"Основной риск - выход на рынок транснациональных компаний после их слияний"
Производитель детского питания "Нутритек" уходит в другие страны
В этом году компания "Нутритек" стала первой среди российских производителей детского питания, которые вышли на фондовый рынок. По итогам IPO за 27,4% акций компания получила $199 млн.
Почти половину вырученных средств она потратит на усиление позиций в России и развитие бизнеса в Китае, Малайзии и Индонезии. Об освоении этих средств обозревателю B&FM Алексею Кузьменко рассказывает вице-президент "Нутритека" по продажам и маркетингу Олег Очинский.
B&FM: Как развивается рынок детского питания в России? Как он будет изменяться в ближайшие годы? ОЛЕГ ОЧИНСКИЙ: Российский рынок детского питания растет в среднем на 27% в денежном выражении и на 12-15% в год в натуральном. В этом году такая динамика сохранится. Объемы продаж всех производителей детского питания увеличиваются, что, на мой взгляд, свидетельствует о недооцененности внутреннего рынка. С другой стороны, объемы продаж поднимаются и за счет ближайших рынков стран СНГ, которые более активно стали осваивать российские компании, в том числе и "Нутритек".
В основном рынок растет в стоимостном выражении благодаря появлению более высокотехнологичных и высокомаржинальных продуктов. В первую очередь это заменители грудного женского молока.
Средний рост стоимости килограмма заменителей в год составляет около 20%, в других сегментах детского питания рост колеблется в пределах 10-12% ежегодно.
B&FM: Какова текущая доля "Нутритека" на российском рынке? OO: По данным Euromonitor, в 2005 году "Нутритек" занимал 13,3% рынка, в 2006 году увеличил долю до 15,3%, а по итогам текущего года мы думаем повысить ее до 17-18%. Рынок детского питания очень сегментирован, и в разных сегментах у нас разная доля. Скажем, в нише заменителей грудного молока, которая в денежном выражении составляет около 50% рынка детского питания, мы занимаем одну долю. На рынке каш, пюре и соков - другую.
Наибольшей маржой и потенциалом роста обладают заменители грудного молока, и в дальнейшем рынок детского питания будет расти исключительно за счет этих продуктов. Их производство сложное, и для новичков существует высокий входной барьер на этот рынок.
Сегодня в России и СНГ мы единственные производители заменителей грудногомолока.
B&FM: Каким образом группа собирается завоевывать российский рынок детского питания: путем приобретений или за счет органического роста? OO: Сегодня "Нутритек" занимает третье место на рынке детского питания после Nestle и Nutricia. Мы планируем увеличить долю в течение трех-четырех лет приблизительно до 27% в России и странах СНГ. На самом деле наш план очень агрессивен, но вполне реализуем.
Он подразумевает рост как за счет развития дистрибуции, так и благодаря дальнейшему приобретению активов с устоявшимися долями рынков. В этом году мы после ребрэндинга возвращаем на рынок торговую марку "Крошка", что полностью сформирует наш портфель брэндов. Мы готовимся выступать на рынке с тремя брэндами: "Винни" - в эконом-сегменте, "Крошка" - в нижнем среднеценовом сегменте и "Нутрилак" (его линейка будет дополнена кашами, пюре и соками) - в верхнем среднеценовом сегменте. В премиальный сегмент мы планируем войти в конце 2008-начале 2009 года с новой маркой. Но подробности проекта я пока сообщить не могу.
B&FM: Каковы планы по экспансии в другие страны? OO: Примерно полтора года назад мы начали изучать другие перспективные рынки, которые имеют аналогичные российскому темпы роста с невысокими входными барьерами. Мы обратили внимание на Юго-Восточную Азию и Китай. По темпам роста в денежном выражении китайский рынок сопоставим с российским, но период роста будет гораздо дольше, чем у нас. Для сравнения: на европейском рынке присутствуют два-три производителя с тремяпятью торговыми марками, на рынке России и стран СНГ- 42 производителя и 61 торговая марка детского питания, на китайском - более 70 производителей и около 100 торговых марок. Это говорит о том, что рынок еще не консолидирован.
Наши планы относительно Китая амбициозные, мы планируем занять 2,5-3% этого рынка в течение трех лет. Объем рынка Китая оценивается в $6 млрд.
Для сравнения: рынок России- $550-700 млн. Мы уже приобрели китайский брэнд Future Nutrition вместе с предприятием. Кроме того, мы планируем построить еще два завода по выпуску сухих и готовых молочных продуктов: один на севере, другой на юге, в провинции Шанхай. Планируемые инвестиции в Китай в 2008 году- $40 млн в акционерный капитал и $20-25 млн в оборотный капитал.
Обеспечение производства в Китае будет происходить в основном за счет сырья из Новой Зеландии. Сейчас в Новой Зеландии нам принадлежит 5,6% совместного предприятия, в настоящее время идет процесс увеличения этого пакета до 9,3%, и до конца 2007 года мы планируем получить контроль над предприятием.
За 2009 финансовый год, завершающийся 31 марта 2010 года, мы ожидаем, что доходы от азиатского проекта составят 25-30% доходов группы, а ожидаемая выручка достигнет около $200 млн (всего выручка группы по итогам 2006 года составила $378,9 млн, чистая прибыль- $22,2 млн.- B&FM). В дальнейшем мы планируем поставлять с китайских предприятий молочные продукты для детей от года и старше вМалайзию и Индонезию.
B&FM: С каким брэндом будете выходить на эти рынки? OO: Сейчас этот вопрос прорабатывается. Либо мы купим известную местную марку, либо будем поставлять туда продукцию под китайским брэндом Future Nutrition. Но возможно, это будет и новый брэнд. На самом деле "главным брэндом" для всех этих продуктов будет то, что они произведены из новозеландского молочного сырья. На азиатских рынках оно очень высоко ценится.
B&FM: Планирует ли группа размещать облигации или еврооблигации? OO: В ноябре этого года мы планируем разместить дебютный выпуск еврооблигаций на $120 млн для рефинансирования CLN на $100 млн, которые компания разместила в ноябре 2005 года.
B&FM: Как бы вы охарактеризовали основные риски, присущие отрасли? Как вы страхуетесь от них? OO: В России и странах СНГ основные риски- это, пожалуй, выход на рынок новых транснациональных компаний после их слияний на мировом рынке.
Мы чувствуем их активность, но какого-то страха перед ними нет. Глобальных рисков тоже не предвидится- рожать детей ведь не перестанут. Что касается валютных рисков или дефолта, то мы используем собственное сырье. Это позволяет контролировать и качество, и ценовую составляющую. Маловероятно также и то, что на нашей работе отразятся изменения цен на фрукты и злаки, которые используются при производстве соков или каш.
Доля импортных поставок в производстве незначительна, и она не может повлиять на нашу работу.
Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»
|