Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Умный жирный заяц: «дикие вещи» входят в моду

Говорящий кролик

Пару месяцев назад в России стартовали продажи коммуникационного Wi-Fi кролика Nabaztag Усеченный конус с набором сменных ушей умеет принимать и воспроизводить мелодии, текстовые сообщения, рассказывать на ночь сказки, зачитывать новости, sms и электронную почту. Правда, пока только на английском языке.

Послать на кролика мелодию или текст может любой пользователь интернета, зайдя на официальный сайт. Почему этим до сих пор не воспользовались спамеры – удивительно; впрочем, коммерческий директор компании «Торговая гильдия», официального дистрибьютора Nabaztag, Денис Останин утверждает, что они пока просто не осознали потенциал гаджета: «Может, коммерческий спам и появится, когда у каждого человека будет хотя бы по одному такому кролику. Но сейчас он вряд ли ни с того ни с сего разбудит вас среди ночи криками: “Купи виагру! Купи виагру!”»

Nabaztag – товар столь необычный для российского рынка, что объяснять потенциальному покупателю его функции приходится буквально на пальцах. «Все, что нужно для работы, – это адаптер питания, электричество и интернет, – рассказывает Останин. – К интернету подключается по беспроводной сети. У него есть собственный коммуникационный модуль, вращая ушками, поднимая и опуская их, он настраивается на лучший прием от роутера». Уши – это не просто составная часть кролика, но еще и дополнительные антенны; они демонтируются и заменяются комплектом другого цвета.

«У такого типа продукта может быть маркетинговая легенда, потому что люди часто покупают не сам товар, а свои представления о нем. Кролик Nabaztag – это предмет развлекательного характера, поэтому доступность объяснений вполне оправданна. Но было бы странно преподносить подобным образом, например, принтер», – считает директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов.

Желание выделиться – двигатель торговли

Сейчас дистрибьютор сознательно отказывается от какой бы то ни было политики продвижения – нужно довести до ума сайт, инструкции. Но и без этого только за первые две недели было продано порядка 20 единиц. «Женщинам нравится дизайн, мужчинам – и дизайн, и функциональность. Знаете, что говорят девушки, когда видят кролика? “Ой, какое симпатичное животное!” А когда он шевелит ушами, восторгу нет предела, – делится наблюдениями коммерческий директор “Торговой гильдии”. – Совершенно точно, если бы Nabaztag сделали не в форме кролика, а в форме, например, обычной черной коробочки, он не был бы так популярен. Потому что в качестве обычной коробочки у людей есть ноутбук: он не шевелит ушами, у него прекрасный экран. Кролик создан, чтобы радовать глаз».

Мнение Дениса Останина разделяет и Антон Бураков, менеджер по работе с клиентами магазина «Робо-троник»: «Люди хотят технологии у себя дома. Это дает возможность выделиться. Их больше не привлекает обычный плеер, они хотят плеер-робот, который будет ходить за ними по квартире, танцевать, воспроизводить музыку. Мы скоро привезем Miuro iPod – робот бум-бокс с четырехканальным усилителем, играющий кристально чистый звук. Он не падает с высоты, потому что оснащен датчиками – прикосновения, движения, гиро-датчиками (изменения наклона), умеет записывать музыку. Только мы выложили сообщение о модели в интернет, тут же посыпались заказы, это притом, что стоит она 39 тыс. рублей».

Антон Бураков предлагает делить рынок гаджетов на три составляющие: 60% – непосредственно гаджеты и хай-тек-сувениры, 30% – роботехника и 10% – мелкие расходные сувениры, например бьющие небольшим разрядом тока (массажа ради) мышки для компьютера.

«Роботроник» делает ставку на роботехнику. Антон Бураков считает ее наиболее перспективным направлением. «Прирост рынка в этом секторе порядка 20–30% в год, а в 2007 году можно ожидать и 50%, – говорит он. – Это объясняется двумя факторами. Во-первых, высокие технологии сейчас активно продвигаются, и люди обращают на них внимание. Во-вторых, доступность. Если итальянские роботы-пылесосы, которые производят на Тайване, стоят 30–40 тыс. рублей, то китайские, порой более продвинутые, но произведенные там же, – от 4100 рублей».

Большая часть высокотехнологических гаджетов продвигается двумя способами: через фанатскую ауди-торию и посредством вирусной рекламы. Компания «Торговая гильдия» использует первый для значительной части своей продукции, например мечей «Звездных воинов». «Когда мы их привезли, продавать было очень сложно. Тогда работа шла прежде всего с фанат-ской аудиторией. И уже через нее к нам потянулись простые люди», – рассказывает Денис Останин.

Вирусную рекламу запускают обычно сами производители. По словам Антона Буракова, основной производитель гаджетов – это малоизвестные тайваньские фирмы. Там и дешево, и качественно. Далее идут крупные вендоры электроники и автомобилей, к примеру Sony или Honda. «На них приходится небольшая доля продаж. Во-первых, потому, что такие гаджеты дорогие. Для примера, самый дешевый корейский робот стоит 36 700 рублей. Во-вторых, международные концерны только начинают этим заниматься», – поясняет Антон.

За три дня Apple продала полмиллиона iPhone

За три дня (с 29 июня по 1 июля) с момента старта продаж коммуникатора iPhone компании Apple удалось реализовать около 500 тыс. экземпляров, со ссылкой на аналитиков Piper Jaffray сообщает Лента.ру. Наиболее популярным стал вариант с 8 Гб памяти за 600 долларов.

iPhone оказался одним из самых ожидаемых гаджетов в истории потребительской электроники. Его влияние на рынок было настолько сильным, что один лишь анонс устройства вызвал рост стоимости акций Apple, а последовавшее сообщение о возможной задержке выпуска спровоцировало снижение котировок

Удивляй

Зато в деле нетривиального подхода к утилитарным вещам крупные производители занимают прочные позиции. Так, известный изготовитель перочинных ножей – компания Victorinox в прошлом году предложила клиентам сразу две новинки: нож со встроенным mp3-плеером и нож с флеш-картой. Правда, линию «музыкальных» ножей решили приостановить. Как рассказали в компании «Бюрократ», эксклюзивном дистрибьюторе Victorinox, все дело в плеере: при прежней конструкции если он ломался, то его просто невозможно было починить. А вот ножи-флешки пользуются большой популярностью. В рознице они стоят от 100 до 300 долларов и идут в комплектации с флеш-картами с объемом памяти 512 Мб, 1 и 2 Гб.

Подобная продукция представлена в сувенирном ассортименте Victorinox: ножи покупают в основном в подарок.

Распространяются флеш-ножи через интернет или корпоративных клиен-тов «Бюрократа» – розница не очень охотно берет их на реализацию. Исключением, пожалуй, стала сеть магазинов «Связной». «Эксперимент с необычными товарами мы провели в рамках расширения ассортимента сети в июле 2006 года: добавили видеокамеры, зеркальные фотоаппараты и фотоаксессуары, погодные станции. В том числе мы закупали очки и перочинные ножи со встроенными mp3-плеерами. Модель Oakley Thump2 сочетает в себе солнечные очки и плеер. Перочинный нож от компании Victorinox – Swiss Beat MP3 Player поставляется в “Связные 3” с памятью емкостью 1 и 2 Гб. Нельзя сказать, что подобные товары пользуются повышенным спросом, но продажи есть», – рассказывает руководитель по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова.

Дизайн и платформа

Другой широко используемый маркетинговый инструмент – дизайн. «Бесконечно увеличивать функционал устройства невозможно. На мой взгляд, есть определенный порог, после которого начинает страдать удобство эксплуатации. Поэтому смещение акцентов в сторону дизайна с небольшим изменением каких-то характеристик – это одна из стратегий, которой придерживаются производители. То есть на рынке одновременно может находиться целая линейка устройств, базирующаяся на одной платформе. Получается, что, если у компании есть интересная платформа, используются все возможные способы для извлечения прибыли до тех пор, пока она окончательно не устареет», – объясняет аналитик J’son & Partners Сергей Савин. В качестве примера он приводит такие устройства, как Motorola RAZR V3 и LG Chocolate (KG800). «Телефон LG стал первой моделью с использованием сенсорной клавиатуры, – говорит Сергей Савин. – Удачный дизайн, необычность конструкции сделали его призером престижного дизайнерского конкурса, а результаты продаж были ошеломляющими (за 18 месяцев около 10 млн единиц). Среди остальных гаджетов, наверно, самый яркий пример успеха – это продажи плеера iPod Nano».

Аналитик Mforum Analytics Дмитрий Деев считает, что более 60% покупателей в первую очередь ориентируются на дизайн, но тут главное знать меру – совсем нестандарт-ные форм-факторы продаются очень плохо, и пример тому – серия телефонов Siemens Xelebri.

Оригинальность или посредственная универсальность?

Другой пример – мини-диктофоны от российской компании «Телесистемы». Несмотря на свою уникальность и на то, что диктофон занесен в Книгу рекордов Гиннесса , он не пользуется ошеломляющей популярностью. Владелец фирмы-производителя Игорь Коршун объясняет это тем, что мини-диктофон – продукт не массовый, а профессиональный, который рассчитан на соответствующего по-требителя. «Наши диктофоны могут только одно – качественно записывать, а рядовому покупателю нужна посредственная универсальность,– поясняет он. – Так же как и с автомобилями. Думаю, что фирма Porsche гораздо популярнее, чем, например, Daewoo. Хотя этих Daewoo продается в десятки, если не сотни  раз больше, чем Porsche. Разница в аудитории. Daewoo – это универсальная машина и обслуживает массы. Porsche – профессиональный спортивный автомобиль, у него один бог – скорость».

Антон Гуськов называет еще одну причину невысокой популярности мини-диктофона – он недостаточно известен на рынке. Теперь «Телесистемы» планируют увеличить аудиторию, предложив новое, дизайнерское решение. Из уже готовых на сайте компании сейчас представлено два – диктофон-брелок в кожаном и позолоченном корпусах. Разрабатывается еще несколько вариантов – в коже и дереве. Игорь Коршун считает, что аудитория нового продукта будет заметно шире текущей. «Сейчас наши диктофоны берут две категории покупателей – профессионалы (службы безопасности, охраны, полиция, журналисты) и люди, которые любят что-то самое-самое. А вот подарки и стильные аксессуары интересны всем», – говорит он.

Антон Гуськов так характеризует потенциальных покупателей дизайнерских моделей гаджетов: «Аудитория, которая пристально следит за новинками и обращает внимание в первую очередь на дизайн, – это такие обеспеченные фанаты. Они приобретают товар не потому, что нужна именно такая модификация, а потому, что это ново и модно».

Эх, прокачу!

Впрочем, производители не только товаров, но и услуг обращают внимание на нестандартные подходы к донесению информации. Так, компания «Скай Линк» сейчас один из организаторов игрового проекта «Энкаунтер», цель которого – активное продвижение сервисов на основе высокоскоростной передачи данных.

«Конечно, мы и раньше продвигали эту услугу, но основной доход компания получала от голосовых абонентов. За счет технологических особенностей стандарта мы могли позволить себе держать голосовую безлимитку на очень дешевом уровне. Для сравнения: когда в GSM’е она стоила 120 долларов, у нас – 50. В июле прошлого года начал действовать принцип “платит звонящий”; получился очень большой перевес в сторону GSM-операторов, и ставить на голос как таковой нам оказалось коммерчески невыгодно. Соответственно возникла задача: продвижение мобильного интернета и всех услуг на основе быстрой передачи данных – мобильного телевидения, возможности закачивать и передавать мультимедийные файлы. Под эту задачу была сформулирована коммуникационная программа, частью которой стал проект “Энкаунтер”, – рассказывает директор по связям с общественностью «Скай Линк Москва» Иван Кузнецов.

По его словам, проект изначально планировался не как глобальный с акцентом на PR-коммуникации, а как поддержка BTL-акции: «Это когда в супермаркетах, мегамоллах, магазинах, киноцентрах – там, где появляется наш потенциальный абонент, ему предлагали пробовать услугу. Когда мы увидели, какой эффект дает такая форма продвижения, решили усилить проект: за счет “Энкаунтера”. В нем человек контактирует с услугой не пять минут, а несколько часов. Нас интересовала активная платежеспособная аудитория. А в игру вступают три категории людей: бизнесмены, менеджеры как минимум среднего звена и золотая молодежь. Все эти группы нас устраивают. Потому что основной потребитель мобильного интернета (84%) – мужчина в возрасте 25–44 лет. Игрой мы накрыли самую активную часть нашей аудитории».

Сергей Савин из компании J’son & Partners высоко оценивает потенциал игры: «Традиционная реклама воспринимается потребителями все хуже и хуже, а подобные нестандартные подходы зачастую более эффективны. Учитывая, что подобные развлечения популярны среди молодых и активных жителей города, можно предполагать, что использование в данном случае вирусного маркетинга вполне оправданно и результативно».

Дмитрий Деев утверждает, что такие акции влияют на продажи, но не напрямую, а через усиление позиций бренда – формируют отложенное желание купить именно этот продукт:

«Рынок плотный, чем-то взорвать сейчас его очень трудно. Даже в нашем случае, когда технология позволяет предоставлять услугу, не имеющую конкурентного аналога. И все равно этого недостаточно для реализации рыночного потенциала. Просто потому, что плотность информационного потока по сервисам телекома очень высока. И тягаться нам с GSM-операторами, например, по объему рекламы, слишком затратно. “Энкаунтер” дешевле в порядки. Эффект можно проследить хотя бы от паблисити. Проще всего его посчитать по такой схеме: посмотрим, сколько вышло материалов, а теперь давайте переведем их в деньги. Вышло семь телесюжетов. Средняя стоимость заказа для каждого – от 5 до 10 тыс. долларов. Общий бюджет проекта по отношению к этой цифре выглядит вполне оправданно. К тому же тут есть еще один положительный момент: ты не тратишь никаких денег на продвижение идеи, она распространяется вирусом. А к этому стремятся все маркетологи».

Дизайн как инструмент перепозиционирования

Сергей Савин,
аналитик компании J’son & Partners

Дизайн может стать инструментом переориентации товара на другую аудиторию. В качестве примера могу привести следующие факты. На рынке коммуникационных устройств все большую популярность набирают КПК со встроенным модулем сотовой связи. Согласно нашим исследованиям, данные гаджеты пользуются повышенным вниманием мужской аудитории. Для привлечения потребителей-женщин на рынке стали появляться коммуникаторы исключительно «дамской» – розовой расцветки корпуса. Таким образом потенциальная аудитория расширилась.

В качестве примера «сужения», наверное, можно привести Motorola RAZR. Телефон был выпущен в эксклюзивном золотом исполнении. Motorola RAZR V3 D&G, по своему функционалу полностью идентичный обычной модели, использовал известный бренд и золотое покрытие корпуса, что позволило по-другому позиционировать данную модель


Мария ДРАНИШНИКОВА
30.07.2007  Журнал "Sales business/ Продажи"
30.07.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов