Две большие розницы
Российские ритейлеры готовятся зарабатывать на том, чего никогда не умели делать,-- на банковских услугах. «Секрет фирмы» попытался понять, где заканчивается жадность и начинается расчет.Тогда мы идем к вам
Первоапрельская шутка, едва не ставшая деловой новостью: глава
«Евросети» Евгений Чичваркин пошел ва-банк. А точнее, в «Ебанк»:
именно такое название он дал кредитной организации, которую якобы
намерен приобрести. Как известно, в каждой шутке лишь доля шутки.
Сегодня ритейлеры один за другим вынашивают идею создать
собственный банк, предназначенный для работы в точках розничных
продаж.
Еще недавно поход в отделение банка был для клиента
торжественным ритуалом. Но со временем кредитные организации
осознали, что нужно быть ближе и доступнее для потребителя.
«Финансы -- это просто»,-- гласит слоган известной финансовой
корпорации. В идеале -- так же просто, как батон хлеба или пакет
молока. А потому и предлагать финансовые услуги нужно в местах
массового потребления. Например, в магазинах.
Первыми это поняли банки, специализирующиеся на
экспресс-кредитовании: покупатели бытовой техники, ноутбуков или
дубленок получили возможность оформить кредит прямо в магазине. За
ними потянулись остальные. «Тройка Диалог» стала предлагать
посетителям торговых центров паи своих ПИФов, Ситибанк -- раздавать
кредитные карты, Импэксбанк открыл в точках сети «Рамстор»
мини-офисы.
Но ритейлерам надоела роль статистов, которые получают арендную
плату от банкиров, развернувших успешный бизнес на их площадях.
«Седьмой континент» год назад стал совладельцем 51% банка
«Финсервис», а в листе ожидания на получение банковских лицензий
находятся сразу несколько крупных западных игроков: банк Accord,
принадлежащий французскому ритейлеру Auchan, автоконцерны BMW,
Toyota и DaimlerChrysler -- все они имеют финансовые подразделения
на Западе.
И этот список, похоже, будет только расти. Шутки шутками, но в
«Евросети» факт ведения переговоров о покупке кредитной организации
СФ подтвердили. Правда, СФ считает название «Ебанк» неоригинальным:
корреспонденты журнала обнаружили несколько структур с таким
названием в области интернет-банкинга, а в Чехии действует самый
обычный eBank (входит в группу PPF, в прошлом году шли переговоры о
его продаже за 130 млн евро группе Raiffeisen International). Да и
вообще -- как вы яхту назовете, так она и поплывет.
И все же: стоит ли овчинка выделки? Смогут ли ритейлеры
заработать на чужом бизнесе -- банковских услугах?
Их нравы
|
«Финсервис» получает себе в распоряжение потребительские потоки «Седьмого континента» прямо в точках продаж |
Мировой опыт говорит -- смогут. В феврале 1997 года крупнейшая
британская сеть супермаркетов Sainsbury создала Sainsbury’s Bank
plc -- совместное предприятие с Bank of Scotland. Банк предложил
клиентам магазина кредитные карты, потребительские кредиты,
депозиты, ипотеку и страховые продукты. Еженедельно магазины
Sainsbury посещали 11 млн покупателей, и банк окупился уже через
два года.
Летом 1997 года вдогонку за Sainsbury с аналогичным проектом
выступил и его основной конкурент -- сеть супермаркетов Tesco,
совместно с Royal Bank of Scotland запустившая банк Tesco Personal
Finance. В 2005 году его прибыль составила 139 млн фунтов
стерлингов, половина из которых отошла ритейлеру.
Общие корни у мебельного гипермаркета IKEA и группы компаний
IKANO, специализирующейся в том числе и на финансовой деятельности.
Хотя формально компании независимы с 1988 года, IKANO по-прежнему
тесно связана с IKEA. В России работает совместное предприятие
IKANO Finance Russia, 50% которого принадлежит банку «Ренессанс
капитал»: с сентября 2006 года оно предлагает услуги
потребкредитования клиентам IKEA.
