Расти, рыбка, большая
Сумеет ли группа компаний "Русское море" наладить торговлю российской, а не импортной рыбой
Моря и озера, где ловят рыбу, которой торгует группа компаний Русское море, могут быть какими угодно, только не русскими. Входящая в группу торговая Русская рыбная компания везет товар из-за рубежа. Фирма Русское море, занимающаяся производством готовой продукции, также использует только импортное сырье.
В этих двух ипостасях мы успешно жили более 10 лет, говорит председатель правления группы Максим Воробьев. Согласно последним опросам TNS Gallup Media, Русское море самая известная и потребляемая марка рыбных деликатесов в России. Казалось бы, зачем что-то менять в отлаженном бизнесе? Однако Воробьеву захотелось, чтобы название его компании больше соответствовало роду ее занятий.
Обнаружив, что в России рыбу покупать практически не у кого, он сам решил стать рыбозаводчиком. Новая компания группы Русское море-Аквакультура намерена выращивать радужную форель в Карелии. Промышленным рыбоводством сейчас увлечен весь мир, а у нас оно почти в нулевом состоянии! восклицает Воробьев.
ВСЕ В ЗАЛОГ
Два ключевых направления бизнеса группы Русское море импорт рыбы и ее переработка были созданы братьями Андреем и Максимом Воробьевыми почти одновременно. Поначалу группой на правах старшего брата управлял Андрей. С годами он потерял интерес к бизнесу, выбрав по примеру отца политическую карьеру (отец Воробьевых за долгие годы работы в МЧС дослужился до первого замминистра, а в прошлом месяце стал членом Совета Федерации). От оперативного управления Андрей Воробьев отошел в 2000 г., когда стал помощником Сергея Шойгу. А спустя два года продал свою долю бизнеса брату.
26% доля Русского моря на российском рынке красной икры, по данным Nielsen
Обе компании достались Воробьеву-младшему на подъеме: ежегодно обороты и той и другой практически удваивались. За перспективы Русской рыбной компании беспокоиться особенно никогда не приходилось. У нее было все, что нужно для роста: налаженные связи с поставщиками, хорошая логистика, говорит Воробьев. Но много дистрибуторы не зарабатывают, поэтому было решено заняться более прибыльным производством готовой продукции.
Собственный завод в Ногинске, на строительство и оснащение которого ушло около $6 млн, начал работу не в лучший момент как раз после кризиса 1998-го. Завод даже хотели закрыть, но вовремя одумались. Вскоре убедились, что решение оказалось правильным. Обороты Русского моря хоть и были на порядок меньше, чем у Русской рыбной компании, зато чистая прибыль от переработки в 2 раза перекрывала прибыль от импорта.
Для дальнейшего развития нужны были серьезные средства, которыми компания не обладала. Как и большинство других переработчиков, после кризиса Русское море сосредоточилось на выпуске самой массовой продукции пресервов из сельди. Заметно расширить ассортимент компания решилась только в 2002 г.: освоила выпуск форели, семги в вакуумной упаковке, красной икры. С сырьем проблем не было его по ценам ниже рыночных поставляла Русская рыбная компания. Лишь с поставщиками икры пришлось повозиться. По две недели жили с Дмитрием Коцюбинским (еще одним совладельцем группы. ) на Дальнем Востоке, вели переговоры с местными рыболовами, вспоминает Воробьев. До сих пор бытует мнение, что где икра там и криминал. К счастью, репутация крупного импортера сыграла нам на руку.
Конкуренты тоже не дремали. Активным развитием продуктовой линейки занимались белорусско-германская Санта-Бремор (марки Матиас, Морячок), российские компании Раптика-рыбные деликатесы, Марина.
Чтобы выделиться, в Русском море решили строить федеральный бренд. Первая масштабная рекламная кампания прошла в 2003 г. и стоила $1 млн. Безумные по тем временам для отрасли деньги, улыбается Воробьев. И ведь это при обороте всего около $13 млн! Вложения окупились. В 2004 г. Русское море сделало впечатляющий рывок: оборот вырос с 379 млн до 769 млн руб., чистая прибыль с 56,8 млн до 126,6 млн руб.
Но даже этот успех не решил проблем компании. В планах Русского моря был запуск дополнительных линий для выпуска новых для нашего рынка продуктов икры минтая, пресервов из морепродуктов. Инвестировать, по подсчетам Воробьева, нужно было не менее $30 млн. Таких денег у компании не было. В банках на Русское море смотрели с подозрением. Репутация у рыбного бизнеса в те годы была не лучшая. Криминал да серый импорт, вспоминают банкиры.
Рынок и вправду прозрачностью не отличался: крупных игроков с прозрачной кредитной историей не было, сам рынок даже никто не толком не исследовал. В 2005 г. петербургский рыбопереработчик Балтийский берег собрался было разместить векселя на 50 млн руб., но затем передумал уж очень дорого обошелся бы ему такой заем.
Что было делать в такой ситуации Воробьеву? Он предложил в качестве обеспечения по кредиту почти 100% своего бизнеса. Предложением заинтересовался Внешторгбанк. Российский офис Deloitte оценил стоимость акционерного капитала Русского моря в $70 млн. В ВТБ с результатом согласились и выдали кредит на 750 млн руб. под 12-13% годовых. В залог банк взял 85-98% акций обеих компаний.
Трудоемкая схема, мы то закладывали, то выкупали акции, вспоминает Воробьев. Но без этого мы бы вряд ли добились того, что есть сейчас. Получив финансирование, обе компании по итогам 2005 г. снова удвоили обороты. Фантастический рост вот что приятно удивляет в отчетности группы, комментирует аналитик Банка Москвы Анастасия Залесская. Сам Воробьев росту был не так уж рад.
В МОРЕ ПРОБЛЕМ
В какой-то момент мы запутались в огромном количестве юридических лиц, открытых для разных операций, признается глава "Русского моря". От этого пошли проблемы с управлением. Решения либо не принимались совсем, либо искажались. Мы поняли, что для большого бизнеса нужен другой каркас. Новую структуру для группы взялись разработать в Deloitte. В результате было ликвидировано множество дочерних компаний. Теперь основные операции сконцентрированы в Русском море и Русской рыбной компании. Реорганизация далась большой кровью. Надеялись перестроиться на новый лад за месяц, а в итоге упражнялись целый год, жалуется Воробьев. Зато теперь болезней быстрого роста он не боится. И с удовольствием делится грандиозными планами на будущее.
По подсчетам Русского моря, в этом году объем российского рынка рыбной продукции составит около $5-6 млрд. Около $2,5 млрд придется на готовую продукцию с добавленной стоимостью (VAP), на которой в основном и специализируется группа. Внушительный кусок VAP достанется традиционному лидеру рынка пресервов продукции из сельди ($750 млн), до $400 млн вырастет доля деликатесов из лосося, форели и семги, до $180 млн икры лососевых. Ссылаясь на исследования Nielsen, Воробьев утверждает, что Русское море лидирует во всех трех сегментах. В сегменте пресервов из сельди его доля в 2006 г. составила 24%, деликатесной рыбы 36%, икры 26%.
В ближайшие годы Воробьев обещает стать недосягаемым для преследователей. Консолидированных данных по всей группе за 2006 г. еще нет. По предварительным данным, оборот группы превысил $350 млн. В этом году вырастем до $600-620 млн, прикидывает Воробьев. А в 2008 г. перевалим за $1 млрд.
Конкуренты полны скепсиса. Алексей Артемов, гендиректор компании Бремор, представляющей Санта-Бремор в России, считает, что рынок будет расти лишь на 20-25% в год. С чего Воробьев решил, что его бизнес сможет расти в несколько раз быстрее?
Воробьев в ответ показывает карту. Сегодня у Русской рыбной компании 23 региональных филиала. Через пару месяцев их будет 40. На полную мощность каждый выходит примерно через полгода, поясняет Воробьев. И каждый торгует брендами Русского моря. До конца года группа собирается потратить на раскрутку своих марок еще $15 млн. Вырастут и объемы производства. На заводе в Ногинске строится новый производственный корпус площадью 5500 м2. Он заработает в январе 2008 г. В том же году на прилегающей к заводу площадке размером 18 000 м2 разместится складской терминал с пропускной способностью 1 млн т продукции в год.
Потенциал рынка сбыта в России огромный, не сомневается Воробьев. Потребление рыбы и морепродуктов у нас в 2-3 раза ниже, чем в Европе, менее 15 кг на человека в год. На новое строительство группе понадобится еще около 800 млн руб., столько же требуется на пополнение оборотных средств. Для таких заимствований кредиты ВТБ неудобны. Неправильно за $70-80 млн закладывать компанию, стоящую раз в десять дороже, говорит Воробьев.
В начале июня 2007 г. Русское море предложило рынку свои облигации. На хороший прием Воробьев не рассчитывал: его отрасль все еще слишком темная. О ставке ниже 10,5-10,75% годовых он и не мечтал, но инвесторы согласились на 9,5% годовых! При объеме эмиссии 2 млрд руб. заявок поступило на 3,1 млрд руб.
Как заемщик группа "Русское море" никому не известна, но сам бренд на слуху, комментирует Залесская из Банка Москвы. Да и долговая нагрузка у обеих компаний невысокая. Аналитик инвестиционного банка Траст Павел Пикулев замечает, что реальные кредитные риски ставка не отражает: Но куда деваться? В банковской системе избыток ликвидности, вариантов вложений не так много.
Часть привлеченных денег Воробьев направил в проект, о котором мечтал давно: Пусть у нас нет таких фьордов, как в Норвегии. Но кто сказал, что вырастить здесь хорошую рыбу невозможно?
ЭХ, ХВОСТ, ЧЕШУЯ
Аквакультура модная тема. К 2006 г. во всем мире выращивалось 63 млн т рыбы ежегодно. В России о развитии аквакультуры всерьез заговорили меньше года назад. В прошлом году, по данным Росрыбхоза, российские хозяйства вырастили 105 000 т судака, форели, осетровых. Но с таким количеством рек и озер потенциал, понятное дело, в разы больше. Вот только реализовать его непросто, говорит главный экономист департамента методологии Россельхозбанка Елена Шестакова. Хозяйствам нужны кредиты хотя бы на 2-3 года, но коммерческие банки с такими проектами почти не работают. Госбанки деньги дают при условии, что компании содействуют местные власти. Однако от них нормальной поддержки отрасли никогда не было.
В январе правительство включило поддержку промышленного рыбоводства в нацпроект по развитию АПК. В рамках нацпроекта рыбоводам на льготных условиях выделят 1,5 млрд руб. краткосрочных и длинных кредитов. При этом 2/3 ставки рефинансирования (10%) будет возмещаться из федерального бюджета. Еще треть ставки могут компенсировать местные бюджеты. По данным Минсельхоза, свое участие в проекте подтвердили 50 субъектов РФ. Получаются очень дешевые деньги, доволен Воробьев. Мы уже подали заявку.
Идея выстроить вертикально интегрированный холдинг появилась примерно год назад. Все больший объем рыбы, которую Русская рыбная компания закупает в Норвегии, выращивается хозяйствами. Так почему бы не растить ее здесь?
Договариваться с действующими рыбозаводчиками Воробьев не стал: Не с кем. Был на двух крупных хозяйствах, принадлежащих компаниям "Реванш-95" и "Кивач". Но даже у них объемы производства по нашим меркам небольшие. Что уж говорить про мелкие непонятные рыбхозы.
В итоге он решил, что проще все сделать самому. В начале года группа купила в Карелии хозяйство Сегозерское. Хозяйство уже работает, форель в садках. Первые 2000-3000 т рыбы (это $12-15 млн выручки) поступят через год. В этом году группа потратит на аквакультуру немного 100 млн руб. Еще 300 млн руб. в случае успешного старта будет потрачено в следующем. Здесь лучше действовать осторожно. Можно сдуру ухнуть туда все 2 млрд руб. и потерять всё, говорит Воробьев. Сейчас он подыскивает место для завода, способного выращивать по 5 млн мальков в год. Вложить в него потребуется, по прикидкам Воробьева, около $8 млн.
Сложнее всего с технологиями. Квалифицированных рыбоводов в России раз, два и обчелся. Русское море пригласило трех консультантов из Норвегии, зарплата которых на порядок больше, чем у россиян, $150 000 в год, не считая бонусов. Племенного материала в России мало, а поставки из Финляндии дело накладное.
Словом, чистое разорение. Так сможет ли российская форель заменить норвежскую? Конкуренты сомневаются. Нам отечественную форель предлагали не раз, рассказывает эксперт подмосковной рыбоперерабатывающей компании "Марина" Рафик Алилоллов. С норвежской не сравнить мелкая, на филе и нарезку не пойдет. Замдиректора по закупкам компании Посейдон и К Владимир Гуртовенко подтверждает: Я отечественной форели весом больше 1,5 кг не видел. А из Норвегии получаем рыбу весом 4-5 кг.
По расчетам Русского моря, себестоимость 1 кг отечественной форели не превысит 70-80 руб. В розничную сеть разделанная рыба пойдет по 120-150 руб./кг. Реальные цифры, подтверждает гендиректор Белгородрыбхоза Виталий Череповский. Но я бы не сказал, что это очень привлекательно, парирует Артемов из "Бремор". Не намного дешевле норвежской, причем оттуда рыба идет стабильного качества, а у нас лотерея.
Воробьев за сбыт не волнуется: большая часть выращенной форели пойдет на переработку в свою же компанию. Но создать полноценную замену норвежским поставщикам он пока не надеется. С опытным партнером дело пошло бы лучше и быстрее. Русское море ведет переговоры о сотрудничестве сразу с несколькими крупными норвежскими рыбоводческими фирмами. В чем будет заключаться это сотрудничество норвежцы и Русское море-Аквакультура создадут совместное предприятие или Воробьев передаст партнерам долю в компании, он еще и сам не знает. Но уступать контроль над новым проектом он точно не намерен: Деньги со стороны нам больше не нужны хватает своих. Других способов оплатить чужие технологии предостаточно.