Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Смена экспозиции

  Участники выставочного рынка соревнуются в реализации масштабных проектов: чтобы удовлетворить спрос, им надо вдвое увеличить площади.

«Мы имеем сегодня безнадежно устаревший ВВЦ»,-- заявил мэр Москвы Юрий Лужков на заседании столичного правительства в конце января 2007 года. Намек был понят, и спустя всего четыре месяца руководство ВВЦ представило архитектурную концепцию современного выставочного комплекса «Россия» общей площадью 188 тыс. кв. м.

На этот проект, а также на реконструкцию имеющихся на территории ВВЦ павильонов правительство Москвы планирует выделить в течение двух лет 18,4 млрд руб. Благодаря этому он должен стать крупнейшей экспозиционной площадкой в стране. Ведь хотя сейчас ВВЦ номинально является таковой, в действительности из 200 тыс. кв. м выставочной площади для экспозиций сегодня используется лишь 49 тыс. кв. м.

Впрочем, другие участники рынка, в первую очередь «Крокус экспо» и «Экспоцентр», также не сидят сложа руки. Правда, с государственным размахом им тягаться не под силу: например, «Крокус экспо» в ближайшие два года инвестирует в выставочный бизнес всего 7 млрд руб.

Одна вторая Парижа

По оценке «Крокус экспо», в 2006 году владельцы российских выставочных комплексов заработали $500–700 млн. По словам консультанта Jones Lang LaSalle Натальи Рагозиной, спрос на выставочные услуги растет гигантскими темпами -- на 50% в год. С точки зрения инвестиций выставочная недвижимость не менее интересна, чем офисная. Строительство офисного здания без учета стоимости земли обходится в среднем в $1200–1500 за 1 кв. м, а каждый 1 кв. м полезной площади в крупном выставочном центре -- примерно в $1600–2000. Однако если средняя арендная ставка в первом случае составляет $800 с 1 кв. м в год, то 1 кв. м выставочного центра при загруженности 70% и арендной ставке от $8 в сутки может приносить около $2 тыс. в год. Последняя цифра может быть и больше, если компания не просто сдает площади в аренду, а берет на себя организацию выставок. Наиболее заметны на этом поле «Экспоцентр» (в 2006 году он провел 30 мероприятий) и тот же ВВЦ (55 выставок). По экспертным оценкам, каждая экспозиция с большим количеством известных компаний-участниц дополнительно приносит до $100 на 1 кв. м.

Правда, привлечь солидных клиентов можно только тогда, когда павильон соответствует международным стандартам. А этим в России мало кто может похвастать. Наиболее востребованы сегодня единые павильоны площадью 8–10 тыс. кв. м с высокими потолками и раздвижными перегородками, позволяющими трансформировать помещение под нужды арендаторов. Однако, по данным Jones Lang LaSalle, подобных комплексов в Москве и ближнем Подмосковье всего девять, их совокупная выставочная площадь -- 416 тыс. кв. м. Судя по данным правительства Москвы, площадь современных центров в столице России, даже с учетом расположенного за ее пределами «Крокус экспо», в два раза меньше, чем в Париже и в полтора -- чем в Ганновере и Франкфурте-на-Майне. «Возьмем, к примеру, только один центр Deutsche Messe в Ганновере с выставочной площадью 480 тыс. кв. м,-- говорит генеральный директор компании MVK Алексей Шабуров. -- А ведь подобные центры, площадью не меньше 300 тыс. кв. м, есть в каждом крупном западноевропейском городе».

Неудивительно, что, по данным Московской торгово-промышленной палаты (является членом ТПП РФ, которой принадлежит контрольный пакет «Экспоцентра»), российские комплексы в настоящее время в состоянии удовлетворить лишь 50–60% заявок организаторов экспозиций. Остальные выставки из-за нехватки специализированных центров проводятся на стадионах, в домах культуры и в гостиницах. Компаниям остается лишь подсчитывать недополученную прибыль.

Еще хуже обстоят дела с помещениями для организации конгрессов, которые считаются немаловажным сегментом выставочного бизнеса (за рубежом на него приходится от 7% до 20% рынка). Крупные конгрессы (от 5 до 10 тыс. участников) требуют наличия залов для пленарных и секционных заседаний, банкетов и т. п. В столице существует всего одна площадка для проведения мероприятий подобного уровня -- Государственный Кремлевский дворец, способный вместить до 6 тыс. человек. Возможности ВВЦ ограничиваются 700, а «Экспоцентра» и Гостиного двора -- всего 500 участниками. В результате, в рейтинге мировой конгрессной инфраструктуры (UFI) Москва занимает 42-е место из 53.

Фатальная черта

Столь плачевное состояние российского выставочного рынка во многом объясняется советским прошлым. Три из четырех крупнейших выставочных центров были построены еще во времена СССР. Все они находятся в черте города, что затрудняет их модернизацию. В марте «Экспоцентр» построил 20 тыс. кв. м дополнительных выставочных площадей, однако на этом практически исчерпал свой ресурс. «Шансов для серьезного расширения они практически не имеют. Максимум, что они могут себе позволить,-- увеличение выставочных площадей еще на 40 тыс. кв. м»,-- считает Наталья Рагозина.

А из новых объектов, которые планируется ввести в эксплуатацию до 2010 года, например на территории «Лужников» (инвестор -- ВТБ) и в Царицыне (проект осуществляется на средства города), заявлены только небольшие центры (до 30 тыс. кв. м). Они вряд ли насытят рынок.

На этом фоне загородная «прописка» «Крокус экспо» выглядит предпочтительнее: компания собирается добавить к имеющимся 170 тыс. кв. м еще 140 тыс. кв. м. Первая очередь будет сдана уже в августе 2007 года. Кроме того, чтобы соответствовать международному уровню, компания приступила к строительству отеля категории не ниже четырех звезд, где смогут останавливаться участники выставок.

B будущем рынок ожидают еще более глобальные проекты.

Государственный масштаб

Программа правительства Москвы по развитию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности на 2007–2009 годы предусматривает бюджет в 22,8 млрд руб. В программе будут участвовать «Экспоцентр», культурно-выставочный центр «Сокольники» и «Вернисаж в Измайлове». Однако основные инвестиции достанутся ВВЦ, в том числе центру «Россия».

«„Россия” будет самым удобным из отечественных выставочных комплексов,-- обещает заместитель генерального директора ВВЦ Елена Демидова.-- Поэтому мы рассчитываем не только собрать там крупнейшие российские отраслевые мероприятия, но и привезти с помощью западных партнеров ряд известных выставочных брэндов». Эти слова звучат особенно угрожающе, если учесть, что сейчас арендные ставки на ВВЦ самые низкие среди лидеров рынка (от $4 за 1 кв. м в сутки), и администрация комплекса не собирается существенно поднимать тарифы. Вполне возможно, что остальным участникам рынка придется задуматься о снижении расценок. Правда, произойдет это далеко не сразу.

Во-первых, если изначально предполагалось ввести в строй первую очередь «России» (53 тыс. кв. м) уже в сентябре 2007 года, то теперь сроки отодвинулись на конец года: любое изменение территории ВВЦ, который является историческим памятником, требует получения многих разрешений.

А во-вторых, для удовлетворения нынешних потребностей города участникам рынка предстоит построить дополнительно порядка 250–300 тыс. кв. м выставочных и около 80–85 тыс. кв. м конгрессных площадей. С учетом растущего спроса даже при заявленных темпах строительства сделать это удастся не раньше, чем через три года. Так что время насладиться высокой (12–15%) рентабельностью у российских выставочных компаний еще есть.

«Крокус экспо»

«Крокус экспо» — единственная из российских компаний, которой удалось построить комплекс международного уровня
Старейшая из частных российских выставочных компаний. Входит в группу компаний «Крокус интернешнл», созданную в 1989 году Арасом Агаларовым.

Площадь выставок в 2005 году*: 584 тыс. кв. м
Площадь выставок в 2006 году*: 1,3 млн кв. м

Стратегия: стать крупнейшим выставочным центром в Европе.

Тактика: жесткая ценовая конкуренция: компания не поднимает арендные ставки (около $8 за 1 кв. м в сутки) с 2004 года, в то время как в среднем по рынку ставка растет на 8–12% в год. Выстроила самую современную среди российских выставочных компаний инфраструктуру (конференц-залы, регистрационные залы, переговорные комнаты, банки, фуд-корты, парковка на 20 тыс. мест, яхт-клуб, вертолетная площадка).

Проблемы: удаленность от центра Москвы и метро, загруженность прилегающих трасс.

Результат: единственный российский выставочный центр международного уровня. В 2005 году оказал российским и зарубежным компаниям выставочных услуг на $30 млн, данные за 2006 год не раскрываются.

Новые цели: к 2008 году будет введен в эксплуатацию третий павильон экспозиционной площадью 140 тыс. кв. м (причем первая очередь начнет работу уже в августе 2007 года). Следующим шагом станет строительство большой гостиницы класса четыре-пять звезд примерно на 100 тыс. кв. м. (30 этажей), строительство второй очереди ТРЦ «Крокус сити молл», а также сразу нескольких бизнес-центров.

* данные компании
** без учета конгрессных мероприятий

«Экспоцентр»

В 2006 году «Экспоцентр» самостоятельно организовал 30 выставок, обеспечив более половины загрузки площадей
«Экспоцентр» не только один из ведущих выставочных центров, но и крупнейший организатор международных выставок и конгрессных мероприятий в России. Контрольный пакет акций принадлежит Торгово-промышленной палате РФ.

Площадь выставок в 2005 году*: 600 тыс. кв. м
Площадь выставок в 2006 году*: 665 тыс. кв. м**

Стратегия: сочетание двух направлений бизнеса -- управления площадями и организации выставок.

Тактика: за $30 млн компания реконструировала несколько помещений и построила современный павильон площадью 20 тыс. кв. м. В 2007 году первая среди крупных выставочных центров внедрила принцип «единого окна»: все службы, взаимодействующие с экспонентами при организации выставки, расположены в единой клиентской зоне.

Проблемы: из-за ограничений на проведение крупных мероприятий и более высоких арендных ставок уступил лидерство «Крокус экспо».

Результат: объем реализации выставочных услуг по итогам прошлого года вырос на 12% -- до 3,5 млрд руб.

Новые цели: расширение нового направления деятельности -- организации конгрессных мероприятий и расширение тематики выставок. К 2008 году на территории центра будет построено административно-офисное здание, а также начнется возведение гостиницы класса люкс и пешеходной галереи до делового центра «Москва-Сити». Новые выставочные площади в 2009 году составят 35 тыс. кв. м. Правда, после их сооружения компания исчерпает ресурс расширения.

ВВЦ

За 2006 год ВВЦ ликвидировал 700 торговых точек на своей территории
Компания появилась после акционирования в 1992 году главного выставочного наследия СССР -- ВДНХ. Акционерами являются правительства РФ и Москвы (70% и 30% акций соответственно).

Площадь выставок в 2005 году*: 578,5 тыс. кв. м
Площадь выставок в 2006 году*: 658,5 тыс. кв. м

Стратегия: стремление вернуть статус главной выставочной площадки страны.

Тактика: основная направленность выставок на территории ВВЦ -- мероприятия российской промышленности. Московское правительство к 2010 году планирует инвестировать в расширение ВВЦ 18,4 млрд руб.-- на эти средства планируется построить современный выставочный комплекс «Россия» (экспозиционная площадь 188 тыс. кв. м), за счет которого ВВЦ собирается привлечь международные выставочные брэнды. Вокруг ВВЦ функционирует система гостиниц, многие из которых по плану правительства Москвы в ближайшее время реконструируют.

Проблемы: самые низкие арендные ставки среди крупных выставочных центров. Около 70% площадей являются устаревшими и используются под неорганизованную торговлю.

Результат: несмотря на то что ВВЦ обладает самыми обширными выставочными площадями, по площади организованных выставок он лишь на третьем месте.

Новые цели: завершение к 2010 году строительства «России» (первый павильон заработает уже в нынешнем году). Дальнейшее улучшение транспортной инфраструктуры: строительство системы тоннелей и подземных парковок общей вместимостью 12 тыс. мест.

КВЦ «Сокольники»

КВЦ «Сокольники» планирует привлечь посетителя узкоспециализированными выставками
Входит в состав Международного выставочного холдинга MVK, образованного на базе КВЦ «Сокольники» в 2002 году. Единственный из четверки лидеров не планирует расширения выставочных площадей.

Площадь выставок в 2005 году*: 377 тыс. кв. м
Площадь выставок в 2006 году*: 377,5 тыс. кв. м.

Стратегия: специализация на промышленных выставках: упаковка, полиграфия, деревообработка, мебель.

Тактика: павильоны КВЦ «Сокольники» являются основной выставочной площадкой для проектов MVK. Крупные выставки MVK, такие как «Евроэкспомебель» и «Росупак», сейчас переводятся на более мощные выставочные площади -- в том числе в «Крокус экспо». Холдинг также сотрудничает с региональными и зарубежными комплексами и занимается имиджевыми проектами (выставки в Государственной думе, на Эйфелевой башне, на Северном полюсе).

Проблемы: невозможность проведения крупных выставок, отсутствие специализированных конгрессных площадей.

Результат: в 2002 году компания провела лишь пять выставок, сегодня MVK ежегодно организует не менее 115 мероприятий. Постепенно модернизирована большая часть павильонов КВЦ «Сокольники (13 объектов общей выставочной площадью 33 тыс. кв. м).

Новые цели: поиск новых узкоспециализированных тематических сегментов для организации выставок. В ближайшие пять лет «Сокольники» ждет модернизация: ориентировочный объем привлекаемых на эти цели ВЦ «Сокольники» средств в рамках программы «Москва выставочная» составит 132,7 млн руб.


Ольга Шулакова
07.06.2007  Секрет фирмы

07.06.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов