Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Зачетные фирмы

Как распознать успешную компанию

Чтобы войти в новый бизнес, абсолютно не обязательно начинать его с нуля. Искать готовую компанию долго не придется. Можно приобрести все что угодно – от газетной палатки до нефтеперерабатывающего завода. Куда сложнее договориться с продавцом о цене. Ведь очень часто объективно оценить фирму почти невозможно.

Каждый предприниматель мечтает приобрести успешную компанию. Тогда можно просто поддерживать ее в хорошем состоянии и считать доходы. Однако хорошие активы стоят дорого, да и претендентов на них хоть отбавляй. Обычно приходится выбирать что-нибудь среднее, но с перспективой роста. Легче всего купить открытую компанию, с листингом на бирже. Ее финансовые показатели прозрачны, почти все риски сразу видны. Кроме того, доходы или, например, выручку кандидата на покупку всегда можно сравнить с данными ближайших конкурентов. То есть при желании купить, скажем, «Вымпелком» достаточно посмотреть, как развивался этот бизнес последние лет пять, а затем оценить аналог – другого представителя рынка, например МТС. Если все устраивает и нет возражений у владельцев, останется лишь найти деньги, чтобы купить акции. На бирже пока присутствует в основном крупный бизнес. А подавляющее большинство отечественных предпринимателей работают по предельно закрытым стандартам. Объективная бухгалтерская отчетность – редкость. Количество возможных проблем иногда даже заставляет потенциальных приобретателей отказаться от сделки. Риски столь велики, что спокойнее начать интересующий бизнес с нуля. Как сделать так, чтобы покупка оправдала самые радужные ожидания?

Мечтать не вредно

Любой покупатель приблизительно знает, сколько готов заплатить за интересный актив. Главное условие удачной сделки – срок окупаемости приобретения. Конкретная цифра зависит от многих факторов: отрасли, где компания работает, от количества имущества, которым располагает организация.

Справедливая цена за предприятие устанавливается с помощью коэффициентов стоимости или мультипликаторов. В зависимости от отрасли они могут меняться от 0,5 до 20. Партнер PricewaterhouseCoopers Вадим Храпун пояняет: «Мультипликатор «стоимость/годовая выручка», равный двум, означает, что стоимость компании с годовой выручкой 5 миллионов рублей составляет 10 миллионов рублей. В сфере торговли будет выше, чем в отрасли тяжелого машиностроения».

Бизнес, имеющий в собственности недвижимость, будет «отбиваться» около трех лет, зато и цена при перепродаже окажется выше. Недвижимость служит гарантией от потери вложенных средств. Компании, работающие на арендованных площадях, стоят дешевле и потому окупаются в два-три раза быстрее.

В целом инвесторы, покупая фирму, пользующуюся арендой, рассчитывают на доходность вложений от 50% до 150% годовых. Для компаний, продаваемых вместе с недвижимостью, соответствующий показатель равен 20 – 50%. Иногда предприниматели просто «берут» бизнес ради недвижимости, чтобы затем заселить туда собственную компанию.

Размер покупки также имеет значение. Бизнесы стоимостью около $1 млн окупаются за 20 – 30 месяцев. Небольшая компания «отбивается» за год – максимум 20 месяцев. Естественно, чем больше компания, тем выше устойчивость бизнеса. Так что потенциальному инвестору предстоит выбирать, что ему важнее. Еще одна деталь: при покупке региональных предприятий новые владельцы чаще соглашаются на большие сроки окупаемости, рассматривая это как своеобразную плату за выход на новый рынок.

На практике каждый хочет купить бизнес дешевле. При поиске подходящей компании многие предпочитают прямые продажи. Считается, что если приобретать бизнес у непосредственного собственника, за счет торга можно уменьшить цену покупки минимум на треть. Естественно, что профессиональные посредники существенных уступок в цене не делают.

А вот желающих купить фирму «на грани банкротства» все меньше. Расходы на «реанимацию» часто с лихвой съедают всю экономию. Согласно общим правилам приобретать компанию рекомендуется, когда объем ее товарных остатков находится на среднегодовом уровне. Это позволяет минимизировать риски и последующие затраты.

Раньше многие покупатели пробовали использовать сезонные колебания. По сути, продавцы до сих пор предпочитают выставлять бизнес на продажу, когда их прибыль минимальна. Так, туристические фирмы продают зимой или в начале весны, а аптеки – летом. Собственников понять легко: они стремятся получить максимальный доход от владения фирмой в периоды повышенного спроса. Только вот «поправки на цену» в последнее время делаются все реже. «При оценке компании доходным подходом учитывается объем денежных потоков в будущем. Потому, если цикл можно спрогнозировать и этот период незначительный, ожидать существенной экономии от того, что компания приобретается не на пике, не вполне обоснованно. Тем не менее в ситуациях, когда цикл большой, момент приобретения может существенно повлиять на стоимость, это возможно – например, в металлургической отрасли, где период колебания цен достаточно длинный», – поясняет Вадим Храпун.

Продать компанию на «волне успешного года» уже нельзя в принципе. Руководитель департамента оценки бизнеса компании Deloshop Михаил Королев поясняет: «При оценке изучаются данные предприятия за 3 – 4 года. Любой резкий скачок показателей сразу наводит на подозрения, специалисты начинают внимательно изучать, чем он был вызван, – смотрят, какие были заказы, какими ресурсами пользуются продавцы».

Зато «в обратном направлении» это правило все еще работает. Если покупатель хочет купить компанию в пик сезона, то, чтобы уговорить владельца расстаться с бизнесом, иногда приходится поднять стоимость на четверть. Неудивительно, что большинство потенциальных инвесторов предпочитают подождать.

Засесть за счеты

Но вот предприятие найдено. Покупатель и продавец в общих чертах договорились, сколько оно стоит. Тут и выясняется: чтобы сделку завершить, понадобится еще очень много времени. Проблемы с перепроверкой заявленных продавцом данных о компании, например о прибыли, возникают почти всегда. Обычно привлекаются профессиональные оценщики, услуги которых обходятся не так уж дешево. Условия обсуждаются в индивидуальном порядке, но цена колеблется от 1% до 12% от суммы сделки в зависимости от объема работы. Реже вводится фиксированная цена за проверку, между тем сейчас мало кто возьмется оценивать даже самый «малый» бизнес меньше чем за $10 000 –15 000.

Затем, собственно, начинается проверка. «Затягивание по срокам нежелательно для заказчика. Хорошо, когда оцениваемые предприятия имеют отлаженные системы управленческого и бухгалтерского учета. Получение данных финансовой отчетности, интервью с менеджерами и осмотр имущественного комплекса занимают от двух до пяти дней. Для оценки средних по масштабу бизнесов требуется не более трех недель. При работе с крупными корпоративными структурами – до трех месяцев. Время уйдет на корректировку долгосрочных финансовых вложений и определение финансово-экономических схем функционирования структуры», – рассказывает руководитель проектов отдела оценки группы Energy Consulting Василий Мишаков.

На практике иногда работы могут идти и дольше. Одним из основных показателей стоимости предприятия считается ожидаемый чистый доход. Анализируются также структура капитала, качество управления, квалификация рабочих. Главная проблема отечественных специалистов: распространенный на Западе сравнительный метод, когда учитываются показатели двух приблизительно одинаковых компаний, в России практически не работает. Проблема не только в неразвитом фондовом рынке. В стране не создана база данных – большинство продавцов, покупателей и посредников предпочитают не делиться информацией. Потому анализ доходов «бесприбыльного» предприятия превращается в серьезную проблему. Зачастую продавцы могут предоставлять не те документы, что от них просят, или запрашиваемых данных нет вовсе.

Оценщикам приходится идти на множество ухищрений. Очень редко удается обойтись лишь анализом бухгалтерии. Обычно запрашивается также и управленческая отчетность. Иногда изучается база данных о партнерах и клиентах. Вся информация перепроверяется из разных источников. Допустим, в договоре аренды не отражается вся сумма арендных платежей, тогда организуется встреча с арендодателем, на которой тот должен подтвердить или опровергнуть условия аренды. Точно также проверяются отношения с поставщиками. Оценщики делают замеры товарных остатков на начало и конец проверки. Это помогает рассчитать точную сумму затрат на закупки. Многое зависит от специфики предприятия. Так, если компания оказывает услуги, в ее помещениях могут устанавливаться специальные технические средства, например турникеты, для контроля над количеством клиентов.

Иногда оценщики на переходный период привлекают своего человека, через которого осуществляются все расчеты с поставщиками и партнерами. В случае с крупными компаниями в их топ-менеджмент вводится сотрудник с правом второй подписи. Порой, если продавец не заинтересован в оценке, людей в его компанию засылают «инкогнито», как простых служащих.

Чтобы как можно быстрее выполнить пожелания заказчиков, оценщики изобретают все новые способы проверки информации. Некоторые из них можно считать даже российскими know-how. Михаил Королев называет следующий способ изучения продаваемых предприятий: «В Америке и Европе существуют обширные базы данных по компаниям, задействованным в самых разных отраслях. Мы попробовали адаптировать американские базы для использования в России. Выяснилось, что сравнение отечественных и американских фирм, задействованных в одной сфере, по таким параметрам, как прибыль или выручка, часто оказывается оправданным. Показатели результатов их деятельности получаются сходными. Главное – выбрать правильные «точки сравнения». Очевидно, что таковой не может быть, например, стоимость активов. Мы проверяли это по ресторанам и аптекам, применив несколько упрощенных методов, и выяснилось, что погрешность оказывается в пределах 15%, что является очень хорошим показателем при оценке бизнеса в российских условиях. Он допустим и при оценке другими методами».

Но в целом большинство этих работ также может не дать объективной картины. Российские оценщики делают слишком много допущений, а степень достоверности полученных сведений оказывается в среднем в три раза ниже, чем при анализе информации об открытых компаниях.

И много-много сюрпризов

После получения данных об оценке проблемы покупателя могут не закончиться. «Собственники и наемный менеджмент часто имеют скрытые конфликты интересов, что способно привести к предоставлению неадекватных бизнес-планов или, что хуже, наличию на предприятии различных рисков, о которых невозможно узнать», – подчеркивает Василий Мишаков. Поэтому при приобретении компании нельзя доверять лишь представленной выписке из реестра акционеров о принадлежности акций или уставу общества с ограниченной ответственностью. Необходимо тщательно проверять судьбу практически каждой акции, выставленной на продажу.

Новый собственник может узнать о существовании скрытого корпоративного конфликта уже после сделки. Возникают вопросы и о непоказанных долгах компании, которые не нашли отражения в бухгалтерских балансах. Например, часть имущества может оказаться в залоге у третьих лиц. Бывает, что менеджмент предприятия, пользуясь моментом, когда старый владелец уже не занимается оперативной деятельностью, повышает себе уровень заработных плат и различных дополнительных выплат. Чем дольше тянется переходный период, тем больше вероятность, что фирма, которая еще совсем недавно представлялась привлекательным бизнесом, окажется на грани банкротства. Неудивительно, что, если в мире для покупки традиционно считается достаточным 51% акций предприятия, в России новым собственникам чаще рекомендуют добирать до 75% ценных бумаг покупаемой компании. На всякий случай.

Во многом из-за скрытых рисков в стране не прижился пока и способ оценки бизнеса по потенциальным доходам. «Инвесторы на Западе готовы воспринимать данные о перспективах компании, сколько она будет стоить через некоторое время, это может быть поводом для дополнительной премии. Российских покупателей интересует в основном текущая деятельность компании, без планов на будущее», – признает Михаил Королев.

Впрочем, высокие риски часто компенсируются тем, что покупка может оказаться и выгоднее, чем казалось на первый взгляд. Большинство средних предприятий России способно повысить свою стоимость благодаря элементарному улучшению структуры управления и собственности, отношений с дочерними компаниями. Так что и дивиденды от приобретения могут начать поступать раньше, чем прогнозировали оценщики.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА

ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД

Обычно используется, когда компания владеет значительными активами, нет длительной истории деятельности, а доходы не поддаются точному прогнозу. Также применяется при ликвидации бизнеса. Основная формула расчета стоимости: «Собственный капитал = Активы – Обязательства»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

Чаще всего используются данные по прибыли, выручке или стоимости активов по отношению к компании-аналогу

ДОХОДНЫЙ ПОДХОД Используется дисконтирование по норме доходности, отражающей присущие бизнесу риски. Чем они выше, тем выше ставка дисконтирования и тем меньше итоговая стоимость


Кирилл Пальшин
20.08.2007  Журнал "Компания"

20.08.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов