Половина Нижельского
У главы MEC Group закончился период раздвоенности
Последние десять лет президенту MEC Group (входит в GroupM,
управляющую медиаактивами холдинга WPP в России) Александру Нижельскому
приходилось отдавать свою энергию двум входящим в группу агентствам: Maxus и
Mediaedge:cia. Теперь, когда принято решение о разделении MEC Group, Нижельский
получит возможность сосредоточиться на российском офисе сети Maxus. И это
совпадает с его личными планами.
Рассказывая о своей карьере менеджера, Александр Нижельский
членит ее на этапы в соответствии с числом подчиненных: «Я десять лет управлял
двумя агентствами. Когда эти агентства вместе составляли человек тридцать, это
был своего рода фан. Когда сотрудников стало пятьдесят, это тоже было нормально.
Когда шестьдесят-семьдесят - тяжеловато, но нормально. Когда же стало сто
восемьдесят, я понял, что не могу больше контролировать все операции этого
бизнеса на ежедневной основе». Сегодня президент MEC Group (в структуру входят
медиаагентства Maxus, гендиректором которого также является Нижельский, и
Mediaedge:cia), прошедший длительный этап роста ввысь, отдает предпочтение росту
качественному.
Новый этап в профессиональном развитии Нижельский связывает с
работой в агентстве Maxus, которое он сам создавал в 1997-м (тогда - под
вывеской «МегаМедиа»). Впрочем, нельзя сказать, что такими планы президента были
изначально. Назначению Нижельского гендиректором Maxus предшествовали уход с
этой должности Эдуарда Роднянского (в настоящий момент - управляющий директор
агентства Medialect) и приезд в Москву Кристиана Гино, занимавшего в
штаб-квартире Mediaedge: cia Global Solutions в Лондоне должность управляющего
партнера. Познакомившись с Гино, Нижельский понял, что может отдать
Mediaedge:cia в надежные руки иностранца, а сам планирует сфокусироваться на
Maxus.
африканские страсти
Александру Нижельскому на протяжении его карьеры в рекламе
всегда довольно легко удавалось сработаться с иностранцами. Так, уже в первое в
его жизни рекламное агентство DMB&B Александра принимало на работу западное
руководство. Впоследствии, перейдя в «Видео Интернешнл», Нижельский активно
выступал за альянс с западной сетью, в результате чего возникло агентство CIA
Russia. Позже топ-менеджер, в отличие от многих своих коллег, согласился принять
корпоративные стандарты WPP — международного холдинга, вошедшего в медийный
бизнес ВИ. Наконец, на роль руководителя Mediaedge:cia президент MEC Group
пригласил французского подданного Кристиана Гино.
Способности к столь успешной межкультурной коммуникации были заложены еще в детстве:
первые три класса Нижельский окончил в США, а шестой, седьмой и восьмой — в
Афганистане, куда потом приехал со школьными товарищами летом после девятого.
«Мои самые счастливые школьные годы прошли в цветущем Кабуле», — говорит
Александр, сожалея, что таким помнят город только те, кто жил в нем до начала
военных действий.
Жизнь за границей, связанная с дипломатической службой отца,
уже сама по себе могла заменить лучшую языковую спецшколу. Однако можно не
сомневаться, что в выборе вуза немалую роль сыграло и образование родителей,
окончивших Институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Сын решил не нарушать
традиции.
Впрочем, еще до поступления в институт
случилось неожиданное. Срочно приехавшая из Афганистана мать рассказала, как
отец под каким-то предлогом попросил ее вернуться из Кабула в Москву. Загадка
разрешилась скоро: тем же вечером в программе «Время» сообщили, что в Кабуле
началась революция. К счастью, все обошлось, отец вернулся в Москву через
какое-то время и вскоре продолжил свои дипломатические командировки в другие
страны. А Саша вместе с братом старательно учили языки и «оттягивались по
полной» в трехкомнатной квартире в Москве.
Сдав на выпускном экзамене профильный английский на «отлично»,
молодой человек решил погрузиться в мир романтики и приключений «на другом
континенте и в других условиях жизни». Однако налаживать контакты с населением
других стран на деле оказалось не так приятно: вместо экзотической Танзании,
куда увлеченный рассказами уже отслуживших выпускников всеми силами души
стремился Александр, его отправили в нищую и разрываемую внутренними
противоречиями Эфиопию. Теперь из абиссинских приключений Нижельский особенно
вспоминает одно: однажды, возвращаясь из командировки с эфиопско-сомалийской
границы, где продолжались вялые боевые действия между двумя государствами, по
ошибке водителя они проехали минут сорок, как потом оказалось, по заминированной
дороге. «Не туда свернули», - смеется Александр.
В то время в советских гарнизонах Эфиопии служили многие
будущие рекламисты, например Сергей Пискарев. Однако встретился с нынешним
президентом АКАР Нижельский уже позже, в Москве.
>> Александр Нижельский
Родился в 1962 году в Москве
Образование: В 1984 году окончил Институт
иностранных языков им. Мориса Тореза
Опыт работы: 1984—1986: служба в Советской
армии 1987—1990: работа на Гостелерадио 1990—1994: медиаменеджер,
впоследствии медиадиректор агентства DMB&B 1994—1997: медиадиректор
агентства РАВИ (ГК «Видео Интернешнл») 1997—2005: генеральный директор
агентства «МегаМедиа» 1998—2005: генеральный директор агентства CIA
Russia 2005—апрель 2007: генеральный директор агентства
Mediaedge:cia С октября 2006 — генеральный директор агентства
Maxus C апреля 2007: президент MEC Group (в группу входят агентства
Maxus и Mediaedge:cia) |
за кадром прайм-тайма
Разочаровавшись в работе переводчика и во второй раз сменив
южный климат на московский, Нижельский сумел в непростой действительности 1980-х
найти занятие по душе. Новые знакомые помогли устроиться на Гостелерадио, где
Нижельский проработал три следующих года. Новоиспеченному сотруднику управления
внешних связей пришлось строить отношения с зарубежными телекомпаниями. Частые
командировки в разные места России, куда Александр ездил с журналистами из
Индии, Гонконга, США и других стран, чем-то напоминали его армейскую службу,
только были более спокойными.
Позже, перейдя в редакцию информации, куда Нижельского позвал
его коллега Сергей Доренко, он познакомился с тогдашними и будущими звездами
телеэфира: Михаилом Осокиным, Татьяной Митковой и Евгением Киселевым. Сегодня
Доренко вспоминает своего бывшего сослуживца с уважением: «Всегда очень мало
людей, способных структурировать и свое сознание, и время, и пространство вокруг
себя. Саша относился к их числу».
Работа редактора состояла в том, чтобы доводить до ума
видеосюжеты зарубежных журналистов, которые все как один не соблюдали
хронометраж. «Без ложной скромности скажу, что она у меня неплохо получалась», -
говорит Нижельский, чья редакторская деятельность совпала со «звездным часом»
Нельсона Манделы: о знаменитом южноафриканском политзаключенном Александр
выпустил не менее 50 сюжетов.
Однако к тому моменту, как редактору самому предложили
выступить в качестве ведущего выпуска вечерних новостей, что фактически означало
восхождение на телевизионный олимп, Нижельский уже получил альтернативное
предложение. Михаил Булах, одноклассник Нижельского по кабульской школе, и
Михаил Лепилин в 1990-м году решили открыть в Москве офис рекламного агентства
DMB&B, пригласив Нижельского быть третьим. Партнеры рассудили, что опыт
телевизионщика поможет ему возглавить медийное направление агентства.
«Выбирая между двумя предложениями, я тогда подумал, что
Познером мне никогда не стать, - признается глава MEC Group, - а в новом
рекламном бизнесе, возможно, преуспею, так как испытывал к нему большой
интерес». Доренко не помнит, при каких условиях Нижельский покинул стены
Гостелерадио, однако отмечает, что в то время «многие уходили в бизнес». А глава
одного из российских рекламных агентств вспоминает, что на заре 1990-х в самом
воздухе витало ощущение, что «надо что-то сделать».
Александр понравился приехавшим в Россию для проведения
интервью представителям штаб-квартиры DMB&B, и они ударили по рукам. Так
талантливый редактор стал медиаменеджером.
реклама на ватмане
Пока Булах и Лепилин (вскоре последнего на посту генерального
директора заменил Сергей Коптев, сейчас - председатель совета директоров
Publicis Groupe Media и Leo Burnett Group) занимались организационными и
клиентскими вопросами, Нижельский стал делать для начавших появляться
иностранных клиентов обзоры и презентации, впервые знакомившие их с российским
рынком. «До медиапланирования и исследований было далеко, - вспоминает
Нижельский. - Но по крайней мере, я рассказывал им, куда они попали». В Россию
тогда хлынул целый поток иностранцев, очарованных уже тем, что они оказались в
стране, которую до этого видели только по телевизору. Телевидение же являлось на
первых порах едва ли не единственным медийным предложением, а «планирование»,
как вспоминает Нижельский, осуществлялось следующим образом: «Разлиновав лист
ватмана и написав на нем названия телевизионных передач, я на основе интуиции
присваивал им рейтинги». Кстати, большинство этих рейтингов оказались потом
близки к результатам первых настоящих телеизмерений, что не могло не порадовать
автора.
Параллельно первым российским рекламистам приходилось садиться
за парты и учиться азам нового незнакомого ремесла. Нижельский тепло вспоминает
первого приехавшего из Лондона медиаспециалиста - Кевина Маллоя, который «прямо
на ходу начал обучать и консультировать нас в нашей новой работе». Кроме того,
приходилось и самому уезжать за границу, в частности в Будапешт, где такие же
начинающие медиаменеджеры из Восточной Европы (здесь, как и в России, рекламный
рынок только создавался) проходили курсы обучения: «Именно здесь мы познавали
азы медиапланирования, а также получали огромное количество литературы для
дальнейшего изучения». А со структурой рекламного агентства Нижельский более
тесно познакомился во время своих стажировок в Лондоне, где изучал работу всех
основных отделов лондонского офиса DMB&B.
Вскоре после открытия DMB&B медийный отдел агентства был
расширен, а прошедший «курсы повышения квалификации» Нижельский стал
медиадиректором. Приобретенные на Западе знания оказались кстати. В начале
1990-х агентству удалось выиграть тендеры крупнейших рекламодателей - компаний
Mars и P&G, после чего уже «началась настоящая серьезная работа с большими
деньгами».
В то время телевизионный рынок был поделен между двумя
основными игроками: «Премьер СВ» и «Видео Интернешнл», которое уже начинало
продавать эфир не по минутам, а по GRP. Соответственно возникали тесные
профессиональные контакты с руководителями этих компаний - Владимиром Жечковым
(«Премьер СВ») и Юрием Заполем (ВИ). При этом сами условия видения бизнеса
подталкивали к тому, чтобы отношения между партнерами были минимально
формализованными: «Мы с Заполем честно разместили многие миллионы долларов,
иногда подписывая документы задним числом, так как решение о проведении кампании
приходилось принимать моментально». Так, на доверии, они проработали несколько
лет.
превентивные меры
На пятый год работы в DMB&B Александру позвонил Заполь и
поинтересовался, чего ему не хватает в его работе. Создатель ВИ как в воду
глядел: несмотря на работу с крупнейшими клиентами и безоблачные перспективы в
будущем, Нижельского не все устраивало. Он считал, что инвестиции в бизнес были
недостаточны. «Рынок рос такими темпами, что возникла необходимость набирать
новых людей, вкладывать средства в их обучение, покупать новые компьютеры и
исследования», - вспоминает Нижельский. И резюмирует: «Я перешел в ВИ, потому
что мы сошлись с Юрой в том, что надо работать на опережение».
В России создавался потребительский рынок, и топ-менеджер
считал, что стоило подготовиться как к приходу новых рекламодателей, так и к
большим рекламным затратам уже существующих. Кроме того, амбиции Нижельского
требовали не просто руководства одним из отделов агентства, а создания
собственного (такая возможность открывалась именно в ВИ). Однако сначала
предстояло поставить на ноги полносервисное рекламное агентство РАВИ,
принадлежащее «Видео Интернешнл», куда Александр и перешел в 1994 году на
знакомую по DMB&B должность медиадиректора.
Гендиректором РАВИ стал Дмитрий Аброщенко, перешедший из Ogilvy
& Mather, а на пост директора по работе с клиентами Нижельский
порекомендовал своего коллегу по DMB&B Александра Романова. Четвертым
топ-менеджером стал креативный директор Иван Чимбуров, также явившийся из
западного агентства — BBDO. Вспоминая команду сетевых специалистов, пришедших
создавать российское агентство, Нижельский убежденно говорит: «Таким составом
можно было горы свернуть».
А обеспечить успех этому «геологическому» почину должны были
обещанные Заполем инвестиции. Аброщенко (в настоящее время — гендиректор РА
«Манифеста») вспоминает, что значительная часть средств шла на привлечение
опытных специалистов. Кроме того, на глазах воплощалась профессиональная мечта
Нижельского: приобреталась техника, покупались медиаисследования,
разрабатывалось собственное программное обеспечение. И результаты не заставили
себя ждать. Романов (сейчас — гендиректор РА Smart Communications) перечисляет
рекламодателей, которых взяла на обслуживание «праматерь всех рекламных агентств
ВИ»: Hitachi, United Distillers (бренды Gordon’s, Jonny Walker), Bosch. Одним из
крупнейших в то время бюджетов в России располагал еще один клиент РАВИ —
Polaroid (около $4 млн).
Бизнес агентства рос, пока наконец в 1997 году в ВИ не решили
последовать международному веянию и развести медийный и креативный отделы. «Мы
почувствовали, что как медийщики мы должны сами отвечать за свою работу и не
терять бизнес оттого, что подкачал какой-то другой отдел. Точно так же кого-то
другого могли подвести и мы», — объясняет Нижельский тогдашнюю логику.
Пятилетний опыт работы медиадиректором в западном агентстве и три года в
российском были хорошим плацдармом для того, чтобы наконец-то самому возглавить
агентский бизнес. «Это был вопрос времени», — говорит Аброщенко о назначении
Александра гендиректором медиаагентства, открывшегося в структуре ВИ под
вывеской «МегаМедиа». Теперь за приход новых клиентов и потерю старых ему
предстояло отвечать лично.
Однако переходя в 1994-м в ВИ, Нижельский также строил планы по
созданию агентства, совместного с одной из международных медиасетей. Дело в том,
что та школа западного ведения бизнеса, с которой он познакомился за годы работы
в DMB&B, не могла не повлиять на стиль работы и подходы к строительству
агентства. «Зачем изобретать велосипед, — спрашивает Нижельский, — если в
международных сетях уже есть необходимая культура и отработаны все
процедуры?»
Западный вектор в развитии медиаотдела РАВИ заключался в
сотрудничестве с международной независимой сетью CIA Medianetwork, совместные
проекты с которой Нижельский реализовывал в течение двух лет (в частности, по
бренду Shell). Важно было выстроить российскую часть бизнеса, чтобы будущее
партнерство было равноправным. Наконец в самом начале 1998-го стало понятно, что
отношения можно оформить уже серьезно - «поставить штамп в паспорте». Так
Нижельский за непродолжительный промежуток времени успел возглавить целых два
агентства, которые составили медиабаинговый бизнес ВИ: «МегаМедиа» и CIA
Russia.
Действия двух агентств были скоординированы так, чтобы они не
только не мешали друг другу, но даже помогали. Нижельский объясняет, что
открытое совместно с западной сетью CIA Russia «поначалу было достаточно
маленьким и держалось за счет «МегаМедиа», которое играло роль «старшего брата»
в тех случаях, когда в CIA не хватало специалистов». Необходимо было «обеспечить
его кадровыми ресурсами». Кроме общего руководителя, агентства также делили
отделы баинга, исследований и финансов.
«У нас не было необходимости разводить клиентов», - дополняет
Нижельский картину достигнутого мира и благоденствия. У «МегаМедиа» был свой пул
заказчиков (в частности, «Билайн», «Вимм-Билль-Данн» и др.), а клиенты CIA были
по преимуществу сетевыми: Visa, Novartis и др. Так что западный партнер
пригодился не только как носитель устоявшейся бизнес-культуры. Впрочем,
числились за CIA и победы в тендерах. Например, когда компания Beiersdorf,
будучи сетевым клиентом, все же решила сравнить предложения разных российских
подрядчиков, в борьбе с несколькими агентствами медийщики CIA вернули Beiersdorf
в родное лоно. Эта победа дала сильный толчок развитию CIA Russia.
конец прекрасной эпохи
Переломным моментом в истории возглавляемых Нижельским агентств
стал 2005 год. Еще в 2001-м на мировом уровне холдинг WPP стал владельцем
независимой медиасети CIA и приступил к интеграции ее с одним из собственных
медийных активов - сетью Media Edge. Когда в 2005 году волна докатилась до
России, заботы по созданию московского офиса Mediaedge:cia легли на плечи
Нижельского.
Если до 2005 года в двух агентствах работало около тридцати
человек, которые жили «одной семьей» («текучка была не более одного-двух человек
в год, а все разногласия сводились к медийным вопросам»), то после объединения с
Media Edge атмосфера не могла не измениться. Ведь «пришли десятки новых
сотрудников со своей философией и подходом к ведению бизнеса». Фактически
интеграция двух агентств в единую команду заняла около года.
Но у WPP в отношении своих российских медийных активов были
гораздо более глобальные планы. Годом ранее ВИ и WPP пришли к соглашению о
создании совместного предприятия - GroupM, которое будет управлять всеми
медиаагентствами WPP в России, а для успешной реализации проекта был приглашен
вице-президент АДВ Кирилл Коробейников (в настоящее время - гендиректор GroupM).
Одновременно холдинг пожелал войти в уставной капитал агентства «МегаМедиа»,
бывшего для российского селлера непрофильным активом. WPP приобрел 50% акций
«МегаМедиа» и превратил агентство в московский офис своей медиасети Maxus.
Сейчас Mediaedge:cia и Maxus под началом Нижельского объединены в особую
структуру - MEC Group.
Впрочем, не все сотрудники MEC Group оказались довольны
произошедшими переменами. Вскоре группу покинули сразу три топ-менеджера. Года
не проработал на своем посту назначенный гендиректором Maxus Эдуард Роднянский,
примерно столько же продержался в GroupM директор по медиабаингу MEC Group
Алексей Шпольский (ушел в группу GRAM на должность заместителя генерального
директора по медиабаингу). Третьим был Дмитрий Кураев, который покинул пост
медиадиректора CIA Russia, однако совсем недавно вернулся в GroupM на должность
исполнительного директора Maxus.
«Не секрет, что в сознании многих наших коллег сложился вполне
определенный имидж западной корпорации: это ужасный безжалостный монстр, для
которого сотрудники лишь винтики в отлаженной машине» - комментирует ситуацию с
уходом сотрудников Коробейников, уверенный, что подобные «слухи сильно
преувеличены». Глава GroupM высоко оценивает работу Нижельского по интеграции
его агентств в большую корпорацию. «Одно из самых сильных качеств Александра как
руководителя - это умение найти подход к каждому из сотрудников, независимо от
его статуса в компании, - считает Коробейников. - И именно эта его черта помогла
агентству пережить психологически тяжелое время вливания в большую корпорацию.
Не все способны безболезненно воспринимать изменения, а иным становилось многое:
расширялась структура, приходили новые люди, менялся список клиентов, внедрялись
новые западные механизмы ведения бизнеса».
окно роста
Сегодня Нижельский вспоминает тяжелый полуторагодовой период,
когда кто-то не выдержал и ушел: «За это время я очень четко понял, что меня
одного недостаточно, чтобы уделять время и клиентам, и сотрудникам, и видеть
развитие агентств на несколько шагов вперед». Можно предположить, что после
ухода Роднянского с поста гендиректора Maxus осенью 2006 года это напряжение
только усилилось. А уже в начале 2007-го в GroupM возникли планы по разделению
MEC Group на два агентства.
Можно было попробовать найти нового руководителя для Maxus,
однако решение пришло с неожиданной стороны. В это время в Россию приехал
Кристиан Гино, управляющий партнер Mediaedge:cia Global Solutions. На протяжении
четырех месяцев своей командировки Гино должен был консультировать по ряду
клиентов российский офис своей сети.
Именно приезд француза расставил все точки над i. «Я наконец-то
увидел человека, который мог остаться здесь работать генеральным директором
Mediaedge:cia. Причем в первую очередь именно по своим личным качествам», -
говорит Нижельский. Двадцать лет проработавший в рекламном бизнесе Гино имел еще
одно существенное достоинство: проведя последние годы в штаб-квартире
Mediaedge:cia, он лично знал всех ключевых сотрудников сети. Но больше всего в
приехавшем в Москву французе Нижельскому приглянулся не его опыт, а он сам: «В
спокойном, тихом на первый взгляд человеке я увидел будущего руководителя с
четким пониманием, что и как надо делать, и с корректным отношением к людям и
существующей ситуации. Я понял, что он не станет все сразу перестраивать только
потому, что здесь все не так, как в Париже или Лондоне».
В итоге глава MEC Group предложил Гино продлить его российскую
командировку, на что последний с радостью согласился, хотя у него были и другие
предложения. По словам Кристиана, российский рынок привлек его своими
перспективами и талантом местных рекламистов.
В планах Гино превратить Mediaedge:cia из рекламного агентства
в коммуникационное (впрочем, такая эволюция должна коснуться и всех других
агентств GroupM). «Нашим преимуществом останутся сильный баинг и
медиапланирование, но уже сейчас появились и новые сервисы: стратегическое
планирование, интерактивные медиа, которые будут интенсивно развиваться в
ближайшем будущем», — обещает Гино.
Управлять Mediaedge:cia Гино будет помогать Мария Колосова,
которая заняла должность исполнительного директора агентства. Нижельский
описывает их сотрудничество так: там, где Кристиан по незнанию нового рынка или
языка может что-то не понять, Мария придет на помощь. И наоборот, Кристиану
достаточно просто поднять трубку, чтобы переговорить с любой из ключевых фигур в
Mediaedge:cia. Теперь «вместо половины Нижельского в Mediaedge:cia есть два
полноценных топ-менеджера, - радуется Александр. - В самом Maxus я работаю
намного больше, кроме того, Дима Кураев вернулся к нам из «творческой
командировки в Universal McCann».
Сегодня Mediaedge:cia и Maxus продолжают работать, как в
1990-е, с общими отделами баинга и исследований. Однако полное разделение уже не
за горами. По словам Коробейникова, «на сегодняшний день мы начали разделение
MEC Group, и уже на 2008-й год будем планировать бизнес Mediaedge:cia и Maxus
отдельно». Глава GroupM уверен, что управленческие таланты Нижельского позволят
провести и эти структурные изменения «комфортно для всех: сотрудников, клиентов,
партнеров».
После разделения MEC Group Нижельский планирует отдавать все
рабочее время своему первенцу - агентству Maxus, выросшему из «МегаМедиа». По
словам Александра, в последнее время его приоритеты несколько изменились:
«Сейчас мне гораздо интереснее сделать из Maxus сильное агентство, чем достигать
заоблачных карьерных высот». В его ближайшие планы входит дальнейшее развитие
московского офиса Maxus. В частности, прошлой осенью в агентстве были открыты
два отдела: Maxus ESP (Entertainment, Sponsorship, Partnership) и Maxus
Interaction. Также планируется расширение бизнеса в СНГ. Это и будет тот
качественный рост, которого сегодня добивается Нижельский.
Александр Григорьев
13.08.2007
Журнал "Индустрия рекламы"