Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Большой поход на Альбион

Бороться против выхода "Газпрома" на британский розничный рынок уже поздно

Под окнами “Газпрома” величаво плавают белые лебеди. Время от времени, поплескивая, пройдет колесный речной трамвай… Нет, Москва-река еще не затопила Черемушки, где возвышается небоскреб штаб-квартиры “Газпрома”. И похожий на кукурузный початок питерский офис еще не испортил набережную Охты. Река перед нами — Темза. Здесь, в лондонском пригороде рядом со стадионом Уимблдон, расположился Gazprom House.

Многие англичане “Газпром” не любят. В роли крупного оптовика, продающего газ местным компаниям у порога страны, его еще как-то терпели. Но год назад, когда английская “дочка” нашего газового монополиста купила небольшую сбытовую фирму Pennine Natural Gas Limited, нервы многих британских потребителей, газетчиков и парламентариев сдали. Еще бы, “Газпром” покусился на святое — прямые поставки клубу “Сандерленд”, кафедральному собору в Йорке, сети универмагов Bhs.

На рынках континентальной Европы “Газпром” присутствует больше 30 лет, и там к нему привыкли. А вот гордый Альбион видит в “Газпроме” прямую угрозу своей энергетической безопасности. Генеральный директор британского Совета основных потребителей энергии (MEUC) Эндрю Бэйнбридж без обиняков говорит, что многие местные компании не верят госмонополии и связывают ее действия с политикой Путина. “Это временные трудности, которые совпали с напряженными отношениями Великобритании и России”, — уверен гендиректор компании Gazprom Marketing & Trading (GM&T) Виталий Васильев. Он уверен, что у “Газпрома” на британском рынке блестящие перспективы.

В обстановке, приближенной к боевой, “Газпром” уже сумел заполучить 4% оптовых и около 1% розничных продаж газа. Дело за малым — поправить свой имидж в глазах британцев, превратившись из гадкого утенка в белоснежного лебедя, вроде тех, что плавают около Gazprom House. У Васильева есть кое-какие идеи на этот счет. И не только идеи. В прошлую пятницу в специально арендованном для торжественного случая Кенсингтонском дворце “Газпром” объявил о покупке “сестры” Pennine — компании Natural Gas Shipping Services.

ВЫСАДКА НА ОСТРОВА

Созданная в 1999 г. английская “дочка” нашего газового гиганта Gazprom UK была переименована в GM&T три года назад. Именно с Великобритании, самого большого и самого либерализованного энергорынка Европы, было решено начать строительство даунстрим- (попросту говоря, сбытового) бизнеса “Газпрома”.



60% — на столько вырос объем поставок GM&T в прошлом году. Выручка выросла на 150%

25% — на столько взлетели акции Centrica после неосторожного заявления Шкуты





Хотя рынок, прямо скажем, не из легких. Британские потребители — самые капризные в мире. По данным британского регулятора Ofgem, в прошлом году 4 млн компаний и семей отказались от услуг одних поставщиков газа и электричества и ушли к другим. И все же в сравнении с Россией, где государство до сих пор регулирует цены на природный газ, Великобритания кажется клондайком.

Лишь прошлой осенью после многолетних переговоров с “Газпромом” наше правительство приняло постановление о повышении цен. Следующие четыре года их рост будет опережать инфляцию. В 2008 г. продажи внутренним потребителям должны стать рентабельными, а с 2011 г. поставки на внешний и внутренний рынки сравняются по прибыльности. Внутренние цены составят $120-125 за 1000 м3.

Разве это красная цена? В Англии холодной зимой 2005/06 г. спотовые цены в отдельные дни зашкаливали за $1500! Выручка GM&T в прошлом году выросла на 150%, объем продаж — на 60%. В России за то же время “Газпром” увеличил выручку лишь на 32,6%, а продажи — на 3%. Впрочем, рекорды “дочки” стали возможны из-за стечения многих обстоятельств.

“На британский рынок влияют как сиюминутный баланс спроса и предложения, так и ожидания. Бывают как резкий рост цен, так и падение, — говорит Васильев. — Тогда форвардные цены оказались завышены”. В этом, продолжает он, уникальность Британии. На регулируемых рынках традиционные газовые контракты заключаются надолго и привязаны к ценам нефтепродуктов. Это создает многомесячный лаг, и цена на газ изменяется плавно. На спотовом же рынке колебания могут быть очень резкими.

Вслед за англичанами примерно те же правила торговли газом ввела Голландия, за ней собирается последовать Бельгия. Во всем Евросоюзе газ превращается в биржевой товар.

Российская экспериментальная электронная площадка по торговле газом была запущена лишь в ноябре прошлого года. Цены там на 30-40% превышают регулируемые. Но по постановлению правительства “Газпром” может продавать на бирже всего 5 млрд м3 (из 316,3 млрд м3, реализуемых в России). Монополист мечтает довести в будущем году объем домашней биржевой торговли до 5% от всех российских продаж.

В Великобритании система контрактов take-or-pay была заменена спотовым ценообразованием еще в 1998 г. Поначалу цены падали. Но после открытия между английским Бэктоном и бельгийским Зеебрюгге трубопровода Interconnector (в котором, кстати, “Газпрому” принадлежит 10%) британский рынок снова оказался привязанным к регулируемому европейскому, на котором цены были выше. В 2000 г. цены в Англии подскочили едва ли не вдвое. Тут-то и пришло время “Газпрома”.

БРИТАНСКАЯ ДОЛЯ

Как вспоминает президент Института энергетической политики Владимир Милов, “Газпром” еще со времен Рема Вяхирева интересовался британским рынком, на котором к 2005-2006 гг. ожидалось возникновение разрыва между спросом и предложением из-за истощения месторождений в Северном море. Однако Милов видит в стратегическом поведении “Газпрома” противоречие: на континенте он со своими союзниками (например, французской Gaz de France и немецкой E. ON Ruhrgas) отстаивал “зацементированные отношения на основе долгосрочных контрактов”, а в Англии старался стать участником спотового рынка, которого всегда боялся как огня.

GM&T досталась роль разведчика. Ей поручили освоить технологию работы на свободном рынке. Васильев говорит, что весь газ его компания покупает по рыночной цене. В прошлом году из портфеля объемом 8,2 млрд м3 газа, проданного в Британии, Бельгии, Голландии и Франции (на Британию пришлось 4 млрд м3, или около 4% местного рынка газа), у “Газпромэкспорта” была куплена лишь половина. Остальное приобреталось у производителей Северного моря (Shell, BP), в Норвегии, на биржах или у оптовиков: “Доведя газ от границы до оптового рынка и продав его крупным промышленным и коммерческим потребителям, мы делаем следующий шаг — к мелким коммерческим клиентам”.

“У меня две основные задачи. Первая — вывести GM&T в лидеры трейдинга и маркетинга на либерализованных рынках, а в Великобритании войти в тройку крупнейших игроков. Вторая цель — изменить имидж "Газпрома"”, — говорит Васильев. Сегодня российский гигант воспринимается как апстрим-компания, занимающаяся разработкой месторождений и добычей. Васильев обещает, что в недалеком будущем на “Газпром” будут смотреть как на “энергетическую вертикально интегрированную фирму, имеющую и апстрим, и мидстрим, и даунстрим”.

“Надорвутся они, пытаясь торговать сразу всем”, — качает головой Владимир Милов.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТОРГОВЕЦ

Десять трейдеров GM&T весь день, приклеившись к мониторам, ищут лучшие предложения продавцов и покупателей. Через брокеров, биржи или напрямую с поставщиками за день заключается около двух сотен сделок купли-продажи. В основном по газу. На главной газовой электронной площадке Великобритании, National Balancing Point, работает около ста компаний — производители, потребители, хедж-фонды…

От всего этого голова запросто может пойти кругом. “Сделки вдесятеро превышают физический объем товара”, — рассказывает директор фронт-офиса GM&T Кит Мартин. Другими словами, прежде, чем газ достигает конечного потребителя, он меняет владельца в среднем 10 раз.

В зависимости от цен, складывающихся в разных странах, GM&T перенаправляет газ на более выгодный рынок. В 2006 г., когда цены в Великобритании превысили все разумные пределы, сюда было выгодно качать даже из далекой России. При других обстоятельствах российский газ разумнее оставлять в Польше или Германии, а для британского рынка замещать купленным в Северном море. Чтобы накапливать газ во время “мягкого” летнего сезона и с выгодой продавать его зимой, GM&T арендует подземные хранилища.

Газ — главный, но не единственный товар GM&T. В компании не торопятся раскрывать структуру своих продаж, однако заметное место в ней занимают производство и продажа электроэнергии. GM&T заключила толлинговое соглашение со станцией Deeside Power (мощность — 500 МВт). GM&T оплачивает аренду оборудования, поставляет газ, а также весьма экзотический товар — квоты на выбросы углекислоты. Выработанное электричество трейдеры GM&T реализуют на рынке.

В России, которую называют “Саудовской Аравией квот”, законов, регулирующих такую торговлю, пока не принято. Но GM&T, как видим, уже вовсю отрабатывает перспективные механизмы. То же происходит и с погодными деривативами, покупая которые компания хеджирует риски неожиданного повышения или снижения потребления газа.

НЕКРАСИВЫЙ ВИД

Так чем же GM&T так не нравится британцам? Конкуренцию на рынке поддерживает, природу от парникового эффекта бережет. Представитель Energywatch Патриша Окенден не припоминает, чтобы клиенты газпромовской “дочки” жаловались на какие-либо нарушения.

В какой-то степени Васильев сам спровоцировал такую реакцию. Однажды он заявил журналистам, что к 2010-2012 гг. на прямые поставки газа из России (то есть не считая покупного) будет приходиться 10% британского рынка. В прессе поднялся страшный шум. Сейчас глава GM&T более осторожен: “У нас нет плана агрессивного завоевания определенной доли”. Но слово не воробей.

“Задача России — получить безопасность спроса, а Евросоюза — безопасность поставок, и я вижу тренд в сближении европейского и российского энергетических рынков”, — успокаивает глобальный управляющий партнер консалтинговой компании Accenture Марк Спелман. Увы, разделяющих точку зрения Спелмана немного.

В феврале заместитель гендиректора “Газэкспорта” Александр Шкута заявил, что “Газпром” интересуется крупнейшей британской газораспределительной компанией Centrica, имеющей почти 13 млн частных клиентов (около 50% этого сектора газового рынка и 23% — электрического), а также примерно 1 млн корпоративных. Вечером того же дня пресс-служба “Газпрома” дезавуировала заявление Шкуты, однако британский рынок откликнулся взлетом акций Centrica на 25%. Новый взлет капитализации Centrica последовал после того, как два месяца спустя тогда еще премьер Тони Блэр заметил, что, если от “Газпрома” поступит заявка на покупку, антимонопольные органы рассмотрят ее на общих основаниях и “Британия не пойдет по пути экономического патриотизма”. После этого акции Centrica поднялись еще на 5%. Однако сделки не последовало. Владимир Путин не раз публично намекал, что все дело — в противодействии со стороны британских властей.

GM&T только и оставалось, что действовать тихой сапой. Покупку Pennine Бэйнбридж из MEUC считает весьма удачной. Несмотря на скромный клиентский портфель (900 потребителей из сектора малого и среднего бизнеса) и годовой оборот всего в £10 млн, эта компания, по словам Бэйнбриджа, имела “очень хорошую репутацию”. Одновременно с этой сделкой GM&T получила опцион на покупку Natural Gas Shipping Services, чей оборот достигает £15 млн. А футбольный клуб, которому GM&T напрямую поставляет газ, сильно прибавил в мастерстве. “"Сандерленд" даже стал чемпионом первого дивизиона”, — смеется Васильев.

Официальный представитель Centrica Эндрю Терпин отказался обсуждать, были ли у них какие-то контакты с “Газпромом”. Но Милов из Института энергетической политики уверен, что “Газпром” пытался купить Сentrica. “Культура Centrica, — говорит он, — похожа на газпромовскую, ведь это осколок British Gas, который до либерализации был в Британии таким же монополистом, как сегодня "Газпром" в России”.

Так что о союзе двух гигантов мы, скорее всего, еще услышим. Бэйнбридж из MEUC, понизив голос, рассказывает, будто бы у Centrica всегда был большой “бюджет гостеприимства”, предназначенный для развлечений важных клиентов. Сейчас эти расходы сильно урезали. И это очень похоже на предпродажную подготовку.


Александр Левинский

SmartMoney
12.07.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов