Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Распродажа кредитов

Супермаркет и банк под одним брендом? Звучит заманчиво, но редко срабатывает

В гипермаркете “Ашан-Алтуфьево” среди продуктов и всякой бытовой мелочи в мае вдруг появилось три вида мопедов. Удовольствие не из дешевых, по 29 000 руб. за штуку, но в субботу вокруг них было полно народу. Неподалеку расположился центр выдачи кредитов. Соседство отнюдь не случайное: вряд ли покупатели привозят с собой ради шопинга лишние $1100, зато, возжелав мопед, тут же могут занять денег у самой же сети.

“Ашан” в основном выдает кредиты под определенный товар. Но есть и фирменные кредитные карты — ими можно расплачиваться в самом магазине (“Ашан” не принимает к оплате никакие другие банковские карты), да еще и получить скидку 1% на все покупки. Но, несмотря на трюк с мопедами, отдел кредитования оставался единственным спокойным местом в гипермаркете: клиентов там практически не было. Неудивительно, что “Ашан”, самый эффективный ритейлер в России по выручке с единицы площади, итоги собственной кредитной программы не афиширует.


Его за то так ненавижу я,
Что он христианин; но вдвое больше
Еще за то, что в гнусной простоте
Взаймы дает он деньги без процентов
И курса рост сбивает, между нами…
Уильям Шекспир
Венецианский купец

В России in-store banking, или предоставление финансовых услуг под крышей ритейлера, делает пока только первые шаги. “Но в ближайшие 2-3 года предложение торговыми сетями финансовых услуг примет массовый характер, — прогнозирует Михаил Зак, начальник аналитического отдела Газпромбанка. — Помимо потребительских кредитов клиентам будут предоставляться кредитные карты, ипотечное кредитование, услуги страхования и телекоммуникаций и туристические продукты”. А пока ритейлеры стремятся заработать на потребительском кредитовании, прибыль от которого до сих пор оседала у банков. Но раздавать кредиты и получать от этого прибыль не одно и то же. Смогут ли ритейлеры отобрать часть бизнеса у финансистов или это утопия?

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В РОССИИ

Первая попытка создать платежную карту под брендом супермаркета была предпринята восемь лет назад “Седьмым континентом” и МДМ-банком. Серьезных результатов она не дала, и в прошлом году сеть взялась развивать новую программу с банком “Финсервис”. Банк “Русский стандарт” второй год выпускает карты для московских магазинов “АрбатПрестиж”. “Патэрсон” уже год предлагает свои карты, которые выпускает “ВТБ 24”. В этом году собственные кредитки начали предлагать “Мир” (партнер — “Русский стандарт”), “Мосмарт” (GE Money Bank) и “Лента” (Инвестсбербанк). Руководитель проекта X5 Retail Group Марк Шрайбер изучает варианты продвижения финансовых услуг в сетях “Перекресток” и “Пятерочка”. До конца 2007 г. должна определиться с банком и “Евросеть”.

Для получения кредита в “Седьмом континенте” достаточно предъявить паспорт плюс что-то одно из трех: водительские права, военный билет или загранпаспорт. “Чем больше документов, тем ниже процентная ставка”, — уверяет Георгий Шабад, советник председателя правления банка “Финсервис”. Банк был создан в мае 2006 г. “Седьмым континентом” и Собинбанком (которые выкупили соответственно 51 и 49% КБ “Комплекс”) для обслуживания потребкредитов, выданных в магазинах ритейлера. Так же действует, к примеру, британская Tesco: финансовые услуги покупателям сети предоставляет банк Tesco Personal Finance, образованный на паритетных началах с Royal Bank of Scotland Group. На своих рынках полностью подконтрольные банковские “дочки” есть у французской Auchan, американской Target, британской Sainsbury's. Открывая магазины за границей, сети, как правило, находят партнера из местных: скажем, в Турции Carrefour finance работает с Finansbank.



18% — минимальная ставка, по которой можно взять кредит в “Седьмом континенте”

Retail Store cards — банковские карты, выпущенные под брендом розничной сети.

In-store banking — предоставление банковских услуг ритейлером либо благодаря собственному банковскому подразделению, либо в партнерстве с банком.





А вот в Америке ритейлерам войти в сектор потребкредитов не так-то просто. В сетях Home Depot и Wal-Mart можно приобрести довольно широкий спектр финансовых услуг, но карточные программы этих сетей обслуживают соответственно Citibank и GE Money Bank. По данным за 2006 г., прибыль от операций по кредитным продуктам Wal-Mart составила $80 млн — меньше 1% совокупной прибыли глобального ритейлера номер один ($11,3 млрд). Попытка крупнейшей розничной сети мира получить банковскую лицензию натолкнулась на такое сопротивление банковского лобби, что Wal-Mart пришлось отказаться от своих планов.

ССУДА НАОБУМ

Вступая в партнерство с ритейлером, банк рискует стать заложником сети. “Сегодня торговую сеть устраивает уровень сотрудничества с банком, но ничто не мешает торговой сети поменять банк, так же как поставщика продуктов”, — отмечает Зак.

Так далеко дело пока не заходило. За два года действия совместной программы “Русского стандарта” и “АрбатПрестижа” было выдано всего 10 000 карт. Оператор справочной “АрбатПрестижа” ничего не могла рассказать корреспонденту о продукте, пока не получила подсказку. Размер кредитного лимита чисто символический — до 5000 руб., но и ставка по нему поразительно низкая — 9,9% годовых. “ВТБ 24” за год в рамках ко-бренд программы с “Патэрсоном” выдал почти 80 000 карт, преимущественно бывшим владельцам дисконтных карт лояльности сети. Более внушительной выглядит цифра 190 000 — столько карт эмитировано “Финсервисом” для “Седьмого континента”, но 20 000 из их обладателей — это бывшие держатели карты пула “Шесть семерок”. В “Мосмарте” даже затруднились подсчитать количество карт, выданных за 2,5 месяца действия программы.

Не отходя от кассы получить в долг у ритейлера можно не очень много, в большинстве сетей — до 50 000 руб. Чтобы рассчитывать на 100 000 — 500 000 руб. (такие предложения есть и у “ВТБ 24”, и у “Финсервиса”), придется пройти стандартную процедуру проверки и подождать 1-2 дня.

“Часто слышу от аналитиков: зачем, мол, выдавать кредит на покупку молока, — рассуждает Шабад. — Но в этом наше принципиальное отличие от банков, которые напрямую увязывали идею кредита с определенным товаром. У нас другой принцип: используем покупательские потоки "Седьмого континента" и предлагаем финансовые услуги, как продукты в магазине”. В “Семерке” за четыре месяца выдали кредитов на 500 млн руб. ($19,3 млн). Пока это рекорд для отечественного ритейла.

ПОВОДОК ДЛЯ КЛИЕНТА

“Store card — мощный инструмент для повышения лояльности покупателей”, — отмечает Шрайбер из X5 Retail Group. И в этом мнении он не одинок. Для большинства наших ритейлеров in-store banking — это не столько способ отнять хлеб у банкиров, сколько инструмент для увеличения продаж и прибыли в основном бизнесе. Неудивительно, что российская retail card (карта, выпущенная под брендом розничной сети) дает ее обладателю не только возможность покупать в кредит, но и скидки, напоминая этим программы лояльности. По картам клиент “Седьмого континента” получает скидку 5%, “Патэрсона” — 5-10% (ставка по кредиту — 22%). В “АрбатПрестиже” скидка — 30%, правда, на подобный дисконт может рассчитывать любая обладательница VIP-карты, каковых большинство: статус VIP предоставляется любому потребителю, потратившему в сети более $77. В “Мире” с каждой потраченной 1000 руб. на карту начисляется 100 бонусных баллов, накопленное можно потратить тут же, в сети. Чтобы накопить на пылесос за 5000 бонусных баллов, нужно потратить 50 000 руб. (максимум, который может получить в кредит от “Русского стандарта” клиент этой сети). Покупателю такой кредит обойдется минимум в 22% годовых. Причем ставка не простая, а составная: 22% годовых с льготным периодом погашения 55 дней и 36%, если клиент не уложился в льготный период. Ставки по картам “ВТБ 24” в “Патэрсоне” не отличаются от аналогичных продуктов этого банка, но уже без бренда розничной сети — те же 16-22%. В “Финсервисе”, по словам Шабада, предлагают конкурентный банковский продукт — от 18% годовых.

“Это не рыночные ставки”, — констатирует старший экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Рынок кредиток в России только формируется: сейчас у нас около 60 млн держателей дебетовых карт и только 10 млн — кредитных. “Чтобы привлечь заемщиков, сети идут на демпинг. В этом случае они практически ничего не зарабатывают, — обобщает Орлова. — А поскольку участие в операциях по кредитам принимает помимо ритейлера еще и банк, ставки по кредитам ритейлеров должны быть выше банковских”.

ТРУДНО СОВМЕЩАТЬ

В Европе и Америке простота получения store card компенсируется более высокой процентной ставкой и меньшими суммами кредитных лимитов, чем у аналогичных банковских продуктов. “Высокими ставками ритейлер и банк-партнер страхуют риски, ведь оценивать платежеспособность заемщиков им приходится по сильно упрощенной методике”, — объясняет Орлова. Другое дело, когда банк у ритейлера собственный.

Сравним две программы: чужую карту Wal-Mart и собственную Target, выпускаемую дочерним Target National Bank. Скидка по карте Discovery в Wal-Mart — 1% и каждые ¢3 с галлона бензина на заправке при гипермаркетах, процентная ставка — 19,5-26,5%. Кредитный лимит — $1000-3000. Собственные карты Target, Red card, предлагают клиентам 10-процентную скидку на покупки внутри сети по годовой ставке — 13,24-24,24% (популярная карта — Card Finance Rewards у Bank of America, ставка — 9,9-15,99%), кредитный лимит — $3000-5000. Как видно из этого примера, условия, которые ритейлеры предлагают по своим картам, лучше, чем у ритейлеров, вынужденных работать с банками-партнерами, но хуже, чем у настоящих банков. Неудивительно, что в США in-store banking понемногу сдает позиции обычному банкингу. По данным ФРС, в общем числе кредитных карт доля retail store cards упала с 1998 по 2006 г. с 50 до 42%. Общий объем кредитов по картам составил $880 млрд, при этом на store cards пришлось менее $56 млрд.

Не лучшие времена переживает in-store banking и в Великобритании. По данным Consumer Credit Counselling Service, каждая четвертая кредитная карта в стране выпущена ритейлером. Так же как в США, большая часть из них — ко-брендинговые, причем годовая ставка по ним на 5-9 п. п. выше, чем у банков. В прошлом году британская комиссия по конкуренции уличила ритейлеров в том, что эффективные ставки по их кредитам выше заявленных на 10 п. п. и доходят до 30% годовых. Но ритейлеры дурят клиентов не от хорошей жизни: рынок store cards в их стране пережил пик развития в 2002 г. и с тех пор сокращается на протяжении четырех лет. За это время число пользователей store cards сократилось с 17,5 млн до 11,4 млн человек. (всего карты есть у 74% населения). Объем операций по ним, как и в США, составляет весьма незначительную долю от всего рынка кредитных карт и тоже сокращается: в 2002 г. на карты ритейлеров приходилось £5 млрд (£194 млрд — рынок кредитных и дебетовых карт), в прошлом году на store cards пришлось уже £3,5 млрд из £470 млрд всего “карточного” рынка.

В конце концов, сети, даже предлагая своим потребителям ипотеку или автокредиты, оперируют в целом небольшими суммами. В портфеле Carrefour, кредитующей практически во всех странах своего присутствия, доля кредитов свыше пяти лет (30%) снижается в среднем на 3 п. п. в год, при том что доля кредитов сроком до года (29%) выросла за прошлый год на 10 п. п. “Банки всегда могут построить более конкурентную линейку, ведь это их основной бизнес”, — объясняет аналитик рейтингового агентства RusRating Виктория Белозерова.

НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЕ БАНКИРЫ

Впрочем, ставить крест на in-store banking преждевременно — иначе зачем бы американские банки так не хотели пускать в этот бизнес Wal-Mart. Для сетей, которые владеют собственными банками, кредитование — это хороший способ не только увеличить выручку сети, но и заработать. Собственные финансовые услуги генерируют около 20% выручки для Auchan и Tesco, 12% — для Carrefour. Target получает от банковской деятельности почти 13% чистой прибыли.

Программа “Седьмого континента” с “Финсервисом”, точки продаж и банкоматы с функцией приема денег которого находятся в более чем 90% магазинов сети, действует меньше года. Но даже за первые девять месяцев работы доля операций по собственным картам составила 4,4% от оборота “Седьмого континента”. С июня “Финсервис” запускает internet-banking, а также полноценные кредитные карты (до сих пор банк выдавал клиентам дебетовые карты, на которые перечислялась вся сумма кредита). Шабад рассчитывает, что с появлением полноценных кредиток число клиентов резко увеличится — до 500 000 к концу года. Всерьез намерен развивать in-store banking в России “Ашан”. Сейчас операции по кредитным картам сети обслуживает Кредит Европа Банк (бывший Финансбанк), но через пару лет его место должна занять Banque Accord, входящая в Auchan Group. Французский банк был бы готов начать выдавать кредиты физическим лицам и раньше, но два года ему нужно на получение соответствующей лицензии. А “Мосмарт” нацелился на целый спектр услуг, включающий и ипотеку, и автокредиты.

Другое дело, что российским ритейлерам, которые собираются развивать собственный банкинг, нельзя мешкать. “На создание собственных финансовых услуг у нашего ритейла есть примерно пять лет”, — полагает Белозерова. Те, кто опоздает, рискуют оказаться беззащитными перед нисходящим трендом, который уже несколько лет наблюдается в Америке и Великобритании.

Елизавета Никитина

SmartMoney
28.05.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов