Нанять. Отжать. Уволить
Cколько шкур можно содрать с одного сотрудника
Наиболее распространенная кадровая политика руководителей РА
сегодня заключается в трех словах: «нанять - отжать - уволить», а «удержание и
мотивация» зачастую остаются лишь «рекламным слоганом», считает Юлия
Полтарацкая.
|
Юлия Полтарацкая, руководитель
департамента рекрутмента для рекламной и медиаиндустрии «Агентства
«Контакт» |
Более 90% компаний, работающих на рекламном и медиа-рынке,
согласно исследованиям «Агентства «Контакт», действуют в соответствии с формулой
«нанять - отжать - уволить». Менее 3% компаний придерживаются стратегии:
«Растить - холить/лелеять - мотивировать работать до пенсии». Остальные где-то
посередине.
Кто-то ужаснется, увидев эти данные. Кто-то возмутится и
скажет, что представленные результаты чудовищны: «Такого не может быть, мы
собираем людей по крупицам и относимся к своему персоналу с особым трепетом».
Иные спокойно отметят, что бизнес есть бизнес: хочешь получать деньги - будь
готов к «соковыжималке». Как ни парадоксально, но все будут правы, и степень их
правоты будет на 100% зависеть от того, с какой стороны мы будем смотреть на
кадровую индустрию.
С точки зрения управляющего бизнесом, люди - не более чем
ресурс для достижения бизнес-целей. Однако исследования McKinsey показывают, что
у компаний, попавших в высший квинтиль индекса управления талантами, доходность
для акционеров в среднем на 22% выше, чем у других игроков (квинтиль - 25%
компаний, правильно управляющих талантами, по мнению McKinsey. - ИР).
Мой опыт показывает, что при рациональном использовании человеческого ресурса вложения в него могут принести до
300% годовых. Мы считаем эффективным прописывать карьерные планы и планы по
развитию для сотрудников, адекватно распределяя HR-бюджет. Для этого можно
выделить так называемый pool of talent, прописать для вошедших в него
сотрудников программу развития и планомерно двигать их, повышая лояльность к
компании и профессиональный уровень. При этом затраты на персонал, как правило,
не превышают 40-45% от всех расходов компании.
Например, в одной из компаний, почувствовав, что сотрудник
исчерпался на одном месте, его отправляют
на работу в западный офис и растят его дальше. Таким образом, они не теряют
сотрудника, расширяя его карьерные возможности, - человек чувствует, что его
ценят и в него готовы вкладывать деньги. Кроме того, таким образом компания
растит внутри будущего руководителя - это выгоднее, нежели потерять специалиста
и найти другого.
Стоит отметить, что инвестиции в талантливых сотрудников
включают в себя несколько этапов: подбор, адаптация, обучение, развитие, оценка,
ротация, мотивация и удержание. При этом увольнений и связанных с ним финансовых
потерь и рисков для компании в 88% случаев можно избежать при грамотно
выстроенной HR-стратегии, а также сбалансированном распределении сил
HR-специалиста на всех этапах инвестиций.
не пора ли стричь овец?
В любой компании существует политика работы с персоналом,
независимо от того, используются ли какие-то HR-технологии или нет. Даже если
сотрудникам не уделяется никакого внимания - это тоже политика. К чему приводит
подобная стратегия работы, вернее не-работы с персоналом, - известно: высокая
текучесть кадров, низкая лояльность.
С учетом того, что конкуренция за персонал крайне высока, в
рекламной индустрии подобная HR-схема — подарок конкурентам.
К сожалению, несмотря на острый кадровый голод в рекламной
отрасли и недостаточный приток людей в эту сферу, работа на удержание
собственных сотрудников не ведется. Компании готовы перекупать персонал
практически за любые деньги, но инвестировать в сотрудников никто не торопится.
Удержание и мотивация зачастую становятся рекламным слоганом, а не реальной
HR-практикой. Такой подход к сотрудникам приводит к тому, что большая часть
специалистов хотела бы совсем уйти из этой сферы. Порой их не останавливает даже
понижение в должности и зарплате.
Мы очень часто слышим от кандидатов фразу о том, что они «с
удовольствием рассмотрят любую вакансию на клиентской стороне, но не в
агентстве». Все отмечают очень агрессивный, выматывающий темп работы и
стрессовую атмосферу. Например, Account Director одного из международных сетевых
агентств заработала себе сердечный приступ, контактируя с бюджетообразующим
клиентом. И таких примеров в рекламной индустрии достаточно.
А принимая во внимание то, что в рекламной отрасли работает
большое количество женщин, абсолютно стандартная история выглядит следующим
образом: молодая девушка в возрасте 20–21 года, приходя с горящими глазами в
агентство, за полгода-год дорастает до уровня специалиста, года через два
становится старшим специалистом, еще через год уже может достигнуть руководящей
должности; в итоге к 28 годам она становится директором с достойным
компенсационным пакетом (более $60 тыс. в год). В 28–30 лет, удовлетворив
карьерные амбиции, она выходит замуж и планирует родить ребенка. После недолгого
декретного отпуска она выходит на новую работу… как правило, уже не в этой
отрасли. Успешных примеров эффективного решения данной проблемы нет.
Ситуация с кадрами нередко приобретает масштабы катастрофы в
период структурных изменений, которые на рекламном рынке не редкость. Как
известно, сотрудники любят стабильность, поэтому различные слияния/поглощения и
вообще структурные преобразования вызывают отторжение. Риск ухода сотрудников в
подобной ситуации возрастает. В условиях неграмотных действий, впрочем, как и
при полном отсутствии мер по удержанию, в следующие полгода компанию покидают до
70% сотрудников. Если принимаемые HR-менеджером меры адекватны, компании удается
сохранить текучку на прежнем уровне (в среднем порядка 7–11%).
Что же предпринимают агентства для удержания ценных кадров в
разных ситуациях?
контроффер
Самая популярная политика удержания в ситуации, когда сотрудник
пришел к начальнику увольняться, — контрпредложение. Сейчас уже никого не
смущает тот факт, что таким образом компания покупает сотрудника буквально до
следующего более заманчивого предложения. Поиск, адаптация и стоимость нового
сотрудника будут значительно выше, чем затраты на прибавку в $500–1000 к
зарплате собственного специалиста.
промоушен
Продвижение сотрудников, безусловно, достаточно сильный
мотивирующий фактор, тем более что повышение статуса влечет за собой и рост
материальных компенсаций. Довольно часто к этому способу удержания прибегают
медиаагентства. Не так давно в одном из известных РА текучесть персонала
достигла критической отметки. Ситуация осложнилась тем, что генеральный директор
покинул компанию. Казалось бы, безболезненно решить кадровые проблемы компании
невозможно - массовых увольнений не избежать. Но HR-менеджеры нашли выход: они
мотивировали оставшихся в команде старших специалистов, предложив им должностные
повышения и возможность работы с лучшими клиентами. Таким образом, специалисты
получили должности, на которые их вряд ли бы позвали в другие компании.
Генеральным директором также был назначен человек из компании, что можно оценить
как тактически грамотный ход. Ведь в случае прихода на позицию генерального
директора специалиста со стороны текучка персонала достигла бы кризисного
уровня. Однако не стоит забывать о том, что данное решение краткосрочно. Кроме
того, подобная ситуация опять же способствует повышению уровня зарплат на
рынке.
годовой бонус
Достаточно недружественное удержание было проведено в одном из
издательских домов, где происходило слияние двух подразделений. Реорганизация
сопровождалась сменой генерального директора и практически всего управленческого
состава. Перемены не воодушевляли сотрудников, которые к тому же были очень
плохо осведомлены о происходящем — внутренние коммуникации в компании работали в
основном на уровне сплетен и слухов. Ситуация грозила вылиться в массовые
увольнения. Но люди не спешили писать заявления. Единственным удерживающим
фактором для них стал годовой бонус, который просто не выплачивали сотрудникам
до конца реорганизации. Естественно, сотрудников качественно кормили обещаниями,
а так как бонус по некоторым позициям доходил до шести месячных окладов, то люди
терпеливо ждали. Говорить об эффективности их работы не приходится — понятно,
что типичным ответом сотрудников на такую политику является саботаж разной
степени тяжести.
Этапы инвестиций в
персонал |
|
* Увольнения и связанных с ним
финансовых потерь и рисков для компании в 88% случаев можно избежать при
грамотно выстроенной HR-стратегии, а также сбалансированном распределении
сил HR-специалиста на всех этапах. |
кредит
Следующий распространенный способ удержания — выдача кредитов,
например, на приобретение жилья. Безусловно, это неплохая гарантия того, что
сотрудник не покинет компанию до окончания кредитной истории. Однако в условиях
постоянного «отжима» сотрудник вряд ли сможет отдаваться работе на 100% и
показывать высокую эффективность. Скорее всего, он будет «доживать» свой кредит
в компании.
«Наша компания лучшая, я из нее не уйду, если ничего не
изменится», — по-настоящему достойный ответ не желающего рассматривать
предложения о работе сотрудника. Честно говоря, я могу назвать от силы 2–3
организации, в которых лояльность персонала настолько велика. В рекламной
индустрии такие плоды правильной и эффективной HR-политики зависят исключительно
от позиции и реальных действий топ-менеджмента. Что же такое «лучшая компания»
на рекламном рынке и из чего складывается эта характеристика?
Пожалуй, можно выделить четыре фактора, от которых зависит
статус компании как лучшего employ-бренда на рынке труда:
- отличный коллектив, дружная профессиональная команда, взаимовыручка,
близость по духу, комфортная приятная атмосфера;
- хорошее отношение к персоналу (сотрудники — главный актив компании),
достойная оплата, хороший соцпакет;
- харизматичный генеральный директор (энергия, моральная поддержка,
воодушевление);
- большие возможности для профессионального и карьерного роста (умелое
раскрытие потенциала сотрудников).
К сожалению, многие топ-менеджеры приходят к изменению
собственной стратегии работы с персоналом только в крайних случаях. Столкнувшись
с серьезными проблемами с персоналом, гендиректора начинают нехотя формировать
HR-бюджет, нанимать директоров по персоналу и декларировать, что с этого момента
«персонал - самая главная ценность компании». Провозглашение этого принципа
далеко не всегда означает его применение.
Хотя для всех очевидно, что в рекламе и медиа люди - главный,
если не единственный, ресурс, некоторые топ-менеджеры до сих пор не измеряют
экономическую ценность персонала на деле, считая инвестиции в персонал
расходами.
Применяя ту или иную HR-стратегию, важно помнить, что «отжать»
- не значит получить лучшее. «Овечью шерсть можно состригать два раза в год,
шкуру - лишь однажды».
16.08.2007
Журнал "Индустрия рекламы"