Концепт-Трейд' Галина Гаврилова.-- Сегодня в магазинах, с которыми работает наша компания (сеть винных бутиков 'Коллекция вин', сеть 'Азбука вкуса' и другие), мы представляем продукцию мировых лидеров в области производства аксессуаров: L`Atelier du Vin, Pulltex, Metrokane, Cork Pops. Объем наших продаж в Москве составляет примерно 2,9 млн руб. в месяц".
Это, по словам Галины Гавриловой, не более 2% от объема продаж вина. Правда, в прошлом году рынок винных аксессуаров пережил кризис. "Когда вводили ЕГАИС, многим было уже не до торговли винными аксессуарами,-- поясняет Галина Гаврилова.-- В итоге в прошлом году мы продали аксессуаров меньше, чем рассчитывали, всего примерно на 32 млн руб.".

Отдельная посуда

Рынок винных аксессуаров в России пока не отделился от собственно алкогольного. Именно поэтому экспертам сегодня трудно оценить его масштабы. Винные аксессуары воспринимают как приятное приложение к напитку, поэтому часть торговцев позиционируют свой товар в том числе и как сувенирную продукцию, открывая интернет-магазины или небольшие по площади точки в торговых центрах. Правда, по признанию продавцов, винные аксессуары занимают в ассортименте подобных магазинов не более 15%.
Фото: СЕРЕГЕЙ МИХЕЕВ "Ъ"
Наталья Корявина: "Мы учитываем мнение самого рядового потребителя со всеми национальными особенностями и традициями"
Первой попыткой позиционировать винные аксессуары как отдельный продукт, а не "товар, дополняющий вино", стало открытие в 2005 году серии мини-бутиков Probka-Online. Российская компания, созданная при участии малайзийского стеклогиганта Royal Selagnor, представляет на российском рынке продукцию с мировыми именами: Pulltex, Calp, LSA International, Eisch Glaskultur, Leopold, Edzard. "Мы изначально ориентировались, с одной стороны, на успешный опыт продаж Royal Selangor в европейских странах, где существуют давние традиции 'красивой' подачи и употребления вина, а с другой стороны -- на специфику российского потребителя, который, особенно в крупных мегаполисах, начал тянуться к прекрасному,-- объясняет менеджер по продажам компании Probka-Online Полина Никитина.-- Именно торговые павильоны позволяют нам разъяснить конечному пользователю все достоинства правильного выбора и использования аксессуаров, а наши сотрудники могут дать квалифицированные консультации. При продаже через крупные сети, хотя мы успешно с ними сотрудничаем, это не всегда возможно. Таким образом, работа через розничные торговые павильоны позволяет нам формировать спрос, одновременно продвигать и торговую марку, и саму идею культурного винопития".
Ассортимент, предлагаемый московскому потребителю, весьма широк: декантеры, аэрационные воронки, кулеры, охладительные "рубашки", пробки с индикаторами, штопоры, вакуумные помпы, каплеуловители, подставки для вина из серебра, бокалы для всех видов напитков. Линейку формируют с оглядкой на профессиональных сомелье. "Мы стараемся,-- говорит генеральный директор Probka-Online Наталья Корявина,-- учитывать опыт и советы профессионалов и иногда корректируем линейку поставляемых изделий, исходя из их рекомендаций, так как мы позиционируем себя не просто как магазин, который продает красивые вещи, но и выступаем как своего рода воспитатель и пропагандист хорошего вкуса. Но бизнес есть бизнес, поэтому мы учитываем и мнение самого рядового потребителя со всеми национальными особенностями и традициями".
Однако, как показал опыт, создание подобной сети павильонов в сегодняшних условиях оказалось делом не слишком прибыльным: потенциальный потребитель винных аксессуаров еще только "зреет", а подобные проекты не окупают себя в полной мере. "Конечно, мы рискнули, открыв в Москве четыре магазина с винными аксессуарами,-- говорит Полина Никитина.-- Это единственный в Москве розничный проект мини-магазинов винных и эксклюзивных аксессуаров. Проработав год с розницей, мы поняли, что не наступило еще время, когда бизнес начал себя окупать".
КСЕНИЯ ВАСИЛЬЕВА



Коммерсант-Деньги
09.04.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов