Тело в обложке
Помогут ли Playboy звезды
В 1995 году появление российской версии легендарного журнала
Playboy стало настоящим событием для отечественного медиарынка. До начала 2000-х
Playboy удерживал лидерство на рынке мужских журналов, однако новички - Men’s
Health и Maxim - быстро сместили его с олимпа. Сейчас Playboy пытается сыграть
на любви читателей к обнаженным звездам. Но имидж «стареющего» бренда и нечеткое
позиционирование могут помешать журналу вернуть былые позиции.
На официальном сайте российской версии журнала Playboy
проводится опрос, в ходе которого издатели пытаются понять, чем привлек
читателей майский номер. Большинство отвечающих признаются: изображением девушек
из группы Reflex на обложке. Главный конкурент Playboy - Maxim - давно осознал
ценность молодых российских звезд на собственных обложках. И уже не первый год
удерживает лидерство по продажам копий и количеству читателей. Playboy весь
прошлый год наверстывал упущенное и учился сманивать у конкурентов звезд первой
величины.
всемирно ненужный
У всемирно известного бренда в России судьба складывалась
непросто. Первым издателем русскоязычной версии журнала в 1995 году стал ИД
Independent Media (сейчас - Independent Media Sanoma Magazines). Первым главным
редактором Playboy - знаковый критик Артемий Троицкий. Выход Playboy стал
заметным событием на не избалованном мужскими журналами российском медийном
рынке. Но через несколько лет, в 2001-м, Independent Media неожиданно перестал
выпускать Playboy. По объему аудитории с Playboy тогда не мог сравниться ни один
журнал - ближайшие преследователи отставали более чем на сотню тысяч человек.
Как следовало из объяснений главы ИД Дерка Сауэра, причина заключалась в желании
сосредоточиться на развитии других мужских журналов - FHM и Men’s Health. «К
2001 году в портфеле Independent Media действительно собралось много «мужских»
брендов — говорит один из игроков рынка, пожелавший не раскрывать своего имени.
— И в данной ситуации, скорее всего, просто разошлись интересы издательского
дома и владельца лицензии Playboy, который хотел привилегированного отношения к
своему журналу, выделения больших средств на промоушен. Это не могло устроить
Сауэра».
|
Несмотря на сложности работы со звездами, Playboy все же пришлось
включиться в соревнование «кто снимет первым» |
На мировой бренд польстился издательский дом «Бурда». Вместе с
журналом под крыло российского представительства немецкого медиаконцерна Hubert
Burda Media перешла и редакционная команда — 14 человек во главе с главным
редактором Максимом Маслаковым. Но Playboy недолго продолжал задавать тон на
формирующемся рынке мужских журналов. Как грибы после дождя стали появляться
конкуренты — уже в 2001 году ИД Conde Nast запустил журнал GQ, чуть позже
стартовал Maxim (ИД Hachette Filipacchi Shkulev). К 2005 году по объему
аудитории Maxim и Men’s Health стали заметно опережать издание «Бурды»:
аудитория Men’s Health превышала показатели Playboy более чем на 200 тыс.
человек, Maxim — почти на 100 тыс. человек. А весной 2005 года появился новый
конкурент — русскоязычный Esquire.
Playboy не мог найти себя на изменившемся рынке. «Если раньше
мы могли говорить рекламодателям, что наши тиражи растут не так быстро, потому
что мы делаем интеллектуальный продукт, а не какой-то фаст-фуд, как, к примеру,
Maxim, то после появления на рынке российского Esquire этот аргумент был уже
неуместен», - рассказывает директор группы глянцевых журналов «Бурда» Дина
Ковешникова. По словам Ковешниковой, Playboy проигрывал лидеру - Maxim - во
всем: в макете, текстах, заголовках, подписях к фотографиям. За несколько лет в
журнале появилась всего одна новая рубрика -«Герой». При этом издатели не
предпринимали действий для коренного изменения ситуации. «Рекламодатели
продолжали размещаться у нас по инерции, но мы понимали, что если не будем
принимать шагов по оптимизации продукта, в будущем их потеряем», - признается
издатель.
«Бурда» начала действовать. В сентябре 2005 года «по соглашению
сторон» свой пост покинул главный редактор Максим Маслаков. Вместо Максима
Маслакова главным редактором Playboy стала сама Дина Ковешникова. Эта новость
была встречена рынком прохладно. «Плейбой» и существует, чтобы главный в
«Плейбое» был таким главным мужчиной на земле. Чтобы он старенький, в маразме, а
вокруг модели. От него требуется самая малость - быть мужчиной. А как быть
мужчиной, если ты женщина? Можете представить себе плейбоевскую передовицу,
подписанную Диной Ковешниковой? Я - не могу. Вернее, могу, но мне кажется, что
это очень смешно», - ерничал журнал «Большой город» по поводу назначения
Ковешниковой.
звезды. только сняться
Ковешниковой недолго пришлось подписывать полосы Playboy в
печать. На место главного редактора в ноябре 2005 года «Бурда» пригласила
заместителя главного редактора Men’s Health Олега Кузьменко. «Мы полагали, что
вырастим из него хорошего главного редактора, так как видели в нем потенциал», -
говорит Дина Ковешникова.
Новый главред Playboy решил пойти по пятам Maxim - на обложках
журнала стали появляться российские звезды. Раньше Playboy ими пренебрегал,
предпочитая моделей - известных и не очень.
Ковешникова объясняет редкое обращение к звездам тем, что за
годы выхода в России Playboy успел снять большинство знаменитостей и
невозможностью снимать девушек до 18 лет. Между тем Maxim изначально поставил на
знаменитостей, несмотря на все сложности работы с ними. «Уговаривать звезд
сняться - тяжелая работа», - отмечает главный редактор журнала Maxim Александр
Маленков. Однако показатели работы Maxim говорят о том, что эти сложности
окупаются. При этом «проблему 18 лет» Maxim решает весьма изящно. Например, в
одном из номеров 2006 года журнал вынес на обложку певицу Алексу. Рядом с
фотосессией Алексы стояла надпись: «Певица Алекса опрометчиво пригласила нас на
свое 18-летие. Кто ж знал, что у нас с собой окажется фотоаппарат».
На первый-третий |
Основные показатели лидеров российского рынка мужских
журналов |
Журнал |
Аудитория одного номера журнала по России* (сентябрь 2006 - февраль
2007), тыс. чел. |
Общее количество рекламных полос в 2006 |
Стоимость рекламной полосы, тыс. руб. |
Maxim |
819,7 |
1123,33 |
393 |
Men’s Health |
665 |
973 |
433 |
Playboy |
624,3 |
830 |
245,7 |
Источник: данные журналов, *TNS Gallup
Media |
русские файлы
Последние два-три года в России отмечены ростом интереса
потребителей к знаменитостям и всему, что с ними связано. Издательские дома как
один стали запускать журналы формата people magazine, радиостанции в перерывах
между треками стали рассказывать о перипетиях личной жизни музыкантов и
кинозвезд, музыкальные каналы «Муз-ТВ» и MTV с трансляции клипов переключились
на обсуждение звездного быта и составление рейтингов популярности. Даже Первый
канал не устоял и отдал воскресный вечерний эфир программам о знаменитостях.
Звезды стали интересны всем. В особенности российские. «Русские звезды
«работают» лучше, потому что они ближе и понятнее читателям, чем зарубежные», —
считает Александр Маленков. Дефицит, о котором говорила Дина Ковешникова, стал
восполняться.
В гонке за звездами у Playboy, по мнению Ковешниковой, есть
преимущества, заключающиеся в самом названии журнала. Маленков согласен, что
громкий бренд позволяет Playboy иметь бесплатную рекламу где угодно — в
интернете, на телевидении. «Телеканалам интересен Playboy, так как репортажи со
съемок повышают рейтинги программ. Если журнал снимает какую-то знаменитость —
это привлекает зрителей прежде всего потому, что речь идет именно о Playboy», —
говорит Дина Ковешникова. Информационных поводов для СМИ у Playboy в течение
2006 года становилось все больше — с появлением все большего числа звезд на
обложках. «Теперь для звезд первой величины появиться на обложке русского
Playboy стало вновь престижно, — уверена Ковешникова. — Для того чтобы звезды
вернулись в Playboy, мы провели большую работу: убеждали их, привлекали
престижными фотографами, говорили о высоких материях и литературе. Однако
никогда не платили денег. Таковы наши правила игры».
Игра принесла результат — российская аудитория журнала
увеличилась с почти 570 тыс. человек в декабре 2005 года — апреле 2006 года до
почти 663 тыс. человек в мае-октябре 2006 года. Несмотря на улучшение ситуации,
в «Бурде» были не удовлетворены качеством контента — Playboy оставался менее
«читабельным», чем Maxim. «Если содержание журнала не интересно, то даже
Анджелина Джоли на обложке не спасет ситуацию — продажи от этого вдвое и втрое
не увеличатся, — убеждена Ковешникова. — Обложка, безусловно, играет большую
роль, но без конкурентоспособного содержания невозможно бороться за лидерство».
По оценке Ковешниковой, девушка с обложки может увеличить продажи не более чем
на 40%. Продажи Playboy на 40% в январе 2007 года поднимала ведущая Аврора, в
2006 году до 35% — съемки девушек из проекта «Дом-2». Осенью 2006 года Кузьменко
написал заявление об уходе по собственному желанию. «Ему просто не хватило
внутреннего ресурса», — скупо комментирует Ковешникова.
Участники рынка связывают рост аудитории Playboy с изменением
стоимости журнала. Со второй половины 2005 года оптовая цена Playboy была
снижена вдвое - с 49 рублей до 24 рублей 50 копеек. В рознице в строке
«рекомендуемая цена» значилось 50 рублей, в то время как конкуренты продавались
на 10-20 рублей дороже. Издатель журнала Men’s Health Рита Тырина убеждена, что
демпинг позволил обратить внимание на журнал широким читательским массам.
На виражах |
ДИНАМИКА АУДИТОРИИ PLAYBOY |
|
Источник: TNS Gallup Media |
вниз от накатанной
Поиски нового главного редактора стали проблемой для «Бурды».
Проведя несколько интервью с «ведущими редакторами на рынке», издательский дом
не смог найти нужного человека. «Каждый из интервьюируемых был хорош на своем
месте», - поясняет Ковешникова. В итоге в «Бурде» использовали внутренние
ресурсы - позвали в редакторы главу украинского Playboy Влада Фисуна. С
оговоркой, что это временный вариант (Фисун одновременно остается главным
редактором украинского Playboy).
С приходом Фисуна, по мнению Дины Ковешниковой, содержание
Playboy улучшилось, «появились новые идеи, свежие темы». Гордость обновленного
Playboy - неоднозначный медиаперсонаж Сергей Минаев, автор книг «Духless» и
«Media-sapiens». Минаев, появившийся в Playboy еще при Кузьменко, с февраля
ведет в журнале собственную колонку «Министерство правды». Звездный автор - не
ноу-хау для мужских журналов. В GQ среди авторов - Виктор Ерофеев, Эдуард
Лимонов, в Esquire - Валерий Панюшкин и Владимир Познер. Издатели расходятся в
оценке решения о приглашении в Playboy Минаева. «Это сильный ход с точки зрения
пиара», - считает Рита Тырина из Men’s Health. Александр Маленков настроен
скептически: «Минаев - самое бездарное литературное порождение в современной
России. Мало того, что он пишет бессмыслицу, он пишет плохо».
Но вот незадача: несмотря на свежие темы, в начале 2007 года к
топлесс-знаменитостям Playboy читатели охладели — аудитория журнала, судя по
данным TNS Gallup Media, стала падать. Дина Ковешникова затрудняется объяснить
природу этого явления. По ее словам, тираж журнала постоянно растет и спада
интереса к изданию не наблюдается. Большинство издателей также недоумевают по
поводу итогов последней волны измерений (сентябрь 2006 года — февраль 2007 года)
TNS Gallup Media. У большинства мужских журналов (FHM, Maxim, Men’s Health,
Playboy) из лидирующей группы аудитория снизилась. Издатели в один голос
говорят, что в продажах спада не заметили. «Эти измерения нужно принимать с
большой долей условности, — отмечает Александр Маленков. — У меня более точная
методика — анализ количества проданных экземпляров. Эта методика показывает, что
никакого спада нет». Руководитель отдела исследований прессы и потребительских
предпочтений TNS Gallup Media Марина Лучина скромные результаты мужских журналов
объясняет сезонными колебаниями.
Участники рынка связывают возможное падение аудитории Playboy с
несколькими факторами. По предположению Маленкова, после длительного демпинга
Playboy стал постепенно поднимать ценовую планку, и сейчас в рознице журнал
часто стоит не дешевле Maxim, что не могло не сказаться на спросе. К тому же
Playboy идет проторенной дорогой — нередко снимает «секонд-хенд-звезд» -
некоторые из появляющихся сейчас на обложках знаменитостей (группа Reflex, Анна
Седакова, Ксения Собчак) ранее успели засветиться в Maxim.
От ставки на демпинг журнал уже отказался (рекомендуемая цена
майского номера 70 рублей), но благодаря звездам до 2008 года в Playboy хотят
достичь миллионной аудитории и тиража в 200 тыс. экземпляров. Правда, каким
способом журнал намерен так резко увеличить аудиторию, в «Бурде» не говорят.
Конкуренты уверены, что такие показатели Playboy не под силу. «Если только
опустят цену до 10 рублей», - смеется Александр Маленков. Главный редактор
журнала SIM Ирина Рейдес считает, что Playboy вообще становится символом
уходящей эпохи, «того времени, когда в стране появился секс, а в Москве - ночные
клубы и секс-шопы».
С Рейдес согласен главный редактор журнала GQ Николай Усков:
«Исторически Playboy - один из самых сильных мужских брендов, но он состарился
вместе со своим основателем и идеологом Хью Хефнером. На фоне изощренного
порно-интернета журналы с обилием голого влажного тела выглядят старомодно, а
местами целомудренно», - хоронит Playboy Николай Усков.
Конкуренты рекомендуют «Бурде» поработать над содержанием
журнала и разобраться с маркетингом. Главный редактор FHM Сергей Колесов уверен,
что для начала Playboy стоит определиться со своим позиционированием. «Мне не
понятно, как выглядит читатель Playboy, - отмечает он. - С одной стороны, журнал
практикует обращение на «ты», с другой - публикует отрывки из новых книг Алекса
Гарленда. Playboy должен быть либо дорогим и красивым с претензией на контент,
либо как Maxim - с пошлыми шутками». Управляющий директор BrandLab Александр
Еременко считает, что для значительного увеличения аудитории Playboy нужно
плотнее работать с отечественным контентом и вести более активную маркетинговую
политику, устраивать провокационные акции.
Сергей Колесов отмечает, что редакторская сторона бизнеса
Playboy остается одним из главных тормозов на пути к лидерству журнала на рынке.
Директор по размещению рекламы в СМИ рекламного агентства ZenithOptimedia Елена
Заграничная развивает тему: «Все успешные проекты на российском медиарынке
связаны с именами главных редакторов: Алены Долецкой, Эвелины Хромченко, Маши
Виноградовой. Главный редактор задает тональность, определяет лицо журнала».
Замену «временному» Фисуну в «Бурде» до сих пор не нашли.
Сергей
Суворов
08.06.2007
Журнал "Индустрия рекламы"