Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Порывистый «Вестер»

Калининградская компания «Вестер» собралась за три года открыть 250 гипермаркетов и ворваться в пятерку крупнейших российских ритейлеров. «Секрет фирмы» решил выяснить, что стоит за этими космическими планами -- непродуманный расчет или расчетливый пиар?

Может оказаться, что строить гипермарке- ты «Вестеру» гораздо сложнее, чем планы
Председателю совета директоров и основному владельцу группы компаний «Вестер» Олегу Болычеву нравится девичья фамилия его жены -- Король: в одном из интервью он признавался, что даже подумывал добавить ее к своей.

«Королевскую» фамилию, впрочем, Болычев так и не взял. Но амбиции от этого не уменьшились: согласно плану развития калининградский ритейлер с оборотом $426 млн «Вестер» уже к 2011 году планирует превратиться в одного из лидеров розничного рынка. Для этого только в России Болычев собирается построить 277 торговых объектов, 90% из которых будут гипер-, а 10% -- супермаркетами. Кроме того, компания планирует выход в города Украины, Казахстана и Белоруссии. А оборот компании к 2010 году должен вырасти почти в 13 раз -- до $5,5 млрд.

Отметим, что державные амбиции Болычева увеличиваются в геометрической прогрессии. Еще в конце марта российские планы «Вестера» ограничивались открытием лишь 60 гипермаркетов и такого же числа супермаркетов: тогда объем предполагаемых инвестиций в проект компания оценила в $500 тыс. за пять лет. Но даже скромные по сравнению с нынешними планы часть аналитиков назвала трудновыполнимыми, а вложения -- недостаточными.

Рука СФ сама потянулась за телефоном и калькулятором.

Откуда «Вестер» дует

Группа компаний «Вестер» основана в Калининграде в 1990 году. Занималась поставками оргтехники. В 1993 создала сеть магазинов бытовой техники и электроники, развивала другие направления. В 2006 году на базе продовольственного бизнеса создана федеральная сеть «Вестер». Имеет 35 объектов в форматах «гипермаркет», «супермаркет», «универсам», «магазин у дома». Торговая площадь на апрель 2007 года составляет свыше 42 тыс. кв. м.



Гипербум

«В Екатеринбурге до сих пор нет ни одного гипермаркета, по размеру близкого к „Ашану”! Что, людям так и ходить в магазины площадью по 150 кв. м и выбирать из 600 наименований товаров? Сколько может продолжаться эта убогость?» -- возмущена аналитик «Ренессанс капитала» Наталья Загвоздина. Формат гипермаркета вместе с cash & carry (магазины «Метро»), по оценке специалиста, занимает лишь 7% российского ритейла. К 2011 году этот показатель должен составить уже 17%. Эксперты в один голос называют гипермаркет самым перспективным розничным форматом на ближайшую пятилетку. По оценкам самих ритейлеров, до 2011 года ежегодные темпы роста для гипермаркетов составят 35–40%, в то время как другие форматы будут прибавлять лишь по 12% в год.

Причин этого явления несколько. «Это формат, близкий к дискаунтеру, который должен хорошо работать в регионах»,-- считает аналитик компании «Тройка Диалог» Михаил Терентьев. С ним согласна и коллега из «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская, которая отмечает, что для ритейлера формат гипермаркета привлекателен и тем, что позволяет быстро нарастить торговый оборот в новом регионе. Кроме того, гипермаркеты могут служить одновременно распределительными центрами, на базе которых компания может развивать магазины других форматов.

Пока насыщенным гипермаркетами регионом считается только Северо-Запад. «Если ориентироваться на данные агентства Reuters, то норму насыщаемости рынка -- один гипермаркет на 200 тыс. человек -- Петербург перешагнул еще в прошлом году,-- говорит директор по маркетингу и рекламе, член правления петербургской компании „Лента” Екатерина Пустошная.-- На конец 2006 года там было 30 гипермаркетов». По данным Nielsen, доля гипермаркетов в Санкт-Петербурге составляет уже порядка 30% розничного оборота.

Большинство крупных розничных игроков срочно вписывает строительство гипермаркетов в регионах в неотложные планы. Так, стратегия X5 Retail Group предусматривает открытие к 2014 году 70 новых гипермаркетов под брэндом Frank. Еще 25–30 магазинов к 2008 году добавится, если Х5 купит сеть гипермаркетов «Карусель». Сеть «Магнит» в 2007 году также планирует построить до 10 гипермаркетов, но осведомленные аналитики очень уверенно говорят, что в ближайшие пять лет компания будет открывать порядка 15 гипермаркетов в год. Увеличить количество гипермаркетов с 6 до 50 за три года собирается «Седьмой континент», «Лента» тоже планирует расширить сеть гипермаркетов до 50 к 2009 году.

Конкуренты малоизвестного за пределами Калининграда и непубличного «Вестера» -- ведущие игроки в сфере ритейла, которые в большинстве своем уже провели IPO. Оборот X5 по итогам 2006 года составил $3,5 млрд, «Магнита» -- $2,5 млрд, «Ленты» и «Седьмого континента» -- около $1 млрд. На их фоне о «Вестере» с его оборотом в $426 млн хочется сказать цитатами из «Кавказской пленницы»: «Вы спускаете нереальные планы» и «Это как его… волюнтаризм!». Ведь чтобы построить 250 гипермаркетов за три года, компании придется открывать один магазин в четыре дня. «Строить по два гипермаркета в неделю? Могу пожелать им только успехов»,-- иронизирует директор по маркетингу ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») Хачатур Помбухчан.

Кроме того, по подсчетам самой компании, на торговую площадь в 12 тыс. кв. м требуется примерно 500–700 сотрудников. Это значит, что для обслуживания 250 гипермаркетов ей понадобится около 125 тыс. человек. Есть ли у «Вестера» тайное оружие, позволяющее сделать невозможное возможным?



 

Гиперболоид бизнес-процессов

Действительно, компания разработала типовой проект «Вестер гипер. Торговая галерея» -- единый проект документации. По сути, это стандартный план гипермаркета, прошедший необходимую регистрацию и сертификацию. «Документ „Вестер гипер. Торговая галерея” сегодня можно рассматривать как наше конкурентное преимущество,-- говорит генеральный директор ФС „Вестер” Александр Астрейко.-- В любой момент мы можем представить этот документ на рассмотрение в компетентные ведомства, потенциальным соинвесторам, девелоперам и франчайзи». По словам топ-менеджера, типовая программа позволяет почти на год сократить согласование строительства объекта с региональной властью и с подрядчиками. С учетом этой временной экономии, расходы на каждый объект снижаются не менее чем на 15%. Такая схема значительно облегчает задачу единовременного выхода сразу в несколько регионов, подчеркивает Астрейко.

Однако ничего уникального эксперты в наличии типовой документации не находят. «Так работают все компании,-- говорит аналитик МДМ-банка Алексей Гоголев.-- У всех игроков есть стандартные пакеты документов, и проект „Вестера” не содержит ничего нового». Не оригинален и сам план «Вестер гипер. Торговая галерея»: соединение гипермаркета и бутиковой зоны с магазинами одежды и обуви, ювелирными отделами, салонами связи, фудкортом и т. д. давно стало стандартом для подобного формата.

Особые надежды «Вестер» возлагает на команду из шести западных топ-менеджеров из Carrefour, Tesco, Auchan, Real и Kaufland, которая начнет работу в компании с 1 июня. Они должны произвести революцию в управлении компанией. В частности, «Вестер» предполагает заключать длительные контракты с поставщиками -- как минимум на три года. За счет гибкой системы работы с поставщиками, а также большого объема поставок это должно снизить стоимость закупок: Александр Астрейко обещает, что цены в «Вестере» будут ниже, чем у конкурентов. Используют в магазинах компании и западную модель оформления торгового зала: до сих пор в России было не принято размещать высокие стеллажи, откуда покупатели достать товар не могут. В «Вестере» решили разместить такие стеллажи не только в гипер-, но и в супермаркетах, чтобы как можно более эффективно использовать торговое пространство (добывать товар с полок будет обслуживающий персонал). Систему скидок компания тоже намерена выстроить по западным образцам, раз в две недели обновляя каталоги сезонных товаров, которые будут продаваться по сниженным ценам.

Впрочем, западный топ-менеджмент может отладить работу только в открытых магазинах. Но их еще нужно построить.



Гиперденьги

Пока у «Вестера» пять гипермаркетов -- в Ярославле, Ульяновске, Воронеже, Белгороде и Калининграде (последний работает под маркой «Бомба»). Но гипермаркетами их можно назвать с натяжкой: их площадь составляет от 2,8 тыс. до 4,8 тыс. кв. м. По словам Александра Астрейко, будущие гипермаркеты «Вестера» будут иметь площадь от 4 тыс. до 20 тыс. кв. м, но в среднем размер магазина составит 8–12 тыс. кв. м.

Согласно расчетам компании, инвестиции в один квадратный метр составят $900. Таким образом, строительство гипермаркета среднего формата обойдется в $7,2–10,8 млн, а вложения в сеть из 250 гипермаркетов должны составить $1,8–2,7 млрд.

На рынке, однако, называют совсем другие суммы. Так, Наталья Загвоздина из «Ренессанс капитала» оценивает инвестиции на 1 кв. м в полтора-два раза выше. А участники рынка сходятся во мнении, что стоимость одного гипермаркета составляет порядка $20 млн. В такую сумму оценивает затраты Хачатур Помбухчан: «Магнит» уже сейчас строит более 10 гипермаркетов сходной с «Вестером» площади (11 тыс. кв. м). Столько же, по словам Екатерины Пустошной, планирует потратить и «Лента», строящая торговые комплексы площадью 9–12 тыс. кв. м. Выходит, альтернативная смета для «Вестер гипер» составит уже $5 млрд. Еще в $1 млрд обойдется выстраивание логистики, полагает Помбухчан. «Я еще не видел, чтобы одна компания могла привлечь $6 млрд за три года. Если она не торгует оружием или наркотиками, это невозможно»,-- говорит он.

Но даже минимальная оценка проекта в $1,8–2,7 млрд требует серьезного финансирования. Александр Астрейко планирует примерно 35% расходов покрыть за счет собственных средств компании, а 65% -- за счет привлеченных средств, прежде всего кредитов. В свою очередь «Магнит» и Х5 привлекали инвестиции на долговом рынке: первый разместил облигационный заем на 5 млрд руб., вторая -- на рекордные для ритейла 25 млрд руб.

В конце марта Олег Болычев заявлял газете «Коммерсантъ», что вот-вот подпишет кредитное соглашение с Москоммерцбанком на сумму в $300 млн. Банк должен был стать не только кредитором, но и совладельцем ритейлера, получив четырехлетний опцион на 10% акций «Вестера». Однако начальник управления корпоративного финансирования Москоммерцбанка Антон Кузьменко заявил СФ, что сегодня банк кредитует группу «Вестер» лишь на сумму в $30 млн. «Банк также ведет переговоры о расширении сотрудничества с этим клиентом. Однако говорить о предоставлении банком кредитного лимита на $300 млн преждевременно»,-- заявил топ-менеджер.

Это неудивительно. Москоммерцбанк попросту не может выдать «Вестеру» такую сумму, не нарушив нормативный документ Центрального банка Н6, согласно которому размер требований банка к заемщику (группе связанных заемщиков) не должен превышать 25% размера собственных средств банка. Собственный капитал «Москоммерца» на 1 января 2007 года составлял 3,47 млрд руб., то есть около $135 млн: пока что кредитной организации попросту неоткуда взять такие средства. Так что выдавать кредиты «Вестеру», объясняет Астрейко, банк будет рядом траншей в течение нескольких лет. Кроме того, у компании есть кредитные линии от Сбербанка и «Уралсиба» по $10 млн.

К слову, на момент подписания номера Александр Астрейко уже скорректировал планы: теперь из заявленных 277 объектов гипермаркетами будет лишь 85% и 15% супермаркетов.

Как бы то ни было, эксперты уверены, что наскрести финансирование на первоначальный проект в 60 гипермаркетов и 60 супермаркетов вполне реально. А вот планы открыть 250 гипермаркетов больше похожи на создание информационного шума. Привлечет ли этот шум инвесторов -- самый интригующий вопрос в этом гиперпроекте.


Юлия Гордиенко
23.05.2007  Секрет фирмы

23.05.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов