Социальные носители
Андрей Гаврилов развернул в стране глобальный социально-коммерческий проект
Скоро по всей Москве начнут менять почтовые ящики. Место проржавевших раскуроченных ветеранов займут новые технологичные железные ячейки. Причем замена не будет стоить ни копейки ни Почте России, ни городу, ни его жителям. И все благодаря схеме, придуманной московским бизнесменом Андреем Гавриловым. Созданные им компании Mail Group и New Streets собираются обеспечить для начала Москву, а потом и всю Россию не только новыми почтовыми ящиками, но и новыми удобными скамейками. Затраты должна окупить реклама.
До глобальных проектов, связанных с почтовыми ящиками и скамейками, Андрей Гаврилов успел попробовать себя во многих областях бизнеса.
- Я родился в Москве в обычной интеллигентной семье. Мама - библиотекарь, папа - инженер. Как-то сидели мы с родителями на кухне, и я сказал: "Живем мы, конечно, ничего, но я сделаю все возможное, чтобы жить еще лучше".
Первые деньги Андрей заработал еще в школе мытьем машин, потом, учась в Московском государственном университете геодезии и картографии, организовал на своем факультете кафе.
- Позднее, в конце 1990-х годов, я создал сеть салонов связи на всех вокзалах Москвы.
Мы занимались оптовой поставкой телефонов, возили их из Германии, Польши, Литвы. Денежные средства росли в геометрической прогрессии с каждой следующей партией. Компания быстро развивалась, но в какой-то момент я почувствовал спад и все продал. Понял, что здесь нужно либо привлекать большие инвестиции, чтобы конкурировать с крупными сетями, либо сворачивать бизнес.
Параллельно торговле Андрей начал развивать еще одно направление: он организовал в Москве небольшое производство аксессуаров для мобильных телефонов - сумочек, чехлов и т. д. Вскоре компания вышла в еще одну смежную нишу - производство промопродукции, товаров с логотипами на заказ. Сегодня Гаврилов с партнерами плотно сотрудничает по сувенирам с двумя крупными фабриками в Китае и Турции.
Жалко ребят - Как у вас возникла идея с ящиками?
- У меня есть хороший друг Саша Гуреев, владелец компании "Никэ" - одного из лидеров на рынке наружной рекламы. Мы с ним часто вместе отдыхаем, и он мне все время рассказывает про свой рынок, проблемы с"наружкой", сокращение площадок и т. д. Вот я все это слушалслушал… А потом как-то раз захожу к себе в подъезд и вижу сломанный почтовый ящик, а на полу горы высыпавшихся из него листовок. Подумал, что можно сделать железную конструкцию без щелей, тогда никто не сможет кидать макулатуру, значит, жители дома не будут ронять бумажки на пол и в подъездах станет чисто. Короче говоря, пока поднялся до своей квартиры, придумал всю технологию, в том числе то, как к ящику приделать прозрачную дверку и вставлять в нее сменный информационный блок, то есть рекламу.
Почтовые ящики нового поколения еще только начинают ставить. Пока на образец можно посмотреть в кабинете у Андрея Гаврилова.
Дверцы сделаны так, что в щели невозможно засунуть даже самую тонкую бумажку. Каждый ящик состоит из шести ячеек. Ноу-хау в том, что железный короб имеет три независимые зоны, доступ к которым ограничен: ключи от наружных дверок для рекламы находятся у службы поддержки Mail Group, ключи от внутреннего блока с прорезями - у почтальона, ключи от ячеек - у жителей квартир.
- Не можем же мы влезть в бюджет и сказать: "Дайте нам много денег, а мы вам ящики поставим". Я всегда против бюджетных денег. Соответственно, нужны частные инвестиции, которые потом нужно отбивать. Для этой цели послужит реклама - с ее помощью мы окупим бесплатное размещение ящиков и их дальнейшую эксплуатацию.
- Но проект перекроет кислород листовочникам. Ваша площадка выкинет их с рынка?
- Я об этом бизнесе подумал. Все-таки огромный сегмент рынка, и на нем сидят такие же предприниматели, как я. Жалко ребят. Вот мы им и придумали альтернативу- бесплатный информационный журнал с 40% рекламы. Туалетное чтение для всей семьи. Листовочники смогут размещаться у нас - им это обойдется даже чуть дешевле, чем direct-mail. Наш тираж- 3,5 млн экземпляров (по количеству почтовых ячеек в Москве). Плюс к каждому журналу будет еще небольшое приложение - это вместо совсем дешевых черно-белых листовок.
Андрей Гаврилов с коллегами запатентовал новый ящик, причем не только на Россию, но и на Украину и Европейский Союз. Теперь Mail Group имеет эксклюзивное право на производство этой продукции. В компанию были привлечены частные инвестиции.Сейчас проект находится в стадии активного продвижения в массы.
- Для начала мы провели социологический опрос. Его итоги нас очень порадовали. Все бабушки и домохозяйки в один голос сказали: не важно, что будет написано на ящике, главное, чтобы не было бардака в подъездах. Попутно выяснилось, что у людей куча проблем с почтовым сервисом в принципе. Например, воровство. Люди боятся выписывать дорогие газеты и журналы, потому что хулиганы вскрывают ящики. Кроме того, в ячейки бросают окурки, начинается пожар. Жулики засовывают в ящики квитанции на оплату коммунальных услуг с липовыми расчетными адресами, доверчивые пенсионеры оплачивают счета, а деньги уходят непонятно куда. И наконец, порой непонятно, кто, собственно, хозяин ящиков. Вот если что-то ломается- куда идти? Почта России отправляет в ЖЭК, ЖЭК - на почту. Кстати, Почта России в свое время лоббировала замену за счет жителей всех ящиков в стране на такие же, как наши, только без рекламы.
- Кстати, сколько стоит ваш ящик?
- 2 тыс. руб. Соответственно, наши инвестиции составят свыше 1 млрд руб. А по мере того как проект начнет окупаться, мы будем перенаправлять средства в регионы - менять ящики там. Но вернемся к Москве. Итак, мы сами вешаем новые почтовые ящики в домах, никак не трогая бюджет города или страны, раздаем всем зарегистрированным службам ключи.
Единственное условие - никаких листовок.
Так разом будут решены все проблемы с захламлением подъездов, пожароопасностью и "левыми" счетами. А поскольку мы размещаем на ящиках рекламу, то сами заинтересованы в том, чтобы они были в хорошем состоянии.
Поэтому в Mail Group есть собственная сервисная служба, которая в течение 24 часов будет менять испорченные короба, а потом поддерживать их в нормальном состоянии. Еще один момент - нашу рекламу должно быть непременно видно. Поэтому мы взяли обязательство перед ЖЭКами обеспечить свет в подъездах.
ЖЭКи же спокойно могут рапортовать наверх, что они поменяли столько-то лампочек,- мы не против. Все это указано в договорах с управами. На сегодня у нас образовалась очередь из желающих: руководители управ ждут запуска проекта. Начнем с Москвы, потом пойдем в города-миллионники. Регионам будем отдавать эту историю во франчайзинг.
- А что думают заводы, которые производят ящики?
- Заводы говорят нам спасибо. Основных производств три: в Калуге, Петербурге и Самаре.
Первое оказалось самым адекватным: отлично поставлен менеджмент, оборудование современное, и кофе у них вкусный. Они производят в основном железную мебель, на ящики ведь обычно небольшой спрос. Мы же у них размещаем огромный заказ- 3,5 млн почтовых ячеек. Думаю, Петербург и Самара тоже будут с нами сотрудничать. В общем, проект социально-коммерческий.
Конечно, мы получим прибыль, но одновременно и людям поможем.
Все-таки не Дубаи В компании Mail Group сейчас работает 100 человек, и штат постоянно растет. Второй проект Андрея Гаврилова - New Streets - не менее глобальный.
- История с лавочками тоже родилась спонтанно. Мы с дочерью долго ждали электричку.
Дочь говорит: "Давай присядем". Я ей: "А куда, лавочек-то нет?" "Ну, так ты поставь!" "Хорошо,- говорю,- поставлю". Я стал размышлять на эту тему, вспомнил, как однажды в Дубае наткнулся на скамейку с двумя встроенными в нее рекламными щитами Lipton и Nokia. Обычная деревянная конструкция, не очень красивая, но я на ней с удовольствием отдохнул. В общем, разработали мы несколько вариантов лавочек с рекламным носителем - для закрытых и открытых платформ. Во втором случае конструкция имеет козырек.
- У нас все-таки не Дубаи, быстренько все раскурочат…
- Лавочки, как и ящики, антивандальные.
Конструкция сварная, мощная и намертво привинчивается к платформе. Мы создали компанию, сформировали сильную команду и пошли в город и на железную дорогу. Идея в том, чтобы расставлять скамейки на железнодорожных станциях в соответствии с объемами пассажиропотока - это устроит и пассажиров, и рекламодателей. В общем, пришли мы в РАО РЖД.
Если можно было бы сразу попасть к господину Якунину, президенту РАО РЖД, и сказать: "Вот у нас есть такой проект, хотим вам бесплатно лавочки поставить",- это бы все упростило.
Но такое невозможно. Поэтому пришлось целый год преодолевать разнообразные инстанции: замов, советников и т. д.
Вообще с рекламой на железной дороге история интересная. Там монополия у компании "Лайса", которая выиграла эксклюзивный тендер на десять лет. Мы говорим: "Это в первую очередь лавочки, а во вторую- уже реклама".
А они: "Нет, это реклама, давайте денег". Хотели 90%, потом доторговались до 50%. Затем появились еще люди и еще, и каждый хотел урвать свой кусочек. В конце цепочки нам оставалось совсем чуть-чуть. Получилось, что мы еще ничего не сделали, а всем уже должны. В какой-то момент нам все-таки посчастливилось дойти до президента РЖД, который поставил свою резолюцию: мол, надо с этим проектом работать.
- А с городом?
- С городом проще: тут нет мегаструктуры вроде РАО РЖД, все решается на уровне управ.
С одной не получилось, можно пойти в другую.
У нас большие планы: хотим поставить лавочки в ГИБДД, пусть там размещают рекламу автодилеры и страховые компании. В институтах хотим поставить, есть уже договоренности с МАИ.
В общем, работаем, и, что мне особенно нравится, нам удалось создать две "белые" компании, что по сегодняшним меркам большая роскошь.
- А много еще осталось неожиданных мест, где можно разместить рекламу?
- У меня есть интересный проект с аптеками.
Там, например, больших денег стоит поставить товар на удобной полке или повесить воблер.
А когда вы подходите к фармацевту и спрашиваете лекарство от головной боли, то он называет таблетки строго по списку, кто за какое место заплатил. Моя идея - сенсорные мониторы с понятным интерфейсом, чтобы люди могли проконсультироваться по лекарству и посмотреть все варианты.
КОНСТАНТИН МИЛЬЧИН
Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»
|