Разговорчики!
Как товар оказывается «на языке»
Сарафанное радио - модный канал коммуникаций, но далеко не
самый простой в плане использования. Что именно говорят потребители, чем вызваны
эти разговоры, какова их частота - вопросы по-прежнему малоизученные. Агентство
Big Buzz попыталось найти ответы на эти вопросы с помощью исследования Big Buzz
Monitor.
Роль традиционной рекламы нельзя недооценивать, но
преувеличивать ее становится рискованным. Особенно если есть задача построить
доверительные коммуникации и отношения брендов с потребителями. И дело не в
переключении каналов во время перегруженных рекламных пауз, хотя данное занятие
для большинства людей знакомо, и для рекламодателей это не секрет. Все хуже:
платному слову просто не верят. Разве можно поверить искренности, скажем,
эстрадной звезды, которой заплатили за политическую агитацию?
Количество доверяющих рекламе потребителей в Москве ничтожно
мало: таких всего 4%. Именно столько людей считают, что производители товаров и
услуг практически не обманывают потребителей в своей рекламе. 25% опрошенных
уверены, что производители обманывают всегда, 36% полагают, что есть
производители «хорошие» и «плохие», стало быть, кто-то честен, а кто-то нет. Еще
35% уверены, что производители обманывают нечасто.
Альтернатива? Нетрудно догадаться. Потребители верят «своим»:
58% опрошенных отметили, что основным фактором, оказывающим влияние на покупку
товаров и услуг, являются советы друзей, знакомых, родственников. Все прочие
каналы информации в качестве достоверных источников (СМИ, реклама, рекомендации
продавцов) отметили не более 15% опрошенных.
ты — мне, я — тебе
В ходе исследования нам было интересно понять, какое
соотношение слушающих советы и дающих их среди потребителей. Оказалось, что
«трансляторов» и «ресиверов» почти поровну.
Трансляторами - людьми, чаще рассказывающими другим о товарах и
брендах, чем слушающими, - являются, по собственной оценке, 43% москвичей. К
этой группе чаще относятся люди в возрасте до 45 лет, руководители высшего и
среднего звена и студенты, лица с доходом свыше $500, обменивающиеся мнениями о
брендах шесть и более раз в неделю. Ресиверами - людьми чаще слушающими рассказы
других о товарах и брендах, являются 57% москвичей. К этой группе относятся люди
старше 45 лет, менеджеры и технические исполнители, лица с доходом до $500,
обменивающиеся мнениями о брендах до пяти раз в неделю.
>> как проводилось исследование
Сроки проведения: март 2007 года
География: Москва
Количество опрошенных: 608 человек в возрасте
16-50 лет.
Метод исследования: опрос. Половина респондентов
были опрошены при помощи случайной маршрутной выборки, оставшиеся - в
местах скопления представителей ЦА
Демография: 51% мужчин, 49% - женщин. Большинство
(58%) - люди активного возраста, 25-44 лет. 18% - имеют доход на одного
члена семьи от $200 до $300, 19% - от $300 до $400, 9% - свыше $800. 34% -
имеют высшее образование, 36% - среднее специальное
Основные задачи исследования: анализ отношения
потребителей к такому каналу информации, как слухи (в первую очередь
советы друзей и знакомых); изучение характеристик этого коммуникационного
канала (частота использования, количество такого рода контактов и т.п.);
формирование перечня наиболее часто обсуждаемых товарных групп и
брендов |
кому верим?
Наибольшее доверие и желание совершить покупку вызывают советы,
данные неангажированным потребителем данного товара или услуги (то есть
«простым» человеком, который опробовал его на личном опыте), - 86%
опрошенных.
Человек, не «испытавший» продукт на себе, вызывает доверие уже
только у 3% опрошенных. Чуть больше верят сотруднику компании, которая выпускает
этот товар, - 9%. А вот если вас наняли рекомендовать какой-либо товар, и об
этом ваши друзья-коллеги узнали (или почувствовали), то шансов немного - всего
2% по следуют вашему совету. Кстати, эта ситуация часто возникает на форумах и
блогах, где довольно быстро разоблачают и вносят в стоп-лист комиссионеров и
скрытых рекламодателей, причем делают это сами участники онлайн-сообществ.
По секрету всему свету |
С КАКИМ ПРИМЕРНО ЧИСЛОМ ЛЮДЕЙ В НЕДЕЛЮ ВЫ ДЕЛИТЕСЬ МНЕНИЕМ О БРЕНДАХ,
И СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ДЕЛЯТСЯ МНЕНИЯМИ С ВАМИ? (% ОТ ОПРОШЕННЫХ) |
|
* Май - октябрь 2006 Источник: Big Buzz |
сложный вопрос
Насколько часто потребители обсуждают друг с другом товары,
услуги и бренды?
Треть москвичей признались, что делают это достаточно часто. Наиболее активны в этом
смысле люди моложе 45 лет, студенты и владельцы собственного бизнеса, люди с
доходом $500–700 в месяц, «трансляторы».
Почти половина респондентов обсуждают эти темы, но не часто,
22% обсуждают редко. Всего 2% москвичей не обсуждают с друзьями, знакомыми и
членами семьи различные товары, услуги и бренды.
Большинство москвичей (58%) обсуждают в день как минимум один бренд, еще 34% обсуждают три-пять
брендов в день, а 6% — 6–11 брендов.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что
различные товары и услуги по-разному обсуждаются потребителями. В связи с этим
можно выделить три группы товаров.
>> товары на языке
Советы при покупке каких товаров и оказании каких
услуг для вас наиболее ценны?
• Бытовая электроника • Бытовая техника • Медицина
и товары для здоровья • Автомобили • Продукты питания •
Компьютеры • Финансы
Меньшую важность советы окружающих имеют при покупке
следующих товаров: • книги • концертные и театральные программы •
рестораны, кафе, бары • страхование • алкогольные напитки •
журналы • украшения • часы |
Группа 1 «Сложные товары и услуги». По большинству
рассмотренных товарных групп (14 из 22) респонденты, как правило, получают
советы, а не дают их сами. Это обычно:
• товары и услуги, которые отличаются
достаточно сложными техническими и прочими специфическими характеристиками,
требующие более или менее углубленных знаний (например, бытовая техника и
электроника, финансы и страхование и т.п.);
• товары и услуги, имеющие
относительно узкий круг потребителей, не являющиеся массовыми товарами
(например, путешествия, украшения и т.п.);
• товары и услуги, по которым люди
чаще слушают чужие советы, являются достаточно дорогостоящими, предполагают
длительное использование.
Что стимулирует разговоры? |
КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ИЛИ КАКОЕ СОБЫТИЕ ОБЫЧНО ПОБУЖДАЮТ ВАС ПОДЕЛИТЬСЯ
МНЕНИЕМ О ТОВАРЕ ИЛИ БРЕНДЕ? (% ОТ ОПРОШЕННЫХ) |
|
* Май - октябрь 2006 Источник: Big Buzz |
Группа 2 «Массовые товары и услуги». По четырем группам
массовых товаров (одежда, алкогольные напитки, парфюмерия и косметика, книги)
респонденты дают и получают примерно одинаковое количество советов. Таким
образом, по этим группам, скорее всего, идет «равноправное» обсуждение товаров и
брендов.
Группа 3 «Вкусовые» товары и услуги». По таким группам
товаров, как кинофильмы, музыка, продукты питания, журналы, респонденты
отмечают, что чаще сами дают советы, чем выслушивают их от других. Скорее всего,
это связано с тем, что потребление указанных групп товаров в наименьшей степени
подвержено моде и общественному мнению и базируется преимущественно на вкусовой
специфике каждого потребителя.
По всей видимости, товары и услуги из группы 1 следует считать
наиболее подходящими для использования buzz-технологий.
Плюс-минус |
КОГДА ВЫ РЕКОМЕНДУЕТЕ БРЕНД, КАК ВЫ О НЕМ ОТЗЫВАЕТЕСЬ (ПОЛОЖИТЕЛЬНО,
НЕЙТРАЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО)? (% ОТ ОПРОШЕННЫХ) |
|
* Май - октябрь 2006 Источник: Big Buzz |
каналы молвы
Самым распространенным способом трансляции советов является
личное общение, лицом к лицу. На втором месте по частоте использования - советы
по телефону. Гораздо реже даются советы при помощи персональных сообщений на
e-mail и сообщений в интернете (на форумах и блогах).
Станислав Бартникас, Управляющий партнер агентства Big Buzz.
28.04.2007
Журнал "Индустрия рекламы"