Распродажа кредитов
Супермаркет и банк под одним брендом? Звучит заманчиво, но редко срабатывает
В гипермаркете Ашан-Алтуфьево среди продуктов и всякой бытовой мелочи в мае вдруг появилось три вида мопедов. Удовольствие не из дешевых, по 29 000 руб. за штуку, но в субботу вокруг них было полно народу. Неподалеку расположился центр выдачи кредитов. Соседство отнюдь не случайное: вряд ли покупатели привозят с собой ради шопинга лишние $1100, зато, возжелав мопед, тут же могут занять денег у самой же сети.
Ашан в основном выдает кредиты под определенный товар. Но есть и фирменные кредитные карты ими можно расплачиваться в самом магазине (Ашан не принимает к оплате никакие другие банковские карты), да еще и получить скидку 1% на все покупки. Но, несмотря на трюк с мопедами, отдел кредитования оставался единственным спокойным местом в гипермаркете: клиентов там практически не было. Неудивительно, что Ашан, самый эффективный ритейлер в России по выручке с единицы площади, итоги собственной кредитной программы не афиширует.
Его за то так ненавижу я,
Что он христианин; но вдвое больше
Еще за то, что в гнусной простоте
Взаймы дает он деньги без процентов
И курса рост сбивает, между нами
Уильям Шекспир
Венецианский купец
В России in-store banking, или предоставление финансовых услуг под крышей ритейлера, делает пока только первые шаги. Но в ближайшие 2-3 года предложение торговыми сетями финансовых услуг примет массовый характер, прогнозирует Михаил Зак, начальник аналитического отдела Газпромбанка. Помимо потребительских кредитов клиентам будут предоставляться кредитные карты, ипотечное кредитование, услуги страхования и телекоммуникаций и туристические продукты. А пока ритейлеры стремятся заработать на потребительском кредитовании, прибыль от которого до сих пор оседала у банков. Но раздавать кредиты и получать от этого прибыль не одно и то же. Смогут ли ритейлеры отобрать часть бизнеса у финансистов или это утопия?
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В РОССИИ
Первая попытка создать платежную карту под брендом супермаркета была предпринята восемь лет назад Седьмым континентом и МДМ-банком. Серьезных результатов она не дала, и в прошлом году сеть взялась развивать новую программу с банком Финсервис. Банк Русский стандарт второй год выпускает карты для московских магазинов АрбатПрестиж. Патэрсон уже год предлагает свои карты, которые выпускает ВТБ 24. В этом году собственные кредитки начали предлагать Мир (партнер Русский стандарт), Мосмарт (GE Money Bank) и Лента (Инвестсбербанк). Руководитель проекта X5 Retail Group Марк Шрайбер изучает варианты продвижения финансовых услуг в сетях Перекресток и Пятерочка. До конца 2007 г. должна определиться с банком и Евросеть.
Для получения кредита в Седьмом континенте достаточно предъявить паспорт плюс что-то одно из трех: водительские права, военный билет или загранпаспорт. Чем больше документов, тем ниже процентная ставка, уверяет Георгий Шабад, советник председателя правления банка Финсервис. Банк был создан в мае 2006 г. Седьмым континентом и Собинбанком (которые выкупили соответственно 51 и 49% КБ Комплекс) для обслуживания потребкредитов, выданных в магазинах ритейлера. Так же действует, к примеру, британская Tesco: финансовые услуги покупателям сети предоставляет банк Tesco Personal Finance, образованный на паритетных началах с Royal Bank of Scotland Group. На своих рынках полностью подконтрольные банковские дочки есть у французской Auchan, американской Target, британской Sainsbury's. Открывая магазины за границей, сети, как правило, находят партнера из местных: скажем, в Турции Carrefour finance работает с Finansbank.
18% минимальная ставка, по которой можно взять кредит в Седьмом континенте
Retail Store cards банковские карты, выпущенные под брендом розничной сети.
In-store banking предоставление банковских услуг ритейлером либо благодаря собственному банковскому подразделению, либо в партнерстве с банком.
А вот в Америке ритейлерам войти в сектор потребкредитов не так-то просто. В сетях Home Depot и Wal-Mart можно приобрести довольно широкий спектр финансовых услуг, но карточные программы этих сетей обслуживают соответственно Citibank и GE Money Bank. По данным за 2006 г., прибыль от операций по кредитным продуктам Wal-Mart составила $80 млн меньше 1% совокупной прибыли глобального ритейлера номер один ($11,3 млрд). Попытка крупнейшей розничной сети мира получить банковскую лицензию натолкнулась на такое сопротивление банковского лобби, что Wal-Mart пришлось отказаться от своих планов.
