Атака клонов
Предприниматели на Западе снова вкладывают в веб-проекты сотни тысяч долларов, а продают их за миллиарды. Верный вроде бы способ сделать хороший бизнес -- создать то же самое, но по-русски. Правда, заработать на клонах сложнее, чем кажется.
Илья Широков только и ждет, когда вы дадите ему
визитку. Потому что как только вы это сделаете, он скажет, что
визитки у него постоянно теряются. Но, слава богу, теперь есть
интернет-сервис «Мой круг», где ничего не теряется. «Я вас приглашу
в свой круг»,-- скажет он не моргнув глазом. И по тому, как он все
это продекламирует, вы тут же поймете, что Илья Широков только и
ждал, когда вы дадите ему визитку.
Примерно таким нехитрым способом директор и один из основателей
сервиса «Мой круг» завербовал для сайта 223 участника. Очевидно,
так же действовали и другие авторы сайта. «„Мой круг” развивается
благодаря сарафанному радио»,-- признает Широков. Тактика
результативная: в июне прошлого года на сайте зарегистрировалось
100 тыс. человек, каждый из которых мог завести на сайте свое
резюме, отметить знакомых и отслеживать «друзей своих друзей».
Илья Широков еще недавно работал над «методологией управления
бизнес-процессами» в команде из четырех человек в качестве стажера
в PricewaterhouseCoopers. Прошло всего три года, но он уже успел
обзавестись привычками интернет-магната, а пример для подражания,
очевидно, искал в голливудском кино. Если вы зададите ему неудобный
вопрос, он скажет: «Без комментариев». Но зато в конце «интервью»
выразит надежду, что у вас получится интересная статья.
Повод считать себя интернет-магнатом у Ильи Широкова появился
весной этого года, когда создателям удалось продать сервис «Мой
круг» «Яндексу». Стоимость проекта составила, по разным оценкам, от
$1,5 до $2 млн. Прекрасный финал, особенно если учесть, что «Мой
круг» называли банальным клоном западной социальной сети
LinkedIn.com. О такой участи авторы других российских клонов пока
только мечтают. Впрочем, многие из них мечтают о гораздо
большем.
На гребне волны—2
«Наш бизнес-план по сути представлял собой презентацию
демоверсии сервиса, но через две недели после начала переговоров у
нас уже был чек на $2 млн»,-- вспоминает Сергей
Михайлов бум доткомов. В конце прошлого века он учился в
США и пытался создать бизнес на волне интереса к новым способам
коммуникации (aTelo Inc. продвигала сервис «единого» контактного
номера для интеграции всех видов связи пользователя). «Люди деньги
раздавали направо и налево. Им понравилась, что идея вирусная. В
этом была правда, но профессор так заразился, что готов был деньги
давать сразу во время презентации»,-- смеется Сергей Михайлов.
А вот его отцу Игорю Бабаеву было не до смеха.
«Сергей мне звонил и говорил: „Папа, все, чем ты занимаешься в
России, очень сложно и очень дешево”,-- добавляет красок
председатель совета директоров „Черкизово”, который тогда в России
делал колбасу и начинал выращивать свиней.-- Он говорил, что лучше
все здесь продать».
Продать -- это вообще в инновационном бизнесе главное. Конкурент
aTelo с оборотом $300 тыс. продался за $800 млн за полгода до краха
доткомов. А вот aTelo с оборотом $10 млн не успела: потенциальные
покупатели сами оказались на грани банкротства. В итоге Сергей
Михайлов вернулся в семью и занялся «очень сложным и очень дешевым»
бизнесом, сменив отца на посту генерального директора
«Черкизово».
