Плетущий сети
Карл-Хенрик Сванберг: 3G - уже реальность
Президент компании Ericsson Карл-Хенрик Сванберг признается, что является достаточно консервативным абонентом. В основном по мобильному телефону он разговаривает и принимает электронную почту. И лишь изредка смотрит новостные ролики. Но это не мешает его компании быть крупнейшим поставщиком оборудования для сетей сотовой связи и продвигать новейшие технологии передачи данных в сетях мобильной связи.
Компания Ericsson недавно объявила об установке базовой станции стандарта GSM для нигерийского оператора MTN, ставшей миллионной по счету в истории компании. Первую GSM-станцию она установила для немецкого оператора Mannesmann (сегодня входит в Vodafone) еще в 1991 году. За 16 лет компания обеспечила GSM-связью 2,3 млрд абонентов в более чем ста странах мира, став крупнейшим производителем телекоммуникационного оборудования на рынке мобильной связи. Но теперь перед операторами, по мнению Карла-Хенрика Сванберга, стоит задача перейти на новую ступень развития, к сетям третьего поколения. А компания Ericsson обеспечит плавный переход от сетей 2G к 3G, чтобы достичь скоростей передачи данных в мобильных сетях, сравнимых с широкополосным доступом, стерев окончательно грань между фиксированной и мобильной связью. – Господин Сванберг, каким вам представляется будущее 3G-связи?
– Сети третьего поколения – это уже реальность. И те скорости, которые сегодня реализованы в ЗG, соответствуют самым высоким скоростям в фиксированных сетях (6 – 7 МБ/с). Мы понимаем 3G как естественное дополнение к сетям GSM (2G). И, как вы знаете, у нас есть продвинутый вариант технологии НSPA, позволяющий достигать более высоких скоростей (до 14 МБ/с).
– А не логичнее было бы продвигать технологии 4G?
– Если говорить о четвертом поколении и связанном с ним ожиданиями – это достаточно долгий процесс, поскольку данная технология еще не стандартизирована и не стала массовой в отличие от той же 3G. Например, технологию HSPA (ее называют 3,5G) уже сегодня поддерживают более 150 устройств. Из них порядка 60 – телефоны. Устройств, поддерживающих четвертое поколение, пока единицы. Так что прихода этой технологии на массовый рынок придется подождать, я думаю, лет пять-шесть.
– Главная проблема сетей третьего поколения, которые начинают внедрять в России, – нехватка контента. Зачем HSPA-скорости, если по каналу нечего передавать? К примеру, президент компании «МТС» Леонид Меламед заявил о востребованности 3G-контента в России, имея в виду лишь корпоративную почту и доступ в Интернет.
– Я считаю, что российские операторы в достаточно большом восторге от возможностей связи третьего поколения. И все, что мы делаем в зависимости от контента: смотрим новости, закачиваем музыку, работаем с Интернетом, – все это генерирует большой трафик. Показательно, что трафик передачи данных в 3G-сетях увеличился в 3 раза, в высокоскоростных HSPA-сетях – в 4 раза.
– Что компания планирует делать в России, чтобы увеличить лояльность операторов к третьему поколению связи?
– Российские операторы только получили лицензии на третье поколение, так что о конкретике говорить пока рано. Но, учитывая, что Ericsson, поставляющая оборудование, занимает внушительную долю на рынке мобильной связи, мы надеемся на солидную долю и на рынке 3G. Ericsson обязательно будет участвовать в тендерах по выбору поставщиков оборудования, которые планируют провести российские сотовые операторы.
– На какую долю из $3 млрд, которые собирается вложить в развертывание 3G-сетей в ближайшие три года «большая тройка», рассчитывает Ericsson?
– Мы не приводим рыночные доли Ericsson в отдельных регионах. Такова наша позиция. Но компания, как доминирующий поставщик на российском мобильном рынке, надеется сохранить лидирующие позиции и на рынке сетей третьего поколения.
– Судя по финансовому отчету компании за 2006 год, Россия внесла существенный вклад в успешные результаты Ericsson в прошлом году. Как вы оцениваете деятельность подразделения Восточная Европа и Центральная Азия?
– Мы наблюдаем стабильный рост на российском мобильном рынке в последние годы. Ericsson имеет хорошую долю на нем, даже если учитывать растущую конкуренцию между поставщиками оборудования. И мы считаем, что нам удастся сохранить лидирующие позиции.
– Что вы можете противопоставить масштабной экспансии китайских производителей оборудования на российский рынок? Компании Ericsson не мешает имидж лучшего, но дорогого производителя?
– Важно понимать, что 75% нашего оборудования производится в Китае. И когда мы сравниваем cебестоимость оборудования у нас и у китайских производителей, поверьте, – это сравнимые цены. Но так как китайские производители – достаточно молодые игроки на этом рынке, им необходимо использовать любые маркетинговые рычаги, вплоть до демпинга, чтобы склонить операторов к выбору своего оборудования.
– Какова ваша стратегия по отношению к компаниям, которые выходят на рынок с демпинговыми ценами?
– Что касается нашей стратегии – на большинстве рынков, на которых работает Ericsson, мы лидеры. Но нас воспринимают еще и как партнера. Это очень важный момент. Ведь оператор выбирает себе поставщика на многие годы, и партнерские отношения здесь крайне важны. Поэтому если ты – лидер, доминирующий на рынке, и твои цены сопоставимы с ценами тех же китайцев, то, разумеется, при прочих равных выбор будет в пользу именно такого партнера.
– Сервисная составляющая играет какую-либо роль в этой концепции партнерства?
– Наше лидерство – прежде всего технологическое. Ericsson обеспечивает возможность быстрого и качественного развертывания сети. Но не менее важна постоянная сервисная поддержка нашим партнерам. Нам всегда удается, если что-то случается, быстро решать возникающие проблемы.
– Но, с другой стороны, технологическое преимущество часто достигается за счет банального копирования новых разработок. И для китайских производителей это давно не проблема.
– Это значит только одно – путь в никуда. У таких компаний нет будущего, поскольку они не создают ничего нового. Но я хочу отметить, что за последние три года Ericsson не проиграл рыночную долю китайским производителям. Наши конкуренты потеряли какую-то долю, но мы нет. Однако китайские компании мы воспринимаем с большим уважением. И когда прогнозируем ситуацию на рынке через пять-шесть лет, разумеется, рассматриваем их как серьезных конкурентов.
– Получается, что сохранение технологического лидерства за счет внедрения новых разработок – это и есть стратегия Ericsson на перспективу?
– Абсолютно верно. Но еще очень важный момент: мы можем развертывать и поддерживать оборудование и интегрировать его с существующими платформами не только целиком, но и отдельными фрагментами. За счет этого обеспечивается куда менее затратный эволюционный путь миграции сетей 2G в 3G.
– Насколько операторы зависят от профессионального сервиса в процессе миграции с 2,5G на 3G?
– Конечно, процесс перехода с 2,5G на 3G требует куда большей сервисной поддержки. Когда оператор переходит к сетям третьего поколения, фокус с голосовых услуг смещается на мультимедийные. Иначе говоря, если голос переходит в данные – жизнь становится сложнее. Внедрение мультимедийных услуг отнимает большую часть времени оператора. Поэтому ему логичнее и удобнее отдать управление сетью на аутсорсинг, сконцентрировавшись на обслуживании абонентов, новых услугах, маркетинге и т.д. С подобной ситуацией сталкивалась и компания Ericsson в 1995 году, когда было принято решение отдать на аутсорсинг производство оборудования. Тогда было много дебатов на этот счет. И сейчас, глядя назад, мы понимаем, что это оказалось правильным решением. Потому что сейчас заниматься собственным производством – лишняя головная боль.
– Ericsson продвигает очень интересные мультимедийные сервисы на базе IP Multimedia Subsystem. (IMS-технология обеспечивает доступ к персональному мультимедийному контенту с едиными настройками вне зависимости от типа терминала: фиксированного или мобильного. – Прим. «Ко».) Но вот беда: российские операторы не могут определиться не только с целевой аудиторией таких сервисов, но и вообще с необходимостью внедрения этой платформы.
– Что касается мультимедиа – это большой вызов для операторов. Внедряя мультимедийные сервисы, они вынуждены мигрировать в совершенно другую, новую для них сферу бизнеса. Если раньше их бизнес строился в основном на предоставлении голосовых услуг, то сегодня – это уже музыка, телевидение, мобильная реклама и т.д. И здесь приходится решать не только маркетинговые проблемы, но и проблемы виртуальной визуализации.
– У Ericsson есть совместные мультимедийные проекты с телеканалами Endemol, CNN. В этом случае компания занялась непрофильным бизнесом?
– Мы не делаем услуги под заказ. Лишь производим программное обеспечение, позволяющее абонентам удобно и быстро загружать нужные им сервисы.
– Зато Nokia и Siemens сделали шаг в этом направлении, создав СП – прообраз компании нового типа, c фокусом на развитии мультимедиа. Может быть, Ericsson тоже стоит пойти по этому пути?
– Вы знаете, на будущее мобильного рынка у каждого своя точка зрения. Nokia и Siemens больше концентрируются на абонентских устройствах. Но, на мой взгляд, самая большая и важная часть работы при внедрении мультимедийных услуг – получение максимума информации об абоненте. В сетях второго поколения все сконцентрировано на голосовых услугах и SMS. Большинству пользователей нужно одно и то же – разговаривать по телефону. В мультимедиа все намного сложнее. Одному абоненту нужна музыка, другому – телевидение, третьему – лишь доступ в Интернет. С другой стороны – дети хотят не то, что политики. А тем интересно далеко не все, что важно бизнесменам и т.д.
– А вам что важно в мобильной связи? Какие 3G-сервисы вы сами используете? Можете ли вы самостоятельно подключить какую-либо услугу на своем телефоне? Сегодня это далеко не простая задача…
– Я использую Ericsson Mobile Office, и для меня это лучшее приложение. При помощи мобильного телефона я читаю письма, приходящие по электронной почте, в дороге, да и дома тоже. Когда прихожу в офис, у меня чистый почтовый ящик. Также по мобильному смотрю небольшие телевизионные новости. Но музыку не загружаю. Если мне понравилась какая-то мелодия, прошу детей скачать ее и установить на мой телефон. Так что, по всей видимости, я не идеальный абонент.
РЕЗЮМЕ КАРЛА-ХЕНРИКА СВАНБЕРГА
ГОД РОЖДЕНИЯ: 1952
ОБРАЗОВАНИЕ: ученая степень магистра (Master of Science) технологического института г. Линчоппинг, Швеция, степень бакалавра (Bachelor of Science) в области бизнес-администрации университета г. Уппсала, Швеция
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: 2003 – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: президент и CEO компании Ericsson. 1994 – 2002: президент и CEO компании Assa Abloy Group, 1986 – 1994: компания Securitas (система безопасности). В 1990 ГОДУ получил должность первого исполнительного вице-президента компании Securitas Group, С 1977-го ПО 1985 ГОД занимался экспортными операциями для компании Asea Brown Boveri.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат
ХОББИ: парусный спорт
Павел Мороз
09.06.2007
Журнал "Компания"