Порывистый «Вестер»
Калининградская компания «Вестер» собралась за три года открыть 250 гипермаркетов и ворваться в пятерку крупнейших российских ритейлеров. «Секрет фирмы» решил выяснить, что стоит за этими космическими планами -- непродуманный расчет или расчетливый пиар?
|
Может оказаться, что строить гипермарке-
ты «Вестеру» гораздо сложнее, чем планы |
Председателю совета директоров и основному владельцу группы
компаний «Вестер» Олегу Болычеву нравится девичья
фамилия его жены -- Король: в одном из интервью он признавался, что
даже подумывал добавить ее к своей.
«Королевскую» фамилию, впрочем, Болычев так и не взял. Но
амбиции от этого не уменьшились: согласно плану развития
калининградский ритейлер с оборотом $426 млн «Вестер» уже к 2011
году планирует превратиться в одного из лидеров розничного рынка.
Для этого только в России Болычев собирается построить 277 торговых
объектов, 90% из которых будут гипер-, а 10% -- супермаркетами.
Кроме того, компания планирует выход в города Украины, Казахстана и
Белоруссии. А оборот компании к 2010 году должен вырасти почти в 13
раз -- до $5,5 млрд.
Отметим, что державные амбиции Болычева увеличиваются в
геометрической прогрессии. Еще в конце марта российские планы
«Вестера» ограничивались открытием лишь 60 гипермаркетов и такого
же числа супермаркетов: тогда объем предполагаемых инвестиций в
проект компания оценила в $500 тыс. за пять лет. Но даже скромные
по сравнению с нынешними планы часть аналитиков назвала
трудновыполнимыми, а вложения -- недостаточными.
Рука СФ сама потянулась за телефоном и
калькулятором.
Откуда «Вестер» дует
Группа компаний «Вестер» основана в
Калининграде в 1990 году. Занималась поставками оргтехники. В 1993
создала сеть магазинов бытовой техники и электроники, развивала
другие направления. В 2006 году на базе продовольственного бизнеса
создана федеральная сеть «Вестер». Имеет 35 объектов в форматах
«гипермаркет», «супермаркет», «универсам», «магазин у дома».
Торговая площадь на апрель 2007 года составляет свыше 42 тыс. кв.
м. |
Гипербум
«В Екатеринбурге до сих пор нет ни одного гипермаркета, по
размеру близкого к „Ашану”! Что, людям так и ходить в магазины
площадью по 150 кв. м и выбирать из 600 наименований товаров?
Сколько может продолжаться эта убогость?» -- возмущена аналитик
«Ренессанс капитала» Наталья Загвоздина. Формат
гипермаркета вместе с cash & carry (магазины «Метро»), по
оценке специалиста, занимает лишь 7% российского ритейла. К 2011
году этот показатель должен составить уже 17%. Эксперты в один
голос называют гипермаркет самым перспективным розничным форматом
на ближайшую пятилетку. По оценкам самих ритейлеров, до 2011 года
ежегодные темпы роста для гипермаркетов составят 35–40%, в то время
как другие форматы будут прибавлять лишь по 12% в год.
Причин этого явления несколько. «Это формат, близкий к
дискаунтеру, который должен хорошо работать в регионах»,-- считает
аналитик компании «Тройка Диалог» Михаил
Терентьев. С ним согласна и коллега из
«Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская, которая
отмечает, что для ритейлера формат гипермаркета привлекателен и
тем, что позволяет быстро нарастить торговый оборот в новом
регионе. Кроме того, гипермаркеты могут служить одновременно
распределительными центрами, на базе которых компания может
развивать магазины других форматов.
Пока насыщенным гипермаркетами регионом считается только
Северо-Запад. «Если ориентироваться на данные агентства Reuters, то
норму насыщаемости рынка -- один гипермаркет на 200 тыс. человек --
Петербург перешагнул еще в прошлом году,-- говорит директор по
маркетингу и рекламе, член правления петербургской компании „Лента”
Екатерина Пустошная.-- На конец 2006 года там было
30 гипермаркетов». По данным Nielsen, доля гипермаркетов в
Санкт-Петербурге составляет уже порядка 30% розничного оборота.
Большинство крупных розничных игроков срочно вписывает
строительство гипермаркетов в регионах в неотложные планы. Так,
стратегия X5 Retail Group предусматривает открытие к 2014 году 70
новых гипермаркетов под брэндом Frank. Еще 25–30 магазинов к 2008
году добавится, если Х5 купит сеть гипермаркетов «Карусель». Сеть
«Магнит» в 2007 году также планирует построить до 10 гипермаркетов,
но осведомленные аналитики очень уверенно говорят, что в ближайшие
пять лет компания будет открывать порядка 15 гипермаркетов в год.
Увеличить количество гипермаркетов с 6 до 50 за три года собирается
«Седьмой континент», «Лента» тоже планирует расширить сеть
гипермаркетов до 50 к 2009 году.
Конкуренты малоизвестного за пределами Калининграда и
непубличного «Вестера» -- ведущие игроки в сфере ритейла, которые в
большинстве своем уже провели IPO. Оборот X5 по итогам 2006 года
составил $3,5 млрд, «Магнита» -- $2,5 млрд, «Ленты» и «Седьмого
континента» -- около $1 млрд. На их фоне о «Вестере» с его оборотом
в $426 млн хочется сказать цитатами из «Кавказской пленницы»: «Вы
спускаете нереальные планы» и «Это как его… волюнтаризм!». Ведь
чтобы построить 250 гипермаркетов за три года, компании придется
открывать один магазин в четыре дня. «Строить по два гипермаркета в
неделю? Могу пожелать им только успехов»,-- иронизирует директор по
маркетингу ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») Хачатур
Помбухчан.
Кроме того, по подсчетам самой компании, на торговую площадь в
12 тыс. кв. м требуется примерно 500–700 сотрудников. Это значит,
что для обслуживания 250 гипермаркетов ей понадобится около 125
тыс. человек. Есть ли у «Вестера» тайное оружие, позволяющее
сделать невозможное возможным?
Гиперболоид бизнес-процессов
Действительно, компания разработала типовой проект «Вестер
гипер. Торговая галерея» -- единый проект документации. По сути,
это стандартный план гипермаркета, прошедший необходимую
регистрацию и сертификацию. «Документ „Вестер гипер. Торговая
галерея” сегодня можно рассматривать как наше конкурентное
преимущество,-- говорит генеральный директор ФС „Вестер”
Александр Астрейко.-- В любой момент мы можем
представить этот документ на рассмотрение в компетентные ведомства,
потенциальным соинвесторам, девелоперам и франчайзи». По словам
топ-менеджера, типовая программа позволяет почти на год сократить
согласование строительства объекта с региональной властью и с
подрядчиками. С учетом этой временной экономии, расходы на каждый
объект снижаются не менее чем на 15%. Такая схема значительно
облегчает задачу единовременного выхода сразу в несколько регионов,
подчеркивает Астрейко.
Однако ничего уникального эксперты в наличии типовой
документации не находят. «Так работают все компании,-- говорит
аналитик МДМ-банка Алексей Гоголев.-- У всех
игроков есть стандартные пакеты документов, и проект „Вестера” не
содержит ничего нового». Не оригинален и сам план «Вестер гипер.
Торговая галерея»: соединение гипермаркета и бутиковой зоны с
магазинами одежды и обуви, ювелирными отделами, салонами связи,
фудкортом и т. д. давно стало стандартом для подобного формата.
Особые надежды «Вестер» возлагает на команду из шести западных
топ-менеджеров из Carrefour, Tesco, Auchan, Real и Kaufland,
которая начнет работу в компании с 1 июня. Они должны произвести
революцию в управлении компанией. В частности, «Вестер»
предполагает заключать длительные контракты с поставщиками -- как
минимум на три года. За счет гибкой системы работы с поставщиками,
а также большого объема поставок это должно снизить стоимость
закупок: Александр Астрейко обещает, что цены в «Вестере» будут
ниже, чем у конкурентов. Используют в магазинах компании и западную
модель оформления торгового зала: до сих пор в России было не
принято размещать высокие стеллажи, откуда покупатели достать товар
не могут. В «Вестере» решили разместить такие стеллажи не только в
гипер-, но и в супермаркетах, чтобы как можно более эффективно
использовать торговое пространство (добывать товар с полок будет
обслуживающий персонал). Систему скидок компания тоже намерена
выстроить по западным образцам, раз в две недели обновляя каталоги
сезонных товаров, которые будут продаваться по сниженным ценам.
Впрочем, западный топ-менеджмент может отладить работу только в
открытых магазинах. Но их еще нужно построить.
Гиперденьги
Пока у «Вестера» пять гипермаркетов -- в Ярославле, Ульяновске,
Воронеже, Белгороде и Калининграде (последний работает под маркой
«Бомба»). Но гипермаркетами их можно назвать с натяжкой: их площадь
составляет от 2,8 тыс. до 4,8 тыс. кв. м. По словам Александра
Астрейко, будущие гипермаркеты «Вестера» будут иметь площадь от 4
тыс. до 20 тыс. кв. м, но в среднем размер магазина составит 8–12
тыс. кв. м.
Согласно расчетам компании, инвестиции в один квадратный метр
составят $900. Таким образом, строительство гипермаркета среднего
формата обойдется в $7,2–10,8 млн, а вложения в сеть из 250
гипермаркетов должны составить $1,8–2,7 млрд.
На рынке, однако, называют совсем другие суммы. Так, Наталья
Загвоздина из «Ренессанс капитала» оценивает инвестиции на 1 кв. м
в полтора-два раза выше. А участники рынка сходятся во мнении, что
стоимость одного гипермаркета составляет порядка $20 млн. В такую
сумму оценивает затраты Хачатур Помбухчан: «Магнит» уже сейчас
строит более 10 гипермаркетов сходной с «Вестером» площади (11 тыс.
кв. м). Столько же, по словам Екатерины Пустошной, планирует
потратить и «Лента», строящая торговые комплексы площадью 9–12 тыс.
кв. м. Выходит, альтернативная смета для «Вестер гипер» составит
уже $5 млрд. Еще в $1 млрд обойдется выстраивание логистики,
полагает Помбухчан. «Я еще не видел, чтобы одна компания могла
привлечь $6 млрд за три года. Если она не торгует оружием или
наркотиками, это невозможно»,-- говорит он.
Но даже минимальная оценка проекта в $1,8–2,7 млрд требует
серьезного финансирования. Александр Астрейко планирует примерно
35% расходов покрыть за счет собственных средств компании, а 65% --
за счет привлеченных средств, прежде всего кредитов. В свою очередь
«Магнит» и Х5 привлекали инвестиции на долговом рынке: первый
разместил облигационный заем на 5 млрд руб., вторая -- на рекордные
для ритейла 25 млрд руб.
В конце марта Олег Болычев заявлял газете «Коммерсантъ», что
вот-вот подпишет кредитное соглашение с Москоммерцбанком на сумму в
$300 млн. Банк должен был стать не только кредитором, но и
совладельцем ритейлера, получив четырехлетний опцион на 10% акций
«Вестера». Однако начальник управления корпоративного
финансирования Москоммерцбанка Антон Кузьменко
заявил СФ, что сегодня банк кредитует группу
«Вестер» лишь на сумму в $30 млн. «Банк также ведет переговоры о
расширении сотрудничества с этим клиентом. Однако говорить о
предоставлении банком кредитного лимита на $300 млн
преждевременно»,-- заявил топ-менеджер.
Это неудивительно. Москоммерцбанк попросту не может выдать
«Вестеру» такую сумму, не нарушив нормативный документ Центрального
банка Н6, согласно которому размер требований банка к заемщику
(группе связанных заемщиков) не должен превышать 25% размера
собственных средств банка. Собственный капитал «Москоммерца» на 1
января 2007 года составлял 3,47 млрд руб., то есть около $135 млн:
пока что кредитной организации попросту неоткуда взять такие
средства. Так что выдавать кредиты «Вестеру», объясняет Астрейко,
банк будет рядом траншей в течение нескольких лет. Кроме того, у
компании есть кредитные линии от Сбербанка и «Уралсиба» по $10
млн.
К слову, на момент подписания номера Александр Астрейко уже
скорректировал планы: теперь из заявленных 277 объектов
гипермаркетами будет лишь 85% и 15% супермаркетов.
Как бы то ни было, эксперты уверены, что наскрести
финансирование на первоначальный проект в 60 гипермаркетов и 60
супермаркетов вполне реально. А вот планы открыть 250 гипермаркетов
больше похожи на создание информационного шума. Привлечет ли этот
шум инвесторов -- самый интригующий вопрос в этом
гиперпроекте.
Юлия Гордиенко
23.05.2007
Секрет фирмы