Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«Бизнес — как велосипед: если сел, то крути педали»

Основатель «Агентства Контакт» Анатолий Наумович Купчин в 1990 году про термин рекрутинг» ничего не слышал, что не помешало ему создать одну из первых рекрутинговых компаний — он просто понял, что кадры будут решать всё в недалеком будущем. А заодно предугадал бум рынка недвижимости. Сегодня Анатолий Наумович владеет компаниями, специализирующимися на рекрутменте, риэлтерских услугах, управлении и девелопменте в области недвижимости.



Анатолий Наумович, с чего началась ваша история успеха?

Я бы сказал, что у меня две истории успеха: доперестроечная и постперестроечная. Я очень рано стал руководителем — в 7 лет. И в 90-е годы я был уже сложившимся директором предприятия, как сейчас принято говорить — «красным директором».

А как вы к бизнесу пришли?

На волне перестройки меня пригласили из Калининграда в Москву как эксперта по организации комплектации в строительстве. Я начал работать старшим научным сотрудником, по сути консультантом: ездил по регионам и оптимизировал работу очень крупных организаций.

Проработал там около 8 месяцев, затем меня пригласили в совместное предприятие Moscow Project Management. Это была девелоперская компания нового типа: заказчиком строительства выступал частный бизнес. Через какое-то время я понял, что надо двигаться вперед, создавать свою фирму. Поскольку у меня были определенные обязательства перед собственниками, я дал обещание, что буду строить свой бизнес в другой сфере. И в 1990 году основал рекрутинговую компанию «Агентство Контакт».

Люди, долгое время проработавшие наемными менеджерами, редко решаются на собственный бизнес. У вас не было таких проблем?

Во-первых, у меня была очень хорошая менеджерская подготовка, мне приходилось управлять предприятием, численность которого составляла 5 тысяч человек. Во-вторых, я был хорошо знаком с экономикой и финансами. Кроме того, я получил хорошую внешнеэкономическую подготовку за 3 года работы в Moscow Project Management. Так что опыта было много, ну, и желания, здоровья тоже хватало. Несмотря на то, что мне было уже 45 лет, я решился. И я не прогадал: бизнес состоялся, агентство занимает прочные позиции, я накопил немалые активы.

И с чего вы начали?

Начал с бизнес-плана. Поскольку по натуре своей я ученый, я всегда всё продумываю основательно. Я подготовил бизнес-план, точнее, их было даже два. Я все рассчитал и пришел к выводу, что рекрутмент будет активно развиваться. Мой менеджерский опыт помог мне предугадать, что проблема кадрового голода рано или поздно возникнет в молодом российском бизнесе и потребуется провайдер, который сможет ее решить. А второй бизнес-план был создан по риэлтерскому агентству.

То есть вы создали одновременно две компании?

Честно говоря, вторую компанию я не собирался создавать. Я основал компанию, которая занималась рекрутментом. Но до 2004 года на рекрутменте было сложно заработать — бизнес еще не был готов платить за подбор специалистов. А рынок недвижимости как раз начал активно расти и развиваться. В то же время за несколько лет работы на рынке рекрутмента у меня накопился пул молодых, амбициозных, талантливых ребят, которые «горели» бизнесом.

Я принял решение создать риэлтерское агентство и подключить их к работе в нем. Мы покупали-продавали разные объекты недвижимости, что-то оформляли в собственность. Тогда квадратный метр стоил 300 долларов, и цены росли достаточно быстро. В общем, мы хорошо потрудились и сумели заработать деньги для развития бизнеса.

А что было самое сложное в самом начале?

Основная трудность была в нехватке квалифицированных, опытных специалистов. У меня было 5–7 человек, и никто из них не понимал, что такое настоящий рекрутмент. Тогда я придумал интересную схему работы, которая позволяла мне контролировать рабочий процесс. У меня не было менеджеров среднего звена, которые могли бы прикрыть тылы бизнеса, поэтому я взял все эти задачи на себя: в понедельник я был директором департамента маркетинга, во вторник директором HR-департамента, в среду финансовым ди-

ректором и так далее. То есть я одновременно контролировал всё.

Очень тяжело было выстраивать рабочий процесс, не имея квалифицированных, опытных работников, к которым я привык еще в советское время, когда я руководил заводом. Дело в том, что в начале нашей работы было тяжело позиционировать рекрутмент как одну из самых эффективных областей деятельности. Молодежь не очень охотно шла работать в эту сферу, и мне не хватало перспективных, эффективных людей. Ведь мало кто хотел уходить из банковского дела или из какого-нибудь производства в рекрутмент. Только сейчас наступило время, когда мне удается привлекать самых талантливых студентов из ведущих вузов в компанию. Специально для этого мы создали комплексную программу развития «От стажера до партнера», благодаря которой наши молодые специалисты рано получают профессиональные навыки и уже к окончанию вуза могут зарабатывать до трех тысяч долларов.

Как вы отбирали людей в компанию на начальном этапе? И отличается ли тот принцип от сегодняшнего?

На начальном этапе выбирать особенно не приходилось, однако сегодня дело обстоит иначе. Я могу вам рассказать о системе подбора кадров, которая актуальна для современного бизнеса. Дело в том, что у нас часто задаются вопросом, служит ли образование u1087 подготовкой к работе в бизнесе. Можно смело отвечать: не служит. Та система образования, которая сейчас существует, была создана 200–300 лет назад в эпоху индустриального общества. Тогда нужно было подготовить людей, которые обладали определенным набором знаний и, условно говоря, могли стоять за станками. Граница успеха лежала между «знаешь — не знаешь». В постиндустриальном обществе эта граница сместилась: она находится между «умеешь — не умеешь». То есть современному бизнесу важны совершенно другие качества работника.

Какие именно?

На первом месте стоит корпоративность. То есть человек должен уметь играть по правилам бизнеса. Условно говоря, если мы возьмем в футбольную команду человека физически сильного, но который не умеет играть в футбол, то он будет только вредить команде. Потому что он будет постоянно хватать руками мячик и получать за это штрафные очки. Так и в бизнесе. Успешен тот, кто обладает бизнес-корпоративностью: это качество составляет 40% успеха в карьере человека.

А как понять на собеседовании, корпоративен человек или нет?

Очень просто: корпоративность проявляется в поведении человека. Вообще, корпоративности надо учить, но человек должен быть готов учиться ей. Например, он должен понимать, что нужно очень много работать. Бизнес — это как велосипед: если сел, то крути педали. Мы не можем работать мало, потому что мы все находимся в зоне мировой конкуренции. А есть люди, которые принципиально не хотят крутить педали, предпочитая просто катиться на багажнике. С таким подходом достичь чего-то в бизнесе не удастся.

А что еще помимо корпоративности?

Второе важное качество — это навыки и опыт. Третье — «креативность». То есть умение отказаться от стереотипов. К примеру, приходит к нам человек и просит дать ему учебник или бумажку, где написано, как нужно выполнять работу. А в бизнесе сейчас нет бумажек, потому что каждые 1,5– года всё меняется. И человек должен отказаться от привычки к тому, что есть учебники и бумажки. Он должен уметь находить решения самостоятельно. На четвертом месте стоят знания. Они занимают только 10% от всего успеха.

Только 10%?

Именно. Скажем, в 60-е годы прошлого столетия, когда я учился в школе, человек образованный мог обладать 10% накопленных в мире знаний, а человек необразованный — %. Видна была разница: 10 и .2 Сейчас накопленная база знаний увеличилась в сотни раз.

Значит, образованный человек имеет полтора процента знаний, а необразованный — полпроцента. Разницы почти никакой, все равно оба практически ничего не знают.

Насколько вы обращаете внимание на образование кандидатов сегодня?

Еще раз повторюсь, что образование сегодня не основной приоритет для компаний. Возьмем MBA: в мире программа МВА была создана как система практикума, которая позволяла людям учиться говорить на одном языке. То есть вся систематика MBA завязана на развитии коммуникаций между людьми без дополнительных знаний. Что сделали в России? В России начали учить людей новым знаниям — что умеют, то и делают. Что получилось в итоге? Как говорил один HR, приходит человек, получивший MBA в России,— он ни подчиненными не может руководить, ни с начальством контакт наладить не в состоянии. Сравним российскую и западную магистратуру. В России магистерская программа предусматривает 1500–1600 часов, а в Великобритании — 300. Понимаете разницу? У какого студента, российского или европейского, есть больше опыта и навыков, кто сможет уделять время и учебе, и работе в бизнесе?

Да уж, невесело. А вы как образование получаете?

Занимаюсь самообразованием: читаю книги, провожу исследования.

А какие книги можете посоветовать почитать?

Есть несколько аспектов, в которых нужно самообразовываться. В первую очередь, это мировоззренческая среда. Потому что многие не понимают, в каком мире мы живем. Я бы посоветовал почитать книги о законах постиндустриального общества. Например, книги

Владислава Иноземцева. Также хорошо читать автобиографии и мемуары. Это помогает нарастить собственный жизненный опыт.

А вообще, человек — существо с образным восприятием. Образы нам гораздо ближе, чем конкретные знаки, поэтому люди сегодня смотрят кинофильмы, играют в компьютерные игры и практически не читают книги.

А какое вы кино последнее посмотрели?

«Дьявол носит Prada», очень заводной фильм.

Как думаете, вам было легче строить карьеру, чем молодым людям сейчас?

В мое время было проще. Не было такой конкуренции, не надо было отдавать столько сил работе. Когда я начинал свою трудовую деятельность, я мог заниматься сразу несколькими делами — и спортом, и наукой. А сейчас конкуренция настолько велика, что на дополнительные занятия времени практически нет. Человек должен один раз принять решение, либо в пользу бизнеса, либо в пользу увлечений, и следовать выбранной стратегии. Если человек выбрал карьеру, значит, ему надо быть готовым к напряженной работе.

А как вы решили, что будете заниматься именно бизнесом?

Для меня бизнес оказался самым притягательным. Безусловно, в жизни есть множество интересных занятий: спорт, искусство и т. д. Но как человек целеустремленный я выбирал то, что может дать мне наилучший результат. Стоит отметить, что на выбор человека большое влияние оказывает социум. В детстве, в эру развития космонавтики, я вместе с большинством моих сверстников мечтал стать космонавтом. В молодости, когда в Советском Союзе активно

развивалось производство и промышленность, я хотел быть директором завода и стал им. Сегодня в обществе существует культ предпринимательства, успеха и денег, поэтому я создал свою компанию и реализовал свой потенциал в бизнесе.

Какого совета вам не хватало, когда вы начинали свой бизнес?

Мне вообще никогда не удается ни у кого получить совета. Вот, например, у меня сейчас жизненная дилемма, связанная с возрастом: я 35 лет уже работаю и хорошо работаю, а другого делать не умею. Будучи человеком здравомыслящим, я понимаю, что я не могу всегда работать. И я пытался спросить совета у людей, которые старше меня, как надо дальше жить. Они мне все ответили односложно: надо как можно дольше работать. Ответ меня, честно говоря, не устроил. Пытаюсь найти решение сам.

А какие планы у вас по бизнесу?

Я хочу, чтобы моя компания стала абсолютным лидером в России, и я надеюсь, что мне скоро удастся это сделать. Мы уже вполне конкурентоспособны в борьбе за таланты. Сегодня я конкурирую за людей со всем миром, потому что эффективному человеку все равно, в какой стране работать. Я хочу, чтобы лучшие люди со всего мира работали у меня. И что-то мне уже удается.

В чем ваша формула успеха?

На мой взгляд, для того чтобы достичь успеха в бизнесе, нужно сделать следующее: придумать правильную идею, организовать процесс выполнения этой идеи и добиться требуемого результата. Причем важно понимать, что процесс и результат — не одно и то же. Хотелось бы добавить, что если у вас нет возможности реализовать всё вышеперечисленное самостоятельно — найдите себе партнеров или помощников, которые дополнят вас.

 

Анатолий Наумович Купчин, генеральный директор группы компаний «Агентство Контакт». Родился 30 сентября 1947 года в городе Симферополь. В 1971 году окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства по специальности инженер-кораблестроитель. После этого работал на Светловском судоремонтном заводе, за несколько лет с позиции мастера вырос до должности заместителя директора завода. Затем стал начальником управления производства технологической комплектации Калининградского строительного объединения. В конце 1980-х годов работал на совместном советско-американском предприятии Moscow Project Management. В 1990 году  основал рекрутинговую компанию «Агентство Контакт».


СВЕТЛАНА МАКСИМЧЕНКО
11.04.2007  «Акция.карьера»

11.04.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов