Игорный ком
Основатель Promo Interactive Тимофей Бокарев продал первый рекламный баннер в Рунете и организовал первую акцию с SMS-голосованием. Теперь он хочет быть первым в создании новых медиа для экономики развлечений.
|
Тимофею Бокареву нравятся
обе его роли — президента
медихолдинга и гнома-чернокнижника |
Вместо премии президент Next Media Group Тимофей Бокарев выдал
вице-президенту Надежде Анциферовой пароль для
онлайн-игры World of Warcraft. После этого президент и
вице-президент стали регулярно бегать по лесам сказочного
континента Азерот вдвоем. Вице-президент -- в роли
дварфа-священника, президент -- в роли гнома-чернокнижника. За два
месяца вице-президент достигла высшего 60-го уровня. «Тимофей сам
потом пожалел, что втянул меня, ухнула я в игру очень здорово»,--
вздыхает Надежда Анциферова.
В числе других топ-менеджеров Next Media она регулярно бывает в
переговорной, где коллеги собираются, чтобы поиграть в настольные
игры, которые предлагает им опробовать Тимофей Бокарев. Это может
быть усовершенствованная Бокаревым версия «Морского боя» или,
например, «Мафии». «Какая-то глупость: взрослые люди запираются в
комнате, свечки ставят, DVD, игры какие-то,-- признает
Евгений Этин, генеральный директор входящего в
группу агентства Promo Interactive.-- Но втягиваешься». Так что
приобщать неофитов к играм -- дело для Тимофея Бокарева привычное.
В его кабинете на стене -- портрет его виртуального героя из World
of Warcraft в рамочке. Рядом -- портрет персонажа его жены.
Бокарев собрал огромную коллекцию игр и хочет создать первый в
мире музей игр всех видов и жанров, чтобы систематизировать до сих
пор не систематизированные знания о теории игр. Бокарев открыл в
интернете проект Printfun.ru, чтобы сделать популярными игры, для
которых не нужно ничего кроме бумаги и ручки. Бокарев инвестирует
деньги в создание «игры игр» -- настольной ролевой игры для детей.
Неудивительно, что про него даже шутят так: когда-нибудь он
проиграет свой холдинг.
Вредное увлечение или необременительное хобби? Ни то, ни другое.
Способ изменить мир, создав революционный бизнес.
Добрый вечер
«Добрый вечер»,-- говорит Тимофей Бокарев, хотя на дворе стоит
жаркий полдень. Но президента Next Media не хватил солнечный удар.
И даже если в виртуальном Азероте сейчас и правда вечер, Бокарев
пока не потерял связи с реальностью -- он не здоровается, он
рассказывает о том, что в каждом, даже самом серьезном на вид
человеке живет ребенок. «Моряки только выглядят грозно, а на самом
деле такие дети, что добрый вечер»,-- говорит Тимофей Бокарев.
С моряками он познакомился, когда пришел работать в транспортную
компанию, которая занималась морскими перевозками. До этого он
работал автослесарем и грузчиком, в офисе никогда не бывал, но уже
мог утвердительно ответить на вопрос, знаком ли с компьютером. На
компьютере он, правда, до этого только играл, выменяв его на
духовое ружье (сделка легко объяснима с помощью теории игр:
развлечение с ружьем однообразно, а с компьютером -- нет).
В логистической компании Бокарев и познакомился с интернетом,
которого тогда еще и не существовало в нынешнем виде. Веб выглядел
как таблицы с данными на фрахты, и в этом еще было мало игры. Но
уже в 1996 году будущий новатор создал свой первый сайт, на котором
публиковал поддельные новости. В этих новостях сообщалось,
например, что инопланетяне через интернет собирают деньги на
починку летающей тарелки, а мэр Москвы в честь дня города
организовал интим-услуги: каждому москвичу бесплатно, а каждому
жителю Подмосковья -- с 50-процентной скидкой. В качестве
доказательства прилагалось сканированное изображение паспорта со
штампом на одной из страниц: «Интим-услуга оказана».
Когда Бокарев в очередной раз пришел к провайдеру вносить плату
за размещение сайта, менеджеры обрадовались и даже позвали
руководство. Примерно так Бокарев и перезнакомился со всей тусовкой
интернетчиков. И, наигравшись с подделками, основал
интернет-агентство Promo.ru и сделал первый в России коммерческий
баннер. Потом сделал первый флеш-баннер. Провел первое исследование
интернет-аудитории. Первым выступал на первой конференции по
интернету. Написал первую книгу о веб-промоушне «Энциклопедия
интернет-рекламы». Благодаря этому Promo.ru выросло в одно из
крупнейших интернет-агентств. А также благодаря тому, что во многих
других новациях Тимофей Бокарев оказывался либо вторым, либо
третьим.
Быть первым -- это ведь тоже такая игра. Не всегда
выигрываешь.
ДОСЬЕ
Next Media Group создана в 2004 году. В группу входят
интернет-агентство Promo Interactive, разработчик игр для мобильных
телефонов Shamrock Games, дистрибутор мобильного контента
PlayMobile, провайдер мобильных интерактивных услуг Next Media
Entertainment, контент-провайдер Shamrock Technologies,
производитель мобильного и интернет-контента Next Publishing,
поставщик решений для широкополосных сетей связи Next Media
Digital. Выручка в 2006 году -- $19 млн. У группы шесть акционеров,
владеющих примерно равными долями. Среди них -- основатель Promo
Interactive Тимофей Бокарев, основатель Shamrock Games Дмитрий
Сергеев и основатель Next Media Entertainment Вячеслав Камнев.
|
Сваха всех поженит
Когда в агентство Promo.ru пришли люди с чемоданом и заявили,
что у них есть $400 тыс. и что они хотят потратить их на
интернет-портал, Тимофей Бокарев отказался заниматься порталом, а
предложил за две тысячи доказать, что точка безубыточности проекта
лежит в бесконечности. Инвесторы согласились и тут же вынули из
чемодана требуемую сумму. На доказательные расчеты ушло всего два
дня. «Это были их личные деньги, жалко их стало. „Портал” уже тогда
было ругательным словом. Сэкономили людям $398 тыс.»,-- вспоминает
Бокарев.
Он и сам чуть не стал жертвой романтического отношения к новым
технологиям -- в 2000 году австрийский холдинг Redstart.com,
который на средства ЕБРР и Siemens инвестировал в интернет-стартапы
в странах Восточной Европы, купил 51% Promo.ru, но развалился через
год после основания -- московское интернет-агентство, по сути,
стало единственным его успешным активом. По словам Бокарева,
несостоявшийся партнер даже не успел оплатить сделку до конца. В
этой игре Бокарев остался как минимум при своих -- основатель
вернул себе контроль над компанией.
Все, что не убивает нас, делает нас сильнее: крах интернет-бума
заставил искать новые возможности и превратил веб-агентство
Promo.ru в агентство инновационного маркетинга Promo Interactive.
Тут снова получилось всех опередить, проведя первое в России
SMS-голосование для социальной рекламной кампании фонда PSI. Теперь
Promo выступает подрядчиком для «больших» рекламных агентств в
проектах мобильного и веб-маркетинга, мультимедиа, технологического
BTL. Да и само Promo Interactive -- теперь лишь часть большого
холдинга Next Media, который Бокарев сколотил из компаний,
разрабатывающих игры и порталы для телефонов и продающих западный
мобильный контент по лицензии. Некоторые компании он создавал сам,
некоторые покупал, обменивая на акции группы,-- в итоге у Next
Media Group появилось шесть почти равноправных акционеров (см.
справку). Уставный капитал интернет-холдинга составил тогда $6
млн.
Вирусная кампания в интернете? Веб-портал и такой же WAP-портал
для мобильного телефона? Лотерея с призами, которую можно
активировать как в интернете, так и c помощью SMS? Брэндированная
игра для мобильника, которая дается в качестве гарантированного
приза каждому участнику акции? Кроме Next Media, в России больше
нет агентства, которое могло бы сделать все это «под ключ».
Рекламные агентства, для которых компании Next Media выступают
подрядчиками, это ценят.
«Сейчас важно интегрировать все коммуникации, а они единственные
в России на переднем краю технологий -- могут сделать все лучшее,
что придумано на земле в области интерактивных коммуникаций,--
говорит генеральный директор IQ Marketing Наталья
Степанюк.-- Для нас Next Media -- не подрядчики, а
сообщники». Правда, у всеядности есть обратная сторона -- в своей
области специалист всегда побеждает универсала. Так, партнеры Promo
Interactive признаются, что предпочитают обращаться к
специализированным веб-студиям, когда им необходимо реализовать
проект, где главное -- дизайн, а не интерактивная технология. Но
уже пятую часть заказов Promo Interactive делает напрямую для
клиентов, да и интерактив становится с каждым месяцем все более
востребованным.
«Сейчас все начинают играть на соседних рынках,-- объясняет
Бокарев идею холдинга.-- Операторы понимают, что они мощнейшие
медиа. Медиакомпании понимают, что без интерактива им никуда.
Рекламодатели понимают, что надо не тратиться на рекламу, а
создавать собственные медиа. Движения есть, но они пока слепые… Мы
сваха, которая всех поженит».
Что на самом деле общего у медиа, рекламы и телекома в экономике
будущего? Необходимость развлекать публику -- разумеется, с помощью
игры.
Но на свадьбу нужны деньги. Недавно Тимофей Бокарев объявил, что
с помощью инвесткомпании «Атон» он намерен уже до конца 2007 года
провести частное размещение акций и выручить за блокирующий пакет
Next Media Group $12–15 млн (компания рассчитывает по результатам
года достичь оборота в $35 млн). Публичное размещение группы
возможно уже в 2009 году.
Тимофей Бокарев родился в 1971 году в Москве.
Окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики.
В 1997 году основал интернет-агентство Promo.ru и создал первый в
Рунете сайт об онлайн-рекламе «Энциклопедия интернет-рекламы». В
2000 году издал книгу под тем же названием. В 2004-м на базе
агентства создал холдинг Next Media Group.
|
О чем он говорит
|
14 млн пользователей мобильного интернета — аудитория будущих проектов Next Media |
Люди собирают монеты разных стран мира, а интересно ли собирать
просто десятикопеечные монеты? Ответ очевиден, но не для тех, кто
создает в России накопительные программы лояльности. «Копить
безликие очки -- это же добрый вечер,-- говорит Тимофей Бокарев.--
А можно было бы давать людям не баллы, а уникальные объекты,
которыми стоит обмениваться, чтобы собирать коллекцию и повышать их
стоимость».
В России простор для применения теории игр колоссальный: Тимофей
Бокарев уже в этом году планирует пустить свои средства и деньги
инвесторов на создание собственных проектов в интернете (например,
настоящий детский портал, на котором будет не страшно оставить
ребенка) и системы лицензирования популярных развлекательных
брэндов (чтобы покупать все «вторичные» права, например, на героев
Диснея и выпускать сразу серию игр и проектов в разных медиа),
открытие революционных WAP-ресурсов, качество которых будет
соответствовать количеству аудитории (пользователей «мобильного
интернета» уже 14 млн -- гораздо больше, чем десять лет назад,
когда Бокарев начинал бизнес).
И везде без философии игры уже не обойтись, уверен создатель
Next Media. Игра и раньше была неотъемлемой частью культуры.
Когда-то даже войны проходили по игровому сценарию -- люди ждали
утра, строились, нападали -- все по правилам. «А еще есть любовные
игры»,-- замечает Тимофей Бокарев. Ну а когда наступает эра
экономики впечатлений, без игровых механик никуда не деться ни при
создании продукта, ни в рекламе, ни при управлении компанией.
Владельца Next Media Group интересуют не только метафоры -- игры
сами по себе могут быть неплохим бизнесом, если например этот
бизнес -- эдьютейнмент, то есть обучение через игру. «Образование
консервативно, но тем больше перспектив,-- убежден Бокарев.-- Если
бы человек XVIII века попал в современный тренажерный зал, он бы
обалдел. А попадет в МГУ на современную лекцию -- ничего нового не
заметит. Хотя очевидно, что обучение в игре на порядок
эффективнее».
В качестве пробного шара Тимофей Бокарев сделал несколько
игротек для Российской детской клинической больницы и теперь хочет
«клонировать» проект по всей стране, чтобы в дети в стационарах
имели возможность развлекаться и развиваться с помощью настольных
игр. Одной из таких игр может стать его собственная разработка --
уже в этом году Бокарев хочет издать первую отечественную ролевую
игру мирового уровня. «Я иллюзиями себя не тешу,-- говорит он.--
Просто философию игр я превращаю в систему. Пока она не
„выстрелила”. Но со временем станет понятно, что я делаю и
зачем».
Многие планы Бокарева больше похоже на мечты. Но когда-то так
говорили и про планы пионера интернет-рекламы по созданию холдинга.
Теперь Promo Interactive, с которого Бокарев начинал бизнес и
которое принесло ему известность на рынке, дает лишь треть продаж
всего холдинга, которые в 2006 году составили $19 млн,-- две трети
приходятся на доходы, полученные на рынке мобильного контента
(причем компании, входящие в Next Media, не продают эротику).
«У Тимофея всегда грандиозные планы,-- говорит Евгений Этин.--
Послушаешь и думаешь: елки-палки, о чем он вообще говорит? Потом он
что-то делает, делает… раз -- и все удалось». Когда Этин играет с
Бокаревым в теннис, владелец Next Media часто проигрывает и каждый
проигрыш переживает как драму. Бизнес для него -- игра. А к играм
он относится очень серьезно.
Максим Котин
04.06.2007
Секрет фирмы