Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

На поверхности

Gallery испытывает доверие кредитом

Стремительно вырвавшаяся вперед и прочно обосновавшаясяна втором месте в российской наружной рекламе компания Gallery Group опубликовала годовой отчет. Ей удалось увеличить выручку за год на 133% и достичь показателя в $77 млн.

Весной 2006 года Gallery разместила на Люксембургской фондовой бирже семилетние облигации на $175 млн. Эксперты называют размещение удачным, ведь компании удалось реализовать кредитные ноты прямо накануне прошлогоднего майского обвала фондового рынка, несколькими днями позднее спрос был бы значительно ниже. «Деньги были даны под красивую идею – рост рынка рекламы», – рассказывает аналитик инвестиционного банка «ТРАСТ» Алексей Демкин. Он напоминает, что размер займа во много раз превышал размер выручки, практически в любой другой отрасли получить такие деньги при сравнимых условиях было бы нереально.

Эксперты отмечают, что именно благодаря размещению облигаций Gallery удалось значительно увеличить долю рынка. Только за последние 12 месяцев было совершено 18 сделок, включая покупку офисного здания на Павелецкой набережной. Среди покупок числятся такие московские компании, как «Овионт-реклама» (сумма сделки – $2,8 млн), «ТВ-Проект» ($12,1 млн), «Элен-Медиа» ($8,5 млн), а также доля в 66,67% в компании Westdia Media Ltd, являющейся единственным участником ООО «Вестдиа Медиа» (второго оператора в Москве по количеству рекламных поверхностей). Помимо столичных приобретений Gallery купила часть активов PVG-Media в Санкт-Петербурге за $200 000 и несколько региональных компаний. «Мы потратили практически все, но деньги были израсходованы не только на приобретение активов, но и на модернизацию конструкций», – пояснили в пресс-службе Gallery.

Лидерские амбиции

Начинала компания Gallery как региональный оператор. Она была основана в 1994 году Анатолием Мостовым и на тот момент называлась Outdoor Gallery. Тогда в городах было еще много свободных поверхностей, и компании не скупали уже имеющихся на рынке операторов, а приходили в город и договаривались с местными властями об установке рекламоносителей.

Несмотря на достаточно серьезное развитие,  Gallery так и осталась бы в первой десятке, без особых претензий на лидерство, если бы в компании не появился новый финансовый директор, ставший впоследствии генеральным, – Салим Тарани. Он активно взялся за деятельность по развитию Gallery. В 2005 году компания начала осваивать московский рынок. Сначала была сделка по приобретению за $2,4 млн небольшой компании Rika: нишевой бизнес, специализирующийся на крышных установках и брандмауэрах (всего 24 конструкции). В сентябре того же года последовала гораздо более крупная сделка: за $34,3 млн у Умара Джабраилова была куплена другая московская компания – Soviet Urban Image. В ноябре 2005-го в состав акционеров Gallery вошли Baring Vostok Capital Partners и ЕБРР.

Эксперты утверждают, что именно после сделки с Умаром Джабраиловым Gallery вышла на второе место в России после лидера рынка – компании News Outdoor. С тех пор ее стратегия развития по существу не меняется. «Мы рассматриваем варианты покупок, где есть хорошая возможность для интеграции, будь то Москва или регионы», – говорит гендиректор компании Салим Тарани.

На сегодняшний день Gallery владеет сетью из 41 093 собственных рекламных конструкций различных форматов в 34 городах России, в том числе 31 081 – в Москве. Аналитики отмечают, что за последний год рост числа рекламных поверхностей происходил исключительно за счет масштабного поглощения более мелких игроков, собственных рекламных конструкций компания практически не устанавливала, а в Москве и вовсе сократила рекламные площади. «Gallery – самый активный игрок не только на рынке поглощения, но и на всех проводимых и проведенных ранее публичных конкурсах и тендерах на право размещения и установки новых конструкций. Рынок наружной рекламы сильно перегружен, – говорит Александр Хайлис, генеральный директор рекламного агентства «Вершина». – Поэтому покупка других операторов – наиболее масштабный и результативный путь увеличения числа поверхностей и, соответственно, финансовых показателей».

