Размером больше
Обувным ритейлерам удалось потеснить вещевые рынки. Теперь им приходится конкурировать друг с другом, и эта борьба обещает быть гораздо более жесткой.
С 1 июня 2007 года новосибирская компания «Обувь России»,
развивающая сеть под брэндом «Вестфалика», начала продавать обувь в
кредит. Единственное условие -- покупка не должна стоить меньше 3
тыс. руб. При этом компания берет на себя обеспечение всех
кредитных издержек, то есть 10–12% от стоимости пары.
За оригинальным маркетинговым ходом стоит весьма прозаичная
причина -- обострившаяся конкуренция в сфере обувного ритейла. «У
меня есть ощущение, что у ритейлеров доходность падает и
сокращается поток покупателей»,-- делится наблюдениями генеральный
директор компании Ralf Ringer Андрей Бережной. На самом деле,
конечно, количество покупателей не уменьшается. Однако все они
растворяются между множеством компаний, работающих на этом
поле.
Обувной рынок -- один из самых непрозрачных, поэтому оценки
аналитиков крайне противоречивы. По данным Discovery Research
Group, в 2006 году его объем составил примерно $7,5 млрд, ИК
«Финам» называет цифру $10 млрд, агентство «Экспресс-обзор» -- $17
млрд. Но все эксперты сходятся в одном: этот рынок очень
сегментирован. Так, на долю крупнейших сетей (100 магазинов и
более) приходится всего около 15% рынка. Правда, расстановка сил
вскоре может измениться.
Вместо рынков
В 1990-х годах примерно 60% обувной торговли в России
контролировали вещевые рынки. Сегодня на них приходится только
треть рынка. Их долю отвоевали магазины-дискаунтеры наподобие
«Центробуви» или «Ж». Секрет привлекательности нового формата
прост: такие магазины предложили более высокий, чем на рынках,
уровень сервиса (например, обеспечили комфортную примерку) при
сопоставимых ценах -- стоимость пары обуви в пределах $80.
Магазины-дискаунтеры работают с торговой наценкой не больше 35%.
В итоге их рентабельность не превышает 10% (для сравнения: этот
показатель у бутиков -- например, Articoli, где ботинки стоят от
$200,-- оценивается в 30%). Зато они имеют немалый оборот.
Дело в том, что бюджетные ритейлеры являются не только
продавцами, но отчасти и производителями, на контрактной основе
размещая заказы на российских, а чаще всего на китайских
фабриках,-- это обеспечивает их нужным ассортиментным рядом по
невысоким закупочным ценам. Продающаяся в дискаунтерах обувь, как
правило, не рассчитана на долгую носку. Частая смена коллекций
предполагает, что покупают ее на один-два сезона. Этот стандартный
прием, перенятый российскими ритейлерами у западных коллег,
заставляет потребителей регулярно возвращаться за новой
покупкой.
Обувные дискаунтеры стараются максимально расширить ассортимент
своих магазинов за счет различных аксессуаров: сумок, ремней,
перчаток, зонтов и пр. Как отмечает директор по исследованиям
Discovery Research Group Александр Болтавин, «многие потребители
специально подбирают эти товары в тон друг другу». Сегодня побочные
товары обеспечивают уже 10–15% оборота российских обувных
ритейлеров, и, судя по всему, в будущем эта цифра только
увеличится.
Удавшееся закрытие
Сеть магазинов «Ж» смогла многократно (по оценкам экспертов, на
200–400%) увеличить товарооборот в 2006 году, заявив о своем скором
закрытии. В магазинах сети был объявлен режим «тотальной
распродажи». А на специально созданном сайте Konec-j.ru можно было
распечатать купон на получение дополнительной скидки. Полагая, что
это на самом деле в последний раз, люди исправно ходили в «Ж» снова
и снова. Однако к концу 2006 года из 17 магазинов закрылся только
один, а основатель сети Илья Буздин с радостью объявил о начале
новой акции «„Ж” возвращается!».
«На нашем рынке очень высокая конкуренция, поэтому нужно
постоянно что-то придумывать, чтобы привлекать покупателей»,--
соглашается представитель сети «Центробувь» Дмитрий Шилов. Эта сеть
более консервативна в своих маркетинговых акциях. Однако помимо
традиционной дисконтной программы (накопительные карты со скидкой
5% и 10%) она предлагает 13-го числа каждого месяца скидку на 13% и
дисконт 30% на каждую последнюю пару коллекции.
Подобные акции не только привлекают покупателей в конкретный
магазин, но и служат эффективным инструментом для повышения
узнаваемости брэнда и, соответственно, расширения географии
продаж.
Шаг в регионы
В настоящий момент увеличение товарооборота обувных ритейлеров
происходит главным образом за счет открытия новых магазинов. Причем
последние пару лет форпосты столичных обувных ритейлеров все чаще
появляются в регионах, где компании, как правило, работают по
франшизе. Например, та же «Центробувь» в июне 2007 года вышла на
рынок Новосибирска, а из ее 236 точек за пределами Москвы и
Московской области сейчас находится 136.
Экспансию в регионы осуществляют и участники рынка, работающие в
среднеценовом сегменте (стоимость пары обуви в диапазоне $80–150).
«С ростом покупательской способности населения растет доля
среднеценовых магазинов»,-- считает Александр Болтавин. По оценке
руководителя отдела маркетинга сети «Терволина» Вадима Головкина, в
настоящий момент магазины подобного формата контролируют около 32%
рынка цивилизованной торговли (то есть чуть больше 20% рынка в
целом).
Та же «Терволина», чей первый магазин появился в столице в 2000
году, в настоящий момент представлена более чем в 50 городах. Всего
в сети работает около 100 салонов. Шесть из них (в Чите, Улан-Удэ,
Пензе, Котласе, Сургуте и Истре) открылись по франшизе буквально в
течение прошлого месяца.
Правда, бурное развитие сетей ограничивается дефицитом и
дороговизной подходящих торговых площадей. Если раньше эта проблема
была характерна для Москвы, то сегодня все чаще наблюдается и в
других городах. «Сейчас арендная ставка составляет примерно $800 в
год за 1 кв. м. Причем цены в Москве и регионах практически
сравнялись. Мы готовили к открытию магазин в воронежском торговом
центре, но отказались от него, потому что платить за аренду нужно
было больше, чем в Москве»,-- рассказывает Вадим Головкин. По его
словам, если еще два года назад магазин площадью 200 кв. м можно
было арендовать на год за $80 тыс., то сейчас это будет стоить в
два-три раза дороже.
Впрочем, директор по маркетингу компании «Центр-Монарх» Елена
Петрова считает, что такая тенденция справедлива только для крупных
городов, таких как Ростов-на-Дону или Екатеринбург. В других можно
открывать магазины со значительно более низкими затратами на
аренду. Следовательно, определенный потенциал для роста еще
есть.
Кроме того, в ближайшие годы в обувном ритейле, скорее всего,
начнется процесс слияний-поглощений, как это случилось ранее в
продуктовой или фармацевтической рознице. Предпосылки налицо. Хотя
сам рынок весьма динамичен (с учетом инфляции он ежегодно
прибавляет в денежном выражении 12–15%), крупнейшие сети
развиваются еще быстрее, ежегодно увеличивая оборот свыше чем на
20%. А для их владельцев поглощение более слабых игроков -- самый
верный способ заставить покупателей обуваться в нужном месте.
«Центробувь»
|
«Центробувь» предложила покупателям комфортное самообслуживание |
Компания, начинавшая в 1992–1996 годах с оптовой торговли обувью,
сегодня превратилась в самого крупного российского ритейлера. В ее
магазинах можно найти не только мужскую и женскую, но также детскую
и спортивную обувь.
Выручка в 2005 году*: $65 млн
Выручка в 2006 году*: $117 млн
Стратегия: предложить покупателю цены как на
вещевых рынках и вместе с тем более богатый ассортимент и высокий
сервис.
Тактика: компания сосредоточилась на формате
обувных супермаркетов-дискаунтеров большой площади -- 300 кв. м.
Чтобы сэкономить на затратах на персонал и аренде складских
помещений, обувь представляют в коробках на специальных палетах
прямо в торговом зале. Компания активно формирует пул лояльных
покупателей, давая им скидки по дисконтным накопительным картам (5%
и 10%). Кроме того, в сети регулярно проводятся распродажи. Обувь
из коллекций прошлого сезона стоит в магазинах от 500 руб.
Проблемы: реверансы в сторону потребителей
приводят к невысокой рентабельности сети.
Результат: на сегодня сеть насчитывает 236
торговых точек и по этому показателю примерно в полтора раза
превосходит ближайших конкурентов.
Новые цели: освоив центральный регион и Урал
(компания представлена в 60 городах), «Центробувь» собирается
активно развиваться в Сибири.
* экспертная оценка
«Эконика-обувь» (сеть «Эконика»)
|
Придумав новый формат торговли — каскет, «Эконика» заняла нишу между
среднеценовым и премиальным сегментами |
Компания всегда славилась своим пристрастием к громким именам. В
1996 году она вывела на рынок марку Alla Pugachova. В 2007-м
известный итальянский дизайнер Джованни Мартини разработал для
«Эконики» коллекцию весна-лето.
Выручка в 2005 году*: $50 млн
Выручка в 2006 году*: $60 млн
Стратегия: повысить рентабельность бизнеса.
Тактика: изначально компания развивалась как
розничная сеть в среднеценовом сегменте. Однако в 2005 году вывела
на рынок инновационный формат обувной розницы -- каскет. Это
магазины с уютной обстановкой и ценами, близкими к премиальному
сегменту. Однако в отличие от бутиков, большинство из которых
монобрэндовые, каскеты «Эконики» являются мультибрэндовыми. В них
представлены четыре эксклюзивные торговые марки (Alla Pugachova,
Parmen, Aragona и De’Marche) и известные итальянские брэнды
(например, Giovanni Martini). Сейчас каскетами являются 36 из 123
магазинов сети.
Проблемы: новый формат тяжело приживается на
рынке. По данным конкурентов, после ребрэндинга проходимость в
каскетах «Эконики» заметно снизилась, и даже повышение цен не
спасло компанию от снижения выручки на конкретную точку.
Результат: «Эконика-обувь» остается вторым
игроком на рынке.
Новые цели: к 2012 году «Эконика-обувь»
планирует достичь оборота $500 млн и занять 10% обувного рынка.
Количество ее магазинов должно увеличиться до 500.
«Юничел»
|
«Юничел» производит обувь для своей сети на трех собственных фабриках |
Челябинский обувной холдинг единственным из лидеров отрасли пришел
в розницу не из дистрибуции, а из производства. Его фабрики
работают в Челябинске, Оренбурге и Златоусте.
Выручка в 2005 году*: $40 млн
Выручка в 2006 году*: $47 млн
Стратегия: за счет большого объема реализации
собственной продукции удерживать низкие цены.
Тактика: более 70% ассортимента магазинов под
вывеской «Юничел» шьется на предприятиях холдинга. Компания сама
разрабатывает дизайн обуви (до 700 моделей в год), обновляемость
модельного ряда -- 65% в год. Позиционирует себя как недорогую
(компания работает в нижнем ценовом сегменте) альтернативу
качественной итальянской обуви. В 2005-м начала развивать сеть по
франчайзингу. Однако пока не стремится на московский рынок (в
столице у нее всего один магазин), предпочитая развиваться на Урале
и в Сибири.
Проблемы: в настоящий момент наблюдается
нехватка производственных мощностей. Если ситуация не изменится,
доля собственной продукции в сети «Юничел» будет падать.
Результат: холдинг входит в тройку крупнейших
производителей обуви, а сеть «Юничел», насчитывающая 160 фирменных
магазинов, является самой крупной на региональном рынке.
Новые цели: по сравнению с целями конкурентов
весьма скромны -- к 2009 году открыть всего 40 новых торговых
точек.
«Центр-Монарх»
|
В небольших магазинах «Монарх» представлено до 700 моделей обуви |
Ритейлер имеет одно из самых сильных дизайнерских бюро. Несмотря на
то что обувь «Монарх» изготавливается в 11 странах, в том числе в
Италии и Португалии, компания нарочито противопоставляет свою
продукцию товарам европейских дизайнеров.
Выручка в 2005 году*: $18 млн
Выручка в 2006 году*: $33 млн
Стратегия: развиваться в России и Украине,
осваивать новый формат магазинов обувь-холл, где будут представлены
помимо собственных марок европейские брэнды.
Тактика: сеть распространяет в основном марки,
разработанные собственным дизайнерским бюро: Monarch, Kaiser и
Wildcat. Благодаря этому, как утверждают в самой компании, ее
модели оптимально подходят для суровых условий российского и
украинского климата и учитывают анатомические особенности местных
потребителей. Несмотря на небольшую площадь (80–150 кв. м),
магазины «Монарх» отличаются довольно широким ассортиментом --
примерно 700 моделей. Для увеличения объемов продаж сеть проводит
дисконтную политику, в том числе принимая карты других систем,
например, салонов «Дикси» в Санкт-Петербурге, «Престиж-клуба» во
Владивостоке и социальные карты москвичей.
Проблемы: большие расходы на логистику из-за
того, что магазины сети разбросаны по территории России и
Украины.
Результат: сеть «Монарх» широко представлена не
только на российском (106 магазинов), но и на украинском рынке (67
магазинов).
Новые цели: Открыть около десятка магазинов
нового формата и большего размера (300 кв.м.) к весне 2008
года.
Дарья Черкудинова
20.06.2007
Секрет фирмы