В США собственные финансовые подразделения имеют ритейлер номер
два Target и несколько других игроков. Лидер рынка Wal-Mart и
крупный ритейлер Home Depot долго добивались лицензии на банковскую
деятельность, однако столкнулись с сопротивлением регулирующих
органов.
В России ясные очертания получил пока лишь один подобный проект
-- банк «Финсервис», совладельцами которого являются «Седьмой
континент» (51% акций) и Собинбанк (49%). Взяв за пример Tesco и
Sainsbury, он предлагает дебетовые карты, потребительские и
автомобильные кредиты в магазинах «Седьмой континент», а в мае
добавит к линейке продуктов кредитные карты и ипотеку. «Есть банки,
чья стратегия построена исключительно на присутствии в ритейловых
сетях (in-store banking), для других же кредитных организаций это
одна из многих технологий. Мы первый in-store банк в России»,--
говорит советник председателя правления банка «Финсервис» Георгий
Шабад.
Мертвые деньги
Слабое звено в идее ритейлеров по созданию собственных банков --
необходимость глубоко внедряться в чужой бизнес и отрывать средства
от своего. «Если мы вкладываем деньги в покупку банка, мы не можем
их вложить в свое развитие,-- резонно замечает вице-президент по
бизнес-процессам сети „Техносила” Леонид Тюкавкин.-- Работать с
банком интересно на уровне партнерства и неинтересно на уровне
приобретения: для нас это мертвые деньги».
CEO компании IKANO Finance Russia Стаффан Маттсон отмечает, что
в последние три года сразу две крупных британских розничных сети:
Marks & Spencer и The John Lewis Partnership -- оформили
продажу своих финансовых подразделений банку HSBC. Причину этого он
видит как раз в том, что капитал, обеспечивающий потребительское
кредитование, может с большей прибыльностью использоваться в
основной деятельности компании.
Другой неприятностью, которая ждет новоиспеченных игроков,
станет высокая конкуренция на розничном банковском рынке, которая в
последние годы только усиливается в связи с экспансией западных
банков.
Жесткое соперничество в банковском секторе уже сыграло злую
шутку с Sainsbury’s: несмотря на успешный старт финансового
бизнеса, в 2004 году компания объявила, что стала жертвой растущей
конкуренции. Финансовый год был закончен с убытком в 17 млн фунтов
стерлингов, который не удалось ликвидировать и по итогам 2005
года.
Другие проблемы возникли у Wal-Mart и Home Depot. Они так и не
смогли получить лицензию на осуществление кредитной деятельности.
Банки США сочли, что и без того мощные ритейлеры, да еще
вооруженные кредитной организацией, станут слишком опасными
конкурентами. И призвали на защиту своих интересов Конгресс США.
Wal-Mart отозвала заявку.
В России действия регулятора тоже могут стать препятствием для
новых игроков, но по другой причине. Центробанк проводит в
банковской системе политику укрупнения: с 1 января 2007 года
вступили в силу поправки к закону о банках и банковской
деятельности, согласно которым минимальный капитал вновь
создаваемого банка не может составлять менее 5 млн евро в рублевом
эквиваленте.
«На основе одной сети крупного банка не сделаешь»,-- считает
генеральный директор ЦМИ «БДО Юникон» Елена Матросова.
Коллеги-конкуренты Евгения Чичваркина тоже не видят перспективы в
союзе ритейла и банкинга. По подсчетам президента компании
«Связной» Максима Ноготкова, в кредит его компания продает около
20% продукции. «На собственных оборотах невыгодно создавать
банк»,-- говорит он. Ему вторит генеральный директор группы
компаний «Диксис» Алексей Чуйкин: «С учетом затратности и рисков мы
пока воздерживаемся от подобного шага».
Впрочем, может, на оборотах «Связного» и «Диксис» банк создавать
и невыгодно, но у «Евросети» они выше в несколько раз. И все же
эксперты полагают, что идея выдавать кредиты на свои телефоны
принесет компании только убытки. «Аудитория, которая берет кредиты
на покупку мобильных телефонов, априори неплатежеспособна,--
считает аналитик компании „Рус-рейтинг” Виктория Белозерова.-- Я не
представляю себе качественного заемщика с хорошей зарплатой,
берущего в кредит 10 тыс. руб. В основном это студенты и бабушки».
