Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Без скидок за вредность

За последние два года бюджеты на продвижение алкогольных и табачных брэндов растеряли былую резвость по части темпов роста. В прошлом году затраты табачников, отлученных от главных медиаканалов, даже снизились на 5,5%, а производители алкоголя, чьи вложения в продвижение увеличились на 39%, продолжают атаковать телезрителя и радиослушателя. При этом ужесточение рекламного законодательства вынуждает производителей активно осваивать рынок немедийных коммуникаций.

После принятия в 2003 году поправок к закону "О рекламе" об ограничениях на рекламу крепкого алкоголя и табака кривая роста бюджетов на продвижение брэндов этих категорий должна была бы устремиться к оси абсцисс. Этого не произошло, но мультипликационный прирост бюджетов прекратился. По данным исследовательской компании Cortex, в 2004 году затраты лидеров алкогольного рынка увеличились в среднем в полтора-два раза. "Золотое время алкогольщиков – 2003-2005 годы, когда массово запускались новые брэнды и активно развивались старые, рост водочных бюджетов был просто мультипликационным. Последние же пару лет темпы их роста не превышают темпов роста рекламного рынка в целом",– отмечает медиадиректор агентства Maxima Алексей Осадчий. Участники рынка считают, что революции маловероятны – слишком высок порог вхождения на рынок. "За последние два года порог вхождения вырос едва ли не в три раза, и если брэнд целится в первую десятку, то затраты на продвижение должны составлять 15-20 миллионов долларов",– говорит директор по маркетингу торговой марки "Хортиця" Сергей Величко.
В то же время падение темпов роста бюджетов привело к тому, что производители крепкого алкоголя превратились из первого по величине рекламодателя сначала в номер два, потом – три, а 2006 год закончили на четвертом месте, пропустив вперед операторов сотовой связи, FMCG и производителей пива и слабоалкогольных напитков. По итогам прошлого года, первые два места в Топ-10 алкогольных рекламодателей достались пивным гигантам Sun Interbrew и BBH (их бюджеты составили $43,9 млн и $27,6 млн соответственно), а затраты крупнейшего рекламодателя в сегменте крепкого алкоголя – компании "Национальные алкогольные традиции" – оказались сопоставимы с бюджетом занявшего третью строчку ЗАО "Оболонь" ($18,4 млн и $18,8 млн соответственно).
Неспортивный режим
Главной тенденцией в сфере продвижения марок крепкого алкоголя остается активное использование спонсорства, освоение которого началось в 2004 году. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, в 2006 году общие затраты на спонсорство телетрансляций увеличились на 68% и составили $67 млн, из которых порядка 70% – деньги алкогольных спонсоров.
Соотношение прямой рекламы и спонсорства зависит от конкретного брэнда – его целей, стратегии продвижения, уровня развития. Сейчас этот показатель колеблется от 40% до 60%, а в некоторых случаях – и до 70%. "Ограничение прямой рекламы на телевидении сыграло на руку уже сформировавшимся брэндам со сложившейся историей и атрибутикой. Для них спонсорство – эффективный инструмент формирования лояльности, в то время как для молодых брэндов ключевой коммуникацией должна быть прямая реклама, работающая на знание и узнавание марки. Спонсорство в их случае – неоправданно дорогой и малоэффективный инструмент",– считает господин Осадчий.
Наиболее активно спонсоры проявляют себя в спорте: кажется, что "трезво" проходят только соревнования по художественной гимнастке. Остальные – исключительно под алкогольным патронатом. Главными спортивными спонсорами являются Nemiroff, "Союз-Виктан" и "Хортиця". Nemiroff давным-давно сосредоточился на боксе, в результате брэнд устойчиво ассоциируется именно с этим видом спорта. И если раньше Nemiroff спонсировал только боксерские поединки и их трансляции, то в этом сезоне к списку тематических проектов прибавилось шоу "Короли ринга" на российском "Первом канале", где на ринг выходили звезды кино и шоу-бизнеса. Компания "Союз-Виктан" поначалу спонсировала хоккей, но постепенно начала заходить на территорию футбола, где встретила яростное противостояние пивных брэндов. В свою очередь, "Хортиця" практически монопольно спонсирует новости спорта, причем не только на телевидении (здесь компания поддерживает более 70% всех спортивных проектов), но и на радио и в прессе. И хотя спонсорские бюджеты всех трех марок примерно одинаковы, в эфире доминирует "Хортиця".
В свою очередь, винные и коньячные брэнды, чьи телевизионные бюджеты по сравнению с водочными невелики, предпочитают спонсировать что-нибудь развлекательное. Самый завидный проект получила винная марка "Золотая амфора", которая спонсировала главное шоу весенней части телесезона – "Танцы со звездами-2".
Перспективы у телевизионного спонсорства самые радужные: брэнды готовы платить за появление в прайм-тайме, а телеканалы всячески этому содействуют: для них спонсорство – вторая по значимости статья дохода после прямой рекламы. При этом следует отметить, что спонсорский пакет стоит на порядок дороже, чем прямая реклама, обеспечивающая те же показатели эффективности.
Переоценка ценностей
Что касается прямой рекламы на телевидении, то она все менее привлекательна для производителей крепкого алкоголя – перенасыщенность рекламных блоков после 23.00 алкогольными роликами не оставляет шансов на получение хоть толики внимания потребителя. Вкладывать деньги в прямую рекламу имеет смысл разве что новичкам или уже устоявшимся маркам в период рестайлинга или смены позиционирования. Впрочем, даже в этом случае ролик должен быть очень эффектным, чтобы не затеряться в двенадцатиминутном блоке. "Нужен яркий креатив и провокация, которая должна быть заложена в стратегию брэнда. В этом смысле интересное решение предложено в ролике обновленного 'Цельсия'. Производитель очень нетрадиционно поступил с таким традиционным напитком, как водка,– это смелый эксперимент и серьезный прецедент для консервативного водочного рынка",– считает руководитель коммерческого отдела канала "1+1" Александр Шкаровский.
Вместе с прямой рекламой на телевидении снижается спрос и на другой традиционный ресурс алкогольных рекламодателей – наружную рекламу. По сравнению с 2005 годом в прошлом году затраты производителей крепкого алкоголя на outdoor снизились на 17-18%. "Устоявшиеся брэнды сходят с нестандартных конструкций и переходят на традиционные билборды, уступая нестандартные места новым брэндам, которые появляются все реже",– отмечает Алексей Осадчий. Кроме того, клиентов отпугивает нестабильность рынка наружной рекламы. "Местные органы власти взялись перекраивать ресурс наружной рекламы по-своему. Клиенты просто бояться размещаться. Тот же бардак и в плане расценок – они меняются резко и совершенно непрогнозируемо, а это не радует клиента, который утверждает бюджет раз в году",– говорит исполнительный директор Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко.
При этом в прошлом году продолжилась тенденция к росту популярности рекламы в прессе – по сравнению с 2005 годом в прошлом году бюджеты на печатную рекламу увеличились более чем на 75%. Кроме традиционного размещения рекламных макетов все более популярным становится спонсорство отдельных рубрик издания и специальных приложений. Сегмент радиорекламы растет за счет спонсорства отдельных программ, которое привело к увеличению затрат на радио почти на 30% по сравнению с 2005 годом.
Дело – табак
После запрета рекламы на телевидении и радио затраты на продвижение продукции табачных компаний продолжили расти в основном за счет наружной рекламы, прессы и альтернативных инструментов. Планомерное снижение бюджетов наблюдается разве что у лидера сегмента Philip Morris – с $13,8 млн в 2004 году до $12,06 млн в 2006 году. Затраты другого крупного производителя – компании Gallaher – в 2005 году выросли приблизительно на 1,7%, а в 2006 году снизились на 4-5%. А бюджет пятого по величине рекламодателя Imperial Tabacco Inc. после почти двукратного увеличения в 2005 году уже в 2006-м вернулся к исходному уровню.
Что касается изменений в структуре распределения бюджетов на продвижение, то производителей табачных изделий, как и алкогольщиков, все меньше интересуют традиционные медиа. После оптимистичного роста затрат на наружную рекламу в 2005 году и небольшого увеличения спроса на рекламу в прессе в прошлом году интерес к этим медиаресурсам несколько снизился. "Во-первых, в ожидании полного запрета на прямую рекламу табака производители постепенно переводят бюджеты в BTL. Во-вторых, табачники просто не успевают за ростом рынка. Увеличивая бюджет, они делают важный рывок для себя, но практически незаметный для рынка, который значительно вырос с приходом операторов мобильной связи. Если в 2003-2004 годах присутствие табачников в наружной рекламе составляло порядка 50%, то сейчас – не более 30%",– объясняет Алексей Осадчий.
Мы нальем другим путем
В условиях жесткого ограничения доступа к традиционным каналам продвижения алкогольные и табачные брэнды постепенно переносят бюджеты в новые медиа и BTL. Самым перспективным медиаресурсом на сегодняшний день является Интернет. "Интернет демонстрирует самые высокие темпы роста, но так как его никто не мониторит, сложно оценить эффективность рекламы",– говорит Алексей Осадчий.
Что касается BTL, то здесь опыта больше у табачников, на которых, по сути, выросли украинские BTL-агентства. Директор группы компаний Progression Инна Юрченко отмечает, что на данный момент самым интересным сектором BTL для табачных и алкогольных брэндов является HoReCa. "Рынок ресторанных и гостиничных услуг растет очень быстро, и освоение его только начинается",– уверена госпожа Юрченко. Четкая сегментация рынка табака тоже стимулирует рост сектора CRM-программ и всего спектра инструментов работы с потребителями в ритейле. Кроме того, премиум-марки водки и табака, а также винные и коньячные брэнды все чаще вкладывают деньги в сектор event.
Законодательные инициативы о запрете рекламы крепких алкогольных напитков на телевидении и радио уже полгода лежат в Верховной раде. В случае их принятия пострадают в основном новые брэнды, потому что лидеры рынка имеют такой запас лояльности потребителя, что могут на довольно долгое время вообще исчезнуть из медиа и спокойно налаживать другие каналы продвижения. Кроме того, уйдут в прошлое брэнды-кометы, которые феерически появлялись и так же феерически исчезали. Одной из главных сфер приложения бюджетов алкогольных брэндов станет работа с ритейлами: полки супермаркетов не безразмерны, и там конкуренция значительно выше, чем на телевидении. "Алкогольные брэнды могут перейти к работе непосредственно с потребителем. Тем более что сейчас наметилась тенденция к сокращению числа потребителей водки. При этом непонятно, к кому они уходят – ни вино, ни коньяк, ни даже пиво не чувствуют прихода новых клиентов",– говорит Алексей Осадчий.
Перспектива полного запрета на рекламу табака не слишком пугает табачников. Во-первых, они закрепились в BTL и продолжают активно осваивать этот инструмент. Во-вторых, практически все табачники – это транснациональные компании, которые имеют опыт работы в условиях полного запрета прямой рекламы своей продукции. "Бюджеты табачников не снизятся: за счет увеличения сегмента BTL вырастет стоимость контакта с потребителем. Контакты станут более персонализированными, а это всегда дороже, чем активация интереса медиасредствами",– прогнозирует Алексей Осадчий.



Затраты на рекламу табачных брэндов в первом квартале 2007 года (USD)
Торговая маркаНаружная
реклама
ПрессаИтого
Glamour739 590,00157 909,58897 499,58
WINSTON LIGHT750 480,00750 480,00
Chesterfield561 420,0047 950,00609 370,00
Kent461 950,00125 860,00587 810,00
Camel546 570,0015 161,82561 731,82
Marlboro389 260,00140 005,14529 265,14
R 1 SLIM LINE401 100,00401 100,00
Bond380 560,00380 560,00
ПРИМА-ЛЮКС311 290,00311 290,00
Pall Mall480,00181 703,47182 183,47
Style57 780,00103 647,93161 427,93
Winston133 420,33133 420,33
Davidoff121 904,85121 904,85
CLASSIC IMPERIAL113 280,00113 280,00
LD RED109030109030
Источник: Cortex
Поквартальные затраты на рекламу табака по всем медиа (USD)
Кварталнаружная
реклама
прессарадиоИтого
I квартал 20067 866 810,001 875 610,192 637,009 745 057
II квартал 20068 487 570,001 943 223,5710 430 794
III квартал 20067 034 240,001 316 897,928 351 138
IV квартал 20065 683 660,001 430 245,5618 183,507 132 089
I квартал 20075 301 6901 202 8504 3106 508 850
Источник: Cortex
Крупнейшие рекламодатели табачной продукции (USD)
Рекламодатель2004 год2005 год2006 год2007 год
Philip Morris13 815 89712 407 03512 055 3571 900 390
J. T. I. компания6 028 8956 937 9347 212 1271 669 680
British American Tobacco2 593 7265 898 8936 864 986974 172
Gallaher2 753 6544 988 6794 789 1001 138 509
IMPERIAL TABACCO INC.2 246 604 322 0802 530 950770 520
Reemtsma767 8591 109 6761 054 140347 044
KT & G15 010527 770353 8508 630
Seita400 232421 010
GEORGE KARELIAS AND SONS276 420522 10010 410
KARELIA TOBACCO COMPANY420 410283 7001 400
Источник: Cortex



Спонсорство
Руководитель коммерческого отдела телеканала "1+1" Александр Шкаровский рассказал "Ъ-Алкоголь и табак" о спонсорстве – самом популярном сейчас инструменте продвижения у производителей крепкого алкоголя.
– В чем, по-вашему, уникальность спонсорства?
– Спонсорство – это премиальный инструмент маркетинговых, рекламных коммуникаций, который при правильном использовании позволяет достичь максимальной лояльности потребителя. Премиальность выражается прежде всего в расположении информации о марке внутри программы и в возможности наиболее выгодным способом продемонстрировать ее ценности целевой аудитории. Грамотная интеграция брэнда в программу дает синергетический эффект, который практически невозможно измерить. Пожалуй, главный показатель эффективного спонсорства – формирование лояльности потребителя.
– Возможно ли изменение концепции или формата программы в угоду спонсору?
– Спонсорство – это очень творческий, гибкий инструмент. Иногда нужно слегка откорректировать концепцию программы, чтобы она стала интереснее для зрителя, а следовательно, и для спонсора.
– Как измеряется эффективность спонсорства?
– Как правило, ее рассчитывают по правилам прямой рекламы, применяя при этом коэффициент эксклюзивности. Хотя как в таком случае обсчитать, например, заставку программы "Империя кино", выполненную в фирменном стиле спонсорского брэнда Medoff? Думаю, наиболее правильно – брать за основу расчета показатели программы в целом (рейтинг, доля, аффинити).
– Какие брэнды наиболее эффективно используют спонсорство?
– Пока что к спонсорству серьезно относятся только четыре производителя – Nemiroff, "Хортиця", SV и "Национальные алкогольные традиции". Многие другие просто пользуются лазейкой в законодательстве, которая позволяет разместить под видом спонсорства прямую рекламу. Зачастую клиенту все равно, что спонсировать,– главное попасть в эфир до 23.00. Из-за сравнительно легкого доступа к телевизионному ресурсу затягивается конкурентная борьба на алкогольном рынке и откладывается его структурирование. Думаю, сейчас крупным игрокам выгодно, чтобы лазейки были прикрыты. Тогда прекратится изматывающая конкурентная гонка и начнется стабильное развитие брэндов-лидеров, которые быстро поделят рынок.
– Что мешает дальнейшему развитию спонсорства как медийного инструмента?
– Нестабильность на рекламном рынке и нежелание рекламных агентств творчески подходить к созданию спонсорского проекта приводит к тому, что конкуренты часто одновременно проводят одинаковые акции, не прилагая усилий для поиска нового и более эффективного решения. Например, "Хортиця" спонсирует 70% спортивных программ на телевидении, а некоторые другие брэнды пытаются захватить оставшиеся 30%, что приводит к пустой трате бюджета. Кроме того, мешает недостаток качественного продукта собственного производства.



Product Placement
Коммерческий директор Украинской медийной группы Олег Валуйсков в беседе с "Ъ-Алкоголь и табак" развеял миф о популярности product placement у украинских алкогольных брэндов.
– Насколько активно производители крепкого алкоголя используют product placement в украинских фильмах и телесериалах?
– Вопреки сложившемуся мнению о популярности product placement, могу сказать, что очереди на размещение продукта в кино- и телефильмах не стоят. Наоборот, продакшн-компании выстраиваются в очередь к потенциальному рекламодателю. Потому что рекламодателю гораздо проще и дешевле купить готовый спонсорский пакет уже вышедшей картины, которая будет демонстрироваться в определенные дни в рейтинговое время. Что касается алкогольных брэндов, то они предпочитают крупные кинопроекты, которые пройдут в прокате (желательно в нескольких странах), потом на телевидении, а потом появятся на видео.
– Какова схема работы с потенциальным клиентом?
– Стараемся работать по принципу "есть готовая кампания – мы готовы интегрироваться". Нужно держать руку на пульсе рынка и оперативно вылавливать брэнды, у которых, например, сменилась форма бутылки, и предлагать им product placement как часть общей рекламной кампании. Потому что как самостоятельный инструмент он для них малоинтересен.
– Какие проекты особенно интересны заказчикам product placement?
– Хорошо идут жанровые телефильмы, приуроченные к праздникам. Так, в сценарий лирической комедии, которая пройдет в эфире крупного канала вечером 8 марта, заранее закладывается множество возможностей для различных групп товаров.
– Есть какие-то нюансы при работе с алкогольными брэндами?
– Могут возникнуть проблемы при одновременном размещении в проекте разных брэндов. Например, товары группы FMCG часто отказываются размещаться рядом с алкоголем, а именно с этими группами товаров мы чаще всего имеем дело.
– В случае полного запрета на телевизионную рекламу алкоголя пойдут ли бюджеты в product placement?
– Если и пойдут, то небольшие. Во-первых, рroduct placement – очень хлопотный инструмент, эффективность которого не так просто посчитать. Во-вторых, практически невозможно найти достаточное количество проектов, чтобы разместить, например, $1 млн – у нас столько качественного кино пока не снимают.



Топ-20 рекламодателей в категории алкогольные напитки в первом квартале 2007 года (USD)
Рекламодатель Брэнд tv outdoor Press Radio
Sun Interbrew"Рогань", "Черниговское", Beck`s, Staropramen, "Янтарь", Brahma, Stella
Artois, Leffe
7 478 93227 3609 8942 600
"Союз-Виктан""Союз-Виктан", Medoff, "Лонгер"4 418 58622 020146 7008 118
Ликеро-водочный завод "Хортиця""Хортиця"3 921 004625 70522
ЗАО "Оболонь""Оболонь", Hike, Pils, "Десант", "Коллекция Зибберта"4 049 389153 510
Немировский ЛВЗNemiroff2 388 09487 93057 696
"Алеф"Stoletov, "Жан-Жак", "Золотая амфора"889 378778 580492 785
"Олимп""Олимп", "Биленька", "5 капель", Prime, "Вдала", ЖЗЛ, "Марсель", "Мистель"1 418 249386 98055 60749 533
BBHCarlsberg, Tuborg, "Славутич", "Балтика", "Арсенал", "Львивське"1 652 61927 88012 307
Донецкий пивзавод ЗАО СП "Сармат""Сармат", "Днипро"1 194 4211 290
"Имидж Холдинг"Blagoff, "Медовуха"584 275276 670308 201
Золотоношский ЛВЗ "Златогор""Златогор", Status, "Давний рецепт", "Графская"675 74322 76039 62644 784
"Национальные алкогольные
традиции"
"Хлебный Дар", "Коблево", "Цельсий", "Первая Гильдия", La Femme276 919243 970209 913
"Княжий град""Винодел", "Мерная"567 661720
ООО "Атлантис""Клинков"178 782187 530
Одесский ЛВЗ"Мягков"253 99455 820
"Чаросвит"Shake296 2512 460
Одесский коньячный завод "Шустов""Шустов"12 557161 93028 666
TosoTrino160 918,7719 690
"Кронос-Инвест"Fleur Rouge98 75042 043,24
"Таврия"AleXX, "Георгиевский", "Таврия"36 958,5590077 311,2921 801,7
Источник: Cortex
Затраты на рекламу торговых марок водки в первом квартале 2007 года (USD)
Торговая маркаЗатратыТВнаружная
реклама
прессаИтого
"Хортиця"3 921 003,99625 705,4122,234 546 731,63
Medoff3 453 559,221 320,0012 720,16145,473 467 744,85
Nemiroff2 388 094,4787 930,0057 695,522 533 719,99
Blagoff578 902,91304 917,14883 820,05
"Биленька"498 008,1364 890,0023 560,00586 458,13
"Союз-Виктан"412 269,24133 979,44546 248,68
"Мерная"511 778,55511 778,55
"Союз-Виктан 'На
березовых бруньках'"
480 295,11480 295,11
Торговая марка Prime293 582,4455 607,14349 189,58
"Мягков"253 993,6855 820,00309 813,68
Stoletov123 179,862 580,00176 315,01302 074,87
"Олимп"300 073,66300 073,66
BLAGOFF PREMIUM274 460,00274 460,00
"5 капель"266 852,09652,00267 504,09
"Цельсий"1 881,22111 280152 851,11266 012,33
Источник: Cortex
Затраты на рекламу торговых марок алкоголя в первом квартале 2007 года
Торговая маркаЗатратыТВнаружная
реклама
прессарадио
"Хортиця"3 921 003,99625 705,4122,234 546 731,63
Medoff3 453 559,221 320,0012 720,16145,473 467 744,85
Nemiroff2 388 094,4787 930,0057 695,522 533 719,99
"Рогань"2 057 990,823 490,002 061 480,82
"Оболонь"1 868 298,467 160,001 875 458,46
"Черниговское"1 275 503,157 050,00203,451 282 756,60
"Сармат"1 163 193,09990,001 164 183,09
"Старопрамен"1 133 497,681 270,001 134 767,68
"Черниговское белое"1 087 830,471 087 830,47
"Десант"1 080 222,341 080 222,34
Tuborg Beer1 062 290,131 062 290,13
"Золотая амфора"766 197,78500,00136 949,89903 647,67
Blagoff578 902,91304 917,14883 820,05
Пиво "Янтарь"770 991,74770 991,74
Hike565 432,8514 3590709 022,85
Источник: Cortex
Затраты на рекламу водки по всем медиа в 2004-2007 годах (USD)
ГодЗатратыТВнаружная
реклама
прессарадио
2004 год22 502 444,0010 699 600,002 173 471,90280 736,4035 656 252,30
2005 год43 286 449,8910 068 070,002 547 291,17692 002,5256 593 813,58
2006 год79 154 229,338 233 890,004 322 871,60973 052,3192 684 043,24
2007 год (январь-март)9 780 663,051 521 220,001 616 054,4075 608,7038 087 761,07
Общий итог154 723 786,2730 522 780,0010 659 689,072 021 399,93223 021 870,19
Источник: Cortex

МАРИЯ Ъ-ХАЛИЗЕВА

КоммерсантЪ - Украина
30.05.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов