Лакомый кусок
Группа «Гута» и правительство Москвы сумели создать на шоколадном рынке альянс, способный противостоять транснациональным гигантам. Теперь «Объединенные кондитеры» идут в наступление на сегмент, к которому иностранцы теряют вкус.
Если иностранные корпорации берутся за какой-нибудь сегмент
российского FMCG-рынка, то делают это всерьез. К примеру, на рынке
пива или сигарет независимые отечественные производители -- среди
аутсайдеров и довольствуются, как правило, узкими нишами.
В итоге на рынке пива совокупная доля российских компаний не
превышает 10%, а крупнейший игрок с отечественным капиталом
«Очаково» контролирует около 6% продаж. Другое дело шоколад.
Несмотря на экспансию тройки крупнейших мировых корпораций --
Nestle, Kraft Foods, Mars, лидирует на нем российская группа
«Объединенные кондитеры» (73,7% принадлежит холдингу «Гута», 26,3%
-- правительству Москвы). Такое положение дел объясняется просто:
«Гута» успела скупить самые привлекательные кондитерские активы в
столице и в регионах, а столичные власти передали в холдинг свои
пакеты акций крупных московских фабрик («Бабаевский», «Рот Фронт»,
«Красный Октябрь»). Альянс чиновников и холдинга с рейдерской
хваткой оказался успешным -- «Объединенные кондитеры» контролируют
сейчас, по оценкам СФ, 22,5% рынка.
Шоколадный фронт
Еще три-четыре года назад отраслевые эксперты предрекали
кондитерскому рынку «пивной» сценарий развития -- казалось, что
иностранцы потеснят российских игроков с их непрозрачной
акционерной структурой, устаревшими технологиями и слабым
маркетингом. «Отечественные кондитерские компании с советских
времен привыкли работать в условиях дефицита, поэтому не
удосуживались развитием полноценных систем дистрибуции,--
рассказывает коммерческий директор дистрибуторской компании
„Ай-Си-Эс” Алексей Ражба.-- До создания
„Объединенных кондитеров” четкой системы продаж не было,
невостребованные марки шли в нагрузку к популярным, в коммерческих
отделах процветала коррупция».
Между тем российский рынок активно рос на 15–20% в год, привлекая
крупнейших иностранных игроков. В 1995 году Nestle выкупила
самарскую «Россию», а через три года -- фабрики «Камская» (Пермь) и
«Алтай» (Барнаул). Mars в 1996 году построил внушительный завод в
подмосковном Ступине; годом позже своими мощностями обзавелись
Cadbury -- в Новгородской области и Stollwerck -- во Владимирской
(в 2002 году все европейские активы Stollwerck перекупила компания
Kraft Foods). Наконец, в 2002 году инвестфонд Baring Vostok Capital
Partners выкупил контрольный пакет кондитерского объединения
«Сладко», а в начале 2005 года перепродал его норвежскому концерну
Orkla.
Из крупных российских игроков «сладким» рынком заинтересовался лишь
один холдинг -- известная своими жесткими методами поглощения
активов группа «Гута» (до 2003 года «Госинкор-холдинг»). С начала
2000-х годов компания принялась активно скупать небольшие
кондитерские фабрики в регионах. К 2002 году она консолидировала
контрольные пакеты Сормовской, Воронежской, Тульской,
Биробиджанской и других кондитерских фабрик, а также трех
крупнейших московских производителей: «Красный Октябрь»,
«Бабаевский», «Рот Фронт». Поскольку миноритарными долями в
московских фабриках владело правительство Москвы, «Гута»
договорилась с ним о создании холдинга «Объединенные кондитеры», в
который стороны внесли свои пакеты акций кондитерских компаний.
Получился мощный, хотя и не очень эффективный конгломерат. «Наш
холдинг состоялся как единая компания только пять лет назад. Он
всего несколько лет занимается построением системы национальной
дистрибуции, а транснациональные компании начали вести бизнес на
нашем рынке 10–15 лет назад»,-- поясняет заместитель управляющего
директора «Объединенных кондитеров» Евгений
Шилов.
До недавнего времени холдинг разрастался за счет того, что
московские власти акционировали кондитерские ГУПы и передавали их
на баланс «Объединенных кондитеров». Теперь стратегия может
измениться. В мае 2007 года холдинг привлек дебютный облигационный
заем на 3 млрд руб., а уже в июне выкупил компанию «Русский
шоколад» (эксперты оценили сделку в $100–150 млн). Если раньше
«Объединенные кондитеры» делали ставку на старые советские брэнды
«Аленка», «Бабаевский», «Вдохновение», которые выпускали на своих
региональных и московских мощностях, то теперь вторгаются в новую
нишу: «Русский шоколад» занимает 17,8% рынка в сегменте пористых
плиток (у лидера сегмента Nestle 18,7%). «Мы хотим быть лидерами
практически во всех категориях»,-- скромно отмечает Евгений
Шилов.
Лидер поневоле
Не исключено, что компании удастся реализовать свои амбициозные
планы, ведь для иностранцев шоколадный рынок уже не так интересен,
как пять-семь лет назад. Темпы его роста замедляются -- если в 2002
году, по данным ACNielsen, рынок в натуральном выражении вырос на
8,8%, то в 2006 году всего на 2%. «По объемам потребления шоколада
на душу населения мы уже опережаем средние показатели по Восточной
Европе»,-- отмечает замруководителя аналитической службы «Бизнес
Аналитики» Снежана Равлюк.
Единственным оазисом на шоколадном рынке является премиальный
сегмент: по данным ACNielsen, продажи кондитерских изделий по цене
от 390 руб. за килограмм в рознице в 2006 году выросли на 7% в
объеме и на 16% -- в денежном выражении. Впрочем, некоторым
производителям удалось побить и эти рекорды. «Премиальная марка
„Коркунов” увеличила продажи за прошлый год почти на 40%, а у
итальянской компании Ferrero продажи в столичном регионе взлетели
на 60%»,-- говорит Алексей Ражба. Компания Wrigley даже не
побоялась впервые за свою более чем вековую историю войти в
шоколадный бизнес, купив в начале 2007 года российскую Одинцовскую
кондитерскую фабрику, выпускающую конфеты «Коркунов».
С этой точки зрения странной выглядит стратегия Alfred Ritter в
России. В 2004 году компания арендовала на 49 лет земельный участок
в Чеховском районе Московской области и объявила о планах построить
там за $70 млн шоколадную фабрику проектной мощностью 15 тыс. тонн.
Однако в июне 2007 года выяснилось, что немцы не только не начали
строить завод в Подмосковье, но и не собираются этого делать, по
крайней мере в ближайшие два года. По мнению управляющего партнера
консалтинговой компании «Дельта менеджмент» Дмитрия
Добровольского, менеджеры Alfred Ritter скорректировали
свои планы из-за изменения конъюнктуры рынка. И действительно,
компания сейчас продает в России около 6 тыс. тонн шоколада, что
явно недостаточно для полноценной загрузки фабрики.
Демарш Alfred Ritter иллюстрирует скорее другую тенденцию --
большинство крупных иностранных игроков резко снизили
инвестиционную активность в кондитерской отрасли: Nestle и Kraft
Foods активно развивают кофейный бизнес, а Mars инвестирует в
производство кормов для животных.
В таких условиях «Гута» со своими «Объединенными кондитерами» имеет
все шансы закрепиться в статусе лидера рынка. Но «Гута» никак не
похожа на профильного инвестора. По мнению опрошенных
СФ участников рынка, группа изначально
инвестировала в кондитерскую отрасль для последующей перепродажи
холдинга иностранцам. «Получив контроль над „Объединенными
кондитерами”, любой западный игрок уходит в отрыв от конкурентов --
у компании есть очень сильные и раскрученные брэнды,-- объясняет
аналитик ФК „Открытие” Ирина Яроцкая.-- Ее
стоимость может составить $1,3–1,5 млрд». Правда, иностранцы по
упомянутым выше причинам вряд ли раскошелятся на такую сумму, так
что у группы «Гута» есть все шансы и дальше оставаться лидером на
шоколадном рынке.
«Объединенные кондитеры»
|
Развесные конфеты — основа бизнеса «Объединенных кондитеров», но сейчас в компании положили глаз и на шоколадные плитки |
Скупив 14 кондитерских фабрик и наладив на них выпуск известных еще
с советских времен марок шоколада, группа «Гута» опередила
иностранцев. Доля рынка в 2005 году*: 22,2% Доля рынка в 2006 году**: 22,5% Стратегия: компания стремится стать лидером
практически во всех сегментах рынка. Однако сейчас ее позиции
наиболее сильны в нише развесных конфет, продажи которых постепенно
снижаются. Для проникновения на высокомаржинальный сегмент
плиточного шоколада «Объединенные кондитеры» выкупили компанию
«Русский шоколад». Тактика: холдинг запустил производство популярных
брэндов «Аленка», «Вдохновение», «Бабаевский» на собственных
фабриках в регионах, но при этом региональные производители
сохранили часть своего локального ассортимента. Компания создает
единую систему дистрибуции по образцу западных игроков --
независимых дистрибуторов поддерживает команда из более тысячи
эксклюзивных торговых представителей. В Москве, Подмосковье и
Екатеринбурге созданы единые торговые площадки, выполняющие функцию
распределительных центров. Проблемы: холдингу предстоит переместить
производство «Красного Октября» на территорию «Бабаевского». Результат: за прошлый год оборот компании вырос на
14,5% и достиг 20,6 млрд руб. «Объединенные кондитеры» обошли
Nestle в сегменте конфет в подарочных упаковках. Новые цели: усиление экспортного направления. Если
в 2006 году экспорт принес компании $15,6 млн, то в 2007-м, по
планам, должен вырасти до $20 млн.
* данные «Бизнес Аналитики»
** расчеты СФ на основе данных «Бизнес Аналитики»
Nestle
|
После бурного вторжения на российский рынок Nestle решила передохнуть |
Компания первой из крупных иностранных игроков вышла на российский
шоколадный рынок, благодаря чему сумела обойти своего заклятого
конкурента Kraft Foods. Доля рынка в 2005 году*: 11,9% Доля рынка в 2006 году**: 12,4% Стратегия: транснациональный холдинг быстро
стартовал и до создания «Объединенных кондитеров» был
безоговорочным лидером на рынке. Однако сейчас эпоха поглощений и
бурный рост на шоколадном рынке у Nestle закончились. Зато компания
строит завод по производству растворимого кофе в Краснодарском крае
и фабрику кормов для животных в Калужской области. Из $50 млн
российских инвестиций Nestle в 2006 году лишь $10 млн были
направлены на развитие кондитерских мощностей. Между тем
предприятия нуждаются в модернизации -- в отличие от Kraft Foods
или Mars, у Nestle в России нет фабрик, построенных недавно с
нуля. Тактика: ассортиментная матрица Nestle во многом
напоминает предложение «Объединенных кондитеров» -- неплохие
позиции в развесном и упакованном шоколаде. Однако при этом у
компании есть сильная марка «Шок» в маржинальном сегменте
батончиков. Проблемы: практически во всех сегментах рынка
компания занимает лишь вторую позицию. Результат: у Nestle самый сбалансированный из
крупных игроков ассортимент. Новые цели: если до недавнего времени основной
целью холдинга было наращивание рыночной доли, то сейчас на первый
план выходит рост прибыли.
Mars
|
Попытки Mars внести разнообразие в ассортимент
до недавнего времени проваливались |
Компания вырвалась в лидеры рынка благодаря современному
производству и узкой специализации. Теперь она пытается
диверсифицировать свой ассортимент. Доля рынка в 2005 году*: 9,4% Доля рынка в 2006 году**: 9,4% Стратегия: в отличие от Nestle компания не стала
покупать российские кондитерские фабрики, а построила в 1996 году
свой завод под Москвой. Изначально Mars сделала ставку всего на
один сегмент рынка -- шоколадные батончики. Тактика: Mars лидирует среди кондитеров по объему
рекламного бюджета (согласно данным АКАР, в 2006 году она потратила
в ATL $61 млн). По мнению коммерческого директора дистрибуторской
компании «Ай-Си-Эс» Алексея Ражбы, Mars на первом месте и по широте
дистрибуции -- по некоторым оценкам, на компанию работает несколько
тысяч торговых представителей. Неудивительно, что марки Mars,
Snickers, Bounty не просто среди лидеров по популярности, но и
представлены практически в любом киоске. Проблемы: компании не удалось закрепиться в нише
развесных конфет. В 2000 году Mars специально для российского рынка
разработала марку «Держава», но продажи не пошли (участники рынка
списали провал на проблемы с позиционированием), а в 2003 году
производство было свернуто. Результат: по данным «Бизнес Аналитики», компания
контролирует 65,1% рынка шоколадных батончиков. Новыецели: закрепиться в сегменте
премиального плиточного шоколада. Недавно компания начала
производство плиток под маркой Dove, которые импортировала в Россию
еще в начале 1990-х годов.
Kraft Foods
|
Выкупив европейский бизнес Stollwerck, Kraft Foods быстро
нашла путь к сердцам российских сладкоежек |
Компания №2 на мировом рынке продуктов питания познакомилась с
российскими сладкоежками позднее других игроков и теперь ей
приходится выступать в роли догоняющего. Доля рынка в 2005 году*: 7,8% Доля рынка в 2006 году**: 8,3% Стратегия: с начала 1990-х годов Kraft Foods лишь
импортировала в Россию кофе и чипсы через независимых
дистрибуторов. Однако в 2002 году холдинг выкупил весь европейский
бизнес компании Stollwerck, в том числе и недавно построенную
шоколадную фабрику в Покрове Владимирской области. Помимо
известного брэнда Alpen Gold (российский лидер в сегменте молочного
плиточного шоколада с долей рынка 26%), Kraft Foods получила в
нагрузку еще и масштабную сеть из 126 дистрибуторов по всей
России. Тактика: компания активно экспериментирует со
вкусами и с видами упаковки, пытаясь расширить аудиторию брэнда
Alpen Gold. К примеру, недавно она выпустила эти плитки со вкусом
бренди и апельсина. Инновацией стала и упаковка flow-pack, которую
обычно используют для батончиков, а не плиток. Два года назад
компания приступила к покорению премиального сегмента плиток с
популярной в Европе маркой Milka. Проблемы: компания активнее развивается на других
рынках и, похоже, отдала приоритет кофейному направлению. К
примеру, недавно Kraft Foods вложила $100 млн в фабрику по
производству кофе в Ленинградской области. Результат: лидерство в сегменте плиточного
шоколада с долей 29,5% (данные «Бизнес Аналитики»). Новые цели: догнать и перегнать
Nestle.
Николай Гришин
09.07.2007
Секрет фирмы
|