Хранители идеи
Как креативные директора РА Instinct искали себе руководителя
Что делать, если гендиректор агентства, возглавлявший его
чуть ли с самого основания, покидает свой пост? В группе BBDO решили, не
мудрствуя лукаво, доверить выбор нового руководителя его подчиненным.
Бизнес-процессы во многих успешных рекламных агентствах
основываются на идеях, объединяющих коллектив и вдохновляющих на креативные
подвиги. Это предполагает существование команды единомышленников, разделяющих
общие ценности и творчески решающих поставленные задачи.
Обычно в таких организациях на топ-менеджерские должности
продвигают специалистов, работающих в компании не первый год. Они уже
«пропитались корпоративным духом» и, учитывая определенный срок пребывания в
агентстве, продемонстрировали к нему свою лояльность. К примеру, Игорь Кирикчи,
гендиректор BBDO Moscow, 13 лет назад начинал эккаунт-менеджером.
Но в РА Instinct решили пойти по другому пути. После ухода
Светланы Петровой в сентябре прошлого года на освободившуюся должность
генерального директора пригласили человека со стороны - Юлию Губину, занимавшую
на тот момент пост руководителя группы по работе с клиентами Leo Burnett
Moscow.
качество «социального клея»
Креативное агентство Instinct, образованное в 2003 году,
благодаря ярким нестандартным идеям достаточно быстро вошло в число лидеров
рекламного рынка. Отличительные его черты - креативность и дерзость. Замысел
создания этого агентства, как утверждает Элла Стюарт, председатель совета
директоров и главный управляющий директор группы компаний BBDO, был необычным с
самого начала. «Концепция строилась вокруг ключевых людей, где гендиректор был
не только локомотивом команды, но одновременно и игроком. В свое время Светлана
Петрова блестяще справилась с этой задачей», - добавляет она.
Новому руководителю агентства, чтобы не разрушить созданную
команду, необходимо было сразу успешно влиться в коллектив, заняв позицию
«играющего тренера».
Вид корпоративной культуры в этом агентстве, по мнению Елены
Завьяловой, профессора кафедры управления персоналом Высшей школы менеджмента
СПбГУ, больше всего напоминает инкубатор, стимулирующий творчество и инновации,
о нем в своих работах подробно рассказывает Фонс Тромпенаарс, известный
международный специалист в области консалтинга (таблица «Культурный срез» на с.
18).
Руководители агентства понимали: при подборе кадров необходимо
обращать особое внимание на способность новичка вписаться именно в эту команду,
ее культуру. Нередко бывает так, что со сменой топ-менеджера уходит часть
коллектива, а с ней и корпоративный дух, благодаря которому организация работает
успешно. Стивен П. Роббинс в своей книге «Правда об управлении персоналом»
называет этот дух «социальным клеем, помогающим удерживать целостность
организации за счет создания приемлемых стандартов мышления и поведения».
Дабы не «испустить дух», руководство группы BBDO доверило
принятие решения по вопросу выбора нового гендиректора топ-менеджерам агентства.
Креативные директора РА Instinct Роман Фирайнер и Ярослав Орлов считают, что
иначе было невозможно, поскольку уверены: когда принимается во внимание мнение
ключевых людей агентства при подобного рода назначениях, снижается риск того,
что новый руководитель может не вписаться в команду.
>> Юлия Губина Родилась 5 апреля 1977
года в Cтаврополе.
Образование: Московский государственный
лингвистический университет, факультет лингвистики и межкультурной
коммуникации; Международный центр иностранных языков (Eurocenter) в
Лондоне. Специальность - переводчик c английского и немецкого.
Опыт работы: январь 1999 - июль 2006: работала в
рекламном агентстве Leo Burnett Moscow. С позиции менеджера по работе с
клиентами выросла до руководителя отдела по работе с клиентами. Июль
2006 - настоящее время: гендиректор Instinct |
«Мы не цех внутри какого-то завода, куда по разнарядке прислали
директора, заменили лампочку. Здесь очень важны человеческие взаимоотношения.
Когда из агентства уходит руководитель, ключевые люди, старший менеджмент,
конечно, должны принять участие в выборе нового», - поясняют они.
Путей поиска гендиректора у РА Instinct было два: повысить в
должности кого-то из сотрудников агентства или пригласить топ-менеджера со
стороны. Решающую роль в принятии решения, по мнению руководства группы BBDO,
должны были играть три человека: Ярослав Орлов, Роман Фирайнер и директор по
новому бизнесу Анна Итина.
Тройка лидеров - «хранителей идеи» агентства, - обсудив этот
вопрос между собой, решила, что искать нового генерального надо в других
компаниях, существующих на этом рынке.
«Не было желания менять расстановку сил. Мы изначально
понимали, что из наших директора не будет, поскольку каждый член команды хорошо
занимался своим делом», - вспоминает Роман Фирайнер. Его коллега Ярослав Орлов
добавляет, что на тот момент в агентстве сложилась ситуация, когда сотрудники,
занимающие позиции руководящего уровня, и эккаунт-менеджеры проработали в
коллективе недолго. «Они еще не до конца понимали идеологию нашего агентства.
Поэтому решение о поиске близкого нам по духу человека принимали мы втроем», -
вспоминает он.
Саму идею, то есть дух родного агентства, Ярослав Орлов
характеризует так: «Это - «управляемый дурдом». Мы заставляем самые безумные
идеи работать на наших клиентов. А если что-то не получается, придумываем новые,
еще более безумные. Если не быть по-хорошему сумасшедшими - невозможно совершать
открытия. Только в безумии заключена энергия создания всего нового. Нормальность
- это смерть».
Культурный срез |
Типы корпоративного устройства |
Тип культуры |
Семья |
Управляемая ракета |
Инкубатор |
Эйфелева башня |
Степень централизации управления |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Высокая |
Степень формализации управления |
Низкая |
Высокая |
Низкая |
Высокая |
Объект ориентации |
Реализация указаний сверху |
Решение определенной задачи |
Развитие личных способностей |
Определение ролевых функций |
Источник: Ф. Тромпенаарс, «Национально-культурные
различия в контексте глобального бизнеса» |
общий язык с «играющим тренером»
Перспектива возглавить «дурдом», пусть и управляемый, не
каждому по силам и по душе. В поисках человека, способного стать «играющим
тренером» для сотрудников, культивирующих «безу мие», тщательно перелопатили
весь рынок и нашли всего одного реального претендента на эту должность. Им
оказалась Юлия Губина.
«С первой встречи я надеялась, что она впишется в концепцию
Instinct и сможет легко стать частью команды, - вспоминает Элла Стюарт. - Это
она и сделала за почти год работы. Конечно, если бы Ярослав, Роман и Анна не
нашли с ней общего языка, нам пришлось бы искать другого человека, и мы были к
этому готовы».
В случае с Юлией профессиональная экспертиза была минимальным
фильтром для принятия креативными директорами Instinct окончательного решения.
Поэтому на собеседовании главным для них, по словам Романа Фирайнера, было
выяснить, насколько Юлия - «свой человек», разделяет ли она те же ценности,
сильный ли у нее характер. «Во время разговора она нам очень понравилась, -
вспоминает Роман. - Во-первых, Юля легко вошла с нами в контакт, было видно, что
в Instinct она идет с готовностью влиться в коллектив и стать командным
игроком.
Во-вторых, у нее был очень большой опыт работы с крупными
клиентами».
Беседуя с Юлией Губиной, топ-менеджмент РА Instinct пытался
понять, насколько она способна мотивировать сотрудников на качественную
креативную работу. По мнению Ярослава Орлова, оптимальная схема взаимодействия
между творческими директорами и генеральным заключается в следующем: пока у
креативных людей, директоров в том числе, есть любая мотивация — слава, деньги,
саморазвитие — поток идей не остановится. Это необходимо понимать генеральному
директору, от которого, в первую очередь, и должна идти мотивация. От креативных
директоров — идеи. Если будет много идей, подходящая найдется всегда и агентство
не остановится в развитии.
