Крепость «Бастиона»
Рынок коньяков растет за счет премиум-сегмента
Рынок коньяков и бренди, произведенных в странах СНГ, по итогам 2006 года демонстрирует рост. Объемы продаж превысили $1,6 млрд, что на 16% больше, чем в 2005 году. По мнению аналитиков, рост рынка – результат динамичного развития премиумного сегмента, тон в котором задают игроки, сделавшие ставку на производство французских коньяков под российскими брендами.
До недавнего времени локомотивом рынка коньяков и бренди, произведенных в странах СНГ, была недорогая продукция нижнего и среднего сегмента по цене до 600 руб. за литр. Напитки верхнего уровня среднего сегмента, представленные коньяками и бренди по цене от 600 до 2100 руб., а также более дорогие напитки премиум-класса демонстрировали скромную динамику. Ситуация начала меняться в конце 1990-х годов. В связи с ростом благосостояния населения и приобретением потребителями опыта и знаний в алкогольной сфере спрос на качественную и, соответственно, более дорогую продукцию стал очевиден. Производители коньяков и бренди поспешили воспользоваться моментом и занять перспективную нишу. Наиболее дальновидные из них взяли равнение на Францию, чьи коньячные спирты уже давно входили в рецептуры отечественных напитков. Однако самые амбициозные компании пошли еще дальше, сделав ставку на использование 100-процентного французского коньяка (Cognac).
Компания «РВВК-Холдинг» начала одной из первых производить французский коньяк под собственным брендом «Бастион». Продукт появился на рынке в 2000 году и стал результатом сотрудничества с французской компанией De La Tour и старейшим в России мастером купажа профессором Игорем Скурихиным, создавшим оригинальный рецепт «Бастиона». Алексей Покровский, директор по развитию бизнеса De La Tour в Восточной Европе, считает, что детище Скурихина и «РВВК» – настоящий французский коньяк с русским характером: «Купаж «Бастиона» в полной мере отвечает вкусу россиян, отдающих предпочтение мощным, ароматным коньякам, в которых присутствуют ярко выраженные смолянистые ноты, ароматы цветов и пряностей. В купаж входят спирты из нескольких областей провинции Коньяк, создатели «Бастиона» используют все возможности легендарной местности, чтобы качество и вкус напитка были на высоте». В России бутылку 0,5 л трехлетнего коньяка «Бастион» можно купить за 400 руб., а десятилетнего – за 1200 руб.
По данным Бизнес-Аналитики, торговая марка «Бастион» входит в пятерку марок лидеров: «Московский» («КиН»), «Арарат» (Ереванский КЗ, Pernod Ricard), «Коньяк» (Кизлярский КЗ), «Коньяк» (Дагвино, СПб), на которых приходится около трети российского рынка бренди в стоимостном выражении.
По словам Михаила Назаренко, директора по маркетингу и развитию «РВВК-Холдинг», в «компании понимали, что «Бастион» не сможет «играть» в массовых нижних сегментах рынка, ведь это настоящий коньяк, произведенный в самой провинции Коньяк. Между тем, импортируя готовый коньяк, но разливая его в России без какой бы то ни было дополнительной обработки, мы стремимся сделать наш продукт доступным потребителю. Кстати, подобная схема работы не является инновационной, ее давно используют производители из Франции, Германии и других стран Европы, Азии и Америки. Коньяк перевозится в специальных танк-контейнерах. Длинная дорога не влияет на качество коньяка, и его вкус остается неизменным».
Примеру «РВВК» уже последовали и другие российские компании. Так, группа компаний «КиН» производит в Москве коньяк «Старый город», на 100% состоящий из французских спиртов, а в 2008 году планирует вывести на рынок еще одну линейку французских коньяков, которые будут производиться в собственном недавно приобретенном винодельческом хозяйстве компании в Коньяке.
Еще один заметный игрок рынка – ТД «Арома» с брендом «Нахимов». Этот коньяк не только купажируется, но и разливается во Франции с 2003 года. Игорь Комаров, коммерческий директор ТД «Арома», считает, что «ставка компании на размещение производства коньяка во Франции себя оправдала. Мы гарантируем своим потребителям стабильно высокое качество оригинального французского коньяка. А русское имя бренда на первых порах помогло компании оттянуть у конкурентов поклонников российских, молдавских и армянских марок, познакомить их с настоящим высококачественным коньяком».
Кроме того, по признанию участников рынка, важным моментом для российских производителей премиумных коньяков является факт, что, инвестируя немалые средства в производство коньяка из французских спиртов, они обеспечивают себе благополучное будущее после вступления России в ВТО. Ведь согласно законам Всемирной торговой организации коньяком может называться только напиток, производимый по классической технологии из местного винограда и в границах лимитированной провинции Коньяк, но при этом место бутилирования не имеет значения.
Динамика продаж коньяка «Бастион» показывает, что «РВВК-Холдинг» не ошибся в своих расчетах. В январе – мае 2007 года компания произвела под этой маркой 82 000 декалитров (дал) коньяка, что в 3,3 раза больше по сравнению с соответствующим периодом 2006 года. По итогам первого квартала увеличился и объем продаж – в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В настоящее время «Бастион» занимает 13-процентную долю сегмента премиумных коньяков/бренди производства СНГ. При этом в отдельных регионах, например Санкт-Петербурге, его доля доходит до 52%. Михаил Назаренко полон оптимизма: «Мы не намерены останавливаться на достигнутом и к концу года планируем увеличить объем продаж коньяка под этой торговой маркой до 250 000 дал».
Рыночная конъюнктура вполне благоприятна для игроков премиумного сегмента. По данным агентства «Бизнес Аналитика», объем российского рынка бренди в 2006 году составил 7,8 млн дал, что на 0,8 млн дал больше по сравнению с 2005 годом. В денежном выражении рынок вырос с $1388 млн в 2005 году до $1622 млн в 2006-м. Основной прирост рынка в деньгах, по мнению аналитиков, происходил за счет развития премиумного сегмента. Заметной тенденцией сегмента коньяков и бренди, произведенных в России и странах СНГ, стал спрос на качественные, марочные коньяки зарекомендовавших себя лидеров.
Производители также отмечают тенденцию роста спроса на дорогие напитки. Михаил Назаренко считает, что «для покупателей коньяка качество и оригинальность напитка выходят на первое место. И, несмотря на увеличение количества российских производителей, успех будет сопутствовать компаниям, выпускающим оригинальные французские коньяки под собственными брендами».
ЧТО ТАКОЕ РВВК ООО «РВВК-ХОЛДИНГ»
Является крупнейшим игроком российского алкогольного рынка
Компания является владельцем и дистрибутором самой популярной в России водки «Флагман».
Также портфель собственных торговых марок компании включает водку «Флагман Silver Spirit» и коньяк «Бастион».
Бренды компании разливаются на заводе «СПИ-РВВК» (г. Калининград) и ЧЗАП «ОСТ-Алко» (Московская Обл.).
Продукция компании распространяется через широкую дистрибуторскую сеть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем-Новгороде и других региональных центрах
Оборот компании «РВВК-Холдинг» По итогам 2006 года составил 150 млн долларов
Елена Кислякова
15.06.2007 Журнал "Компания"