Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Лакомый кусочек

Потенциал шоколадного рынка - в продукции класса премиум

Группа компаний "Верность качеству", основанная Виктором Кудрявцевым и его партнером Петром Гуляевым в 2001 году, производит дорогие марки шоколада. "Делать дешевый шоколад не имеет смысла, здесь уже трудятся Alpen Gold и все региональные фабрики",- говорит Виктор Кудрявцев.

В добром мире

Виктор Кудрявцев родился в Ереване. Мечтал стать конструктором космической техники, поэтому после школы поехал в Москву поступать в МГТУ имени Баумана.

- Закончил институт, аспирантуру, и тут нагрянули бизнес-времена,- вспоминает Виктор.- Я их встретил во всеоружии, поскольку у себя на кафедре помимо спутников занимался различными разработками, которые позволяли зарабатывать значительно больше официальных 116 руб.

В 1988 году Виктор основал кооператив "Инфорум" по разработке программного обеспечения и поставке компьютеров.

- Мы поставляли в Россию всю оргтехнику: компьютеры, принтеры, ксероксы, факсимильные аппараты. Только одних кнопочных телефонов привезли в страну 500 тыс. Но в начале 1990-х бизнес стал заходить в тупик - бывшие посредники захотели сами делать закупки. Тогда мы решили уйти из оргтехники в область поставок сырья для кондитерской промышленности.

Где-то услышали, что в стране дефицит какао-бобов, ведь в советские времена сырье закупалось централизованно крупными государственными внешнеторговыми объединениями. Сами же кондитерские фабрики были организованы по "кустовому" принципу: большое предприятие обеспечивало все мелкие в радиусе 300-500 км. И естественно, в 1990-е это распалось. Крупные производства заботились уже только о себе, а мелкие не знали, что им делать. Вот мы их и подхватили.

- Почему они не могли сами о себе позаботиться? - Для этого им надо было выходить на зарубежных партнеров, а для директора какой-нибудь фабрики из Самары иностранец был почти богом. Для нас он таковым не являлся, поэтому мы могли общаться с любым поставщиком.

- Каким образом вы находили этих поставщиков? - Все очень просто. Звонили биржевику, который сидел где-нибудь в Англии, заключали устный контракт, через несколько дней присылали бумаги. Работали с крупными компаниями, которые не могли нас обмануть. А всем нигерийцам, предлагавшим купить у них какао-бобы дешевле, отказывали.

- Каковы были обороты? - Это был очень серьезный бизнес. Начав только в 1991-м, мы оборачивали $20 млн в год.

С каждым годом объем увеличивался, рынок был дефицитный и позволил нам быстро вырасти в крупную компанию. Эти возможности нас радовали, ведь мы были не цеховиками, а инженерами, поэтому стремились к серьезной деятельности.

- В результате серьезной деятельности никто не пострадал? - Кондитерский мир - самый добрый из всех. С начала 1990-х в кондитерском бизнесе убили только одного человека - директора новосибирской фабрики. Иногда, правда, грабили.

Например, в середине 1990-х мы перегоняли фуру с полуфабрикатами после таможенной очистки из Санкт-Петербурга в Москву. В сопроводительных документах было написано "какао-ликер", в переводе на русский - "какао жидкое".

Но жидкое оно только при температуре выше 35° С. В России это называют "какао тертое"- один из главных компонентов шоколада. Но воры подумали, что там ликер. Угнали фуру, вскрыли и обнаружили куски чего-то горького и твердого. Им не оставалось ничего другого, кроме как бросить фуру в лесу.

- Конкуренты у вас быстро появились? - Быстро, поэтому необходимо было расширяться, искать новые направления. Я обратил внимание, что далеко не все фабрики занимаются переработкой сырья. Многие просто получают готовую шоколадную массу и используют ее для производства шоколада и конфет. Отсюда возникла идея - построить специализированную фабрику, которая занималась бы производством шоколадных и кондитерских масс.

Пойти до конца

Так появился "Инфорум-пром" - производитель шоколадной глазури. Завод был построен в городе Касимове Рязанской области и запущен в 1996 году.

- С одной стороны, кондитерские фабрики сосредотачивались на конечном продукте. С другой - появилось много желающих производить шоколадные массы. То есть разделение труда пришло наконец и в кондитерскую промышленность. Среди наших конкурентов было много иностранцев, которые строили в России примитивные производства, стремясь выиграть за счет цены. Мы же сделали ставку на качество. Несколько лет объемы увеличивались, но в 2000 году резкоостановились. Тогда встал вопрос: куда двигаться дальше? Было две идеи. Первая - идти в сторону расширения производства полуфабрикатов, построить в Калининградской области завод по переработке какао-бобов. Туда могли бы приходить корабли с сырьем. Я предлагал построить также сахарный завод и завод по производству сухого молока. Для кондитерской промышленности требуется специальное сухое молоко, и его дефицит в мире был, есть и будет. Вторая идея - заняться производством конечной продукции.

Мы приобрели землю под строительство восьми фабрик, наняли консультантов, провели серьезный анализ. Но в последний момент мой партнер отказался идти на такие серьезные финансовые риски. В результате возникших трений я ушел из компании.

В 2001 году Виктор Кудрявцев основал компанию "Верность качеству".

- Решил, что пойду на конечный рынок,- говорит Виктор.

- Почему не на рынок полуфабрикатов? - Потому что из всех моих проектов этот был самым дешевым. Только один завод по производству полуфабрикатов стоил $20 млн, весь проект- $80 млн, а ожидаемая прибыль - всего 5% в год. Что же касается производства шоколада, то здесь можно было двигаться спокойно, не торопясь, не вкладывая сразу больших сумм.

- Зато на этом рынке много конкурентов.

- Все говорят, что шоколадный рынок высококонкурентный. Мне же кажется, что он пуст.

Тем не менее вначале, чтобы не мешать основному бизнесу - производству шоколадной глазури, мы решили сосредоточиться на выпуске сувенирной продукции: стали делать шоколад с символикой кафе, банков.

- Для вас это не было слишком мелким бизнесом? - Как раз наоборот, из-за небольших тиражей цены на сувенирный шоколад довольно высокие, отсюда неплохая прибыль. Производство разместили на свободных площадях фабрики в Касимове. Сейчас там же строим новую фабрику площадью 15,5 тыс. кв. м.

Все в шоколаде

- Каковы объемы производства? - Когда начинали в 2001 году, объемы были небольшие: в месяц примерно 30 заказчиков.

Сейчас - 6,5 тыс. заказчиков в год. Наши клиенты - из разных сфер бизнеса, начиная с туристических компаний и заканчивая Советом безопасности России. Список из тысяч клиентов я не изучаю специально, но иногда сильно удивляюсь,когда вижу продукцию. Люди хотят видеть на этикетке шоколада свои портреты, фотографии своих родственников. Заказывают шоколадки к свадьбе, дочке или сыну ко дню рождения.

- Политики свои портреты заказывают? - Политики почему-то нет. А вот артисты заказывают.

- Какой минимальный тираж? - Для шоколадок весом 3, 5 и 9 г - 1 тыс. штук, то есть минимум 3 кг. Подарить дочке 3 кг шоколада - это не так уж много.

В 2003 году "Верность качеству" приступила к выпуску шоколада под собственной торговой маркой.

- К этому времени мы уже освоили производство шоколада под чужими марками, поэтому к своей оставалось сделать один шаг. Решили сосредоточиться на шоколаде верхнего ценового сегмента.

- В чем особенность вашего шоколада? - В России шоколадом считается все, что содержит не менее 25% какао-бобов. Мы разработали линейку из пяти видов шоколада с содержанием какао-бобов от 65% до 99%. На тот момент в сегменте премиум лидировали "А. Коркунов" и Lindt. Мы даже Lindt по цене обогнали.

У Коркунова плитка шоколада весом 72 г стоит в розницу 50-60 руб., у Lindt 100-граммовая плитка - 90 руб. А наша упаковка из мини-шоколадок 100 г продается по 100 руб. При этом мало у кого из российских производителей есть шоколад с содержанием какао-бобов 99%.

А какао-бобы - самый дорогой продукт в шоколаде. Такой шоколад довольно непривычен по вкусу для российского потребителя - он понастоящему горький. Тем не менее 99-процентный шоколад из всей линейки пользуется самым высоким спросом.

- Продукции в среднем и нижнем ценовом сегменте у вас совсем нет? - В этих сегментах мы производим только конфеты. Делать дешевый шоколад не имеет смысла, здесь уже трудятся Alpen Gold и все региональные фабрики. Что же касается конфет, то мы стараемся применить всю нашу фантазию и выпустить продукт, которого нет нигде в мире.

Например, недавно смогли сделать конфету из пористого шоколада, и при этом внутри у нее целый орех. До нас это никому не удавалось.

Сегодня у "Верности качеству" пять групп выпускаемой продукции: корпоративная, private lable, верхнего, среднего и нижнего ценового сегмента.

Направление private lable появилось спустя полтора года. Один из известных производителей обратился к нам с предложением о выпуске шоколада под их брэндом. Мы согласились, и это было ошибкой. По законам бизнеса доля одного клиента не должна превышать 10%, а у нас на этом направлении на одного клиента пришлись все 100%. Мы наняли для него людей, оборудовали площади. Был обещан гарантированный заказ, но уже через несколько месяцев начались споры относительно технологий. Специалисты со стороны клиента стремились положить в шоколад одновременно несколько разных ароматизаторов, наши же считали это неправильным. В итоге вкус шоколада постоянно менялся, возникали какие-то бракованные тонны. В конце концов мы расстались, эта линия производства остановилась, процесс стал убыточным. Нам понадобилось четыре месяца, чтобы найти замену этому заказчику. Сейчас направление private lable процветает, темпы роста огромные - до 250% в год. За границей доля частной марки в кондитерской промышленности составляет примерно 17%, в России - всего 1%. Потенциал большой, и мы "сидим" на этом потенциале.

АДЕЛАИДА СИГИДА

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»
24.08.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов