Ну и фрукты
Российские импортеры фруктов и овощей наконец-то выстроили вполне «взрослый» бизнес: в 2007 году на телевидении появилась первая реклама отечественного фруктового брэнда Bonanza.
Главные фруктово-овощные ворота России -- северный город
Санкт-Петербург. Этот крупнейший порт расположен ближе остальных к
основному потребителю плодоовощной продукции -- Москве. И от него
рукой подать до Голландии.
Географический парадокс: хотя Новороссийск, например, ближе к
египетским апельсинам и турецким помидорам, крупнейшей мировой
перевалочной базой сельхозпродукции -- от лука до манго -- являются
именно Нидерланды. Отлаженная голландцами система логистики
позволяет доставлять свежий продукт из любой точки мира за
двое-трое суток. Такая глобализация «по-голландски» зачастую
приводит к курьезам: известны случаи, когда дорогие магазины,
например, в Индокитае заказывают продукты местного производства
через Голландию -- так проще гарантировать качество, чем при работе
с окрестными фермерами напрямую.
Неудивительно, что сейчас именно в Санкт-Петербурге базируются
три из четырех крупнейших импортеров фруктов и овощей -- JFC,
Sunway и «Сорус». На них приходится около 70% импорта бананов,
составляющих во всем мире основу фруктовой торговли. Что же
касается всего импорта овощей и фруктов, то на долю этих трех
компаний, по разным оценкам, приходится от 38% до 50%. К сожалению,
более точно оценить эту долю не удается. «Достоверной статистики
импорта фруктов в России не существует. Более-менее полная
информация аккумулируется только по морским портам, через которые
ввозятся стопроцентно декларируемые товары»,-- говорится в отчете
банка «Союз».
По этой же причине крайне сложно определить игрока номер четыре:
во всех исследованиях фирмы, не входящие в «большую тройку»,
попадают в графу «остальные». Тем не менее, по общей оценке
опрошенных СФ менеджеров, наиболее достойным
претендентом считается московский «Глобус». Его рыночная доля
относительно невелика -- до 3%. И все же эта компания является
заметным импортером, поскольку обладает сетью складов в Москве, а
также, в отличие от традиционных «фруктово-овощных» компаний,
ввозит мясо и рыбу.
Страна рискованного банановодства
Казалось бы, Россия -- рай для импортеров фруктов и овощей. В
2006 году жители страны потратили на эти продукты $2,2 млрд,
ежегодно рынок прибавляет по 15–20%. USDA Foreign Agricultural
Service ставит Россию на первое место по объемам потребления
плодоовощной продукции среди развивающихся стран, и на шестое -- во
всем мире. Но иностранные компании в Россию не спешат: от
самостоятельного выхода на российский рынок отказались Chiquita,
DelMonte, Dole. «Крупные западные игроки проявляли интерес к
России, но наш рынок им непонятен»,-- поясняет менеджер по импорту
компании «Сорус» Павел Бандуровский.
Действительно, российский рынок импортных фруктов и овощей, в
отличие, скажем, от мясного, напоминает скорее базар. Продукция по
пути от грядки к прилавку магазина нередко пересекает океан, и
перевозка эта обходится дорого -- например, цена 18-килограммовой
коробки бананов на плантации в Эквадоре составляет $3, на границе
России цена доходит уже до $7, а то и больше. С учетом таможенных и
портовых платежей затраты на поставку бананов вплотную приближаются
к оптовой цене, которая обычно составляет немногим более $1 за
килограмм. Это сравнимо, например, с отечественными яблоками,
которые переживают гораздо меньше «приключений» по пути к конечному
потребителю.
Повысить же отпускную цену бананов сложно: если импорт мяса
жестко квотирован -- то есть компании могут ввозить продукцию
определенных стран в рамках определенных объемов -- то для импорта
фруктов и овощей таких ограничений нет. Полная свобода поставщиков
вкупе с постоянными колебаниями отпускных цен вызывают на местном
рынке постоянные «микрокризисы». «Кроме низкой маржи и неизбежных
убытков от порчи мы страдаем от неорганизованности рынка,-- говорит
Павел Бандуровский.-- Рынок дикий, каждый везет то, что хочет, по
своему разумению, не просчитывая рыночную конъюнктуру. Иногда
неожиданно поступившая крупная партия обваливает рынок, заставляя
работать в минус». Например, в 2005 году сообщалось о том, что
игроки понесли убытки из-за неожиданно большого урожая аргентинских
яблок -- их поставки резко увеличились, рынок оказался переполнен,
и цена на коробку упала с $22 до $3.
Из-за ужесточившейся конкуренции рынок покинули пионеры --
например, петербургская фирма «Экватор», игравшая заметную роль в
начале 1990-х годов, в 1999 году была вынуждена продать свой бизнес
компании Sunway. «В начале гонки импортеров рентабельность
составляла не менее 50%,-- рассказывает генеральный директор
московского филиала JFC Максим Саяпин.-- Сейчас
приходится работать, ориентируясь примерно на 6%, и остались только
те, кто зарабатывает за счет налаженных бизнес-технологий».
И в буре есть покой
Падение рентабельности вынудило игроков снижать издержки, и
наилучшим путем для этого была единогласно избрана вертикальная
интеграция. Все три крупнейших компании перевозят продукцию на
собственных судах-рефрижераторах и автомобилях и хранят в основном
на собственных складах, расположенных в крупнейших городах страны и
оборудованных климатическими камерами. Наконец, по данным на
середину 2006 года, трем лидерам рынка в сумме принадлежит 2,7 тыс.
га банановых плантаций в Эквадоре. У всех компаний есть собственные
«банановые» брэнды, а компания JFC в начале 2007 года даже
запустила телевизионную рекламную кампанию своей марки Bonanza --
случай, беспрецедентный для российских импортеров фруктов. Правда,
до 2010 года, по расчетам СФ, JFC планирует
вложить в ее продвижение в России лишь около $10 млн, т. е. по $2,5
млн в год -- при годовом обороте более $360 млн сумма довольно
скромная.
Одновременно все три лидера ведут достаточно активную политику
по привлечению средств: JFC еще в 2003–2004 годах разместила два
выпуска облигаций на общую сумму 2 млрд руб., а в 2005 году ей
последовала CLN ($60 млн.). В том же 2005 году Sunway выпустила
облигаций на 1 млрд руб., а осенью 2006 года 1,2 млрд руб. привлек
«Сорус». «Занимали всегда, просто сейчас это стало выгоднее делать
на открытом рынке,-- говорит Павел Бандуровский.-- Никто не
работает на своих деньгах: затраты на транспорт и на таможню
растут, доход на единицу продукции невелик, можно играть только на
обороте».
В остальном стратегии компаний существенно различаются. Так,
например, «Сорус» прежде всего ориентирован на расширение
бананового направления -- по некоторым данным, по объемам импорта в
этом сегменте в 2006 году он даже опередил бывшего лидера рынка,
компанию JFC. Компания наращивает поставки овощей и фруктов в
Казахстан. Более того, как сообщают в самой компании, это
единственный в России импортер, которому удалось поставлять бананы
даже в Европу.
Sunway расширяет производственную базу: выращивает не только
бананы в Эквадоре, но и яблоки в Сербии, а также владеет комплексом
по переработке картофеля в Арзамасе. В итоге эта политика себя
оправдала: по итогам 2006 года компания сохранила свою долю в
сегменте бананов и при этом вырвалась в лидеры в общем зачете.
А бывший лидер рынка, компания JFC, напротив, резко снизила
инвестиции в производство и логистику, осознанно пойдя на потерю
доли рынка. «Наша логистическая система загружена, общий оборот
растет, но чтобы расти теми же темпами, что и рынок, нам нужно было
бы вкладывать в развитие все большие средства»,-- говорит менеджер
по маркетингу JFC Андрей Семенов. По его словам, в
итоге в компании решили предпочесть прибыль борьбе за лидерство. И,
по данным СФ, уже в 2006 году компания увеличила
доходность бизнеса с 10,1% до 16%. Отрыв тройки лидеров от
ближайших преследователей достаточно велик, и они уже могут
позволить себе поработать над эффективностью, пусть даже в ущерб
объемам поставок.
Sunway
|
Sunway интересуется не только бананами |
Владелец диверсифицированного бизнеса, включающего производство
фруктов и овощей в Европе и в России, добился ведущего положения на
рынке.
Доля в импорте овощей и фруктов в 2005 году*: 12%
Доля в импорте овощей и фруктов в 2006 году*: 17%
Стратегия: диверсификация коммерческих рисков и
получение дополнительной прибыли за счет создания и развития
самостоятельных направлений бизнеса.
Тактика: четыре основных вида деятельности
компании (торговля, складская логистика, транспортная логистика и
сельхозпроизводство) выделены в отдельные направления. В 1999–2000
годах Sunway купил крупного конкурента -- компанию «Экватор», а
также активы компании «Русагро», что позволило существенно усилить
позиции в рознице и выйти в новые регионы. Имеет мощности в Венгрии
(производство яблок) и Арзамасе (картофель), а также крупный
складской комплекс в Краснодарском крае.
Проблемы: компания имеет наибольшее среди
тройки лидеров отношение долговой нагрузки к EBITDA. Небольшой
собственный флот (четыре судна против семи у JFC и 12 у «Сорус»)
обеспечивает лишь половину потребностей в поставках из
Эквадора.
Результат: достойная победа по итогам 2006 года
-- в общем зачете и борьба за лидерство в сегменте бананов.
Новые цели: увеличение флота, развитие в
Краснодарском крае производства и обработки фруктов и овощей,
увеличение доли собственных, а не арендуемых складов.
* оценка Росбанка
** экспертная оценка
JFC
|
JFC вкладывает средства в распределительные центры для работы с розницей |
Бывший лидер российского рынка доволен своими позициями и теперь
занят отладкой бизнеса с целью увеличения рентабельности.
Доля в импорте овощей и фруктов в 2005 году*: 17%
Доля в импорте овощей и фруктов в 2006 году*: 14%
Стратегия: завершив создание вертикально
интегрированной структуры, компания нацелена на увеличение
прибыльности.
Тактика: оборот JFC растет медленно: он
превысил $300 млн еще в 2003=м, а спустя два года достиг лишь $364
млн. Хотя компания говорит о снижении инвестиционной активности, до
2010 года в развитие планируется вложить $86,5 млн. ни будут
направлены не столько на расширение существующего бизнеса, сколько
на сокращение будущих издержек -- покупку плантаций, судов,
строительство распределительных центров для работы с розницей и
раскрутку марок (с января 2007 года на телевидении запущена
рекламная кампания брэнда Bonanza).
Проблемы: доля компании в импорте овощей и
фруктов сокращается, JFC уже утратила место лидера на рынке в целом
и пока лишь надеется восстановить лидерство в сегменте бананов.
Результат: компания уже в 2006 увеличила
доходность более чем на 50%. Марка Bonanza, по данным компании,
лидирует по известности в своей товарной категории.
Новые цели: Развитие Bonanza до «национального
брэнда» и получение в сегменте бананов доли 40%. Доведение к 2010
году доли продаж через торговые сети до 65%.
«Сорус»
|
«Сорус» намерен не только строить причалы, но и покупать новые банановые плантации |
Компания существенно отстает от других участников «большой тройки»
по общему объему бизнеса, но также претендует на лидерские позиции
в банановом сегменте.
Доля в импорте овощей и фруктов в 2005 году*: 9%
Доля в импорте овощей и фруктов в 2006 году*: 12%
Стратегия: усиление позиций в импорте путем
развития инфраструктуры.
Тактика: компания обладает наиболее развитой
сетью региональных представительств, охватывающей 13 городов России
и Казахстан. В 2001 года открыла собственное логистическое
подразделение, в отличие от конкурентов, имеющее прямой договор с
РЖД. Ведет проекты в Нидерландах, Белоруссии, Молдавии, Турции и
Китае. Лидирует по площади складских помещений (75 тыс. кв. м).
Проблемы: компании имеет инвестиционные планы
на сумму, превышающую половину стоимости ее активов, что является
финансовым риском -- особенно в сочетании с рисками, и без того
присущими рынку. При этом $100 млн из намеченных $136 млн --
вложения в строительство портового комплекса в Кронштадте: неудача
этого проекта может поставить бизнес под серьезную угрозу.
Результат: по итогам 2006 года «Сорус»
разделяет с компанией Sunway первое место в поставках бананов и --
с большим отрывом от преследователей -- занимает третью позицию по
рынку в целом.
Новые цели: строительство терминалов в Сургуте
и Костроме. Увеличение флота и площади плантаций в Эквадоре.
«Глобус»
|
У «Глобуса» есть и другие дела помимо торговли фруктами |
Заметный игрок на рынках Москвы и Петербурга, компания слабо
представлена в регионах. Сильные позиции обеспечиваются за счет
других бизнесов -- импорта мяса и рыбы.
Доля в импорте овощей и фруктов в 2005 году: до
3%**
Доля в импорте овощей и фруктов в 2006 году: до 3%**
Стратегия: не добившись лидерских позиций в
импорте фруктов, компания диверсифицировала бизнес и
сосредоточилась на работе со столичной розницей.
Тактика: в 2000 году начат импорт мяса и птицы,
а в 2001 году -- рыбы. Компания имеет в Москве 15 складов общей
площадью 25 тыс. кв. м. Кроме импорта в последнее время развивает
также поставки в магазины овощей и фруктов от отечественных
производителей. Приоритет -- развитие сервиса по предпродажной
подготовке товара для розницы. Имеет также филиал в Нижнем
Новгороде. Сильная региональная структура поставок мяса облегчает
работу с дистрибуторами фруктов и овощей в европейской части России
и на Урале за счет более широкого ассортимента.
Проблемы: в Москве «Глобус» может считать свои
позиции в рознице относительно защищенными благодаря хорошему
качеству сервиса. Однако чтобы занять аналогичное место в
региональной рознице, необходимы серьезные инвестиции в развитие
системы предпродажной подготовки товара -- иначе сети могут
предпочесть конкурентов «Глобуса».
Результат: как импортер фруктов, компания
относится ко второму эшелону, находясь в одном ряду с целым рядом
компаний -- например, таких, как петербургский «Балтфрут».
Новые цели: нет данных.
Даниил Желобанов
28.05.2007
Секрет фирмы