Вспоминая, как она попала в Instinct, Юлия Губина подчеркивает,
что решение руководства группы BBDO предоставить право выбора генерального
директора ключевым менеджерам Instinct было абсолютно правильным. «В конце
концов именно им пришлось бы ежедневно работать с генеральным директором, —
добавляет она. — Как мне кажется, перед принятием окончательного решения нужно
дать возможность людям познакомиться, поговорить и почувствовать, насколько они
способны работать как команда. Для успеха важно, чтобы руководящий состав
компании не тянул воз в разные стороны, как Лебедь, Рак да Щука, а шел к единой
цели».
Эксперты находят способ поиска руководителя для креативного
агентства, избранный в группе BBDO, едва не оптимальным для рекламного бизнеса.
«Плюсов в таком подходе существенно больше: комфортность в работе, топ-менеджеры
априори знают, чего ждать от приглашенного руководителя, - отмечает Марина
Ермакова, директор по HR холдинга Next Media Group. - Из минусов я бы назвала
субъективность в принятии решения, хотя и это спорно. Кроме того, сотрудники
интуитивно могут выбрать руководителя, что называется, под себя. В таком случае
он может стать марионеткой».
Леонид Лифиц, управляющий партнер коммуникационной группы AB
Inito считает по-другому. «Давайте разберемся, а кто в данном случае
непосредственно работодатель для генерального директора? Формально это
материнская компания, по сути - персонал, который выбрал себе руководителя и, по
идее, поставил ему стратегические задачи, определив границы мотивации и
ответственности. Сомнительно, поскольку новый директор может неадекватно оценить
сложившуюся в бизнесе ситуацию и перспективы ее развития во внешней среде. Тем
самым в компании начинается формирование «организационной патологии», что
приводит к ухудшению динамики развития компании, - полагает Лифиц. - Креативные
директора должны креативить, а директора по новым бизнесам должны развивать
новые бизнесы, а не заниматься подбором и оценкой генеральных директоров.
Персонал не может формировать себе будущее с помощью внутренне обязанных
директоров. Решения таких управленцев слабоэффективны, поскольку сам управленец
при принятии решений будет в первую очередь моделировать реакцию людей,
выбравших его. И как следствие, интересы самого бизнеса автоматически отходят на
второй план. Единственные возможности использовать такие управленческие
стратегии, появляются, если компания находится на этапе зарождения или
формирования, когда существующий персонал стоял у истоков создания (вынашивания
идеи)».
Корпоративный дух в разрезе |
Главные отличия разных стилей управления |
Показатель |
Семья |
Эйфелева башня |
Управляемая ракета |
Инкубатор |
Отношения между сотрудниками |
Диффузные отношения к органическому целому, к которому испытываются
чувства контакта (сопричастности) |
Специфическая роль в механистичес кой системе необходимого
взаимодействия |
Специфические задачи в социальной системе, ориентированной на
совместные цели и задачи |
Диффузное спонтанное отношение, вырастающее как следствие общего
творческого процесса |
Отношение к авторитету |
Статус приписывается фигуре «отца», обладающего властью и находящегося
в непосредствен ной близости |
Статус приписывается вышестоящим лицам, обладающим властью, но
располагающим ся удаленно |
Статуса достигают члены проектных групп на основании их вклада в дело
достижения целей |
Статус приобретают отдельные лица из-за их творческого
потенциала |
Методы мышления и самообучения |
Интуитивно, совокупно, «туманно», с исправлением ошибок |
Логически, аналитически, вертикально и рационально-эффективно |
Проблемноориентированно, профессионально, практически,
интердисциплинарно |
С ориентацией на процессы, творчески, по отношению к конкретной цели,
инспиративно |
Отношение к людям |
Члены семьи |
«Человеческий материал» |
Специалисты и эксперты |
«Со-созидатели», «творцы» |
Методы изменения |
«Отец» меняет курс |
Изменяют правила и методы |
Если меняется цель, меняет ся способ ее достижения |
Импровизация и согласовывание |
Методы мотивации и вознаграждения |
Внутреннее самоудовлетворение из-за его признания и уважения к
«отцу» |
Перемещение на лучшую должность, на большую роль |
Оплата или участие в доходе за работу и решение проблем |
Соучастие в процессе создания новых реальностей |
|
Management by Subjectives |
Management by Job description |
Management by Objectives |
Management by Enthusiasm |
Критика и решение конфликтов |
«Подставить другую щеку», сохранять лицо других, не терять интереса к
борьбе за власть |
Критика бичует. Иррациональность, когда отсутствуют методы сглаживания
конфликта |
Конструктивно, конкретно по отношению к решаемой задаче; затем
признаются и исправляются ошибки |
Нужно вносить быстро творческие идеи, не препятствовать им |
Источник: Ф. Тромпенаарс, «Национально-культурные
различия в контексте глобального бизнеса» |
свобода для роста
Через несколько месяцев после вступления в должность
генерального директора в агентстве поняли, что сделали стопроцентно правильный
выбор. Сама Юлия Губина теперь так же уверенно, как Роман Фирайнер и Ярослав
Орлов, рассказывает о ценностях и убеждениях команды РА Instinct.
«Я действительно верю в креатив и нестандартность решений.
Instinct не просто зарабатывает деньги, — говорит она, — мы делаем креативный
продукт, который помогает клиентам продвигать свой бренд, используя меньший
бюджет. Что касается личных качеств, я достаточно демократичный руководитель и
всегда даю людям свободу действия».
Сейчас, по утверждению Юлии Губиной, в агентстве сложилась
ситуация, когда генеральный и креативные директора работают как партнеры,
полностью доверяющие друг другу. Все решения, связанные с вопросами развития
компании, — стратегия нового бизнеса, PR и HR-стратегии, атмосфера в коллективе
— обсуждаются и принимаются топ-менеджерами совместно.
«При этом у каждого есть свои четко выделенные зоны
ответственности. Ребята отвечают за креативную команду, за креативный продукт.
За ними последнее слово в том, какие идеи показывать клиенту, какие
рекомендовать, какие работы посылать на фестиваль. Я отвечаю за общее
руководство агентством, людьми, финансовыми вопросами, развитием отношений с
клиентами и так далее», — рассказывает Юлия Губина.
Может показаться странным, но, как утверждает новый генеральный
директор, в агентстве нет проблем, связанных с дисциплиной, выполнением заданий
в срок. «Я считаю, что работа по брифу в установленные сроки — это одно из
базовых условий ведущих креативных агентств. У нас все очень просто: есть
проект, задача и сроки (конечно, они должны быть реальными), нужно найти
нестандартное решение поставленной задачи в заданный срок», — добавляет
генеральный директор.
«Золотых правил», стандартов управления творческими людьми, по
мнению Юлии Губиной, не существует. Поскольку от обычного человека креативные
люди отличаются, по ее мнению, большим честолюбием, тщеславием и свободолюбием,
управляя ими, нужно, учитывая эти особенности, организовать рабочий процесс так,
чтобы дать им возможность удовлетворять их честолюбие и свободолюбие.
«К примеру, ставя задачу перед креативной командой, мы всегда
даем максимальную свободу для ее выполнения, — говорит Юлия. — Главное, чтобы
предложенное решение было ярким и нестандартным, но в то же время
соответствовало брифу. Приходя с идеями, креативная команда сама решает, как их
лучше презентовать, какой формат презентации выбрать — это их зона
ответственности. Конечно, всегда приветствуется нестандартность. Нужно сказать,
что такой подход очень повышает ответственность и вовлеченность всех членов
команды, работающих на проекте».
Оксана Светлакова
26.07.2007
Журнал "Индустрия рекламы"