Брызги американской волны доткомов долетали и до Рунета. Но,
например, на создателя популярного сервиса для фотолюбителей
Photosight.ru Дмитрия Лисина инвесторы-энтузиасты
произвели не лучшее впечатление. «Приходили какие-то люди, которые
хотели вложить в бизнес один миллион, а продать его через год за
сто»,-- вспоминает он. Эти все детали можно было бы считать
историей, причем неактуальной, если бы в последний год, по словам
Дмитрия Лисина, «какие-то люди» не стали появляться снова все чаще
и чаще.
Просто все читают новости. В позапрошлом году News Corp.
приобрела веб-портал MySpace.com за $580 млн, а в прошлом Google
купил YouTube за $1,65 млрд. Кого не впечатлят такие цифры? А вот
свежая история -- бывший музыкальный обозреватель Мартин
Стиксель с партнерами продал на днях сайт Last.fm за $280
млн корпорации CBS. Хорошая сделка, если учитывать, что рекламная
кампания стоила всего 50 фунтов стерлингов, которые Стиксель
потратил на покупку стикеров.
Крупные интернет-сделки, ажиотаж вокруг Web 2.0 и блогосферы,
капитализация нового интернет-франкенштейна Google, превышающая
оборот более чем в сотню раз… Все это чертовски напоминает новую
волну доткомов. С тем отличием, что теперь каждый в России знает,
что надо делать. Надо быстрее других делать клоны амбициозных
западных сайтов, чтобы быстрее других их продать.
Клонируй это
RuTube.ru -- один из таких российских клонов. Создан двумя
предпринимателями из Орла. По словам продюсера сайта Аскара
Туганбаева, они хотят превратить RuTube в центр
видеоразвлечений, каким для западного интернета стал YouTube.
Основатели инвестировали в проект «сотни тысяч долларов» личных
средств, а уже оценивают свое детище в несколько миллионов
долларов, несмотря на то, что даже в Рунете их сложно назвать
первопроходцами: свой сервис по демонстрации видеоконтента в сети
уже появился у Mail.ru и Rambler.
В этом и проблема стартапов-клонов -- у успешного западного
проекта слишком много эпигонов. Так, последователь Digg.com (сайта
«социальных» новостей, которые отбираются и ранжируются
пользователями) и создатель News2.ru Александр
Житницкий вынужден мириться с существованием SMI2.ru и
Newsland.ru. Да и авторы «Моего круга» вынуждены мириться с
когортой конкурентов. «Через два месяца после запуска сайта мы
перестали есть и спать, потому что появился Webby.ru,-- говорит
Илья Широков.-- Смотрели, что делали они. Старались делать лучше».
Непонятно, как основатели компании дожили с таким режимом до
продажи бизнеса, потому что после Webby.ru появились проекты «Мир
тесен» и «Одноклассники.ру». Выход каждого нового соперника
заставлял добавлять в проект новые функции, да и менять
позиционирование в целом -- от сервиса по поиску деловых контактов
до адресной книжки.
Сделка с «Яндексом» в такой ситуации уже не выглядит как
логичное завершение истории успеха. Она выглядит как счастливый
случай, свалившийся на голову авантюристам (особенно если учесть,
что партнеры не сообщают условия продажи и неизвестно, удалось ли
им действительно заработать на стартапе так, как западным
коллегам).
Романтизм веб-клонирования напоминает наивностью бум доткомов
рубежа тысячелетий. Ведь проекты-клоны и без эпигонов вступают в
неизбежную конкуренцию с оригиналами (все больше пользователей
интернета не видят проблем в обращении с англоязычными сервисами,
все больше сервисов русифицируется). Создатель блог-сервиса
LiveInternet.ru Герман Клименко давно не чурается
переговоров о продаже доли в своем бизнесе, но компания
Александра Мамута и Эндрю
Полсона SUP Fabrik почему-то не стала покупать русский
блог-сервис, а приобрела права на кириллическую часть американского
LiveJournal. К тому же далеко не всегда успешный западный проект
может рассчитывать на тот же результат в России. «Повторить уже
сделанное можно, но нужно ведь учитывать страновые факторы,--
считает Дмитрий Лисин.-- То, что успешно в Америке, не всегда
пройдет у нас». Наконец, кто будет все это покупать? Крупным
интернет-холдингам зачастую удобнее создать сервис с нуля, нежели
заниматься интеграцией чужого продукта.
Да и достаточно ли они крупные? Оборот американского рынка
интернет-рекламы в 2006 году -- $16,9 млрд (по оценкам
PricewaterhouseCoopers). Оборот российского -- $100 млн. Очевидно,
что сотни миллионов долларов создателям русских стартапов могут
явиться только во сне. Впрочем, для предпринимателя из Орла или
вчерашнего стажера PwC и миллион будет не лишним.
Файн и кул
Работая ИТ-менеджером в банке, Дмитрий Лисин увлекся фотографией
и стал показывать свои работы друзьям. И все говорили: он без
всяких сомнений очень классный фотограф. «Я знал, что они врут,--
признает Лисин.-- Но как узнать правду?» Чтобы узнать правду, он
нашел в интернете англоязычный сервис, где можно было разместить
фотографию и получить отзывы других фотографов-любителей. Но
американцы написали Лисину отзывы, состоящие из слов fine
(«неплохо») и cool («круто»). «Я понял, что от них тоже ничего не
добьешься: что бы ни посылал туда, они будут писать „файн” и
„кул”»,-- вспоминает Лисин.
Заметив, что на сервисе зарегистрировано немало людей с русскими
фамилиями, менеджер банка решил сделать свой, правильный
фотосервис, в котором можно было бы не только обсуждать фотографии,
но и выставлять оценки, присваивать различные звания участникам
сообщества и даже предлагать свою версию кадрирования изображения.
«Интернет -- это же всегда игра, какой бы серьезной она ни
казалась,-- объясняет создатель сайта.-- Все это и многое другое
было придумано для того, чтобы человеку было интересно».
Дальнейшая судьба «Фотосайта» -- почти библейская история
интернет-успеха. Созданный за две недели в свободное от основной
работы время портал собрал масштабное сообщество фотолюбителей
(сейчас их около 200 тыс.), привлек профильных рекламодателей,
позволил Дмитрию Лисину уйти из банка, чтобы полностью посвятить
себя развитию сайта и в итоге найти для проекта серьезного
инвестора (кто это, правда, он не говорит).
Разница, например, с «Моим кругом» в том, что о заработке и тем
более продаже бизнеса основатель сайта поначалу и думать не смел,
делал работу в соответствии с собственными представлениями о
прекрасном и создал уникальный даже в мировом интернете проект,
который был основан на принципах Web 2.0 еще до того, как появился
сам этот термин. Так что честный альтруизм, возможно, лучшее
условие коммерческого успеха веб-проекта. А мысли о повторении пути
YouTube с альтруизмом редко совместимы.
«Казалось бы, чего только сейчас в русском интернете нет. Но на
самом деле пустых ниш множество»,-- уверен президент Next Media
Group Тимофей Бокарев. В ближайшее время он,
например, собирается инвестировать деньги в создание настоящего
«детского интернета». Есть и другие идеи, но о них он предпочитает
пока не говорить. Мысли о новых инвестициях в веб-проекты помимо
Photosight.ru имеются и у Дмитрия Лисина. И это уж точно не будут
клоны западных сайтов.
Однажды он проснулся посреди ночи с идеей нового веб-проекта.
«Ну надо же, какая идея,-- подумал предприниматель.-- Надо срочно
записать, а то забуду». Так он и сделал, а утром первым делом пошел
к компьютеру, чтобы проверить. Идея казалась столь замечательной,
что невозможно было поверить, что ее никто не реализовал. «Это
случилось четыре года назад,-- говорит Дмитрий Лисин.-- И до сих
пор нет ничего похожего».
Максим Котин
22.06.2007
Секрет фирмы