На службе корпоративного уха
| Фото: ГРИГОРИЙ СОБЧЕНКО |
Последние лет десять в нашей стране мало кто серьезно относится к гимнам -- начиная с государственного и заканчивая вошедшими в моду корпоративными. Исключение составляют те, кто заказывает музыку и ее сочиняет. Например, для композитора Валерии Бесединой и шоумена Александра Ломинского написание корпоративных гимнов -- это работа. Причем серьезная, творческая.
Профессиональное творчество
Валерия Беседина -- профессиональный композитор. Жизнь ее связана с музыкой с самого детства: Центральная музыкальная школа, Московская государственная консерватория по классу композиции профессора Тихона Хренникова. Член Союза композиторов Валерия Беседина -- автор балета "Суламифь" и оперы-балета "Огненная дева". В конце мая этого года в Челябинском театре оперы и балета имени Глинки состоится мировая премьера балета "Гойя" на музыку Бесединой.
Параллельно Беседина уже довольно давно сочиняет корпоративные гимны. По словам Валерии, ее с детства тянуло пробовать себя в самых разных жанрах: "Когда мне было девять лет, я в один день написала фугу, произведение сугубо академического характера, и песню. И вот эти два направления, две непересекающиеся, казалось бы, прямые вопреки всем законам физики пересеклись и начали влиять друг на друга". Сейчас, уже состоявшись в серьезном искусстве, Беседина не оставляет музыкальных экспериментов, к которым относит и корпоративные гимны. Первый корпоративный гимн Валерия Беседина написала в 1989 году по просьбе знакомых из одной спортивной команды. "Я тогда измотала бедную поэтессу, выверяя каждое слово, в результате чего получился чуть ли не мюзикл. Друзья были очень довольны результатом. Этот гимн услышали, дальше ко мне уже стали обращаться по рекомендации друзей",-- вспоминает Валерия Беседина.
Певец, композитор и шоумен Александр Ломинский музыкой тоже занимался с детства, закончив соответствующую школу, а затем продолжив совершенствоваться в музыкальном училище. После этого, однако, он начал учиться на юриста. Но уже на четвертом-пятом курсе ему стало понятно, что юриспруденция -- это не то, что по-настоящему его привлекает. И Александр перевелся в Киевский университет культуры на специальность "продюсер шоу-бизнеса".
У Александра Ломинского стаж работы над корпоративными гимнами несколько меньше, чем у Валерии Бесединой. Продюсерский центр LabLabel, основателем которого он является, занимается написанием корпоративных гимнов около трех лет. Начали свою деятельность на этом поприще с подготовки гимна для Внешторгбанка, с которым довольно продолжительное время сотрудничали.
По единодушному мнению Бесединой и Ломинского, написание корпоративных гимнов можно доверять только профессионалам, потому что без полноценного музыкального образования сложно заниматься таким видом творчества. "Мы же не рискнем идти лечить зубы или что-нибудь другое не к врачу, а вот почему-то лечить душу люди не боятся у дилетантов,-- говорит Валерия Беседина.-- Состояние психологического комфорта очень часто зависит от звучащей вокруг музыки. Поэтому и сочинением корпоративного гимна должен заниматься профессионал".
Кто заказывает музыку
С просьбой написать корпоративный гимн обращается практически любая компания, которая достигла определенного уровня в бизнесе. Как правило, отмечает Валерия Беседина, этот срок -- десятилетие компании. Заказывают гимны преимущественно крупные компании. Для небольших фирм, где в штатном расписании 10-12 единиц, корпоративный гимн не является предметом первой необходимости.
Среди клиентов Александра Ломинского и Валерии Бесединой, по их словам, спортивные команды, металлургические компании, предприятия ТЭКа, банки. Есть и весьма громкие брэнды: ВТБ, "Газпром", банк "Нефтяной альянс".
Корпоративный гимн, по словам композиторов, сегодня является очень востребованным видом творчества. Валерия Беседина считает, что с помощью качественно написанного корпоративного гимна прививается чувство гордости за родную фирму. При этом, по мнению композитора, мелодия корпоративного гимна может использоваться не только для хорового исполнения на праздниках, но, например, и в качестве рингтона для мобильного телефона.
| Фото: ВАЛЕРИЙ МЕЛЬНИКОВ "Ъ" | Некоторые заказчики, по словам Александра Ломинского, сразу ставят четкую задачу вроде такой: "Мы фанаты группы Queen и хотим, чтобы наш гимн был похож на песню 'We Will Rock You'". Другие, напротив, говорят: "Хотим абсолютно авторский гимн, свой, родной, ни на что не похожий". Правда, по признанию Ломинского, таких меньшинство -- в основном клиентам нравится, условно говоря, песня Бритни Спирс "I love Rock-n-roll", и они хотят гимн с похожей музыкой, но со своими словами. Кому-то нужен марш, но иногда заказывают лирические песни, чтобы за душу брало. Иногда просят написать гимн, "поднимающий дух, чтобы можно было пуститься в пляс". Бывают случаи, когда заказчик приносит практически готовый материал и просит его только записать на профессиональной аппаратуре с соответствующей аранжировкой.
Со словами тоже не все просто. Довольно серьезным испытанием для профессионального поэта и композитора зачастую является желание заказчика использовать в тексте гимна профессиональный сленг. Так, например, для шахтеров характерно произнесение слова "добыча" с ударением на первом слоге, для психологов и психиатров -- слово "мания" с ударением на втором. Валерия Беседина вспоминает, что в ее практике был случай, когда заказчик корпоративного гимна хотел непременно использовать в тексте подобный жаргон. По словам композитора, "эта работа, честно говоря, была сущим мучением. Заслуженный артист, высококлассный звукорежиссер -- мы все, когда доходили в тексте до этого слова, не могли заставить себя неправильно его произнести. А представляете, каковы могут быть ощущения тех, кто слушает этот гимн, но при этом не является представителем этой отрасли, не понимает и не принимает таких профессиональных терминов? А гимн должен быть для всех, не для узкого круга профессионалов".
Есть такие заказчики, которые хотят, чтобы текст был буквально нашпигован названием компании, чтобы оно, что называется, отскакивало от зубов. Однако и Валерия Беседина, и Александр Ломинский говорят, что при написании гимнов стараются по возможности уходить от частого повторения брэнда. Ломинский вспоминает, что в его практике был случай, когда ему удалось вообще ни разу не упомянуть труднопроизносимое название фирмы, но при этом каждый сотрудник компании отлично понимал, что это именно их гимн: в тексте был использован образ охранника Семеныча, проработавшего на предприятии не один десяток лет, который знал всех и его все знали.
Попадаются клиенты, которые не воспринимают корпоративный гимн как законченное произведение и чуть ли не каждый год просят что-нибудь добавить и переделать. Появляются ли новые филиалы, новые клиенты, новые виды деятельности компании -- это, по мнению клиентов, необходимо отразить в корпоративном гимне. В результате, по словам Ломинского, получается не гимн, а рекламный буклет.
Части гимна
Работа над корпоративным гимном состоит из трех частей: сочинение текста, музыки и запись произведения. Иногда, как уже было сказано, текст приносит заказчик, порой приходится вживаться в образ и писать его самим. Всю музыкальную часть сочинители берут на себя. Валерия Беседина говорит, что занимается всем сама от начала до конца: "Я все делаю сама -- и аранжировку, и оркестровку".
Иногда заказчик хочет партитуру, то есть комплект нот, чтобы гимн можно было играть вживую на разного рода корпоративных мероприятиях. Однако это довольно редкий случай. "Обычно,-- поясняет Валерия Беседина,-- мы готовим фонограмму. Длительность работы над ней зависит от состава исполнителей: соло, хор или ансамбль -- в каждом конкретном случае свои сроки".
Вообще, сочинение гимна -- работа творческая и требует времени. Иногда это несколько месяцев. По словам Ломинского, "если гимн пишется с привлечением Лондонского филармонического оркестра, то написание партитуры, репетиционный период, запись, сведение -- это занимает минимум два-три месяца".
Впрочем, потраченное время компенсируется гонорарами. Создание самого простого произведения, по словам Бесединой и Ломинского, обойдется заказчику не менее чем в 30 тыс. руб. Если записывать гимн на профессиональной студии в Европе, то это будет стоить около €2-4 тыс. Запись в британской студии еще дороже -- около £3-4 тыс. Средняя цена качественного произведения достигает нескольких десятков, а то и сотен тысяч долларов. Такие суммы за работу могут выплачиваться в том случае, если текст и музыку писали популярные композиторы и поэты, запись велась на высококлассной студии за границей, а к съемке клипа (что тоже не редкость) привлекались известные режиссеры.
В практике Александра Ломинского был гимн, который стоил $50 тыс. "Гимн создавался в Москве,-- вспоминает Александр,-- и не представлял из себя ничего особенного в изобразительном ряде, но слова и музыку к нему писали очень известные люди. Причем 90% стоимости этого корпоративного гимна составлял именно гонорар авторам".
Но не всегда творчество можно купить или оценить в твердой валюте. "Например, клиенты просят: 'А можно, чтобы слова гимна написал Михаил Танич, а музыку -- Дунаевский?' В принципе можно, если люди готовы платить. Но в конечном итоге все зависит и от отношения вышеназванных авторов к конкретной компании. Им это может быть просто неинтересно, и тут сумма не будет иметь никакого значения",-- поясняет Ломинский.
"Во все надо вкладывать душу, будь это балет, идущий на прославленной сцене, или корпоративный гимн. Другое дело, что разный масштаб работы, но ответственность -- та же",-- говорит Валерия Беседина. Александр Ломинский согласен с Валерией: "Если бы мы гнались за деньгами, мы любой гимн делали бы за день. Но такого не происходит. Когда к нам приходит клиент и предлагает написать для его компании корпоративный гимн, я в первую очередь оговариваю, что это творческий процесс, что иногда текст может банально не приходить на ум неделю, две, три. Но зато потом то, что получится, будет единственным в своем роде, неповторимым. Чтобы написать что-то стоящее, одних денег недостаточно".
ТАРАС ФОМЧЕНКОВ
КоммерсантЪ-Деньги
|