Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Оборотни из офиса

Владельцы компаний ищут защиту от сотрудников

В среднем российская компания теряет от махинаций собственных менеджеров до $1 млн в год. Ущерб лидеров рынка как минимум в 10 раз больше. Бороться с ворами можно, но тогда придется потратить сравнимые деньги на услуги консультантов. Что выбрать владельцам?

Перед корпоративным мошенничеством все равны. С ним сталкиваются собственники как крупных концернов, так и небольших компаний. Если верить статистике, то почти половина отечественных фирм так или иначе пострадала от действий нечистых на руку сотрудников. Впрочем, лишь в единичных случаях дело доходит до вмешательства правоохранительных органов. Обычно об этих проблемах владельцы предпочитают умалчивать и стараются разрешать возникающие ситуации с помощью служб собственной безопасности. О реальных потерях для бизнеса принято судить на основе оценочных данных консалтинговых и аудиторских компаний. Воровство на рабочем месте только в США, по оценке Ассоциации сертифицированных экспертов в области экономических преступлений (ACFE), отнимает до 5% годовой прибыли компаний (более $600 млрд). В Великобритании годовой ущерб от корпоративных «оборотней» оценивают в 80 млрд фунтов стерлингов ($160 млрд). Имиджевый же вред для бизнеса, разумеется, никто не подсчитывал вовсе. Масштаб потерь не позволяет просто отмахнуться от проблемы.

Многообразие видов

Естественно, махинации, с которыми приходится сталкиваться, очень разнообразны. Однако, по мнению старшего руководителя группы по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях компании Ernst & Young Ивана Рютова, мошенничество в России, так же как и во всем мире, можно разделить на две категории: незаконное присвоение активов и умышленное искажение финансовой отчетности. Есть и более подробная градация. Людмила Гречаник из KPMG считает, что можно выделить в отдельные категории: манипулирование расходами или обязательствами, конфликты интересов, использование внутренней информации в корыстных целях.

По данным KPMG, наибольшая доля мошенничеств приходится на финансовые департаменты (36%) и отделы продаж (32%). Более того, в каждой сфере сложились свои «традиции» воровства. Так, злоупотребления в области финансов зачастую связаны с искажениями, умышленно вносимыми в отчетность. Обычно это делается для манипуляции финансовым результатом или иными показателями, влияющими на расчет премии менеджменту. «Например, в дочерней компании одного из европейских холдингов был получен значительный курсовой убыток при падении курса рубля (дебиторская задолженность компании выражалась в рублях, а кредиторская – в валюте). Однако финансовый директор «дочки» не пожелал отражать реальный финансовый результат за этот период, изготовив несколько фиктивных актов сверки по якобы выданным авансам на сумму, сопоставимую с суммой курсового убытка (около $2 млн). В итоге зарубежным акционерам был отправлен отчет с искаженным финансовым результатом, а менеджменту дочерней компании выплачен повышенный бонус. Нарушения обнаружились в ходе аудиторской проверки. Финансовый директор был уволен», – вспоминает Иван Рютов.

Махинации в сфере закупок зачастую связаны с несанкционированными изменениями условий закупки, в частности установлением контрактной цены, применением скидок или иных условий поставки. В этом случае сотрудник, ответственный за закупки, обычно мотивирован поставщиком или имеет иные интересы в процессе. В одной из торговых компаний коммерческий директор, отвечавший за процесс закупок, лично вел переговоры от имени компании с поставщиками и добился от многих из них значительных скидок. Однако данный факт не был доведен до сведения высшего руководства и акционеров. Договоры по сниженным ценам (с учетом скидок) заключались с фирмами-посредниками, аффилированными с коммерческим директором, а продажи самой компании заказчику осуществлялись по ценам без учета скидок. Потери компании составили несколько сотен тысяч долларов.

Иногда, правда, применяются и более простые схемы. Так, Юлия Николаева, руководитель проектов департамента HR-консалтинга группы «Борлас», рассказала о случае, когда «специалист отдела продаж и сотрудники производства договорились о взаимовыгодном сотрудничестве. Производимый товар как бы «отбраковывался» и продавался менеджером клиентам компании по сниженной цене, но за наличный расчет. Сгубила мошенников банальная жадность. Всплыло все, когда производственники заподозрили своего коллегу в нечестной дележке дохода».

 

Лучше чаще, да меньше

На тягу к махинациям статус подчиненных существенно не влияет. Более того, чем выше у потенциального оборотня должность, тем больше возможностей поживиться за счет работодателя. Чаще всего случаи мошенничества действительно встречаются среди рядового персонала, но, как правило, материальный урон от действий сотрудников сравнительно невелик. Например, наиболее склонен к махинациям младший персонал в сфере торговли. Но в этом случае сотрудники просто не могут нанести существенного ущерба крупной компании. «Продавщица в парфюмерном магазине в пики продаж перевешивает ценники с флакона в 100 мл на флакон в 30 мл, а разницу кладет себе в карман. На устойчивости бизнеса в целом ее действия сказаться не могут», – отмечает Юлия Николаева.

Случаи злоупотребления со стороны руководителей компаний встречаются реже. «Согласно последнему исследованию KPMG, проведенному в 2007 году, в 86% случаев мошенники занимали низшие и средние менеджерские позиции и лишь в 60% случаев принадлежали к топам», – подчеркивает Людмила Гречаник. Однако потери от действий руководителей гораздо более ощутимы. Например, при популярном среди младшего персонала билинге (оплачиваются несуществующие счета и услуги или возмещаются не имевшие место расходы) средние потери редко превышают $100 000. При операциях по выводу безналичных средств на личные счета и незаконному присвоению ценных бумаг владельцы уже могут недосчитаться от $500 000 до $2 млн. Получается, именно генеральные директора представляют собой наибольшую угрозу для деятельности компании.

Fraud по-русски

В России владельцы компаний страдают от «оборотней» куда больше, чем на Западе. В среднем убытки собственников крупных и средних бизнесов составляют более $3 млн в год, что в три раза больше, чем даже в странах Центральной и Восточной Европы. 

«Основной разницей между российским и западным восприятием корпоративного мошенничества является то, что искажение финансовой отчетности в стране зачастую не воспринимается как махинация», – объясняет Иван Рютов.

«Большинство людей не станут «стучать» на другого сотрудника, даже если у них имеются доказательства мошенничества. В нашей практике немало случаев, когда о злоупотреблениях определенного работника было широко известно среди коллег, и, тем не менее, никто не сделал ни единой попытки донести эти сведения до руководства», – резюмирует Людмила Гречаник.

Есть, правда, и общеэкономические предпосылки для бурного развития в стране мошеннических схем. В KPMG даже вывели несколько факторов, которые делают жизнь корпоративных оборотней особенно комфортной. Так, компании, использующие схемы обналичивания денег для минимизации налогообложения, нередко теряют гораздо более существенные суммы из-за злоупотреблений сотрудников. Высокая доля наличных платежей в экономике предприятий усложняет задачу поиска заинтересованных лиц. Расходы «черной кассы» зачастую невозможно проконтролировать ввиду отсутствия подтверждающих документов, что создает благоприятную среду для злоупотреблений. Допустим, в Европе, где львиная доля расчетов осуществляется в безналичной форме, доказать факт махинации значительно проще. Кроме того, в большинстве компаний деятельность бухгалтерии носит «процессинговый» характер, то есть сводится лишь к своевременному отражению финансовых операций и подготовке отчетности. На Западе помимо расчетной она выполняет еще и контрольную функцию, что позволяет периодически выявлять нарушения. Но в нашей стране бухгалтерия фактически бесправна, с ее мнением считаются далеко не всегда. Даже если «счетоводы» вовремя распознают мошенников, руководители отделов и высший менеджмент нередко все равно заставляют их принимать документы к оплате.

До победного конца?

Безусловно, полностью победить корпоративное мошенничество невозможно. Показательно, что, например, в Великобритании, где уже давно борются с офисными оборотнями, в 2006 году по сравнению с 2005-м доля махинаций возросла более чем на 35%. У собственников остается лишь один выход – максимально усложнить жизнь нечистоплотным сотрудникам. Собственникам остается лишь выбрать, какие защитные меры подходят для конкретного бизнеса.

Начиная борьбу с мошенничеством, собственники должны готовиться к новым расходам. В России ряд компаний уже запустили программы противодействия махинаторам. Обычно они включали в себя меры физического контроля (видеокамеры, турникеты, «пропускной режим», создание специальной группы экспертов по разработке методов борьбы с хищениями), пропаганду корпоративной культуры (кодекс делового поведения, комиссия по этике, «горячая линия»). Удовольствие оказалось не из дешевых. Только начальные расходы на техническое обеспечение достигают 20 млн руб. Например, в СУЭК рассказывают, что несколько лет назад на внедрение новой программы потратили более 25 млн руб. Пришлось закупать и нестандартное оборудование: помимо традиционных камер наблюдения были установлены специальные весы для грузовиков, а любой вес техники выше или ниже введенной нормы служил поводом для специальной проверки. В «Руспромавто» говорят, что запустили специальную программу «бережливое производство». «Теперь на заводе каждый сотрудник может использовать за рабочий день определенное количество, допустим, гаек. Введены специальные должности: один  человек выдает необходимые материалы, а другой контролирует, чтобы все «болты и шурупы» были использованы по назначению». Правда, стоимость новинки в компании подсчитать отказались. 

Когда с помощью тех или иных способов раскрывается информация о фактически совершенном или возможном мошенничестве, руководству нужно быть готовым к проведению внутреннего расследования. В таких случаях все больше компаний прибегают к услугам внешних консультантов, которые не имеют связи с руководством организации и поэтому способны провести эту работу объективно. «Сотрудники организации могут не справиться с поставленной задачей в связи с отсутствием опыта проведения подобных мероприятий. Внешние эксперты используют проверенный план реагирования на мошеннические действия и собирают необходимые доказательства финансовых махинаций для последующего применения дисциплинарных, гражданских и уголовных мер», – говорит Людмила Гречаник. При необходимости консультанты могут выехать в любую точку России или СНГ – размер компании, местонахождение здесь не имеют значения. Услуги недешевы:  $150 – $800 за час работы каждого задействованного специалиста в зависимости от его профессионализма. Часто консультантам приходится платить гонорары и премии, которые считаются отдельно. Между тем ни один уважающий себя консультант гарантировать результат не сможет. 

Неудивительно, что представители небольших фирм предпочитают бороться со злоупотреблениями самостоятельно. Специалистов чаще привлекают в тех случаях, когда владельцам компании нужно получить дополнительные бонусы при общении с иностранными партнерами. Сотрудничество со всемирно известными консультантами при этом становится еще и дополнительной саморекламой.

Впрочем, независимо от того, что выбрал собственник бизнеса, современная реальность демонстрирует: угроза мошенничества собственных сотрудников – это существенный элемент, который необходимо включать в общую оценку рисков при выходе компании на рынок.

 

 

КАК ПОЙМАТЬ МОШЕННИКА

МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С МОШЕННИЧЕСТВОМ можно разделить на три категории: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ВЫЯВЛЕНИЕ И РЕАГИРОВАНИЕ. К ГРУППЕ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ» ОТНОСИТСЯ своевременная оценка рисков и их снижение: внедрение в корпоративную культуру кодекса поведения, осмотрительность при отборе персонала и выборе контрагентов, а также внедрение системы внутренних коммуникаций и обучение персонала. В СФЕРУ «ВЫЯВЛЕНИЯ» ВХОДЯТ «горячие линии» (телефоны, по которым сотрудники могут сообщать обо всем подозрительном на условиях анонимности), системы аудита и текущего контроля, а также анализ информации, содержащейся в финансовых и операционных данных организации, с применением специальных инструментов. КАТЕГОРИЯ «РЕАГИРОВАНИЕ» ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ проведение расследований, продуманную систему дисциплинарного воздействия/контроля и мероприятия, направленные на исправление нарушений


Ольга Павлюченко
10.07.2007  Журнал "Компания"

10.07.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов