Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Билет от всех бед

Финансовые рекорды "Спортлото" в далеком прошлом -- лотерея из любимой общенациональной забавы превратилась в аутсайдера игрового бизнеса. Обороты растут только у компаний, устраивающих рекламные лотереи для продавцов пива или шоколадок. Но сейчас государство, задушившее бизнес на билетах, готовит наступление на "одноруких бандитов". Появился ли у лотерейщиков шанс вернуть себе хоть часть народного азарта?

"Вы выиграли! Что делать? Кричите: "Линия!", "Бинго!", "Выиграл!", "Я!", "Ура!" -- что угодно. Главное -- немедленно остановить игру, чтобы ведущий не успел ее закрыть!" Так эмоционально зазывал клиентов поиграть в лотерею сайт "Бинго-клуба". Однако указанный на сайте телефон заведения, по которому можно было бы узнать подробности об игре, не отвечал, и корреспонденты "Денег" наудачу поехали к станции метро "Молодежная". "Бинго-клуб" оказался на месте. Унылое серое здание с сияющей вывеской, входные билеты по 60 руб., стилизованные под лотерейные, а вся стена -- световые табло, переливающиеся цифрами. Все это, разочаровала нас девушка за барной стойкой, лишь декорации к выпивке, танцам и бильярду: последний раз в "Бинго" в "Бинго-клубе" играли в 2004 году.

Понятно почему: именно в том году вышел закон "О лотереях", который и превратил игровые табло таких заведений в обычные цветомузыкальные панели. "Бинго-клубы" ушли в историю вместе с распространителями цветных бумажек, которые на каждом углу орали прохожим: "Не проходим, а подходим! Играем и выигрываем!" -- и, как оказалось, вместе со всем большим лотерейным бизнесом, который еще советскому государству приносил преогромные барыши.

По всей строгости
Закон 2004 года запретил продавать лотерейные билеты где бы то ни было, кроме специализированных ларьков, отделений ФГУП "Почта России" и Сбербанка. Это был главный удар по лотерейщикам: спецларек встретишь редко, особенно на драгоценной московской земле, на почту народ как раз перестал ходить, освоив e-mail, да и вообще, предаваться там искушениям азарта немногим приятнее, чем в Сбербанке рядом с очередью пришедших за пенсией старушек.

Кроме того, новый закон превратил лотерейные билеты в полиграфическую продукцию уровня Б: каждый из них должен иметь номер высокой печати, водяные знаки, вкрапление особых волокон, микрошрифт и фоновую сетку из непрерывных линий. В столице такие билеты в силах напечатать только типография Гознака.

Итог: если в 2003 году телевизионными тиражными лотереями, по данным ЗАО "Интерлот" (оператор крупнейшей из таких лотерей "Золотой ключ"), было продано 160 млн билетов на сумму 4,8 млрд руб., то в 2006 году -- лишь 62 млн, за которые удалось выручить лишь 2,9 млрд руб. У бестиражников дела обстоят еще хуже: они выручают в год немногим более 1 млрд руб.

"Было время, когда ежемесячный оборот нашей компании опускался до 3 млн руб. Сейчас, впрочем, удалось поднять оборот до 10 млн руб.",-- рассказывает Станислав Волков, гендиректор ООО "ЛоттоСтар", одного из ведущих отечественных операторов рынка моментальных лотерей. Было бы логично, замечает господин Волков, если бы государство, придушив частников, само стало разрабатывать золотую жилу, как в СССР. Так ведь оно этого не делает.

Правила игры
Закон "О лотереях" 2004 года предусматривает три типа лотерей: мгновенные (результат можно узнать сразу после покупки), тиражные (победитель определяется в ходе розыгрыша) и комбинированные, которые, впрочем, существуют лишь на бумаге.

Сейчас в России более 200 мгновенных (или бестиражных) лотерей и около десятка тиражных, в том числе три телевикторины ("Золотой ключ", "Русское лото" и "ТВ Бинго-шоу"), которые контролируют 90% этого рынка. Распространенность моментальных лотерей легко объяснима. Многих клиентов привлекает возможность узнать результат сразу, стерев монеткой защитный слой, а не дожидаться розыгрыша тиража. Что же касается организации лотереи, то лицензию на моментальную получить проще, да и вообще все обходится дешевле. Запуск серии с нуля стоит около $500 тыс., на тиражную же придется потратить $3-4 млн, и это при условии, что ее результаты будут публиковаться в печати. Создание телевикторины, подобной "Русскому лото", может стоить в десятки раз больше. В этой передаче на канале НТВ еженедельно ведущий и приглашенная знаменитость достают из мешка бочонки с цифрами, а сидящие перед телеэкраном и в студии игроки, как в "Бинго-клубе" в былые времена, в случае успеха кричат "Выиграл!" или "Ура!". Выиграть они могут деньги (суперприз 5 августа составит 1 млн руб.), квартиру или автомобиль (Daewoo Nexia или ВАЗ-2107).

Игроку телевизионно-тиражный билет обходится в среднем в 50 руб. Для того чтобы испытать судьбу в мгновенной лотерее, достаточно 5-10 руб.

Станислав Волков по просьбе корреспондента "Денег" подсчитал, из чего складывается доход лотерейной фирмы. 50% денег, вырученных от продажи билетов, составляют призовой фонд, 6-10% придется потратить на производство новых билетов в одобренной Минфином типографии. 10% -- установленные законом благотворительные отчисления, свои для каждого лотерейщика, 25% образуют вознаграждение распространителей, под которыми подразумеваются сети специализированных киосков, такие как ГУП "Спортлото" или ОАО "Екатеринбургские лотереи".

В итоге прибыль предприятия не превысит 9%, а из этой суммы нужно еще выделить средства на зарплаты сотрудников, аренду офиса и склада, услуги дизайнеров и транспортные расходы. В итоге чистая прибыль лотерейщика лишь 1% от его дохода.

Бизнес тиражников связан с чуть меньшим риском. На них тоже распространяется требование закладывать в призовой фонд половину прибыли. Однако если они распродают меньше билетов, чем было напечатано, то джекпот, который, как правило, составляет 5% от тиража, формируется из стоимости реально проданных билетов. Оставшиеся же у дилеров экземпляры учитываются, после чего их утилизируют.

Розыгрыш тиража может проводиться по-разному, однако никогда -- с помощью компьютера, так как ФНС, которая курирует процедуру, опасается хакеров. В большинстве телевизионных лотерей используется лототрон, подобный тому, который когда-то определял победителей "Спортлото". Речь идет об однотипных аппаратах, в которые избранные игроки перед началом тиража загружают шары с цифрами -- резиновые мячики весом 74 г. Оборудование для лотерей изготавливают, как правило, за рубежом: аппараты, например, в большинстве своем привозят из Франции.

Неплохо дела сегодня идут только у устроителей рекламных или стимулирующих лотерей: бизнес таких фирм, как ООО "ЛотПром" или ПО "Пластиковые карты", на подъеме. Впрочем, такие лотереи -- не ради самих лотерей, это способ поднять продажи товаров.

"Здесь человек свой азарт реализует бесплатно,-- объясняет Андрей Шапошников, исполнительный директор ООО "ЛотПром".-- Участие в стимулирующей лотерее человек покупает вместе с товаром или услугой".

Ежегодно компания, в которой работает господин Шапошников, разрабатывает от 20 до 40 проектов. Каждый делится на несколько этапов: разработка концепции, печать билетов, распространение, подведение итогов, награждение победителей, рекламная кампания (300-500 тыс. руб.). Производство 1 млн билетов обходится организатору такой лотереи в 1-3 млн руб.-- куда дешевле, чем в "настоящей" лотерее, ведь здесь уровень Б не требуется (билеты можно печатать на картоне с использованием стандартного защитного слоя). Ниже и призовые -- 0,5-1 млн руб.: бесплатные билеты государство чем-то конкретным обеспечивать не требует, подойдет и кружка с символикой пивного брэнда. Таким образом, по словам Андрея Шапошникова, запуск всероссийской рекламной лотереи обойдется заказчику в 3-5 млн руб.

Любопытно, что оценить эффективность стимулирующих лотерей сами рекламщики не берутся, ссылаясь на то, что речь идет о долгосрочном эффекте. Поэтому иногда даже в разговоре с клиентом им приходится оперировать расплывчатыми формулировками, такими как "повышение узнаваемости брэнда". Впрочем, рекламным лотерейщикам никогда не достичь такого охвата аудитории, на который претендуют традиционные лотереи. Точнее, могли бы претендовать.

Ставки невелики
По данным прошлогоднего опроса ВЦИОМа, если бы среднестатистический россиянин выиграл в лотерею $1 млн, он бы распределил эту сумму так: 51% сразу потратить -- на квартиру, машину, учебу или отдых, 27% отложить на черный день; 10% вложить в акции растущих компаний или инвестиционные фонды и примерно столько же направить на благотворительность.

В реальности все оказывается не так красиво и умно -- после того как в 2001 году тот самый миллион выиграла жительница Уфы Надежда Мухаметзянова, ее жизнь превратилась в сплошной праздник: миллионерша поила весь дом, покупала и разбивала один за другим автомобили. Когда же в прошлом году женщина умерла, денег, как выяснилось, не осталось даже на похороны.

Но эта печальная история единична. Статистическую выборку лотерейных счастливцев нового времени представить нельзя -- просто потому, что джекпот самых успешных российских лотерей сейчас редко превышает несколько миллионов рублей. "По новому закону джекпот может накапливаться лишь в течение 20 розыгрышей,-- объясняет гендиректор ЗАО "Интерлот" Александр Зибров.-- В одном из недавних тиражей "Золотого ключа" нам в принудительном порядке пришлось разыграть 3 млн руб., хотя мы и дальше могли бы его увеличивать".

В отличие от советских лотерей, где значительная часть выигрышей состояла из дефицитных товаров -- от швейных машинок "Подольск" до утюгов,-- портфель призов большинства российских лотерей формируют денежные суммы (от 10 до нескольких миллионов рублей), автомобили и квартиры.

"Если призовой фонд моментальной лотереи составляет 10 млн руб., то на покупку автомобилей (как правило, отечественного производства) будет потрачено порядка 1,5 млн руб.-- вот и считайте их количество",-- говорит господин Волков. Получается, из миллиона купивших билеты по 10 руб. за штуку шанс выиграть, скажем, тольяттинскую "семерку" есть у семерых счастливцев.

Призовой фонд формируется на основе тиражей, потому и выглядит бледно. По данным Минфина, в среднем россиянин тратит на лотерейные билеты всего $2 в год. Для сравнения: в Западной Европе, например, среднестатистический житель покупает билетов на $150-200, а в США -- на $450. За границей и суммы выигрышей другие: доходят до сотен миллионов долларов. Так, джекпот американской государственной лотереи Mega Millions с суммой выигрыша $390 млн (максимальной на сегодняшний день) в марте этого года разделили супруги Гарольд и Элейн Месснер и Эдд Нейборс. Тираж лотереи был 176 млн билетов -- в 100 раз больше, чем могут себе позволить ведущие российские лотерейщики.

В лотерею играют мало по всей стране, но особенно явно она вышла из моды в Москве и Санкт-Петербурге (по 2% от объема рынка). Относительно успешными городами специалисты признают Уфу и Екатеринбург.

И дело не в том, что США -- более азартная страна, чем Россия. Просто у нас лотерея оказалась на периферии игорного бизнеса, который подмяли под себя игровые автоматы и казино: они контролируют девять десятых рынка. На Западе ситуация совсем иная: 57% занимают лотереи и лишь 18% -- "однорукие бандиты".

А все потому, что за рубежом лотерейные билеты гораздо доступнее, чем у нас.

Лотерейный автомат
"За рубежом лотерейные билеты печатают специальные терминалы, которые находятся во всех людных местах, одновременно информация о приобретенном билете появляется в базе данных центрального компьютера,-- рассказывает Александр Зибров.-- В итоге непроданных экземпляров нет как таковых. Установка лотерейных терминалов или интеграция их в уже существующие платежные аппараты позволила бы сделать лотерею более массовой, а также исключить расходы на тираж, транспортировку и распространение лотерейных билетов".

Однако по упоминавшемуся уже закону 2004 года такую лотерею в реальном времени, когда билет печатается непосредственно в месте продажи, может проводить только государство. В прошлом году право стать оператором Всероссийской государственной лотереи в реальном времени получила компания ООО "Орглот", учрежденная Газпромбанком специально для этого проекта (в совет директоров фирмы входит первый вице-президент Газпромбанка Ольга Дадашева). Организатором лотереи выступает Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Амбициозный проект, заявляли организаторы информагентствам, призван повторить успех советского "Спортлото", которое формировало 85% бюджета Госкомспорта СССР и полностью окупило Олимпийские игры 1980 года в Москве. Некоторые эксперты оценивают начинание скептически.

"Почему созданная за месяц до проведения конкурса организация сумела его выиграть, мне неизвестно, зато я знаю, что сейчас она бездействует",-- говорит депутат Госдумы, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере игорного бизнеса и лотерей Игорь Динес.

Александр Зибров полагает, что госмонополия на современные технологии в лотерейном бизнесе лишает значительных доходов и само государство. "Оно выиграло бы от нашей инициативы, так как отчисления на благотворительность при внедрении западной схемы могли бы возрасти многократно,-- утверждает предприниматель.-- Ведь даже при сохранении жесткого госконтроля нашлись бы инвесторы, готовые потратить $150-200 млн на создание необходимой инфраструктуры для печати билетов на месте продажи".

Пока же место находится только госконтролю, но не частной инициативе. По словам Станислава Волкова, в сложившихся условиях самый простой способ добиться успеха на рынке моментальных лотерей -- заключение договора на реализацию билетов со Сбербанком. 28 тыс. его отделений по всей стране сейчас продают в год билетов моментальных лотерей примерно на 800 млн руб.-- в три раза больше, чем на остальном рынке. Но при этом в Сбербанке представлено всего пять предприятий: Российский фонд культуры с лотереей "Пари-Париж", ООО "Дирекция по проведению лотереи "День Победы"" с одноименной лотереей, общественное конструктивно-экологическое движение России "Кедр" с лотереей "Природа", ООО "Дирекция спортивных лотерей" с лотереями "Чемпион" и "Честная игра", а также ОАО "Спортивные лотереи" с лотереей "Спринт".

"С улицы в Сбербанк лотерейщику не попасть,-- объясняет Станислав Волков.-- Моей компании, например, было отказано на том основании, что ассортимент уже сформирован и в расширении не нуждается". При этом господин Волков отметил, что пробившиеся в обойму Сбербанка компании вовсе не являются лучшими: "Эти лотереи в киоски если и берут, то неохотно. Выиграть стоящий приз в них трудно".

Впрочем, деятельная позиция государства, о необходимости которой говорят лотерейщики, может обернуться для них введением новых ограничений. В числе возможных поправок к закону "О лотереях" в Госдуме обсуждались выдача разрешений на проведение общероссийских тиражных лотерей только организациям с 50% участия государства и введение для участников рынка минимального уставного капитала 10 млн руб. (с исключением для государственных, муниципальных и социальных лотерей). Есть и такое предложение депутатов: в правлении каждой всероссийской лотереи должен присутствовать представитель правительства Российской Федерации.

Станислав Волков допускает, что государство задушит частный лотерейный бизнес, однако надеется на другой сценарий. "Если нас оставят в покое, а игровые автоматы вернут нам наших игроков, рынок в течение нескольких лет вырастет в четыре-пять раз",-- уверен предприниматель.

Похоже, упускать гипотетическую возможность самостоятельно зарабатывать на лотерее государство все же не собирается. Однако силком билет даже в эпоху СССР никому не вручали, как бы ни мечталось о том героине Нонны Мордюковой из "Бриллиантовой руки". Не факт, что "однорукие бандиты", даже если их изгонят из мегаполисов, отдадут своих поклонников лотерейщикам -- не важно, частным или государственным. "По характеру аудитории, способу игры и скорости появления результата игровые автоматы трудно сравнить с моментальными лотереями, не говоря уже о тиражных",-- объясняет депутат Динес. Ему вторит Александр Зибров: "Салоны игровых автоматов переманили лишь часть нашей аудитории, а в казино потенциальные покупатели лотерейных билетов как не ходили, так и не ходят".

Как бы то ни было, пока играть приходится в отделениях "Почты России" и Сбербанка, азартной эта игра не будет.


Азартная история
Игра в пользу государства
Первые лотереи появились в России еще в XVIII веке при царском дворе и вскоре распространились на все слои общества. Игры проводили частные комитеты, общества, попечительства и приюты. В 1891 году была организована государственная благотворительная лотерея в пользу населения, пострадавшего от неурожая, а в 1914 году аналогичная лотерея -- в пользу раненых воинов.

Первые советские лотереи использовались для сбора денег в фонд помощи голодающим. В рамках первой из них в 1922 году было выпущено 3 млн билетов по 50 руб. каждый.

В 1925 году Комиссия по улучшению жизни детей провела свою первую денежную лотерею, доход от которой направила на борьбу с беспризорностью. Общество борьбы с алкоголизмом организовало в 1929 году лотерею "Книга вместо водки". Тогда же Общество друзей радио СССР провело крестьянскую радиолотерею. Селянам досталось около 60 тыс. приемников и 50 трансляционных узлов. Самыми массовыми в довоенные годы были лотереи Осоавиахима. Тираж билетов стартовал с 2 млн в 1926 году и дошел до 75 млн в 1941-м.

В годы Великой Отечественной войны лотереи устраивались четырежды. Они принесли стране 12,9 млрд руб. Первая послевоенная лотерея состоялась в 1956 году в целях сбора средств на проведение Всесоюзного фестиваля молодежи. За ней последовало несколько денежно-вещевых лотерей. В 1960-е годы появились просуществовавшие до распада СССР Всесоюзная художественная лотерея, Всероссийская книжная лотерея и лотерея ДОСААФ.

В преддверии Олимпиады в Москве 1980 года появилась другая спортивная лотерея -- "Спринт". Она, как и другие денежно-вещевые лотереи, разыгрывала не только денежные призы (до 2 тыс. руб.), но и дефицитные товары.

С 1970 года в разных формах действовала советская легенда -- "Спортлото". За годы существования она принесла бюджету 500 млрд руб.-- более 80% всего спортивного бюджета СССР. В течение 20 лет страна заполняла карточки, выбирая 6 номеров из 49 (каждому номеру отводился свой вид спорта). Выигрышную комбинацию определял лототрон. Розыгрыши с 1974 года транслировались по телевидению. Тираж "Спортлото" составлял 30 млн. При стоимости одного билета 30 коп. недельный оборот лотереи достигал 9 млн руб. Даже если на выигрыши уходила половина выручки, это был результат, о котором не только современные российские, но и зарубежные лотерейщики могут лишь мечтать.

ОЛЕГ ХОХЛОВ, ИВАН ЯКОВИНА

КоммерсантЪ-Деньги
02.08.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов