Тульская самодеятельность
Tиражи и виражи Веры Кирюниной
Издатель тульского еженедельника «Слобода» Вера Кирюнина
добилась феноменальных для региональной информационной газеты тиражей - более
100 тыс. экземпляров. Поработав на федеральном уровне на чужие марки - ИД
«Комсомольская правда» и «Аргументы и факты», Кирюнина решила из тульской газеты
сделать российский бренд.
«Я ничего не боюсь», - устало говорит хрупкая Кирюнина. В
последние месяцы она разрывается между Москвой и родной Тулой, так что
постоянные разъезды дают о себе знать.
С Москвой связаны последние два года жизни Кирюниной, с Тулой -
все остальные. Причина «не бояться» есть - за ее тульской газетой «Слобода»
охотятся и издатели с мировыми именами, и российские медийщики. Компании хотят
тиражировать «Слободу» в регионах. Кирюниной осталось определиться со
стратегическим инвестором для проекта. Когда выбор будет сделан, впору будет
бояться другим, считает Кирюнина. Уже до конца года клоны «Слободы» должны
появиться в нескольких российских городах. Дальше - больше. Одно «но» -
конкуренты уверены в неудаче проекта.
>> Вера Кирюнина
Образование: Тульский государственный университет,
факультет технической кибернетики.
Опыт работы: 1990: Конструкторское бюро
приборостроения, Тула. 1990-1992: наборщик, корреспондент, работник
рекламного отдела газеты «Молодой коммунар». 1992-1994: глава
рекламного отдела, коммерческий директор газеты «Коммунар». 1995-2005 -
генеральный директор «КП - Тула». 2005-2006: директор по управлению
региональной сетью ИД «Комсомольская правда». 2006-2007: гендиректор ИД
«Аргументы и факты». С 1994 по настоящее время - издатель газеты
«Слобода». |
печатная кибернетика
Вере Кирюниной ничто не предвещало карьеру медиаменеджера.
Выросшая «на рабочей окраине провинциального города Тула», Кирюнина окончила
факультет технической кибернетики Тульского государственного университета и
первый профессиональный опыт приобрела, работая инженером в закрытых НИИ. В
газетный бизнес - тульское издание «Молодой коммунар» - Кирюнину занесло в
начале 1990-х годов как раз с одного из таких НИИ. Смена профдеятельности
произошла по банальной причине, «из-за зарплаты», на руках у Кирюниной был
маленький ребенок, а государство не спешило вовремя рассчитываться с работниками
НИИ.
В «Молодом коммунаре» платили исправно. Сначала - за верстку
газеты. «Я умела пользоваться ПК, а больше ничего и не требовалось. В то время
это была большая редкость», - отмечает Кирюнина. Затем - за журналистскую
работу. Редактор «Молодого коммунара» как-то направил Кирюнину в местный
тульский «белый дом» написать материал на актуальную тогда тему - о гуманитарной
помощи из Германии. Материал редактору понравился. Журналисткой, однако,
Кирюнина не долго проработала - попросила перевести в рекламный отдел. «Делать
макеты и работать с рекламодателями было свежо и интересно», - вспоминает
Кирюнина. Проработав несколько месяцев с рекламой в «Молодом коммунаре»,
Кирюнина ушла на должность директора рекламного отдела в газету «Коммунар», чуть
позже на новое повышение - стала коммерческим директором. Ей хотелось большего -
взяться за проект всецело и сделать «Коммунар» более современным и
привлекательным для рекламодателей. Но издатель не разделял подобных стремлений.
В итоге в 1994 году Кирюнина с «Коммунаром» рассталась.
сделай сам
Уйдя из «Коммунара», Кирюнина долго без дела не сидела.
Арендовав два компьютера и 9 тонн бумаги, она с мужем и сестрой запустила
семейный бизнес - газету «Слобода». За прототип была взята успешная в начале
90-х годов газета бесплатных объявлений «Ярмарка» из Твери. Но в отличие от
тверского издания «Слобода» пыталась совместить объявления с информационным
контентом. Позже от бесплатных купонов в «Слободе» отказались. «Мы поняли, что
нужно делать что-то одно - или газету объявлений, или информационную газету. И
выбрали последнее. Тульскому рынку нужна была современная газета, которая бы
обслуживала интересы горожан», — объясняет Кирюнина. 16-полосная черно-белая
«Слобода» окупилась менее чем за четыре месяца — с первого номера в газете стали
размещаться рекламодатели, многие из которых ранее были клиентами
«Коммунара».
Через год после старта «Слободы» у Веры Кирюниной прибавилось
работы. В середине 1990-х годов «Комсомольская правда» усиленно искала партнеров
в регионах. Удачливому тульскому издателю предложили возглавить местное
представительство. «Комсомольская правда» — одно из немногих советских изданий,
которое сумело перестроиться и вписалось в рынок, поэтому я согласилась», —
говорит Кирюнина. По ее словам, руководство «Комсомольской правды» в то время не
задумывалось, может ли «Слобода» быть помехой федеральному бренду в Туле.
Результаты работы изданий говорят: могла.
«Слобода» набирала обороты. За первый год тираж газеты вырос на
30 тыс. экземпляров (с 10 тыс. экземпляров), за второй — на 20 тыс. экземпляров.
Еще через три года «Слобода» приблизилась к 100 тыс. экземпляров. Тираж тульской
«Комсомольской правды» тем временем колебался в районе 40 тыс. экземпляров. Это
было хорошим показателем для полумиллионной Тулы. Для сравнения, в некоторых
миллионниках были такие же показатели. Но достижения КП в Туле меркли перед
цифрами «Слободы». В 2000-х годах «Слободу» читали почти в каждой тульской семье
— тираж газеты перевалил за 100 тыс. экземпляров, объем достиг 96 полос.
«Наверное, потому что там не было Веры Кирюниной», — улыбается
Кирюнина в ответ на вопрос о том, почему в других российских городах с
населением порядка 500 тыс. человек не появилось столь же высокотиражных
информационных газет, как «Слобода». Генеральный директор газеты «Труд» (в 2005
году — гендиректор «Комсомольской правды — Челябинск») Юрий Слепихин считает,
что этому есть две причины. Первая — универсальность «Слободы»; газета
представляет собой микс из сильной локальной информационной составляющей,
федерального новостного блока и подробного телегида. Вторая — менеджерский
талант Кирюниной, которая проявила себя не только как талантливый
контент-менеджер, но и как отличный продавец рекламы. «Кирюнина оказалась в
нужное время в нужном месте, - уверен директор по маркетингу и интернет-проектам
«Комсомольской правды» Александр Чекшин. - В начале 90-х годов в регионах не
было качественных еженедельников с сильным местным контентом. «Слобода»
предложила тулякам хороший продукт. В других регионах этого не сделали или
сделали позже, когда время для быстрых стартов ушло, так как над местным
контентом стали работать федеральные издания». Чекшин уточняет, что «Слобода» -
не единственный региональный контентный еженедельник с тиражом более 100 тыс.
экземпляров. По словам Чекшина, подобная газета «Мое» выходит в Воронеже. Однако
население Воронежа около 850 тыс. человек, а Тулы чуть ли не в два раза меньше.
Главный редактор журнала «Свободные деньги» (екатеринбургский издательский дом
«Абак-пресс») Олег Дозморов предполагает, что успех «Слободы» - заслуга редакции
газеты. Дозморов отмечает, что в регионах 100-тысячный тираж - типичный
показатель для рекламных, а не информационных газет.
По мнению Кирюниной, секрет популярности издания заключается в
контенте, который создается фактически самими туляками. В «Слободе» нет
профессиональных журналистов, редакция выступает техническим подразделением,
которое обрабатывает то, что попадает в газету от жителей города: развивает
подсказанные туляками темы, доводит до ума присылаемые новости, мнения. В
«Слободе» нет сложной журналистики, аналитики. Материалы просты и незатейливы: о
местном конкурсе «Семья года», о поимке гражданина Молдавии, который задушил
туляка, и тому подобные. «Мы исходим из того, что у каждого человека есть имя,
фамилия, улица, на которой он живет. На каждой странице «Слободы» есть
фотографии трех, а то и пяти туляков. Они комментируют события, рассказывают о
чем-то важном для себя и города», - объясняет Кирюнина. Вершиной ее тульского
триумфа стало получение в 2004 году премии «Медиаменеджер России» в номинации
«Печатные СМИ». Юрий Слепихин из «Труда» говорит, что Кирюнину хотели бы
заполучить многие издательские дома.
>> ИД «Слобода»
Год создания: 1994 Основные активы:
газета «Слобода» Выручка в 2006 году: более $3 млн
|
«Аргументы» против «Правды»
В том же году у Кирюниной произошла личная трагедия - погиб
муж. «Мне было тяжело, хотелось поменять обстановку, загрузить себя новыми
делами», - делится переживаниями Кирюнина. Новые дела издатель стала искать в
Москве — обратилась за помощью к Владимиру Сунгоркину, гендиректору
«Комсомольской правды». Он помог — назначил Кирюнину ответственной за
региональное развитие издания. Вести «Слободу» на родине Кирюнина оставила
одного из своих замов — Павлу Коренюгину.
Несколько месяцев Кирюнина ездила по регионам и «наводила
порядок»: меняла генеральных директоров, перестраивала работу рекламных служб.
Газеты в Омске, Екатеринбурге — в одних из самых «отсталых» для «Комсомольской
правды» городов — подверглись корректировкам Кирюниной. «Многие говорили: у нас
особенный регион. Я же считаю, что КП — универсальный продукт и результат работы
полностью зависит от менеджмента на местах», — объясняет логику локальных
революций Кирюнина. Помимо смены менеджмента, она временами шла и на более
серьезные шаги. Например, по словам Юрия Слепихина, в Хабаровске, где местный
филиал терпел убытки, Кирюнина распустила редакцию и «Комсомольскую правду —
Хабаровск» по франшизе стали выпускать другие издатели.
Кирюнина так бы и продолжала изучать географию России, если бы
не вмешались конкуренты «Комсомольской правды». Акционеры «Промсвязькапитала»
(ПСК) братья Ананьевы предложили издателю стать гендиректором подконтрольной
газеты «Аргументы и факты» («АиФ»). Кирюнина долго не могла принять решение. «КП
— это моя школа, я себя считала частью этой системы», — объясняет она. К тому же
переходить в «АиФ» Кирюнину отговаривал Владимир Сунгоркин, убеждая, что в «АиФ»
сложные акционеры и главный редактор. Ранее на рынке сложилось мнение, что
предыдущий генеральный директор «АиФ» Сергей Ключенков ушел со своего поста
именно из-за того, что не смог найти общий язык с акционерами братьями
Ананьевыми и главным редактором Николаем Зятьковым. И все же после двух месяцев
размышлений Кирюнина приняла приглашение. «Решающим фактором стала возможность
быть на новом месте человеком, принимающим серьезные решения», — отмечает она.
Владимир Сунгоркин, по всей видимости, так и не забыл внезапного перехода своего
«назначенца» в «АиФ». Отказавшись комментировать ИР деятельность Кирюниной в
«Комсомольской правде», он отметил, что ничего положительного в ее адрес сказать
не может.
В момент прихода Кирюниной в «АиФ» ситуация в газете чем-то
напоминала тульскую в «Коммунаре». По оценке Кирюниной, газета не очень
соответствовала рыночным реалиям: выходила черно-белой, имела недостаточно
гибкую редакционную политику. Первое, что сделала Кирюнина, — поставила задачу
перевести газету на цвет. Задача была локальной и касалась только московского
выпуска, но за год цветными успело стать большинство местных выпусков
«Аргументов и фактов» по всей стране. Вместе с переводом региональных изданий на
цвет Кирюнина решила увеличить количество полос местных вкладок по возможности и
в приказном порядке тех, которые выходили на четырех страницах. Следующим
пунктом преобразований было содержание газеты. Прежде чем менять контент «АиФ»,
Кирюнина заказала у одной из специализированных компаний исследование содержания
газеты. Оказалось, что большинство текстов в газете предназначались для людей
старше 50 лет. Кирюнина с этим мириться не хотела и поставила задачу редакции
писать для молодых и о молодых. В конце 2006 года «АиФ» получил первые плоды
преобразований - рост рекламных доходов составил более 20% при среднерыночном
показателе в 19%.
возвращение
Пока Кирюнина занималась преобразованиями в «АиФ», пригласившие
ее в газету акционеры ПСК в свою очередь заинтересовались «Слободой». В ПСК
решили сделать из «Слободы» федеральное сетевое издание. На то были причины.
Темпы роста рекламы в региональной прессе в последние годы стали почти вдвое
превышать показатели национальной прессы. Российские регионы для издателей стали
новым Клондайком. В то же время большинство изданий за пределами Москвы пока
недооценены.
«Промсвязькапитал» настойчиво предлагал Кирюниной продать им
«Слободу». Ответом на эти предложения стал уход Кирюниной из «АиФ». «Я поняла,
что мне будет интереснее и выгоднее заниматься «Слободой» самой», - поставила
точку в вопросе Кирюнина. Неизвестно, были ли у Кирюниной серьезные конфликты в
«АиФ» с главным редактором Николаем Зятьковым или братьями Ананьевыми. Кирюнина
уверяет, что больших сложностей в отношениях не было. Возможно, все было не так
гладко - представители ПСК вслед за Владимиром Сунгоркиным отказались говорить о
деятельности экс-подопечной с формулировкой: «Мы не комментируем деятельность
бывшего менеджмента». Причем обсуждать перспективы «Слободы» бывшие работодатели
также не решились.
на старте
Сейчас издатель «Слободы» находится в полной боевой готовности.
Решение о походе в регионы принято. Осталось решить, кто станет стратегическим
инвестором проекта. На «Слободу», помимо ПСК, претендуют иностранцы - немецкий
издательский концерн WAZ Group и южноафриканский медиахолдинг Naspers. «С чем
как не со «Слободой», газетой-комьюнити, иностранные издатели еще зайдут в
российские регионы? - вопрошает Кирюнина. - КП работает самостоятельно, «Жизнь»
из-за «желтизны» никогда не станет серьезным рекламоносителем».
По всей видимости, именно WAZ Group или Naspers и достанется
«тульский Клондайк». Naspers недавно приобрела 30% акций портала Mail.ru. С
прошлого года у южноафриканцев тянутся переговоры с ПСК. Поэтому наиболее
вероятным претендентом на «Слободу» считается WAZ Group. К тому же компания
специализируется как раз на региональных изданиях.
Несмотря на опыт работы в постсоветских «Комсомольской правде»
и «Аргументах и фактах», Кирюнина всячески пытается показать собственную
предрасположенность к заграничным методам работы в печатном бизнесе и устойчивое
неприятие «совка». «Не люблю брать на работу людей с опытом, что называется,
советской торговли», — откровенничает она.
При любой возможности издатель ездит по европейским и
американским редакциям и прививает нововведения «Слободе». Например, во время
мартовской поездки в редакцию The Daily Telegraph тульская делегация во главе с
Кирюниной несколько дней работала в мультимедийном ньюс-руме английской газеты.
На родине газетчики попытались применить полученный опыт в собственной газете.
Журналисты «Слободы», как и британцы, отныне стали сами снимать видео,
фотографировать, создавать аудиоролики и выкладывать все это на сайте газеты.
Сам сайт Кирюнина планирует превратить в общегородской портал. Из-за этих планов
издатель даже дополнила миссию «Слободы». Если раньше газета позиционировалась
как издание, которое помогало читателям ориентироваться в «сложном, меняющемся»
мире, то сейчас, в связи с развитием интернета и созданием мультимедийной
редакции, газета еще и «помогает людям общаться, самореализовываться, избавляет
их от одиночества». Для этого на сайте запускаются форумы, чаты и блоги.
По мнению Кирюниной, с зарубежным издателем проект не может
быть неудачным. В пример Кирюнина приводит бесплатную петербургскую газету
Metro, которая, став в прошлом году частью Metro International, показывает
внушительные для местного рынка результаты: по данным TNS Gallup Media,
аудитория газеты увеличилась с чуть более 533 тыс. человек на февраль 2006 года
до 611 тыс. человек на февраль 2007 года. Гендиректор «Metro-Петербург» Борис
Коношенко предостерегает коллегу от возложения лишних надежд на иностранцев:
«Когда мы входили в Metro International, я думал, что в виде технологий получу
нечто вроде «Кадиллака» — сел и поехал. Но в реальности роскошный «Кадиллак»
оказался с педалями, которые необходимо со всей силой крутить самому».
Даже если Кирюниной не удастся договориться ни с одним
потенциальным инвестором, она уверенно заявляет, что способна в одиночку
«сделать» три города. «В регионы сейчас нельзя не идти. Москва как бизнес
сегодня гораздо менее интересна. Это место тусовки. Настоящий бизнес начинается
за пределами МКАД. Город за городом». В качестве испытательных площадок Кирюнина
выбрала три города — один миллионник (предположительно Ростов-на-Дону или
Краснодар) и два 500-тысячника. До конца 2007 года «Слобода» должна в них
появиться. Ориентировочные затраты на один город составят порядка $1 млн. По
мнению Бориса Коношенко, это слишком маленькая сумма для достижения хороших
позиций на рынке, Кирюнина планирует, что тиражи «Слободы» будут не менее 60
тыс. экземпляров в каждом новом городе. По подсчетам Бориса Коношенко, в удачный
запуск в одном городе-миллионнике сегодня необходимо вложить около $2 млн, а в
Петербурге — все $5 млн.
Всего предполагается «покорение» 30 городов. В конце 2008 года
при удачной реализации планов Кирюнина надеется запустить в кобрендинге со
«Слободой» еще и несколько журналов. Потенциальные конкуренты в своих прогнозах
не так оптимистичны и не верят в успех «Слободы» за пределами Тулы. По мнению
гендиректора издательского дома «СВР-Медиа» (газета «Аргументы неделi») Олега
Желтова, ниша городской семейной газеты с местным контентом, на которую
претендует «Слобода», в регионах уже занята. Ее, по словам Желтова, занимают
газеты издательского дома «Провинция». Таких сейчас насчитывается 54.
«Провинция» остановилась в региональном развитии», - парирует Кирюнина. Судя по
данным официального сайта «Провинции», у издательского дома действительно ступор
в деле продвижения газет в регионы - последнее по счету издание было запущено
еще в апреле 2006 года. Владелец «Провинции», бывший туляк Борис Гиллер,
длительную паузу объясняет переходом от экстенсивного - количественного - к
интенсивному - качественному - развитию. Будущему конкуренту Гиллер предрекает
трудные дни: «Локальный и сетевой проекты - это принципиально разные вещи. У
Кирюниной нет опыта ведения подобного проекта в качестве владельца, поэтому я
сомневаюсь в успешности федеральной экспансии «Слободы».
Еще одним препятствием для успеха газеты может стать сам бренд
- «Слобода». Одна из трактовок слова «слобода» звучит как «село свободных
людей», другая - «пригородное селение». У самой Кирюниной также есть сомнения на
счет того, приживется ли подобная марка на федеральном уровне. В связи с этим
проект Кирюниной в регионах, возможно, увидят под другим названием, нежели в
Туле. Для того чтобы развеять все сомнения, Кирюнина заказала Институту
социологии РАН исследование бренда на предмет того, подходит ли название для
положительного восприятия читателями в федеральном охвате. Гендиректор BrandLab
Александр Еременко отмечает, что в бренде газеты есть «сельский оттенок», но
уверен, что название не станет тормозом. «Если на рынке успешно существуют
газеты с такими брендами, как «Экстра М» и «Центр плюс», то газете с более
благозвучной торговой маркой «Слобода» название точно не станет помехой».
Следующая проблема - кадры. Даже если кинуть на новые проекты
половину из 56 человек, работающих в «Слободе», их не хватит даже на три первых
города. По признанию Кирюниной, кадры для нее - все. А потому недочетов в этом
вопросе медиаменеджер пытается избегать. Кирюнина хочет создать собственную
бизнес-школу, где будут «слободские» культура, порядки и правила игры. «Для
первых пяти-шести городов хватит школы в Туле», - уверена издатель. - Дальше,
скорее всего, придется готовить кадры уже в Москве».
Сунгоркин считает, что Кирюниной не удастся повторить тульский
успех в масштабе страны, так как региональный рынок сейчас находится в другом
состоянии, нежели 14 лет назад. Тему развивает менеджер тульского рекламного
агентства «Четвертый кит» Оксана Буравлева. По ее оценке, тиражи «Слободы»
начали несколько «проседать» после того, как в городе появился телегид
«Телесемь». «Антенна-Телесемь» сейчас присутствует более чем в 60 регионах
России, «Комсомольская правда» - более чем в 70. 14 лет назад показатели этих
газет были гораздо скромнее, местные редакции были в диковинку. Выходит, что
места для «Слободы» сейчас действительно нет? Гендиректор «Антенны-Телесемь»
Игорь Суханов считает, что таких выводов делать нельзя. «Любая газета - эта
услуга для читателя. Если правильно подобрать ингредиенты и добросовестно делать
свою работу - читатель это оценит». Сама Кирюнина неумолима: «В издательском
бизнесе, как в фигурном катании, побеждает не тот, кто первым вышел на лед, а
тот, кто лучше катается».
Сергей Суворов
03.07.2007
Журнал "Индустрия рекламы"