Сплошное надувательство
Цепочки и гирлянды из шариков дуют все, а трехметрового зайца или мотоцикл могут сделать всего несколько компаний
"Шар" - одна из немногих специализированных компаний, которая оформляет шарами праздники и мероприятия. "Тысячи фирм предлагают эту услугу в комплексе - например, организуют свадьбу, заодно и шары продают. Мы же с самого начала решили заниматься только шарами и при этом ориентироваться не на примитивные гирлянды, а на сложные композиции и фигуры",- говорит Дмитрий Тищенко, основатель компании.
Перспективы роста Дмитрий Тищенко родился в Киеве. Окончил факультет кибернетики Московского авиационнотехнического института. Будучи студентом, подрабатывал охранником и продавал компакт-диски, пока один из сокурсников не предложил ему заняться шариками.
- Приятеля уволили из крупной компании, которая торговала шарами, а также занималась оформлением праздников и мероприятий.
Увольнение случилось сразу после дефолта, компания переживала не лучшие времена и сокращала штат. Мой приятель примчался ко мне со словами: "Шарики - выгодное дело! Вкладываешь $30, а с клиента берешь $600!" В помощники друзья взяли еще одного студента, сняли угол в офисе, располагавшемся в подвале ПТУ. Вскоре появился первый клиент.
- Он попал к нам по ошибке,- признается Дмитрий.- Тогда в Москве существовала фирма с похожим названием. К ним этот клиент уже обращался с аналогичными заказами. Потом потерял адрес, а когда нашел наш, то решил, что мы и есть они, только переехали. Клиенту был нужен шар размером 2,5 м с нанесенным на него логотипом. В логотипе как раз и заключалась сложность. Клеить изображение на шарики и на твердую поверхность совершенно разные вещи. Эту ответственную задачу мы поручили сотруднику рекламной фирмы, изготовившей логотип. Но он то ли слишком сильно надавил, то ли сильно потянул- в общем, шар внезапно лопнул. Мы сидели и слушали, как выходит воздух и улетучивается наша предоплата $70.
На следующий день молодая компания должна была привезти клиенту готовый заказ - человек с нетерпением ожидал его на выставке.
Стенд клиента располагался в самом дальнем углу экспозиции, и с помощью огромного шара он надеялся привлечь покупателей.
- Клиент оказался спокойным. Не нервничал, не кричал, не топал ногами.Мы обещали привезти шар на день позже. Теперь возникла новая сложность: рекламная компания отказалась клеить на шар логотип. Дескать, они обиделись на наши обвинения в неуклюжести их сотрудника.
Наконец мы пришли к компромиссному решению - логотип к шару просто привязали. Заказчику понравилось.
Оставалось обеспечить доставку заказа. Надувать шар принято прямо на месте - для этого нужно привезти один или несколько баллонов с гелием, каждый весом 70 кг.
- В те годы у нас даже на тележку денег не было. Поэтому баллоны мы несли на руках.
Однако на этот раз опоздали - после открытия приносить баллоны на территорию выставки запрещено. Поэтому надувать шар нам пришлось перед входом, а потом нести его через всю экспозицию. Прохожие восхищались и гладили наш шар руками.
Прибыли от первого заказа не было никакой.
Зато со вторым заказом "Шару" повезло намного больше: турецкое туристическое агентство предложило Дмитрию надувать шары в "Рамсторе".
- Целую неделю у них проходила рекламная акция. В закутке нам выделили стол, стул, мы сидели и надували шары, которые потом забирали промоутеры и раздавали людям. С этих денег мы и раскрутились: дали рекламу, сняли свой первый офис. Правда, полгода не могли найти секретаря на телефон. Проблема заключалась в том, что наш офис располагался в бомбоубежище на улице Зорге. Первая девушка пришла, посмотрела, и на следующий день просто не вышла на работу. Вторая продержалась неделю. Это и понятно - человек устраивается на работу, предполагая перспективы роста, а у нас было полусырое помещение, со стен которого свисали обои. Какие перспективы роста можно было тут разглядеть? Поначалу прибыль от шаров оказалась намного ниже ожидаемой. После дефолта средний заказ на оформление шарами составлял не $600, а всего $60-100.
- Мы тогда мечтали хотя бы об одном заказе в день. Кое-как перебивались, пока случайно не познакомились с крупной сетью свадебных салонов. Они стали продавать наши услуги своим клиентам. Это позволило нам выйти на новый уровень.
"Только не скотч!" Но для начала нужно было освоить технологию производства.
- Из пленки мы вырезали буквы логотипов.
Плоттера не было, поэтому нам приходилось обращаться в рекламные агентства. Когда же, наконец, купили свой плоттер, продукция стала обходиться нам на 60% дешевле.
Кроме этого нужно было научиться крепить шары к потолку и стенам клиента.
- Вначале мы делали это самым примитивным методом - с помощью скотча. Пока один из ресторанов не потребовал от нас отмыть липкие массы, оставшиеся после наших шаров на притолоке. Дело осложнялось тем, что было лето, и на липкую поверхность тут же приклеились грязь и мухи. Неделю мы отмывали притолоку, после чего начали усиленно придумывать новые методы прикрепления шаров. В итоге стали использовать веревку в качестве привязи.
Потому что, когда мы приходили к клиенту, он бледнел и кричал: "Только не скотч!" Это значило, что здесь уже побывали наши конкуренты.
Срок службы шара недолог - всего 12-18 часов. За это время гелий просачивается сквозь поры наружу, и шарик сдувается. Поэтому в 1990-х годах в России был придуман специальный узел: оформители подбирали сдувшиеся шарики, развязывали этот узел и надували их повторно.
- Рассказывают, что когда американские производители шаров приехали в Россию и увидели это, то чуть не упали в обморок,- говорит Дмитрий.
Сейчас шарики используют всего один раз- после праздника клиенты вывозят их на помойку.
Есть только один способ продлить жизнь шара: смазать его изнутри специальным раствором.
- Перед надутием шара внутрь впрыскивается раствор, после чего сотрудник растирает вещество. Это продлевает жизнь шара еще на несколько дней.
Компания обычно использует мексиканские и бельгийские шары. Для построения сложных фигур уже нужны шары американского производства, на рынке они самые дорогие. Шесть лет назад представители "Шара" ездили на Баковский завод, являвшийся когда-то основным производителем шаров в СССР. Производства на заводе уже не было, со складов пытались распродать остатки продукции.
Взял, надул, повесил В 1998 году у "Шара" по всей Москве был всего пять конкурентов. Однако после дефолта количество оформителей шарами стало расти как на дрожжах.
- Это и понятно: чтобы заняться шариками, много денег не нужно,- рассказывает Дмитрий.- Из оборудования необходим всего лишь компрессорза $200 - нашел один заказ, взял предоплату и купил на эти деньги оборудование.
Сейчас у нас уже около 600 конкурентов, но настоящих из них - фирм пять-шесть. Для остальных шары не являются основным источником дохода. Допустим, люди заказывают тамаду на свадьбу, а он им говорит: "А давайте я вам еще и шариков надую!" Летом у компании свадьбы составляют 70% заказов. В годовом объеме заказов свадеб- 30%.
- Свадьба - вещь сезонная,- говорит Дмитрий.- С октября по май их практически не бывает. К тому же шарики не входят в обязательный перечень свадебных вещей. Что необходимо для свадьбы? Ресторан, лимузин, костюм. А если деньги остались, тогда давайте и шариков возьмем. Так что много денег на свадьбе не заработаешь. Средний заказ- 6-9 тыс. руб. С корпоративными мероприятиями дело обстоит получше: здесь обычно готовы раскошелиться от $500 до нескольких тысяч. Правда, однажды нам сказали: "И чего мы взяли эти шарики? Лучше бы на те же деньги еще водки купили".
- И сколько на 6-9 тыс. руб. получается шариков? - О! Вы рассуждаете как любая невеста!- говорит Дмитрий.- Они даже на форуме друг у друга спрашивают: "И сколько у тебя на 5 тыс. руб. было шариков?" На самом деле мы продаем не шарики, а настроение. Никто не оценивает картину Айвазовского исходя из расчета, сколько краски он на нее потратил. То же самое и с шариками. Одну композицию надо неделю монтировать, гнуть для нее каркас из проволоки, а другую можно связать за три часа.
- Какую композицию предпочитают молодожены? - Здесь как раз все просто - сердце или лебеди. Лебеди - это продленное в обе стороны модернизированное сердце. Что касается корпоративных клиентов, то они чего только не заказывают. В мае, например, мы сделали для демонстрации профсоюзов поезд в натуральную величину. Еще в конце 1990-х я понял, что нам надо уходить из области цепочек и гирлянд, начинать делать более сложные фигуры. И я был прав: сейчас цепочки и гирлянды дуют все, а трехметрового зайца или мотоцикл могут сделать всего лишь несколько компаний.
На сегодняшний день в компании "Шар" работают 30 сотрудников. Из них три менеджера, остальные - оформители. Надувать шары не учат ни в одном учебном заведении, а работа сложная.
- Это только кажется,что все просто,- взял, надул, повесил. На самом деле на обучение одного сотрудника уходит полгода - до этого от него убытков больше, нежели прибыли.
Надутый шарик стоит примерно 21 руб., из которых 25-35% - прибыль компании. Оборот увеличивается ежегодно в среднем на 25%.
- Площадей, компрессоров и оборудования требуется все больше и больше,- говорит Дмитрий.- Доходы населения растут, шарики становятся популярнее. Недавно на свадьбу заказали 3,5 тыс. штук - чтобы надуть такое количество в течение часа, должны работать семь компрессоров.
В прошлом году компания "Шар" приобрела станок для печати логотипов на шарах и открыла собственный интернет-магазин. Здесь любой человек может заказать шар с какой угодно надписью. Минимальная партия - 50 штук по цене 45 руб. за шар. Услуга пользуется популярностью - недавно одна девушка заказала шары с признанием: "Вася! Я тебя люблю!".
АДЕЛАИДА СИГИДА
Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets» |