Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Тульская самодеятельность

Tиражи и виражи Веры Кирюниной

Издатель тульского еженедельника «Слобода» Вера Кирюнина добилась феноменальных для региональной информационной газеты тиражей - более 100 тыс. экземпляров. Поработав на федеральном уровне на чужие марки - ИД «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты», Кирюнина решила из тульской газеты сделать российский бренд.

«Я ничего не боюсь», - устало говорит хрупкая Кирюнина. В последние месяцы она разрывается между Москвой и родной Тулой, так что постоянные разъезды дают о себе знать.

С Москвой связаны последние два года жизни Кирюниной, с Тулой - все остальные. Причина «не бояться» есть - за ее тульской газетой «Слобода» охотятся и издатели с мировыми именами, и российские медийщики. Компании хотят тиражировать «Слободу» в регионах. Кирюниной осталось определиться со стратегическим инвестором для проекта. Когда выбор будет сделан, впору будет бояться другим, считает Кирюнина. Уже до конца года клоны «Слободы» должны появиться в нескольких российских городах. Дальше - больше. Одно «но» - конкуренты уверены в неудаче проекта.

>> Вера Кирюнина

Образование: Тульский государственный университет, факультет технической кибернетики.

Опыт работы: 1990: Конструкторское бюро приборостроения, Тула.
1990-1992: наборщик, корреспондент, работник рекламного отдела газеты «Молодой коммунар».
1992-1994: глава рекламного отдела, коммерческий директор газеты «Коммунар».
1995-2005 - генеральный директор «КП - Тула».
2005-2006: директор по управлению региональной сетью ИД «Комсомольская правда».
2006-2007: гендиректор ИД «Аргументы и факты».
С 1994 по настоящее время - издатель газеты «Слобода».

печатная кибернетика

Вере Кирюниной ничто не предвещало карьеру медиаменеджера. Выросшая «на рабочей окраине провинциального города Тула», Кирюнина окончила факультет технической кибернетики Тульского государственного университета и первый профессиональный опыт приобрела, работая инженером в закрытых НИИ. В газетный бизнес - тульское издание «Молодой коммунар» - Кирюнину занесло в начале 1990-х годов как раз с одного из таких НИИ. Смена профдеятельности произошла по банальной причине, «из-за зарплаты», на руках у Кирюниной был маленький ребенок, а государство не спешило вовремя рассчитываться с работниками НИИ.

В «Молодом коммунаре» платили исправно. Сначала - за верстку газеты. «Я умела пользоваться ПК, а больше ничего и не требовалось. В то время это была большая редкость», - отмечает Кирюнина. Затем - за журналистскую работу. Редактор «Молодого коммунара» как-то направил Кирюнину в местный тульский «белый дом» написать материал на актуальную тогда тему - о гуманитарной помощи из Германии. Материал редактору понравился. Журналисткой, однако, Кирюнина не долго проработала - попросила перевести в рекламный отдел. «Делать макеты и работать с рекламодателями было свежо и интересно», - вспоминает Кирюнина. Проработав несколько месяцев с рекламой в «Молодом коммунаре», Кирюнина ушла на должность директора рекламного отдела в газету «Коммунар», чуть позже на новое повышение - стала коммерческим директором. Ей хотелось большего - взяться за проект всецело и сделать «Коммунар» более современным и привлекательным для рекламодателей. Но издатель не разделял подобных стремлений. В итоге в 1994 году Кирюнина с «Коммунаром» рассталась.

сделай сам

Уйдя из «Коммунара», Кирюнина долго без дела не сидела. Арендовав два компьютера и 9 тонн бумаги, она с мужем и сестрой запустила семейный бизнес - газету «Слобода». За прототип была взята успешная в начале 90-х годов газета бесплатных объявлений «Ярмарка» из Твери. Но в отличие от тверского издания «Слобода» пыталась совместить объявления с информационным контентом. Позже от бесплатных купонов в «Слободе» отказались. «Мы поняли, что нужно делать что-то одно - или газету объявлений, или информационную газету. И выбрали последнее. Тульскому рынку нужна была современная газета, которая бы обслуживала интересы горожан», — объясняет Кирюнина. 16-полосная черно-белая «Слобода» окупилась менее чем за четыре месяца — с первого номера в газете стали размещаться рекламодатели, многие из которых ранее были клиентами «Коммунара».

Через год после старта «Слободы» у Веры Кирюниной прибавилось работы. В середине 1990-х годов «Комсомольская правда» усиленно искала партнеров в регионах. Удачливому тульскому издателю предложили возглавить местное представительство. «Комсомольская правда» — одно из немногих советских изданий, которое сумело перестроиться и вписалось в рынок, поэтому я согласилась», — говорит Кирюнина. По ее словам, руководство «Комсомольской правды» в то время не задумывалось, может ли «Слобода» быть помехой федеральному бренду в Туле. Результаты работы изданий говорят: могла.

«Слобода» набирала обороты. За первый год тираж газеты вырос на 30 тыс. экземпляров (с 10 тыс. экземпляров), за второй — на 20 тыс. экземпляров. Еще через три года «Слобода» приблизилась к 100 тыс. экземпляров. Тираж тульской «Комсомольской правды» тем временем колебался в районе 40 тыс. экземпляров. Это было хорошим показателем для полумиллионной Тулы. Для сравнения, в некоторых миллионниках были такие же показатели. Но достижения КП в Туле меркли перед цифрами «Слободы». В 2000-х годах «Слободу» читали почти в каждой тульской семье — тираж газеты перевалил за 100 тыс. экземпляров, объем достиг 96 полос.

«Наверное, потому что там не было Веры Кирюниной», — улыбается Кирюнина в ответ на вопрос о том, почему в других российских городах с населением порядка 500 тыс. человек не появилось столь же высокотиражных информационных газет, как «Слобода». Генеральный директор газеты «Труд» (в 2005 году — гендиректор «Комсомольской правды — Челябинск») Юрий Слепихин считает, что этому есть две причины. Первая — универсальность «Слободы»; газета представляет собой микс из сильной локальной информационной составляющей, федерального новостного блока и подробного телегида. Вторая — менеджерский талант Кирюниной, которая проявила себя не только как талантливый контент-менеджер, но и как отличный продавец рекламы. «Кирюнина оказалась в нужное время в нужном месте, - уверен директор по маркетингу и интернет-проектам «Комсомольской правды» Александр Чекшин. - В начале 90-х годов в регионах не было качественных еженедельников с сильным местным контентом. «Слобода» предложила тулякам хороший продукт. В других регионах этого не сделали или сделали позже, когда время для быстрых стартов ушло, так как над местным контентом стали работать федеральные издания». Чекшин уточняет, что «Слобода» - не единственный региональный контентный еженедельник с тиражом более 100 тыс. экземпляров. По словам Чекшина, подобная газета «Мое» выходит в Воронеже. Однако население Воронежа около 850 тыс. человек, а Тулы чуть ли не в два раза меньше. Главный редактор журнала «Свободные деньги» (екатеринбургский издательский дом «Абак-пресс») Олег Дозморов предполагает, что успех «Слободы» - заслуга редакции газеты. Дозморов отмечает, что в регионах 100-тысячный тираж - типичный показатель для рекламных, а не информационных газет.

По мнению Кирюниной, секрет популярности издания заключается в контенте, который создается фактически самими туляками. В «Слободе» нет профессиональных журналистов, редакция выступает техническим подразделением, которое обрабатывает то, что попадает в газету от жителей города: развивает подсказанные туляками темы, доводит до ума присылаемые новости, мнения. В «Слободе» нет сложной журналистики, аналитики. Материалы просты и незатейливы: о местном конкурсе «Семья года», о поимке гражданина Молдавии, который задушил туляка, и тому подобные. «Мы исходим из того, что у каждого человека есть имя, фамилия, улица, на которой он живет. На каждой странице «Слободы» есть фотографии трех, а то и пяти туляков. Они комментируют события, рассказывают о чем-то важном для себя и города», - объясняет Кирюнина. Вершиной ее тульского триумфа стало получение в 2004 году премии «Медиаменеджер России» в номинации «Печатные СМИ». Юрий Слепихин из «Труда» говорит, что Кирюнину хотели бы заполучить многие издательские дома.

>> ИД «Слобода»

Год создания: 1994
Основные активы: газета «Слобода»
Выручка в 2006 году: более $3 млн

«Аргументы» против «Правды»

В том же году у Кирюниной произошла личная трагедия - погиб муж. «Мне было тяжело, хотелось поменять обстановку, загрузить себя новыми делами», - делится переживаниями Кирюнина. Новые дела издатель стала искать в Москве — обратилась за помощью к Владимиру Сунгоркину, гендиректору «Комсомольской правды». Он помог — назначил Кирюнину ответственной за региональное развитие издания. Вести «Слободу» на родине Кирюнина оставила одного из своих замов — Павлу Коренюгину.

Несколько месяцев Кирюнина ездила по регионам и «наводила порядок»: меняла генеральных директоров, перестраивала работу рекламных служб. Газеты в Омске, Екатеринбурге — в одних из самых «отсталых» для «Комсомольской правды» городов — подверглись корректировкам Кирюниной. «Многие говорили: у нас особенный регион. Я же считаю, что КП — универсальный продукт и результат работы полностью зависит от менеджмента на местах», — объясняет логику локальных революций Кирюнина. Помимо смены менеджмента, она временами шла и на более серьезные шаги. Например, по словам Юрия Слепихина, в Хабаровске, где местный филиал терпел убытки, Кирюнина распустила редакцию и «Комсомольскую правду — Хабаровск» по франшизе стали выпускать другие издатели.

Кирюнина так бы и продолжала изучать географию России, если бы не вмешались конкуренты «Комсомольской правды». Акционеры «Промсвязькапитала» (ПСК) братья Ананьевы предложили издателю стать гендиректором подконтрольной газеты «Аргументы и факты» («АиФ»). Кирюнина долго не могла принять решение. «КП — это моя школа, я себя считала частью этой системы», — объясняет она. К тому же переходить в «АиФ» Кирюнину отговаривал Владимир Сунгоркин, убеждая, что в «АиФ» сложные акционеры и главный редактор. Ранее на рынке сложилось мнение, что предыдущий генеральный директор «АиФ» Сергей Ключенков ушел со своего поста именно из-за того, что не смог найти общий язык с акционерами братьями Ананьевыми и главным редактором Николаем Зятьковым. И все же после двух месяцев размышлений Кирюнина приняла приглашение. «Решающим фактором стала возможность быть на новом месте человеком, принимающим серьезные решения», — отмечает она. Владимир Сунгоркин, по всей видимости, так и не забыл внезапного перехода своего «назначенца» в «АиФ». Отказавшись комментировать ИР деятельность Кирюниной в «Комсомольской правде», он отметил, что ничего положительного в ее адрес сказать не может.

В момент прихода Кирюниной в «АиФ» ситуация в газете чем-то напоминала тульскую в «Коммунаре». По оценке Кирюниной, газета не очень соответствовала рыночным реалиям: выходила черно-белой, имела недостаточно гибкую редакционную политику. Первое, что сделала Кирюнина, — поставила задачу перевести газету на цвет. Задача была локальной и касалась только московского выпуска, но за год цветными успело стать большинство местных выпусков «Аргументов и фактов» по всей стране. Вместе с переводом региональных изданий на цвет Кирюнина решила увеличить количество полос местных вкладок по возможности и в приказном порядке тех, которые выходили на четырех страницах. Следующим пунктом преобразований было содержание газеты. Прежде чем менять контент «АиФ», Кирюнина заказала у одной из специализированных компаний исследование содержания газеты. Оказалось, что большинство текстов в газете предназначались для людей старше 50 лет. Кирюнина с этим мириться не хотела и поставила задачу редакции писать для молодых и о молодых. В конце 2006 года «АиФ» получил первые плоды преобразований - рост рекламных доходов составил более 20% при среднерыночном показателе в 19%.

возвращение

Пока Кирюнина занималась преобразованиями в «АиФ», пригласившие ее в газету акционеры ПСК в свою очередь заинтересовались «Слободой». В ПСК решили сделать из «Слободы» федеральное сетевое издание. На то были причины. Темпы роста рекламы в региональной прессе в последние годы стали почти вдвое превышать показатели национальной прессы. Российские регионы для издателей стали новым Клондайком. В то же время большинство изданий за пределами Москвы пока недооценены.

«Промсвязькапитал» настойчиво предлагал Кирюниной продать им «Слободу». Ответом на эти предложения стал уход Кирюниной из «АиФ». «Я поняла, что мне будет интереснее и выгоднее заниматься «Слободой» самой», - поставила точку в вопросе Кирюнина. Неизвестно, были ли у Кирюниной серьезные конфликты в «АиФ» с главным редактором Николаем Зятьковым или братьями Ананьевыми. Кирюнина уверяет, что больших сложностей в отношениях не было. Возможно, все было не так гладко - представители ПСК вслед за Владимиром Сунгоркиным отказались говорить о деятельности экс-подопечной с формулировкой: «Мы не комментируем деятельность бывшего менеджмента». Причем обсуждать перспективы «Слободы» бывшие работодатели также не решились.

на старте

Сейчас издатель «Слободы» находится в полной боевой готовности. Решение о походе в регионы принято. Осталось решить, кто станет стратегическим инвестором проекта. На «Слободу», помимо ПСК, претендуют иностранцы - немецкий издательский концерн WAZ Group и южноафриканский медиахолдинг Naspers. «С чем как не со «Слободой», газетой-комьюнити, иностранные издатели еще зайдут в российские регионы? - вопрошает Кирюнина. - КП работает самостоятельно, «Жизнь» из-за «желтизны» никогда не станет серьезным рекламоносителем».

По всей видимости, именно WAZ Group или Naspers и достанется «тульский Клондайк». Naspers недавно приобрела 30% акций портала Mail.ru. С прошлого года у южноафриканцев тянутся переговоры с ПСК. Поэтому наиболее вероятным претендентом на «Слободу» считается WAZ Group. К тому же компания специализируется как раз на региональных изданиях.

Несмотря на опыт работы в постсоветских «Комсомольской правде» и «Аргументах и фактах», Кирюнина всячески пытается показать собственную предрасположенность к заграничным методам работы в печатном бизнесе и устойчивое неприятие «совка». «Не люблю брать на работу людей с опытом, что называется, советской торговли», — откровенничает она.

При любой возможности издатель ездит по европейским и американским редакциям и прививает нововведения «Слободе». Например, во время мартовской поездки в редакцию The Daily Telegraph тульская делегация во главе с Кирюниной несколько дней работала в мультимедийном ньюс-руме английской газеты. На родине газетчики попытались применить полученный опыт в собственной газете. Журналисты «Слободы», как и британцы, отныне стали сами снимать видео, фотографировать, создавать аудиоролики и выкладывать все это на сайте газеты. Сам сайт Кирюнина планирует превратить в общегородской портал. Из-за этих планов издатель даже дополнила миссию «Слободы». Если раньше газета позиционировалась как издание, которое помогало читателям ориентироваться в «сложном, меняющемся» мире, то сейчас, в связи с развитием интернета и созданием мультимедийной редакции, газета еще и «помогает людям общаться, самореализовываться, избавляет их от одиночества». Для этого на сайте запускаются форумы, чаты и блоги.

По мнению Кирюниной, с зарубежным издателем проект не может быть неудачным. В пример Кирюнина приводит бесплатную петербургскую газету Metro, которая, став в прошлом году частью Metro International, показывает внушительные для местного рынка результаты: по данным TNS Gallup Media, аудитория газеты увеличилась с чуть более 533 тыс. человек на февраль 2006 года до 611 тыс. человек на февраль 2007 года. Гендиректор «Metro-Петербург» Борис Коношенко предостерегает коллегу от возложения лишних надежд на иностранцев: «Когда мы входили в Metro International, я думал, что в виде технологий получу нечто вроде «Кадиллака» — сел и поехал. Но в реальности роскошный «Кадиллак» оказался с педалями, которые необходимо со всей силой крутить самому».

Даже если Кирюниной не удастся договориться ни с одним потенциальным инвестором, она уверенно заявляет, что способна в одиночку «сделать» три города. «В регионы сейчас нельзя не идти. Москва как бизнес сегодня гораздо менее интересна. Это место тусовки. Настоящий бизнес начинается за пределами МКАД. Город за городом». В качестве испытательных площадок Кирюнина выбрала три города — один миллионник (предположительно Ростов-на-Дону или Краснодар) и два 500-тысячника. До конца 2007 года «Слобода» должна в них появиться. Ориентировочные затраты на один город составят порядка $1 млн. По мнению Бориса Коношенко, это слишком маленькая сумма для достижения хороших позиций на рынке, Кирюнина планирует, что тиражи «Слободы» будут не менее 60 тыс. экземпляров в каждом новом городе. По подсчетам Бориса Коношенко, в удачный запуск в одном городе-миллионнике сегодня необходимо вложить около $2 млн, а в Петербурге — все $5 млн.

Всего предполагается «покорение» 30 городов. В конце 2008 года при удачной реализации планов Кирюнина надеется запустить в кобрендинге со «Слободой» еще и несколько журналов. Потенциальные конкуренты в своих прогнозах не так оптимистичны и не верят в успех «Слободы» за пределами Тулы. По мнению гендиректора издательского дома «СВР-Медиа» (газета «Аргументы неделi») Олега Желтова, ниша городской семейной газеты с местным контентом, на которую претендует «Слобода», в регионах уже занята. Ее, по словам Желтова, занимают газеты издательского дома «Провинция». Таких сейчас насчитывается 54. «Провинция» остановилась в региональном развитии», - парирует Кирюнина. Судя по данным официального сайта «Провинции», у издательского дома действительно ступор в деле продвижения газет в регионы - последнее по счету издание было запущено еще в апреле 2006 года. Владелец «Провинции», бывший туляк Борис Гиллер, длительную паузу объясняет переходом от экстенсивного - количественного - к интенсивному - качественному - развитию. Будущему конкуренту Гиллер предрекает трудные дни: «Локальный и сетевой проекты - это принципиально разные вещи. У Кирюниной нет опыта ведения подобного проекта в качестве владельца, поэтому я сомневаюсь в успешности федеральной экспансии «Слободы».

Еще одним препятствием для успеха газеты может стать сам бренд - «Слобода». Одна из трактовок слова «слобода» звучит как «село свободных людей», другая - «пригородное селение». У самой Кирюниной также есть сомнения на счет того, приживется ли подобная марка на федеральном уровне. В связи с этим проект Кирюниной в регионах, возможно, увидят под другим названием, нежели в Туле. Для того чтобы развеять все сомнения, Кирюнина заказала Институту социологии РАН исследование бренда на предмет того, подходит ли название для положительного восприятия читателями в федеральном охвате. Гендиректор BrandLab Александр Еременко отмечает, что в бренде газеты есть «сельский оттенок», но уверен, что название не станет тормозом. «Если на рынке успешно существуют газеты с такими брендами, как «Экстра М» и «Центр плюс», то газете с более благозвучной торговой маркой «Слобода» название точно не станет помехой».

Следующая проблема - кадры. Даже если кинуть на новые проекты половину из 56 человек, работающих в «Слободе», их не хватит даже на три первых города. По признанию Кирюниной, кадры для нее - все. А потому недочетов в этом вопросе медиаменеджер пытается избегать. Кирюнина хочет создать собственную бизнес-школу, где будут «слободские» культура, порядки и правила игры. «Для первых пяти-шести городов хватит школы в Туле», - уверена издатель. - Дальше, скорее всего, придется готовить кадры уже в Москве».

Сунгоркин считает, что Кирюниной не удастся повторить тульский успех в масштабе страны, так как региональный рынок сейчас находится в другом состоянии, нежели 14 лет назад. Тему развивает менеджер тульского рекламного агентства «Четвертый кит» Оксана Буравлева. По ее оценке, тиражи «Слободы» начали несколько «проседать» после того, как в городе появился телегид «Телесемь». «Антенна-Телесемь» сейчас присутствует более чем в 60 регионах России, «Комсомольская правда» - более чем в 70. 14 лет назад показатели этих газет были гораздо скромнее, местные редакции были в диковинку. Выходит, что места для «Слободы» сейчас действительно нет? Гендиректор «Антенны-Телесемь» Игорь Суханов считает, что таких выводов делать нельзя. «Любая газета - эта услуга для читателя. Если правильно подобрать ингредиенты и добросовестно делать свою работу - читатель это оценит». Сама Кирюнина неумолима: «В издательском бизнесе, как в фигурном катании, побеждает не тот, кто первым вышел на лед, а тот, кто лучше катается».


Сергей Суворов
03.07.2007  Журнал "Индустрия рекламы"

03.07.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов