Кормить по-русски
Получится ли у петербургской сети "Чайная ложка" то, что не удалось "Русскому бистро"
В сети Чайная ложка посетителей хватает, а в обеденное время так и вовсе свободный столик найти непросто. Только мало кто задерживается тут дольше, чем на 15 минут. Атмосфера не располагает к тому, чтобы засиживаться: интерьер аскетичный, выбор блюд совсем небольшой салаты да блины с начинками. Именно этого мы и хотели добиться, в один голос уверяют совладельцы Чайной ложки Борис Крупкин и Михаил Августин. Это в кофейнях можно часами сидеть и болтать обо всем на свете, поясняет Августин. А мы строим бизнес на тех, кто хочет быстро поесть и через 15 минут бежать по своим делам дальше.
Цель Бориса Крупкина и Михаила Августина - закрепиться на московском рынке фастфуда
Фото: Павел Горшков
Похоже, между публикой и заведениями фаст-фуда разворачивается настоящее сражение. А ведь там очень вкусная пища. Верьте мне.
Реджис Филбин, американский телеведущий |
Концепцию партнеры разрабатывали, равняясь на американского лидера фастфуда компанию McDonald's. Хотя сторонников этой модели у нас всегда было немного. К началу года во всей России работало около 30 000 предприятий общественного питания. На быстрой еде, по оценкам исполнительного директора компании Restcon Андрея Петракова, специализируется менее четверти: По сравнению с классическими ресторанами затраты на открытие точки сопоставимые, а доходность на 20-30% ниже. Зато срок жизни рядового ресторана 3-5 лет, и тиражировать их гораздо сложнее, возражает Крупкин. |
Сейчас у Чайной ложки 47 чайных, 39 из которых работает в Санкт-Петербурге, другие в Ленобласти, Перми, Петрозаводске, Новосибирске и Твери. Но через пару-тройку лет Крупкин и Августин обещают значительно расширить географию и сделать то, что не получилось у создателей Русского бистро, построить федеральную сеть фастфуда с национальной кухней.
В ПОИСКАХ ПРИВЫЧНОГО
Бизнес-интересы Крупкина и Августина пересеклись задолго до Чайной ложки. За первый совместный проект они взялись в 1997 г. открыли гей-клуб 69, ставший одним из самых модных заведений в Петербурге. Через три года его пришлось закрыть: популярность пошла на убыль. Однако уходить из ресторанного бизнеса партнеры не собирались. Над идеей нового проекта пришлось поломать голову, ведь кофеен и всевозможных закусочных в Петербурге было достаточно. Я вычитал, что до революции существовали чайные, в которых можно было недорого перекусить самой обычной едой, вспоминает Августин. Нам понравилась идея сделать что-то национальное. В 2001 г. партнеры открыли чайную Самовар, оформленную в лубочных традициях: бревенчатые стены, официанты в национальных костюмах. Основой меню стали блины со всевозможными начинками. Вложенные в Самовар почти $30 000, по словам Крупкина, вернулись через три месяца, поэтому успешный опыт решили размножить. Но, как выяснилось, торговая марка Самовар уже была зарегистрирована, да и над концепцией нужно было поработать, чтобы формат легко тиражировался.
31% жителей Санкт-Петербурга время от времени посещают Чайную ложку
16% такая доходность по векселям Чайной ложки не впечатлила инвесторов
25% акций Чайной ложки ее владельцы скоро продадут инвестфонду
Новое название придумали Чайная ложка, а развиваться решили в формате фастфуд. Сеть классических ресторанов с собственной кухней быстро не построишь, а когда на месте всего-то нужно довести полуфабрикат до готовности другое дело. Лидер российского фастфуда Ростик'с, к началу 2007 г. насчитывавший 120 точек, кормит россиян острыми куриными крылышками, Сбарро (около 80 ресторанов) пиццей и пастой. В Чайной ложке решили продавать самую обычную еду: блины с начинками и салаты вроде столичного и селедки под шубой. А что еще рядовой россиянин захочет есть каждый день? спрашивает Крупкин.
Первая чайная появилась в 2002 г. Для производства теста и начинок построили фабрику, объемы которой сейчас достигли 12 т продукции в день. Самое главное для компании держать цены ниже, чем в McDonald's. Средний чек здесь в пределах 100-120 руб., а у американского конкурента 120-150 руб. Покупателей стараются обслуживать за 2-3 минуты. Для этого в Чайной ложке, к примеру, отказались от традиционного для отечественного фастфуда взвешивания блюд. Те же салаты накладывают специальной мерной ложкой. А из сотрудников готовят универсалов: каждый умеет печь блины, стоять на кассе и мыть полы.
Попытку создать альтернативу американскому гиганту и раскрутить сеть фастфуда с национальной кухней первым предприняло Русское бистро еще в 1995 г. В кафе продавались пироги, кулебяки, квас и медовуха. Но даже несмотря на покровительство московского правительства, проект оставался убыточным. Качество продуктов оказалось невысоким, а крепкий алкоголь привлекал не самую приятную публику. Несколько раз чиновники пытались реанимировать Русское бистро, приглашая к его развитию лидеров ресторанного рынка, но договориться не получилось. Почти все франчайзи, владевшие в общей сложности 37 объектами, от марки отвернулись. Сейчас у Русского бистро остались всего три стационарные точки и около 20 вагончиков-тонаров, которые по франчайзингу открыло Русское бистро экспресс.
В Чайной ложке неудачу своих предшественников объясняют инновационностью формата. Все новое идет тяжело, а тогда вообще мало кто понимал, что такое фастфуд, убежден Крупкин. Теперь, по его мнению, потребители привыкли к разным форматам и наступило самое подходящее время для захвата рынка. Правда, глядя на темпы роста Чайной ложки, в скорую победу веришь с трудом.
НИЖЕ ПЛАНА
Начиная с 2003 г. сеть с каждым годом удваивалась и к концу 2006 г. выросла до 35 чайных. Это совсем неплохо, считает Петраков из Restcon. В этом сегменте не так уж много игроков, открывших более 30 точек. В рейтинге самых посещаемых сетей фастфуда Петербурга, по данным КОМКОН, Чайная ложка прочно обосновалась на втором месте. Перекусить сюда захаживали 31,4% жителей, а, к примеру, в рестораны Ростик'с-KFC и Сбарро только 14,8 и 7,2%. Даже до лидера рынка McDonald's (56,7%) не так уж далеко. Впрочем, прочным положением на домашнем рынке достижения сети пока и заканчиваются. О региональной экспансии ее владельцы говорят не первый год, но за пределами Петербурга за пять лет удалось прирасти всего шестью точками.
Быстрый рост сетям фастфуда, как правило, обеспечивает франчайзинг. Эту модель в компании попробовали, но без особого успеха. Сейчас у нее пять партнеров, которые открыли чайные в Перми, Петрозаводске, Твери и Новгороде. Редко есть уверенность, что человек будет строить бизнес так же, как и ты, сожалеет Августин. Больших надежд на это направление не возлагаем, все будем делать сами.
Осенью прошлого года Чайная ложка дебютировала в Новосибирске, открыв чайную на площадях пришедшего в Сибирь из Петербурга гипермаркета Лента. Других премьер за этим не последовало. "Лента" для нас понятный проверенный партнер, а насколько успешным будет бизнес с другими операторами вопрос, поясняет Крупкин. Дело не только в незнании регионального рынка. Быстрый рост это всегда солидные вложения, а с деньгами у основателей компании с самого начала было туговато.
Чтобы минимизировать затраты, решили не покупать помещения, а ограничиться арендой. Но даже при этом денег на развитие не хватало. Первые точки пришлось запускать, как говорят в компании, в партнерстве с тактическими инвесторами. Найдя подходящий объект для аренды, Крупкин и Августин предлагали его владельцу стать соинвестором. То есть вложить в чайную площадью 100-120 м2 свои $200 000 250 000. Все оперативное управление менеджеры сети брали на себя, а взамен делились частью прибыли. В прошлом году в Чайной ложке решили уйти от этой схемы и выкупили права на аренду 15 работавших в Петербурге точек. Но вовсе не потому, что нашелся хороший альтернативный источник финансирования.
Банковские кредиты Чайной ложке стоят в среднем 12,5% годовых. Такие условия ее основателей устраивают. Но кредитный портфель ограничен, да и залога не хватает, сетует Крупкин. Осенью прошлого года сеть первой среди игроков петербургского ресторанного рынка вышла на рынок публичного долга, выпустив процентные векселя со сроком погашения три месяца. Изначально с помощью вексельного займа планировалось привлечь 150 млн руб., но более чем за полгода удалось собрать всего 30 млн руб. Не скрою, рассчитывали на большее, признает Денис Захаревич, начальник фондового отдела инвесткомпании АВК, размещавшей этот заем. Доходность по векселям 16% годовых, но интерес оказался невысоким. Такова специфика отрасли.
Один из лидеров рынка компания Росинтер Ресторантс, управляющая ресторанами IL Патио, Планета Суши, Испанский уголок, Американский Бар и Гриль, выпустила первый облигационный заем на 300 млн руб. в 2002 г. Затем последовали займы на 400 млн руб. и 1 млрд руб. В конце прошлого года облигации на 500 млн руб. выпустила Бразерс и компания, развивающая марки Сбарро, Восточный Базар, Viaggio Italiano, Баш-на-Баш. Но даже их ценные бумаги не слишком ликвидны, что уж говорить про нас, признает Крупкин, отмечая, впрочем, что его компания добилась главного получила публичную кредитную историю.
На показателях компании непопулярность векселей все же сказалась. С помощью заемных средств планировалось открыть около 40 точек, поэтому и оборот за 2006 г. прогнозировался на уровне 704 млн руб. На деле получилось 630 млн руб. Векселя Чайная ложка намерена выпускать и дальше, хотя удобным этот инструмент не назовешь деньги короткие и дорогие. К концу этого года компания обещает вырасти до 80 точек, а оборот увеличить более чем в 2 раза, до 1,5 млрд руб. Причем треть выручки владельцы планируют получить за счет выхода в Московский регион (столица плюс область). Вот только где взять деньги на рывок? Мы пришли к выводу, что оптимальным вариантом станут деньги инвестиционных фондов, говорит Крупкин. Правда, ресторанный бизнес у инвестбанкиров, мягко говоря, не в фаворе.
ГДЕ ДЕНЕГ ВЗЯТЬ
Розничная торговля и производство продуктов питания давние любимчики инвестиционных фондов. А вот на рынке общепита было всего три громких сделки, хотя сектор с каждым годом прибавляет 25-30%. В 2002 г. Baring Vostok Capital Partners приобрел долю в компании Росинтер. В 2005 г. шведский фонд Trigon Capital Group выкупил контрольный пакет сети Идеальная чашка. В том же году фонд Delta Private Equity Partners приобрел 45% компании Fast Food Industries, которой принадлежат закусочные Прайм.
По словам управляющего Delta Кирилла Дмитриева, к активам в ресторанном бизнесе они присматривались давно: Изучали сеть кофеен "Идеальная чашка", но из-за желания компании развиваться в Москве вкладываться не стали. Успех во многом зависел от наличия партнера, который помог бы с поиском площадей. Если он не найдется, быстрый рост под вопросом. В поле зрения Delta год назад попала и Чайная ложка. Несмотря на то что в целом компания приглянулась, дело не дошло даже до переговоров: планы сети показались недостаточно амбициозными, а структура собственников запутанной. Компания пока и правда не слишком прозрачна. По словам Крупкина, 50% акций принадлежит ему и Михаилу Августину, остальное группе частных инвесторов, живущих в США. Размеры пакетов и имена других акционеров не раскрываются. Над возможностью входа в Чайную ложку два года раздумывали и в фонде прямых инвестиций Квадрига Капитал Россия, но также без результата. Мы хотели купить реальное настоящее, а нам предлагали прекрасное будущее, говорит управляющий проектами фонда Дмитрий Румянцев. В этом бизнесе слишком мало крупных операторов.
С недостаточной открытостью и небольшими размерами игроков фонды, скорее всего, смирились бы. Но возникает другой вопрос: даже если мы подрастим компанию, кому ее потом продавать? продолжает Румянцев. Западным стратегам это вряд ли интересно, а национальные игроки еще не готовы к консолидации.
Менеджеры Чайной ложки ходили по инвестфондам около трех лет, но недавно, по словам Крупкина, хождения закончились договоренностью с одним из фондов прямых инвестиций, который готов выкупить 25% акций компании. Имя партнеров и сумма сделки пока не разглашаются по плану, она закроется лишь в конце мая. Но теперь, обещает Крупкин, дела пойдут намного быстрее. К 2009 г. компания собирается нарастить сеть до 153 точек, большая часть из которых разместится в городах Московской области, а также в Калуге, Твери, Туле, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле. Оборот планируется дотянуть до 3,3 млрд руб. По мнению директора по развитию сети Русское бистро Тимура Шарипкулова, место для Чайной ложки в столичном регионе найдется, так как это весьма технологичная компания. Хотя легкой жизни не будет. Побороться с конкурентами им придется, предсказывает Шарипкулов. В чем-то и мы с ними будем пересекаться.
С начала года реанимировать Русское бистро пытается новая команда. Первым делом реформы коснутся ассортимента: из него исключат крепкий алкоголь и добавят блины, каши, супы. Средний чек составит 120 руб. В июле мы откроем на фуд-кортах три обновленные точки, обещает Шарипкулов. Думаю, многих удивим. В меню появится продукт, который будет конкурировать с пиццей. В ближайшие три года он обещает нарастить сеть до 100 ресторанов, в том числе за счет франчайзинга.
В Чайной ложке обещают до конца года открыть 36 точек. Плацдарм для наступления готовится с сентября прошлого года, когда компания взяла в аренду помещение в подмосковном Лыткарине. Здесь расположится вторая фабрика компании, мощности которой позволят снабжать 180 чайных в пределах 500 км от Москвы. Ввод в строй намечен на август. А сейчас разослали по области гонцов, которые ищут для нас помещения, говорит Августин.
Удастся ли компании выполнить план по удвоению количества чайных? Крупкин спокоен: Мы же не наемные менеджеры, чтобы привязываться к выполнению плана. Если в этом году не дотянем до плана 7-10%, это ничего не значит для развивающейся компании.