Опасное скольжение

Подобная стратегия Gallery дала ощутимые результаты. По оценкам экспертов, за 2006 год сегмент наружной рекламы вырос на 30%. Вместе с тем основные показатели компании (за исключением скорректированной прибыли) за тот же период выросли в среднем более чем в 4 раза. Согласно отчету Gallery, прирост дохода составил 133%, EBITDA – 120%. Рост показателей отражает и существенное увеличение доли компании на рынке. В 2006 году Gallery, по ее же оценкам, занимает уже 10,4% рынка, хотя еще в 2005 году  доля компании  составляла 4%.

Взрывного роста Gallery достигла именно благодаря активной скупке более мелких операторов по всей России. В течение 2006 года Gallery полностью поглотила екатеринбургские компании А2 и «Константа», челябинскую МТМ, а также стала мажоритарным акционером ижевского «Ремас Сити» (51%). Всего за счет поглощений, по данным отчета, Gallery приобрела более 27 900 новых поверхностей и вышла на первое место по этому показателю на российском рынке наружной рекламы.

Очевидно, что стратегия Gallery по наращиванию темпов роста в 2006 году принесла свои плоды. Однако эксперты отмечают риски, с которыми компания может столкнуться в долгосрочной перспективе из-за быстрого наращивания долговых обязательств и ряда проблем при размещении облигаций. «Схема привлечения средств была выбрана не совсем удачно», – считает исполнительный директор управления инвестиционно-банковской деятельности ИК «Тройка Диалог» Владислав Рябюк. Дело в том, что средства сразу поступили на счет Gallery, и компания начала выплачивать проценты по долгу вне зависимости от того, использовала она заемные деньги или нет. Рябюк отмечает, что значительная часть денег пролежала на счетах мертвым грузом вплоть до конца прошлого года, а проценты по долгу между тем составляют около $18 млн в год. Эксперт полагает, что банковский кредит был бы более удачным способом привлечения средств, этим и пользуются другие крупные операторы рынка. Его преимущество заключается в том, что деньги поступают лишь по мере надобности и проценты по неиспользованной части не начисляются.

Согласно отчету Gallery за 2007 год, скорректированная EBITDA возросла на $14 млн, при этом чистый долг компании вырос на $162 млн. Таким образом, фактически Gallery обеспечивала свой рост, покупая компании за 12 EBITDA. Для российского рынка это беспрецедентный показатель, который объясняется высокой стоимостью покупок и ростом  операционных затрат компании, опережающих рост выручки. В 2006 году рост выручки Gallery был полностью обусловлен поглощениями. На эти цели и на выплату процентов была пущена и значительная часть прибыли компании, за прошлый год уменьшившаяся в 800 раз и составившая символические $14 000. При этом падали и другие показатели: так, в четвертом квартале Gallery получила убытки в размере более $200 000 по одному из своих профильных направлений, которое демонстрировало значительный рост годом ранее, – оказанию посреднических услуг при размещении наружной рекламы.

Результатом такой политики стало неуклонное снижение EBITDA, начиная с четвертого квартала, и падение чистой прибыли со второго квартала прошлого года. На основе сопоставления данных о прибыли за 9 месяцев и за весь год получается, что по итогам четвертого квартала 2006-го года убыток компании составляет $2 млн.

Кадры решают

За прошедший год в компании произошли серьезные изменения в топ-менеджменте. В 2006 году Gallery покинули Александр Артеменко и Риваль Бикмухаметов, в прошлом ключевые топ-менеджеры команды Салима Тарани, которых он рекрутировал в News Outdoor.

В итоге в начале мая было объявлено о ключевых кадровых назначениях. За операционную деятельность и вопросы взаимодействия с федеральными и региональными органами исполнительной власти и местного самоуправления теперь отвечает Дмитрий Марченко, назначенный исполнительным вице-президентом. По мнению экспертов, он является единственным топ-менеджером компании, который обладает существенным опытом операций в наружной рекламе, приобретенным им в должности президента ООО «Вестдиа-Медиа». Вся остальная команда для индустрии – новички.

Но кадровая чехарда касается не только высшего топ-менеджмента Gallery. Количество сотрудников компании за год выросло в три раза при увеличении фонда заработной платы в шесть раз. И теперь менеджменту просто необходимо сокращать расходы на персонал. По сведениям из самой компании, уже принята программа, предусматривающая сокращение до 25% персонала. Это косвенно подтверждает Салим Тарани: «По моим ожиданиям, через два года проведенная интеграция позволит сэкономить Gallery не менее $3,8 млн за счет сокращения расходов и численности персонала в главном офисе и техническом департаменте, что позволит достичь большей экономической и операционной эффективности».

Кредит на IPO

На сегодняшний момент именно Gallery является самым активным покупателем на рынке, но удастся ли компании привлечь «свежие» деньги и хватит ли их для поддержания взятого темпа, пока непонятно. Представители самой компании оценивают итоги 2006 года позитивно, объявив о планах в 2008-м году выйти на IPО. «Я надеюсь, что до конца года мы совершим еще пять – семь покупок», – говорит Салим Тарани.

Тем временем на экстенсивное развитие по методу Gallery требуется все больше средств: цены на остающиеся активы стремительно растут. Так, в прошлом году Gallery планировала скупать операторов из расчета 4 – 5 годовых EBITDA, а по итогам годового отчета оказалось, что заплатить пришлось 12 EBITDA. «Исходя из текущей рыночной ситуации, цены действительно были высокие (покупки независимых операторов. – Прим. «Ко»), но они отражали ожидания роста рынка», – отмечает Алексей Демкин из ИБ «ТРАСТ». Примечательно, что многие участники рынка полагают, что цены взвинтила сама Gallery, активно скупая более мелких операторов. «По факту – наверное, так, однако Gallery дает сейчас достаточно справедливые цены за новые активы, что не всегда имело место раньше», – подтверждает Александр Хайлис из РА «Вершина».

Таким образом, результативность самого IPO может оказаться под вопросом, так как привлечь инвесторов будет непросто. Сейчас перед Gallery стоит дилемма: с одной стороны, надо продолжать развитие, иначе даже нынешние позиции на рынке удержать не удастся, с другой стороны – долговая нагрузка у компании крайне велика, и привлечь еще один облигационный займ ей вряд ли удастся. «Акционеры компании действительно рассматривают сейчас несколько вариантов привлечения финансирования», – признали в пресс-службе компании.

Выходом из сложившейся ситуации может стать очередная допэмиссия, считает Алексей Демкин. Во время последней допэмиссии основной акционер Baring Vostok Capital Partners (BVCP) увеличил свою долю в Gallery Group с 45,6% до 53%. Пакеты остальных акционеров, основателей компании братьев Мостовых, ЕБРР и Салима Тарани, похудеют соответственно.

По мнению Алексея Демкина, Gallery может выкупить кто-то из нынешних акционеров компании или сторонний инвестор. Но существующие акционеры, вполне возможно, уже ограничены в средствах. Не исключено, что BVCP уже исчерпал денежные лимиты, которые готов вложить в Gallery, полагает Владислав Рябюк из ИК «Тройка Диалог». Конечно, акционеры могут «скинуться», каждый внесет свой небольшой вклад, но $10 – 20 млн компании не помогут, следующее финансовое вливание должно быть никак не меньше прошлогоднего облигационного займа ($175 млн), комментирует Алексей Демкин. Кто может вложить столь значительную сумму, особенно в условиях назревающих на рынке наружной рекламы проблем, эксперты сказать затрудняются, отмечая, что продажа Gallery стратегическому инвестору все же остается более привлекательным вариантом.

ОСОБЫЙ КОНТЕКСТ

Очень непростая ситуация сложилась вокруг поправок к закону «О рекламе», согласно которым распределение рекламных мест должно происходить по конкурсу после окончания срока договора. Многие участники рынка полагают, что разработка указанных поправок началась как раз с подачи компании Gallery, которая тем самым стремилась ограничить рост своего основного конкурента – News Outdoor в рамках 25% доли рынка. В дальнейшем процесс вышел из-под контроля и обернулся серьезным риском для его инициатора. Если поправки пройдут, то всем операторам придется после окончания договоров, заключаемых на срок от одного года до пяти лет, выкупать на конкурсах свои же места. В случае с Gallery – купленные  за счет заемных средств.
Вторая непростая ситуация – действующий гост р52044-2003, который требует установки рекламных щитов не ближе, чем на расстоянии 5 метров от проезжей части. ГОСТ вступил в силу еще в июле 2003 года, но активно применять новые правила ГИБДД начала только в последнее время. Дело в том, что требованиям ГОСТа, по оценкам экспертов, не соответствует до 90% рекламных конструкций. До тех пор пока будет действовать этот документ, вряд ли можно говорить о перспективах успешного IPO


Василий Львов
29.05.2007  Журнал "Компания"

29.05.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов