Из жизни отдыхающих
Кто построит курорт для президента
Так и не успев разделить ни одной из более 100 своих компаний, Владимир Потанин и Михаил Прохоров превратились из добрых друзей в заклятых оппонентов. Последней каплей, после которой бизнесмены могут забыть про рамки приличия и вынести сор из избы, может стать конфликт вокруг сочинского курорта «Роза Хутор».
Полгода хорошей погоды – такую ставку намерены разыграть между собой бывшие партнеры Владимир Потанин и Михаил Прохоров. На кону проект строительства горнолыжного курорта «Роза Хутор» в районе Красной Поляны, где 150 дней в году можно будет наслаждаться солнцем и чистым горным воздухом. Местная лыжня, протяженность которой превысит 60 км, обещает стать доступной каждому. «Цены должны быть приемлемыми, а качество услуг – на подобающем уровне», – такое условие еще несколько лет назад поставил Владимир Путин губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву. Построить «русский народный Куршевель» и сделать подарок президенту обещал Владимир Потанин. Вполне невинное желание Прохорова стать соинвестором проекта он воспринял в штыки. Конфликт вокруг проекта «Роза Хутор» грозит окончательно превратить цивилизованный на первый взгляд раздел бизнеса Потанина и Прохорова в громкий публичный скандал.
Обмен любезностями
Сомнения в том, что Владимир Потанин и Михаил Прохоров делят совместно нажитые активы и остаются при этом друзьями, возникли практически сразу. Незадолго до объявления о «разводе» бывший гендиректор «Норникеля» засветился на первых полосах мировой прессы в незавидной роли не чистого на руку бизнесмена, к тому же подозреваемого в сутенерстве. Примерно в то же время его партнер, напротив, вел просветительскую деятельность – щедро раздавал гранты молодым талантливым предпринимателям из России. По рассказам источников «Ко», знакомых с ситуацией, Потанин был сильно раздосадован, когда узнал, в какую неприятную историю попал Прохоров в рождественские каникулы. Было очевидно, что скандал отразится и на его репутации. Спустя три недели после скандала в Куршевеле совладельцы «Интерроса» и «Норникеля» объявили о своем «разводе».
Официально передел бизнеса стоимостью более чем $30 млрд должен был выглядеть как реструктуризация холдинга. По ее итогам Прохоров получал все энергоактивы группы и деньги за свою долю в «Норильском никеле» (25,5%), которую он продавал Потанину. Остальные активы, в частности 30% «Силовых машин», 51% золотодобывающей компании «Полюс Золото», 69,8% Росбанка, делились на пропорциональные пакеты между бывшими партнерами.
«Простая на первый взгляд схема сразу вызвала массу замечаний», – считает Максим Шеин из ИК «Брокеркредитсервис». Потанину и Прохорову необходимо было поделить более 100 компаний. Впрочем, постепенно накаляющийся конфликт, который обе стороны упорно старались скрыть, начал разгораться независимо от завершения юридических формальностей «развода». Скорее, он носил принципиальный характер. После того как на годовом собрании Прохоров потерял место в совете директоров «Норникеля», компания приняла ряд решений, против которых выступал ее бывший гендиректор. Так, буквально на следующий день холдинг объявил о покупке за $6,4 млрд канадской компании LionOre, добывающей никель и золото в Африке и Австралии. Прохоров выступал против этой сделки, считая цену завышенной.
Ответ бывшего партнера Потанина выглядел демонстративным. Управляющая компания, под контроль которой переходили активы Прохорова, получила название «Онэксим». С этого бренда оба бизнесмена начинали строить совместную империю. Десять лет назад Прохоров руководил Онэксимбанком. В 1995 году этот финансовый институт стал одним из покупателей госпакета основного профильного актива «Интерроса» – «Норникеля». После финансового кризиса в 1998 году бизнес Онэксимбанка разделен между Росбанком и «Интерросом». Прохоров и сам косвенно подтвердил, что вспомнил об этом бренде неспроста: «В сложные и противоречивые 1990-е годы бренд «Онэксим» ассоциировался с успехом, энергией, реализацией амбициозных планов, он даже был символом преодоления любых сложностей».
Скажи, кто твой друг
«Разница между Потаниным и Прохоровым стала особенно заметна накануне раскола бизнесменов», – считает главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Один из них сидел во французской тюрьме, второй – получал Орден искусств и изящной словесности за содействие проведению выставки «Париж – Санкт-Петербург. Когда Россия говорила по-французски». Даже продолжателей своего бизнеса они выбрали себе под стать. Руководство активами группы «Онэксим» Прохоров отдал своему бывшему заместителю Дмитрию Разумову. Его имя обрело популярность на рынке также не без скандала. Разумов, занимая должность замгендиректора «Норникеля» с начала 2001 года, стал одним из основных участников скандала, связанного с продажей 25% «Мегафона». Он являлся одним из акционеров фирмы LV Finance, которая в августе 2003 года продала «Альфа-групп» блокпакет сотового оператора и навлекла на себя гнев бермудского офшора IPOC. Последний якобы имел опцион на покупку того же пакета. В отношении Разумова и его партнеров по LV Finance – Леонида Рожецкина и Кристофа Шарлье – было возбуждено уголовное дело, которое с переменным успехом длится до сих пор. Во многом из-за скандала с акциями «Мегафона» Разумову пришлось покинуть «Норникель», перейдя в новом для себя статусе независимого советника с оперативного управления к стратегическому планированию.
«Человеком» Потанина, напротив, стал менеджер, зарекомендовавший себя лишь с положительной стороны. Денис Морозов, также занимавший пост замгендиректора «Норникеля», реализовал для акционеров компании сразу два крупных проекта. В начале 2000-х годов он провел реструктуризацию «Норникеля», а спустя несколько лет курировал выделение из холдинга золотодобывающей составляющей. Обещая, что после выхода акций «Полюс Золото» на биржу капитализация компании достигнет $7 млрд, Морозов двукратно перевыполнил план и добился ее рыночной стоимости в $14 млрд.
Правда, пока ни у Разумова, ни у Морозова не было нового шанса подтвердить правильный выбор работодателей. Процесс «развода», успев приобрести скандальный характер, так и не сдвинулся с места. Подтверждения, что бывшие партнеры зашли в тупик, возникают чуть ли не еженедельно. Масла в огонь подлило заявление группы «Онэксим» об инвестировании совместно с «Интерросом» до $300 млн в развитие сочинского проекта «Роза Хутор». Горнолыжный комплекс в Красной Поляне, способный принимать до 10 000 отдыхающих в день, уже давно намеревался построить Потанин. Совладелец «Норникеля» известен своей симпатией к горнолыжному спорту. Потанин рассчитывал построить курорт для себя, а не для заработка денег – при начальной сумме инвестиций в $140 млн срок его окупаемости составлял 14 лет. Затем бюджет проекта вырос до $300 млн, а о сроках окупаемости просто забыли. «Строительство курорта в Красной Поляне многие расценивали как подарок Потанина президенту. Также любитель горных лыж Владимир Путин, отдыхая или принимая гостей в сочинской резиденции, неоднократно спускался по местным склонам и мог по достоинству оценить идею бизнесмена, – считает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. – Поэтому неожиданное желание Прохорова выступить соинвестором строительства курорта можно расценивать как демарш и попытку насолить Потанину».
Отобрать подарок президенту
Хотя до последнего времени Прохоров не проявлял интереса к олимпиаде в Сочи, отдать свои деньги на местные спортивно-культурные проекты он имеет полное право. Проект «Роза Хутор», равно как и другие активы Потанина и Прохорова, подлежащие паритетному разделу, управляется «Интерросом». То есть находится под контролем Потанина. «Однако это положение не исключает инвестиций Прохорова, которому причитается половина проекта», – заявил «Ко» представитель «Онэксима» Алексей Рябинкин. Легитимность такого права бизнесмена отмечают и юрист фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Борисенко, и глава пресс-службы «Интерроса» Андрей Кирпичников. Впрочем, последний отмечает, что пока ни «Онэксим», ни Прохоров не вложили ни копейки в проект «Роза Хутор», который курирует лично Потанин. «Курорт строится пятый год «Интерросом», инвестиции оцениваются более чем в $300 млн, значительная часть которых уже вложена, а проект лично курировал Владимир Потанин», – заявил Кирпичников «Ко».
Что бы ни говорили в «Интерросе» об отдаленных перспективах окупаемости комплекса «Роза Хутор», с точки зрения бизнеса вложения в строительство в Сочи пока выглядят многообещающе. На следующий день после объявления города столицей зимних Олимпийских игр 2014 года цены на сочинскую недвижимость взлетели на 10 – 20%, а стоимость земельных участков на прибрежных участках Сочи превысила $150 000 за сотку. Со стороны «Интерроса», который еще в декабре 2004 года выиграл право аренды участка, где располагается «Роза Хутор», на 49 лет, было бы недальновидно отказаться от застройки этой площадки недвижимостью под продажу. Аналитик ИК «Финам» Денис Горин считает, что «Прохоров решил сделать верный ход и начать уже сейчас позиционировать свою компанию».
В компании «Роза Хутор» о новом инвесторе узнали из газет. Подрядчики дипломатично заявили, что каждый рубль, потраченный на строительство курорта, будет использован по назначению вне зависимости от того, кого его вложит.
Скандал в благородном семействе
Формальная процедура раздела активов Потанина и Прохорова, как полагает Денис Горин, может затянуться на длительный период. «Предметного развития ситуации вряд ли стоит ожидать», – считает Евгений Гавриленков. Потанин продолжит управлять профильными активами – «Норникелем» и «Полюс Золото». Прохоров оставит за собой право заявлять о новых проектах в самых разных областях, не всегда рассчитывая, что инвесторы всерьез отнесутся к меняющимся приоритетам группы «Онэксим». Сам бизнесмен пока довольно туманно видит объекты своих вложений: водородная энергетика, нанотехнологии, а также геологоразведочное направление. «Мы хотим получить доступ к участкам, куда еще не ступала нога человека, где лес, тайга, там есть месторождения мирового масштаба», – говорит Прохоров. «Партнер Потанина выбирает бизнес, еще не вышедший на первый план в нашей стране. Однако за счет этого выбора он демонстрирует власти, что готов взять на себя новый фронт работы, окупаемость и успех которой пока не очевидны», – считает Алексей Макаркин. Хорошую службу Прохорову могут сослужить связи, наработанные им за счет такого нетрадиционного выбора инвестиций. Так, он успел зарекомендовать себя в качестве активного члена правительственного совета по нанотехнологиям, председателем которого является первый вице-премьер Сергей Иванов. Бывший министр обороны уже обратил внимание на Прохорова, который на первом же заседании совета заявил о готовности за свои деньги скупать западные исследования в области нанотехнологий и аккумулировать их в России.
По информации «Ко», Потанин также не сидит на месте и пытается изменить условия «развода» с максимальной для себя выгодой. Теоретически – искать влиятельных покровителей в Кремле ему не нужно: Потанин вхож к президенту и не раз доказывал свою лояльность высокопоставленным чиновникам. Фактически – он уже отказался от выкупа доли Прохорова в «Норникеле» и «Полюс Золото» и намерен превратить холдинг в акционерную компанию западного образца, то есть оставить его без мажоритарного владельца. По словам Горина, бывшим партнерам рано или поздно придется объединить свои усилия. Компромиссом может стать продажа третьему игроку доли Прохорова в «Норникеле» и «Полюс Золото», которая произойдет по согласованию с Потаниным.
В начале июня рынок поверил в неофициальную информацию о покупке принадлежащих Прохорову акций «Норникеля» структурами, подконтрольными Олегу Дерипаске. Несмотря на то что обе стороны не подтверждали эту сделку, котировки «Норникеля» в течение дня подскочили в цене на 7%.
«Отказавшись от выкупа доли Прохорова, Потанин поставил себя в неловкое положение. Для рынка именно он является тормозом раздела бизнеса «Норникеля» и «Интерроса». Прохоров, в интересах которого, скорее всего, и распространялись слухи о сделке с Дерипаской, старается показать бывшему партнеру, что недостатка в претендентах на эту долю нет. Тем самым, бизнес Прохорова, который собирался выкупить Потанин, дорожает с каждым днем», – считает Максим Шеин.
Непримиримые позиции, занимаемые Потаниным и Прохоровым, могут вынудить власть вплотную заняться разделом их бизнеса. Чиновники уже рассматривали возможность создания на базе активов «Норникеля» государственного горно-металлургического холдинга. В частности, обсуждался проект слияния с алмазной компанией «АЛРОСА». Реализации государственных задач сейчас мешает личный конфликт двух частных бизнесменов. Остается догадываться, успеют ли чиновники взять в свои руки процесс «развода» Потанина и Прохорова до президентских выборов 2008 года или оставят это дело своим сменщикам.
Николай Макеев, Максим Корнеев
25.07.2007
Журнал "Компания"