Будущее рекламы: вирусы, слежка и мимикрия
В последнее десятилетие ХХ века расходы корпораций на рекламу и PR, резко увеличившись, достигли рекордной величины — трети бюджета. Одна за другой возникают новые технологии, которые, внимательно наблюдая за людьми, учатся управлять нашими желаниями и поступками. Многие из них скоро получат массовое распространение.
Рекламу положено ненавидеть. Она мешает смотреть сериалы, отвлекает на дороге, втюхивает продукты сомнительной необходимости. Тем не менее реклама не исчезнет, пока есть рынок или хотя бы его подобие. Но она будет принимать все новые формы в зависимости от изменения общества и технологий.
Курт Воннегут писал: что бы наука ни придумала, все это потом используют военные. Хочется чуть-чуть поправить классика. Львиная доля разработок ученых (особенно психологов и социологов) достается рекламистам. «Вы научились распознавать эмоции с помощью компьютера?! Отлично! Теперь мы будем подбирать рекламу под настроение потребителя… Вы выяснили, какие ценности являются для людей самыми важными?! Великолепно! Наши копирайтеры внимательно вас слушают… Вы поняли, как человек может определить обман?! Прелестно! Срочно расскажите нам, и мы научимся обманывать еще лучше…»
Реклама будущего сможет подстраиваться под настроение потребителя, учитывать особенности его характера и биографию, следить за его передвижениями. Она будет манипулировать подсознанием потенциального покупателя. Новые технологии заставят его распространять рекламу «по собственному желанию». В общем, если вы чувствуете, что уже стали опытным человеком и накрашенная блондинка с телеэкрана никогда не убедит вас купить синтетический сок, то глубоко ошибаетесь.
Тенденция 1. Реклама, от которой нам не убежать
Простейший способ сделать рекламу более эффективной — не дать возможности ее проигнорировать. Можно не глядеть на развешанные в метро билборды, заткнуть уши и не слушать разносимые динамиками приглашения «посетить», «приобрести» или «заказать», но главное: когда по телевизору начинается «рекламная пауза», можно переключиться на другой канал.
Но вот, кажется, пришла пора исправить это досадное недоразумение. По сообщению журнала New Scientist, компания Philips запатентовала технологию, которая не позволит владельцам современных телевизоров переключать каналы во время рекламных блоков. Секрет кроется в использовании программного пакета Multimedia Home Platform, на базе которого создаются все цифровые телевизоры. Реклама будет начинаться и заканчиваться специальными сигналами-метками, в промежутке между которыми телевизор не разрешит менять картинку.
И еще одна «приятная» новость: рекламные метки будут распознаваться цифровыми видеомагнитофонами, и пользователь не сможет прервать запись фильма на время рекламы, как не сможет и промотать уже записанный ролик. Конечно, запатентованная технология предусматривает возможность избежать просмотра рекламы. Но за определенную плату.
Пока что эта «гуманная» разработка еще не поступила на рынок. Но уже вовсю используется другой способ, делающий просмотр рекламы неизбежным, — встраивание ее в продукт потребления.
За последние несколько лет продакт-плейсмент из неизвестного рекламного метода превратился в модное направление. По данным исследовательской фирмы PQ Media, в 2007 году объем мирового рынка продакт-плейсмента увеличится на 30% и составит больше $4 млрд.
Чаще всего рекламируемый продукт вставляют в телепередачи или художественные фильмы. Реклама пива и соков в «Дневном дозоре» стала неотъемлемой частью сюжета и войдет в вечность вместе с самим киношедевром. Впрочем, продакт-плейсмент можно найти даже в художественной литературе. Хрестоматийным примером стал детектив Дарьи Донцовой «Филе из золотого петушка», где торговая марка компании, реализующей замороженную курятину, продвигается в самом названии произведения.
Пока что две трети продакт-плейсмента приходится на США. Однако, согласно прогнозам, в ближайшие годы этот изощренный метод станет массовым и в России.
Тенденция 2. Реклама, которую вы распространяете сами
Усталый менеджер перекусывает провод пылесоса… Автомобильный люк отрубает кошке голову
Босс пытается овладеть секретаршей, не прерывая беседы со своей женой
Девушка, раскрашенная в цвета известного бренда, демонстрирует свои половые органы
Это лишь некоторые сюжеты так называемой вирусной рекламы, которая становится все более популярной.
Известный британский биолог Ричард Докинз в свое время ввел такое понятие, как мем. Это нечто среднее между геном и вирусом, только речь идет не биологической единице, а о культурной. В остальном все то же самое: мем, подобно вирусу, заражает умы людей, после чего инфицированные передают его друзьям, родственникам и просто незнакомым людям. Характерные примеры мема — анекдоты, модные мелодии, слухи или листовки «прочитал сам — передай товарищу».
Идея Докинза сама оказалась удачным мемом. Появилась целая наука — меметика, среди адептов которой оказались люди самых разных специальностей. В том числе рекламщики. Для них реклама, которая «заражает» потребителя и дальше распространяется им самим, — это предел мечтаний.
«Вирусная реклама» — одна из самых новых и модных технологий продвижения товаров на постсоветском пространстве. Ни к надоедливому спаму, ни к компьютерным вирусам она отношения не имеет. Идея совсем другая (хотя она тоже балансирует на грани приличий и законности): рекламные ролики должны быть такими, чтобы потребителю самому захотелось их распространять.
«Глянь, какой прикол!» — с этой припиской один скучающий офисный работник пересылает интернетовскую ссылку другому — такому же скучающему и такому же офисному. Скачивание файла объемом в несколько мегабайт уже никого не смущает: большинство приличных контор и квартир имеют доступ к скоростному интернету.
Чтобы файл с клипом захотелось переслать приятелю, в сюжете должно быть как можно больше черного юмора, секса, жестокости и прочей неполиткорректности. Портал AdMe рассказывает об исследовании, проведенном британским агентством Millward Brown.
Ученые пытались выяснить, почему одни сетевые ролики пересылаются чаще, чем другие. Только 2 из 29 фильмов, участвовавших в опросе, вызвали желание у более чем 20% респондентов отправить их кому-либо. Руководитель исследования Дункан Нилон сказал, что основными факторами, влияющими на успешность ролика в вирусном маркетинге, являются его юмористичность, способность шокировать и «сексуальность».
Производители вирусной рекламы это, кажется, понимают. Одна из российских фирм дает перечень своих сюжетов: «Первое — юмор, второе — какое-нибудь безумие, третье — эротика». Ну а после пары минут смеха и ужаса, скрашивающих унылый труд менеджеров всех мастей, на экране ненавязчиво возникает логотип рекламируемой компании.
Вот, например, такой клип. Сотрудник некой фирмы просыпается в глубоком похмелье. Голова болит, под кроватью обнаруживаются наручники, на кровати — незнакомая девица. И в этот трагический момент герою на мобильный звонит его начальник и орет: «Где отчет?! Где отчет?! Где отчет!?» Бедняга изображает помехи на линии, а потом, изменив голос, сообщает, что «абонент находится вне зоны действия сети». И только после этого наступает момент рекламы — слышится закадровый голос: «Из-за таких, как он, люди думают, что у нас плохое качество связи…»
Есть и более откровенные сюжеты. По Сети расползается ролик, как две капли воды похожий на телевизионную рекламу «Билайна». Все совпадает в точности: оркестр играет, девушка танцует. Но… в интернет-версии на танцующей барышне нет трусиков. И ее, пардон, гениталии отчетливо видны зрителю.
Западные фирмы тратят на вирусную рекламу сотни тысяч долларов. По просторам интернета гуляют несолидные ролики таких солидных компаний, как Nike, Sony, Adidas, Ford. Там тоже встречаются весьма кровавые и откровенные сюжеты.
От неполиткорректных роликов нередко открещиваются. Официальные представители корпораций во всеуслышание заявляют: клип, мол, сделал какой-то шутник, или рекламное агентство выпустило свой вариант без согласия заказчика.
В общем с точки зрения естественного отбора новый метод распространения рекламы оказывается вполне жизнеспособным: она хорошо размножается, успешно паразитирует и обладает способностями к мимикрии.
Тенденция 3. Реклама, которая за вами следит
Похоже, сбывается еще один мрачный прогноз писателей-фантастов: в недалеком будущем герои рекламных роликов начнут обращаться непосредственно к зрителю. Они смогут почувствовать наше настроение, определить реакцию на их слова, научатся понимать наши тайные желания и потребности…
Специалисты из Австралийского национального центра информационных и коммуникационных технологий разработали устройства, способные оценить реакцию человека на показываемый рекламный ролик. Система, получившая название TABANAR (эта аббревиатура расшифровывается как «Адресная реклама, основанная на естественной реакции зрителей»), состоит из небольшой камеры и LCD-монитора, подключенных к удаленному компьютеру.
Экран, расположенный в супермаркете Сиднея между торговыми линиями, начинает прославлять шампунь, выставленный на полке, при приближении к ней покупателя, за которым следит камера, а компьютер оценивает его реакцию на ролик. Оценка поведения пока предельно примитивна: если человек стоит лицом к дисплею, ролик продолжается, если отворачивается или поворачивается в профиль, монитор начинает демонстрировать другой ролик, если же покупатель отходит, показ рекламы прекращается.
Примитивность не помеха эффективности, ведь расчет создателей психологически верен: если человек уставился на экран, значит, ему интересно, отвернулся — значит, его занимает что-то другое. Важно как частое прерывание, так и возобновление показов: «Если рекламные клипы просто проигрываются по кругу, они быстро начинают восприниматься как визуальный шум, никак не выделяющийся на общем фоне», — объясняет создатель TABANAR Майк Ву, предлагая свою технологию магазинам.
Но это еще не все, на что способна система: она также отслеживает наклон головы ничего не подозревающего потребителя и вычисляет, в какую часть экрана он смотрит в каждый момент показа ролика. Это помогает рекламщикам понять, что именно привлекает людей в картинке, и разработать еще более «притягательные» клипы, которые заставят нас с жадностью кидаться на рекламируемые товары.
Ву не собирается останавливаться на достигнутом. По его заверениям, следующая версия программы будет распознавать движения глаз — для более точной обратной связи, определять пол, возраст и национальность покупателя.
Казалось бы, изобретение Ву — безделица, но австралийские профессора-правозащитники возмущены и заявляют о вторжении в частную жизнь. Например, доктор Роб Спарроу, занимающийся проблемами этики в университете Мельбурна, говорит: «Сегодня всю информацию о ваших интересах можно собрать без вашего согласия и так, что вы даже не будете об этом знать. Это серьезное ущемление свободы человека».
Сходные проблемы вызывает использование мобильной связи для распространения рекламы. «Этот год станет годом мобильной рекламы во всем мире», — пообещала Лаура Марриот, исполнительный директор Ассоциации мобильного маркетинга. По ее словам, до недавнего времени технологии были недостаточно развиты для запуска рекламных кампаний. Однако сети с каждым годом становятся все более высокоскоростными, телефоны — навороченными, так что формируется принципиально новый рынок.
Главная «фишка» для маркетологов состоит в том, что мобильная связь позволяет использовать гораздо больший объем информации о потенциальном потребителе. Известно не только, где живет клиент, но и где конкретно он находится в момент передачи сообщения, сколько он тратит на телефонные сервисы, кому и когда звонит, сколько ему лет, в какие игры играет и какую музыку слушает на сотовом телефоне.
Тенденция 4. Реклама, которая знает, что вы чувствуете
В перспективе рекламные системы, подключенные к сетевым базам данных, смогут идентифицировать человека и получать информацию о его интересах и предпочтениях. В общем-то необходимый уровень развития технологий уже достигнут, дело только за программным обеспечением.
Чтобы составить психологический портрет потребителя, достаточно домашнего компьютера с веб-камерой и шпионской программой, которая будет определять эмоциональную реакцию на увиденное, анализируя выражение лица, размер зрачков, движения головы и глаз.
Программы, распознающие чувства, активно разрабатываются рядом научных центров, в том числе Кембриджем и Массачусетским технологическим институтом. Недавно их достижения были продемонстрированы на научной выставке в Лондоне.
Программы эти планируют использовать прежде всего в маркетинге: вы будете лицезреть сетевую рекламу, адаптированную именно к вашим вкусам, слабостям и желаниям, причем показывать ее будут в моменты, когда у вас хорошее настроение или когда вы наиболее восприимчивы к такого рода сообщениям. Например, когда вам захочется отдохнуть, рекламируемая бирюлька будет демонстрироваться на фоне пальм и пляжей, взалкаете секса — с ней уже играют любовники, когда же потянет на трудовые подвиги, вещица превратится в обязательный атрибут успеха лощеного менеджера.
Слова профессора Питера Робинсона из Кембриджа, разрабатывающего подобное программное обеспечение, не вселяют оптимизма: «Представьте себе компьютер, выбирающий правильный эмоциональный момент, чтобы продать вам что-нибудь, вообразите будущее, где мобильные телефоны, машины и сайты могут читать наши мысли и реагировать на наше настроение…»
А кто захочет скрыться от «всевидящего глаза», может просто прикрыть чем-нибудь свою веб-камеру, успокаивает нас Робинсон. Но что прикрывать, если скоро наступит эпоха «нейромаркетинга», когда каждая полка в магазине будет знать о нас почти все…
Тенденция 5. Реклама, которая залезает к вам в мозги
Чтобы понять, что именно угодно потенциальным покупателям, корпорации привлекают для маркетинговых исследований не только психологов, но даже нейрофизиологов и медиков — специалистов по сканированию мозга. Это сканирование, или — по-научному — функциональная магнитно-резонансная томография, позволяет увидеть, какие зоны человеческого мозга активны в тот или иной момент. Маркетологам это понадобилось, чтобы определить, как реагирует мозг на бренды корпораций.
Например, на недавно прошедшей конференции Североамериканского радиологического сообщества ученые из мюнхенского Университета Людвига-Максимилиана проводили нейрологическое обследование нескольких десятков людей. Испытуемые смотрели на экран, последовательно отображавший логотипы знаменитых и малоизвестных компаний (преимущественно из автомобильного и страхового бизнеса), а в это время мозг каждого из них сканировался компьютерной аппаратурой.
Картина реакций оказалась на удивление простой и предсказуемой. Графические образы, ассоциирующиеся с именитыми торговыми марками, порождали сильную активность в тех областях мозга, которые связаны с приятными эмоциями и положительной самоидентификацией, малоизвестные логотипы — наоборот. Значит, не зря компании тратят деньги, навязчиво внедряя свои бренды в сознание потребителей.
Специалисты из американского Брайтхаусовского института наук о мышлении продвинулись еще на один шаг в развитии «нейромаркетинга» — как называют подобные технологии. Ученые провели серию экспериментов, в ходе которых испытуемым показывали рекламные ролики, а затем их реакция — как на ролик в целом, так и на отдельные объекты и сцены — оценивалась по особой окраске специфических областей мозга.
Руководители проекта заявляют, что при изучении реакции человека их абсолютно не интересует, нравится тому реклама или нет. Главное — установить эффективность воздействия ролика на подсознание.
Это позволит рекламистам и политтехнологам конструировать рекламные клипы таким образом, чтобы они вызывали у людей максимально положительную реакцию и как можно прочнее впечатывались в их подсознание.
«Реклама и язычество очень похожи»
«Западная реклама стоит на пороге кризиса толерантности… Язычество может стать двигателем торговли…» — так считает Кирилл Готовцев, гуру российской интернет-рекламы, основатель и руководитель множества агентств, студий, сайтов и журналов.
Что возникнет в рекламе в ближайшие 15 лет? Если предположить, что кто-нибудь привезет из Японии «маркетинг отношений», который там весьма популярен, то вместо существующего сейчас массмаркета наиболее востребованными окажутся те модели, в которых производитель не столько показывает клиенту медийную рекламу, сколько взаимодействует с ним: «А какого цвета футболку ты, потребитель, хочешь?».
Сейчас западный мир стоит на пороге кризиса толерантности. Возведенная в ранг абсолютного принципа корректность требует, чтобы мы не называли разное разным. Уважать чужое мнение необходимо, даже если оно противоречит знанию.
Реклама стирального порошка от «Джонсон и Джонсон» утверждает, что «мы — лучшие», воплощая таким образом стремление выйти за рамки толерантности. Но привести в пример какой-нибудь порошок, который действительно хуже рекламируемого, нельзя. Поэтому в ролике фигурирует невнятная белая пачка «любого порошка».
Чем это закончится, непонятно. Может быть, через 15 лет использование в рекламе текста, написанного арабской вязью, будет вызывать в обществе сильнейшее негодование. Или наоборот, цивилизация займет происламскую позицию. Тогда из рекламы может исчезнуть один из сильнейших «двигателей торговли» — сексуальность.
На практике редко когда побеждает одна из господствующих тенденций. Обычно приходит нечто третье, имевшее большой потенциал, но вовремя не замеченное. Может быть, через 15 лет мир захватит «русская идея». Тогда на рекламном рынке будет доминировать евразийность. Или хамство — откровенно нахальные, бесстыдные рекламные материалы. Это могло бы стать новым трендом.
Язычество — еще одна русская ментальная идея, которую можно было бы транслировать. Почти все монотеистические религии связаны с той или иной аскезой и отказом от бытового в пользу идеального. Язычество же очень прагматично: вот конкретный бог, отвечающий за погоду, — иди и договаривайся! Реклама во многом похожа на язычество: мы совершаем идеальные, то есть непрактичные поступки (покупаем навязываемые нам вещи), чтобы изменить жизнь (приобщиться к успеху и благополучию, обещанным в рекламном ролике). Или еще одна концепция языческой идеологии, активно используемая в рекламе: обладание какой-либо вещью (оберегом) непременно принесет удачу потребителю (герою).
Наталья Романевич
Андрей Константинов, Григорий Тарасевич
22.05.2007
Журнал Эксперт