В итоге, считает Белозерова, на выдачу кредитов уйдет вся прибыль
компании ($22 млн по итогам 2006 года), но денег бабушки и студенты
банку не вернут. По оценке эксперта, реальный процент невозврата
кредитов на рынке потребкредитования составляет от 10 до 35%. А в
случае с кредитами на мобильные телефоны дело обстоит еще хуже.
Компенсировать подобные риски можно лишь крайне высокой ставкой,
которую вряд ли удастся завуалировать, учитывая политику ЦБ по
раскрытию ставок и дополнительных комиссий.
А вот «Седьмой континент» и не стремится ограничивать
«Финсервис» оборотами лишь своей сети, как это делают Tesco и
Sainsbury. Офисы «Финсервиса» уже работают в торговом комплексе
«Охотный ряд», а недавно банк заключил контракт и с «Горбушкой».
«До конца этого полугодия мы откроемся еще в дюжине мест вне
„Седьмого континента”»,-- обещает Шабад.
Побудительные мотивы
Может быть, действительно, создавать собственный банк для
ритейлера слишком рискованно и гораздо безопасней просто получать
доход от сдачи банкам площадей в аренду?
Как уверяет директор по связям с общественностью компании
«Эльдорадо» Тимофей Суровцев, интересы банка и ритейлера во многом
расходятся. Банк заинтересован в абсолютно платежеспособных
клиентах, а потому зачастую утяжеляет свой кредитный продукт
долгими и сложными процедурами проверки. Ритейлер же заинтересован
в том, чтобы кредитный продукт был максимально эффективным и
дешевым для всех категорий покупателей. «В этом процессе
достигается разумный компромисс, но если расхождение доходит до
критической точки, ритейлер может вплотную подойти к созданию
собственного финансового института»,-- считает Суровцев.
У каждого игрока разные резоны для обзаведения розничным банком.
Так, концерн BMW объясняет свой поход в банковский ритейл
увеличением объема продаж в России: в 2006 году для марок BMW, Mini
и Rolls-Royce он подскочил на 40%, составив 9 тыс. автомобилей.
Продажи основного конкурента, Mercedes (концерн DaimlerChrysler)
выросли и вовсе на 92%. «В этих условиях лучше развивать свой
бизнес финансовых услуг, нежели делиться доходами с партнером»,--
заявил президент BMW Group Russia Кристиан Кремер.
«Из примерно миллиона машин иностранного производства, которые
будут проданы в этом году, BMW, по нашей оценке, продаст 12–13 тыс.
Такая же ситуация и с Mercedes»,-- считает директор департамента
розничных банковских продуктов Абсолют-банка Эмиль Юсупов. При
этом, по словам эксперта, в кредит продается не более 30% дорогих
машин. За счет заемных средств клиенты выплачивают до 80% стоимости
автомобиля. Кредит берется в среднем на пять лет по средней ставке
6% годовых в долларах США. При средней сумме кредита в $45 тыс.
доход банка в течение пяти лет составит $7,2 тыс. Таким образом, за
это время BMW заработает $27 млн, или $5,4 млн в год.
Да и для Евгения Чичваркина создание собственного банка -- не
только способ повеселиться. Имея под рукой собственный банк,
компания может сэкономить на комиссиях за проведение платежей. По
расчетам экспертов, траты на банковские расходы составляют 1,5–2%
оборота «Евросети», который по итогам 2006 года составил $4,6 млрд.
Таким образом, экономия может достигнуть $60 млн. Другой источник
дохода для кредитной организации -- само потребкредитование. По
данным газеты «Коммерсантъ», выделив на эти цели $20–30 млн,
компания с учетом средней эффективной ставки по потребкредитам в
30–40% может заработать дополнительно $6–9 млн в год. Кроме того,
полагают конкуренты «Евросети», приобретение банка может стать
красивым пиар-ходом: в преддверии заявленного IPO лишний актив
никак не помешает.
Кто банкует, тот поймет
И автопроизводители, и «Евросеть» попадают в зону целевого
кредита: покупатель приходит к ним с уже сформировавшимся спросом
на новую машину или мобильный телефон. Однако на что рассчитывают
продуктовые ритейлеры -- «Седьмой континент» и Auchan? Ведь не
станет же клиент покупать в кредит молоко, колбасу или даже черную
икру.
Брайан Вульф, гуру в области программ лояльности и автор работ
«Взвешенный маркетинг: как формировать стратегию продуктовых
магазинов» и «Маркетинг, ориентированный на потребителя», в одном
из интервью указал, что привлечение одного банковского клиента
обходится Tesco минимум в два раза дешевле, нежели обычному
банку,-- ведь ритейлер отлично знает, что покупают его клиенты и
кому из них могут понадобиться услуги банка.
«Супермаркет -- место, через которое проходит большое количество
людей, о которых многое известно,-- соглашается Георгий Шабад.--
Это позволяет предложить специфическую линейку продуктов,
ориентированную именно на посетителей данного ритейлера». Аудитория
у «Седьмого континента» действительно завидная: средний чек в его
магазинах составляет $11–12 -- в сравнении с другими ритейлерами
это много. Поток клиентов, согласно отчетности компании, в 2006
году вырос на 34%, составив 91 млн человек. В основном это средний
класс, то есть потенциальные заемщики.
«Магазины „Седьмого континента” дают трафик,-- говорит аналитик
компании „Тройка Диалог” Михаил Терентьев.-- В отделения банка
клиента надо еще завлечь. В магазинах же можно донести информацию
об услугах гораздо дешевле, избегая чрезмерных затрат на наружную и
телевизионную рекламу». В частности, это позволяет предлагать в
офисах «Финсервиса» даже такой сложный и дорогой продукт, как
ипотека. «Если хотя бы 3–5% пришедших в магазин проявят интерес к
ипотеке, а 1% этот кредит возьмет, это может обеспечить хороший
поток клиентов»,-- считает заместитель начальника департамента
продаж Городского ипотечного банка Михаил Бусыгин.
Но в «Седьмом континенте» поясняют, что «Финсервис» понадобился
сети не «для извлечения прибыли», а «ради расширения программ
лояльности». Банк уже выпустил 170 тыс. расчетно-дебетовых
кобрэндинговых карт с логотипом «Финсервиса» и «Седьмого
континента», дающих 5-процентную скидку в магазинах ритейлера. К
концу года дебетовых и кредитных карт будет уже 400 тыс.
«Финсервис» планирует запустить и другую карту лояльности, cash
back, по которой клиенту возвращается часть суммы с покупки (такую
же программу продвигает и Ситибанк).
«Успешный кобрэндинговый проект чрезвычайно эффективен,--
подтверждает старший вице-президент Альфа-банка Дмитрий Ищенко.--
Клиент получает обещанные бонусы и преференции. Банк привлекает
новых клиентов. Партнер, помимо участия в этих доходах, привлекает
и удерживает клиентов. Всем хорошо, а все потому, что клиент тратит
больше денег в нужных местах, и по карте, а не наличными». Обычно
траты по таким картам составляют в 1,2–2 раза больше обычных.
Согласно данным холдинга ROMIR Monitoring, более половины
обладателей карт лояльности (53%) стараются посещать только те
магазины, в которых действует карта, чтобы получать скидку.
Однако для запуска кобрэндинговых программ необязательно
участвовать в капитале банка. Подобную услугу, причем под
собственным брэндом, предлагает «Мосмарт», недавно запустивший
проект «Финансовые услуги „Мосмарт”» на базе GE Money Bank. «Можно
развивать и зарабатывать на дополнительном бизнесе,-- говорит
финансовый директор сети „Лента” Кирилл Панюшкин.-- Но можно и
предлагать подобные финансовые услуги с помощью
банка-партнера».
Выбор зависит от того, имеет ли компания достаточно средств и
желания для выхода на новый рынок.
Юлия Гордиенко
10.04.2007
Секрет фирмы