ССУДА НАОБУМ
Вступая в партнерство с ритейлером, банк рискует стать заложником сети. Сегодня торговую сеть устраивает уровень сотрудничества с банком, но ничто не мешает торговой сети поменять банк, так же как поставщика продуктов, отмечает Зак.
Так далеко дело пока не заходило. За два года действия совместной программы Русского стандарта и АрбатПрестижа было выдано всего 10 000 карт. Оператор справочной АрбатПрестижа ничего не могла рассказать корреспонденту о продукте, пока не получила подсказку. Размер кредитного лимита чисто символический до 5000 руб., но и ставка по нему поразительно низкая 9,9% годовых. ВТБ 24 за год в рамках ко-бренд программы с Патэрсоном выдал почти 80 000 карт, преимущественно бывшим владельцам дисконтных карт лояльности сети. Более внушительной выглядит цифра 190 000 столько карт эмитировано Финсервисом для Седьмого континента, но 20 000 из их обладателей это бывшие держатели карты пула Шесть семерок. В Мосмарте даже затруднились подсчитать количество карт, выданных за 2,5 месяца действия программы.
Не отходя от кассы получить в долг у ритейлера можно не очень много, в большинстве сетей до 50 000 руб. Чтобы рассчитывать на 100 000 500 000 руб. (такие предложения есть и у ВТБ 24, и у Финсервиса), придется пройти стандартную процедуру проверки и подождать 1-2 дня.
Часто слышу от аналитиков: зачем, мол, выдавать кредит на покупку молока, рассуждает Шабад. Но в этом наше принципиальное отличие от банков, которые напрямую увязывали идею кредита с определенным товаром. У нас другой принцип: используем покупательские потоки "Седьмого континента" и предлагаем финансовые услуги, как продукты в магазине. В Семерке за четыре месяца выдали кредитов на 500 млн руб. ($19,3 млн). Пока это рекорд для отечественного ритейла.
ПОВОДОК ДЛЯ КЛИЕНТА
Store card мощный инструмент для повышения лояльности покупателей, отмечает Шрайбер из X5 Retail Group. И в этом мнении он не одинок. Для большинства наших ритейлеров in-store banking это не столько способ отнять хлеб у банкиров, сколько инструмент для увеличения продаж и прибыли в основном бизнесе. Неудивительно, что российская retail card (карта, выпущенная под брендом розничной сети) дает ее обладателю не только возможность покупать в кредит, но и скидки, напоминая этим программы лояльности. По картам клиент Седьмого континента получает скидку 5%, Патэрсона 5-10% (ставка по кредиту 22%). В АрбатПрестиже скидка 30%, правда, на подобный дисконт может рассчитывать любая обладательница VIP-карты, каковых большинство: статус VIP предоставляется любому потребителю, потратившему в сети более $77. В Мире с каждой потраченной 1000 руб. на карту начисляется 100 бонусных баллов, накопленное можно потратить тут же, в сети. Чтобы накопить на пылесос за 5000 бонусных баллов, нужно потратить 50 000 руб. (максимум, который может получить в кредит от Русского стандарта клиент этой сети). Покупателю такой кредит обойдется минимум в 22% годовых. Причем ставка не простая, а составная: 22% годовых с льготным периодом погашения 55 дней и 36%, если клиент не уложился в льготный период. Ставки по картам ВТБ 24 в Патэрсоне не отличаются от аналогичных продуктов этого банка, но уже без бренда розничной сети те же 16-22%. В Финсервисе, по словам Шабада, предлагают конкурентный банковский продукт от 18% годовых.
Это не рыночные ставки, констатирует старший экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Рынок кредиток в России только формируется: сейчас у нас около 60 млн держателей дебетовых карт и только 10 млн кредитных. Чтобы привлечь заемщиков, сети идут на демпинг. В этом случае они практически ничего не зарабатывают, обобщает Орлова. А поскольку участие в операциях по кредитам принимает помимо ритейлера еще и банк, ставки по кредитам ритейлеров должны быть выше банковских.
ТРУДНО СОВМЕЩАТЬ
В Европе и Америке простота получения store card компенсируется более высокой процентной ставкой и меньшими суммами кредитных лимитов, чем у аналогичных банковских продуктов. Высокими ставками ритейлер и банк-партнер страхуют риски, ведь оценивать платежеспособность заемщиков им приходится по сильно упрощенной методике, объясняет Орлова. Другое дело, когда банк у ритейлера собственный.
Сравним две программы: чужую карту Wal-Mart и собственную Target, выпускаемую дочерним Target National Bank. Скидка по карте Discovery в Wal-Mart 1% и каждые ¢3 с галлона бензина на заправке при гипермаркетах, процентная ставка 19,5-26,5%. Кредитный лимит $1000-3000. Собственные карты Target, Red card, предлагают клиентам 10-процентную скидку на покупки внутри сети по годовой ставке 13,24-24,24% (популярная карта Card Finance Rewards у Bank of America, ставка 9,9-15,99%), кредитный лимит $3000-5000. Как видно из этого примера, условия, которые ритейлеры предлагают по своим картам, лучше, чем у ритейлеров, вынужденных работать с банками-партнерами, но хуже, чем у настоящих банков. Неудивительно, что в США in-store banking понемногу сдает позиции обычному банкингу. По данным ФРС, в общем числе кредитных карт доля retail store cards упала с 1998 по 2006 г. с 50 до 42%. Общий объем кредитов по картам составил $880 млрд, при этом на store cards пришлось менее $56 млрд.
Не лучшие времена переживает in-store banking и в Великобритании. По данным Consumer Credit Counselling Service, каждая четвертая кредитная карта в стране выпущена ритейлером. Так же как в США, большая часть из них ко-брендинговые, причем годовая ставка по ним на 5-9 п. п. выше, чем у банков. В прошлом году британская комиссия по конкуренции уличила ритейлеров в том, что эффективные ставки по их кредитам выше заявленных на 10 п. п. и доходят до 30% годовых. Но ритейлеры дурят клиентов не от хорошей жизни: рынок store cards в их стране пережил пик развития в 2002 г. и с тех пор сокращается на протяжении четырех лет. За это время число пользователей store cards сократилось с 17,5 млн до 11,4 млн человек. (всего карты есть у 74% населения). Объем операций по ним, как и в США, составляет весьма незначительную долю от всего рынка кредитных карт и тоже сокращается: в 2002 г. на карты ритейлеров приходилось £5 млрд (£194 млрд рынок кредитных и дебетовых карт), в прошлом году на store cards пришлось уже £3,5 млрд из £470 млрд всего карточного рынка.
В конце концов, сети, даже предлагая своим потребителям ипотеку или автокредиты, оперируют в целом небольшими суммами. В портфеле Carrefour, кредитующей практически во всех странах своего присутствия, доля кредитов свыше пяти лет (30%) снижается в среднем на 3 п. п. в год, при том что доля кредитов сроком до года (29%) выросла за прошлый год на 10 п. п. Банки всегда могут построить более конкурентную линейку, ведь это их основной бизнес, объясняет аналитик рейтингового агентства RusRating Виктория Белозерова.
НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЕ БАНКИРЫ
Впрочем, ставить крест на in-store banking преждевременно иначе зачем бы американские банки так не хотели пускать в этот бизнес Wal-Mart. Для сетей, которые владеют собственными банками, кредитование это хороший способ не только увеличить выручку сети, но и заработать. Собственные финансовые услуги генерируют около 20% выручки для Auchan и Tesco, 12% для Carrefour. Target получает от банковской деятельности почти 13% чистой прибыли.
Программа Седьмого континента с Финсервисом, точки продаж и банкоматы с функцией приема денег которого находятся в более чем 90% магазинов сети, действует меньше года. Но даже за первые девять месяцев работы доля операций по собственным картам составила 4,4% от оборота Седьмого континента. С июня Финсервис запускает internet-banking, а также полноценные кредитные карты (до сих пор банк выдавал клиентам дебетовые карты, на которые перечислялась вся сумма кредита). Шабад рассчитывает, что с появлением полноценных кредиток число клиентов резко увеличится до 500 000 к концу года. Всерьез намерен развивать in-store banking в России Ашан. Сейчас операции по кредитным картам сети обслуживает Кредит Европа Банк (бывший Финансбанк), но через пару лет его место должна занять Banque Accord, входящая в Auchan Group. Французский банк был бы готов начать выдавать кредиты физическим лицам и раньше, но два года ему нужно на получение соответствующей лицензии. А Мосмарт нацелился на целый спектр услуг, включающий и ипотеку, и автокредиты.
Другое дело, что российским ритейлерам, которые собираются развивать собственный банкинг, нельзя мешкать. На создание собственных финансовых услуг у нашего ритейла есть примерно пять лет, полагает Белозерова. Те, кто опоздает, рискуют оказаться беззащитными перед нисходящим трендом, который уже несколько лет наблюдается в Америке и Великобритании.
Елизавета Никитина
SmartMoney