Ближе к телу
«Работать с независимым медиаброкером выгоднее»
Весной 2006 года из состава группы GRAM выделилось агентство
Medialect. С приходом на должность управляющего директора Эдуарда Роднянского в
клиентском листе агентства появились «Беталинк» и Банк Москвы, а «М.Видео» стало
обслуживаться в гораздо большем объеме. О том, как Medialect завоевывает и
удерживает клиентов, ИР рассказали гендиректор агентства Сергей Комаров и
управляющий директор Эдуард Роднянский.
В Medialect рады каждому новому клиенту, пришедшему в
медиаброкерскую группу GRAM. Ведь рост биллингов группы означает очередные
выгоды для работающих с ней агентств, а более 90% баинга самого Medialect
сосредоточено как раз в GRAM. Такое тесное сотрудничество с брокерами в
агентстве считают своим преимуществом, однако возникает вопрос: не слишком ли
оно зыбкое, ведь в GRAM открыты двери для всех игроков рынка? В Medialect
отвечают, что «дружба» продолжается и после тендерного соглашения.
«некоторые имеют всего один щит»
За последние полгода Medialect вышел победителем сразу из
четырех тендеров, где в борьбе за крупных российских клиентов ему противостояли
крупнейшие сетевые и российские агентства. Это «Беталинк», «М.Видео», «Кристалл
Лефортово» и Банк Москвы. За счет чего удается успешно конкурировать с
сетевиками? Или определенную роль играет «национальность» рекламодателей,
предпочитающих отдавать свои бюджеты российскому агентству?
Сергей Комаров: Просто мы лучше других понимаем
специфику российского бизнеса, и это помогает нам в борьбе за российских
клиентов. Наше агентство выросло на базе ретейлера - из рекламного отдела фирмы
«Партия» (РА «Арт Мобиле» было образовано в группе компаний «Партия» в 1994
году. - ИР). А сотрудничество с «М.Видео» мы начали еще в 1996 году.
Эдуард Роднянский: Посмотрите на развитые страны:
Францию, Италию, Канаду, Соединенные Штаты. Там существуют сильные национальные
агентства, которые вполне успешно работают с крупнейшими рекламодателями. В
России, например, после многократного обмена сотрудниками уровень
стратегического и тактического медиапланирования в большинстве сетевых и
крупнейших российских агентств практически одинаков. Точно так же почти
одинаковы инструменты и технологии планирования. Поэтому для
конкурентоспособности агентства важны две вещи: глубокое понимание бизнеса
клиентов и творческий подход к возможностям СМИ.
Кроме того, число сетей ограниченно, и в рамках одного агентства или группы агентств нередко возникают конфликтные ситуации,
связанные с обслуживанием клиентов-конкурентов. И если фармацевты и отчасти
банки могут иногда посмотреть на такую ситуацию сквозь пальцы, то
телекоммуникационные и другие высокотехнологичные компании очень ревностно
относятся к «чистоте» своих подрядчиков.
Однако у крупных западных агентств есть козырь: как правило,
они покупают медиа по более выгодным условиям.
Э. Роднянский: Это не так. Раньше, действительно, при
размещении телевизионных бюджетов, а это самые большие бюджеты в медиа,
крупнейшие агентства имели привилегированное положение. Сегодня же цены и
условия одинаковы для всех агентств. И только используя какие-то особенности
того или иного рекламодателя (например, размещался ли он до этого на телевидении
или на данном конкретном канале) или зная особые ноу-хау ведения переговоров,
удается заключить сделку, сверхвыгодную для клиента и одновременно интересную
каналу или продавцу. Такими технологиями мы владеем в совершенстве. Что касается
остальных медиа, то в них мы опираемся на нашу партнерскую структуру - GRAM.
Но сетевики в целях экономии активно объединяют баинг. С
прицелом на телезакупки была создана OPera (совместная структура медиаагентств
BBDO Group и Optimum Media OMD Group), а GroupM создает единые баинговые
структуры в сфере интернета, outdoor и даже кино. Можете ли вы, покупая через
GRAM, рассчитывать на сходную экономию?
С. Комаров: Конечно. Причем работать с независимым
медиаброкером даже выгоднее. Ведь GRAM - это такая же структура, как OPera,
только с открытым списком клиентов. Не будучи зависимым ни от одного из
клиентских бизнесов, включая наш, GRAM работает в интересах любого обратившегося
к группе агентства. А сервис, который предлагает группа на радио, в прессе и
наружной рекламе, вообще не всегда можно получить даже у крупного сапплаера.
Например?
Э. Роднянский: Скажем, входящее в GRAM RentStreet
(агентство, специализирующееся на закупках в средствах наружной рекламы. -
ИР), размещает рекламу в любом городе страны, привлекая в необходимых
случаях от 400 до 500 сапплаеров. Не все из них крупные. Некоторые имеют всего
один щит, но он может быть крайне важен для нашего клиента с точки зрения
навигации, подъезда к магазину. RentStreet находит таких подрядчиков. И
контролирует качество их работы, имея своих представителей уже в 40 регионах
России.
То есть ошибкой ваших конкурентов в тендерах было то, что
они не обратились в RentStreet?
С. Комаров (смеется): Наверное, это и была их
главная ошибка.
>> Medialect
Год основания: 1994 Сфера деятельности:
медиасервисное агентство Клиенты: «М.Видео», «Билайн», Банк
Москвы, «Беталинк», «Кристалл-Лефортово», «Дон-Строй», Банк «Авангард»,
Billa, «Таркетт Рус», «Гектар», «Азимут», «Носимо» - сеть фирменных
салонов Nokia, ASUS, «Доминанта-Сервис», «Седьмой континент», «Спорт
Сити», Rover Computers, Zeldis, Zolla Планируемый оборот в 2007
году: $65 млн |
«две недели продаем одним, остальное время — другим»
Если услугами GRAM может воспользоваться любое другое
агентство, то в чем заключаются личные достоинства агентства Medialect?
С. Комаров: Мы более гибки, чем наши сетевые конкуренты.
Например, мы создаем не только команду, но и особую технологию работы с каждым
конкретным клиентом, заточенную под его индивидуальные особенности. Группы,
работающие с «Билайном», «М.Видео», «Дон-Строем», имеют разные структуры и
технологии.
Под гибкостью подразумевается возможность перекидывать
сотрудников с одного проекта на другой?
Э. Роднянский: Не только. Например, редкое рекламное
агентство запустит кампанию, не имея контракта с клиентом. А мы так иногда
поступаем и видим в этом высочайшую степень доверия к клиенту.
С. Комаров: В отличие от других агентств, и не только
сетевых, мы имеем возможность кредитовать клиентов, а не работать на их деньгах.
Таким образом мы добиваемся лучших цен, опираясь на финансовый потенциал
GRAM.
Что значит — «опираясь на финансовый потенциал»? Конкуренты
могут заподозрить вас в нечестной игре.
Э. Роднянский: Нет, в тендерной ситуации у нас нет
преимуществ перед другими агентствами, так как самому GRAM было бы экономически
невыгодно подыгрывать кому-либо, включая нас. Однако в повседневной работе мы
можем использовать многие возможности компаний GRAM.
Так, подавляющее
большинство рекламных агентств работает на основе комиссионных договоров, что
означает, что они в принципе не имеют возможности кредитовать кампании своих
клиентов. Наоборот, брокерские агентства могут позволить себе в течение
некоторого времени вести рекламную кампанию без оплаты, если они уверены в
клиенте. Ведь они работают по подрядной, а не комиссионной схеме.
>> Сергей Комаров
Родился в 1971 году
Образование: 1988—1994: Московский государственный
авиационный технологический университет им. Циолковского
Опыт работы: 1996-2000: начальник отдела по
организации выставок и презентаций агентства «Арт-Мобиле» 2000-2002:
директор отдела по работе с клиентами рекламного агентства «Арт Медиа
Коммуникации» 2002-2006: гендиректор агентства «Арт Медиа
Коммуникации» 2006 - настоящее время: совладелец и гендиректор
агентства Medialect |
Помимо готовности рискнуть собственными средствами, чем еще
вы привлекаете клиентов? Можете привести конкретный кейс?
С. Комаров: И не один. Например, работа с «М.Видео».
Электронный ретейл — это в высшей степени конкурентная среда, где первостепенное
значение имеет оперативность размещения рекламы. Рекламная кампания в outdoor
проходит одновременно в десятках городов России. Понятно, что сроки
технологической подготовки этой коммуникации не самые короткие. Поэтому, помимо
того, что с «М.Видео» на постоянной основе работают тринадцать сотрудников
агентства, также внутри Medialect был создан собственный отдел логистики.
Благодаря этому в те города, где проходит рекламная кампания, мы можем
доставлять плакаты быстрее, чем сами сапплаеры. А для еще большей оперативности
мы сами делаем верстку и ресайзинг макетов для прессы и наружной
рекламы.
Кроме того, мы предлагаем двухнедельные рекламные кампании не только
в Москве и Питере, но и в регионах - там, где этого не предлагают сами владельцы
носителей. В таких случаях, покупая месячную программу, мы продаем две недели
одним, а остальное время - другим клиентам. Рекламодатель свою маркетинговую
акцию обычно успевает реализовать именно в эти две недели со значительной
экономией рекламного бюджета.
А другие агентства пробовали копировать ваш стиль
работы?
С. Комаров: У нас есть информация, что конкуренты
«М.Видео» активно интересуются этой технологией и требуют от своих рекламных
агентств обеспечить такую же или подобную гибкость.
По вашим словам, весь баинг Medialect все еще опирается на
группу GRAM, с которой у вас единый владелец - Михаил Корес. В чем же тогда был
смысл выхода Medialect из группы, который состоялся прошлой весной?
С. Комаров: Дело в том, что один из принципов, которым
руководствуются медиаброкеры, звучит как «клиенты наших клиентов - не наши
клиенты». То есть мы - клиентское медиасер-висное агентство - не могли бороться
за бюджеты компаний, которые были или могли стать клиентами агентств-партнеров
GRAM. Во избежание конфликта интересов нам неоднократно приходилось отказываться
от участия в тендерах за бюджеты ведущих российских рекламодателей. Таким
образом, агентство стало зависимым от медиаброкеров, обслуживающих бюджеты
большинства сетевиков. Поэтому в 2006 году было принято решение развивать
клиентский бизнес независимо от группы.
>> Эдуард Роднянский
Родился в 1956 году
Образование: Московский государственный институт
культуры, Высшие экономические курсы Гос плана СССР, канд. ист. наук
Опыт работы: 1986-1994: зам. директора Московского
колледжа культуры и искусств 1994-1995: руководитель отдела
планирования «Видео Интернешнл» 1995-2005: эксперт, старший эксперт,
директор по планированию, медиадиректор, зам. генерального директора в
агентствах РАВИ, «МегаМедиа», CIA Russia (рекламные группы «Видео
Интернешнл», Tempus Group и GroupM WPP) 2005-2006: гендиректор
агентств «МегаМедиа» и Maxus (GroupM) октябрь 2006 года - настоящее
время: управляющий директор агентства Medialect |
«Международная корпорация очень напоминает по своей
структуре и подходам социалистическое предприятие»
Вопрос Эдуарду: прошлой осенью вы ушли из сетевого Maxus в
российский бизнес и, кажется, не горите желанием работать ни в одном из крупных
холдингов. Можете объяснить свою позицию?
Э. Роднянский: Уходить было тяжело — после многих лет
совместной работы все коллеги становятся почти родными людьми. Наверное, это
похоже на уход из семьи. На работе проходит половина твоей жизни, и она, работа,
должна приносить удовольствие. Человеку, почувствовавшему свободу творчества
после строго регламентированной социалистической жизни, насколько возможно
говорить о творчестве в нашей профессиональной деятельности, очень непросто
возвращаться в прошлое, а международная корпорация очень напоминает по своей
структуре и подходам социалистическое предприятие. И руководители в таких
компаниях оцениваются по формальным признакам — планы, отчеты, доля рынка, что
способствует росту капитализации, и т.п. При этом ни в коем случае нельзя
нарушить даже случайно какое-то из многочисленных правил корпорации, а значит,
каждый свой управленческий шаг нужно согласовать с массой людей, которые даже не
являются твоими руководителями. Играть по этим правилам мне было
неинтересно.
А разве повышение капитализации не является нормальной целью
любой компании — Medialect, например?
Э. Роднянский: В отличие от нас, сетевые агентства
принадлежат коммуникационным холдингам, которые являются публичными компаниями.
Часто они вынуждены вступать в борьбу за клиентов просто потому, что им
необходимо увеличить долю рынка. Ведь именно увеличение доли — хорошая новость
для биржи, которая может привести к росту капитализации.
Еще пример: на рынке
есть такой важный показатель, как размер биллинга на одного сотрудника
агентства. Сетевые агентства заинтересованы в повышении этого показателя, чтобы
продемонстрировать, насколько высока их производительность труда. А в частном
бизнесе мы не испытываем беспокойства от того, что у нас с каждым клиентом
работает в два-три раза больше людей, чем в сетевых агентствах.
И как вы используете такое большое число людей? Как-то
по-особому структурируете агентство?
С. Комаров: Дело не в особой структуре, а в качестве
работы. Как отметил Эдуард, мы ориентированы не на биржу, а на лояльность
клиентов. Мы не получаем право обслуживания медиабюджетов «по умолчанию» только
потому, что кто-то за нас договорился в Лондоне или Нью-Йорке. Мы ценим каждого
клиента потому, что он достается нам в условиях серьезной борьбы.
Э. Роднянский: Структурно мы похожи на другие агентства.
Но в большинстве рекламных агентств эксперты по планированию выполняют
одновременно функции эккаунтов, а у нас эти функции разделены. Таким образом,
повышаются качество работы и степень вовлеченности в бизнес клиента как одного,
так и другого звена. Для обслуживания наших клиентов мы создаем специальные
отделы, во главе каждого из которых стоит эккаунт-директор. В этом году отделы
по работе с клиентами возглавили Наталья Супрунюк и Виктория Расторгуева, а до
конца года у нас появятся еще два руководителя.
А почему самая большая команда создана именно под «М.Видео»,
а не, скажем, под «Билайн»?
Э. Роднянский: Ничего удивительного в этом нет. Ведь для
обработки одной и той же суммы денег в разных СМИ потребуется разное число
людей. Скажем, работу с гораздо большими телевизионными бюджетами выполнит еще
меньшее число людей. Наружная реклама, в средствах которой рекламируется
«М.Видео», вообще требует больших трудозатрат, причем особые сложности
представляет региональное размещение. Да и бюджеты у этих рекламодателей
разные.
Зато «Билайн» позволяет вам искать нестандартные
indoor-решения (см. ИР № 52007). Инициатива в творческом поиске в этом случае
исходит от вас?
Э. Роднянский: Это взаимозависимый и взаимно обогащающий
процесс. Мы знакомим «Билайн» с новинками рынка, даем им как юридическую оценку,
так и оценку с точки зрения стоящих перед «Билайном» в данный момент задач,
определяем соответствие новых каналов ценностям бренда. Какие-то новые каналы
коммуникации выявляем сами и, поняв интерес к ним клиента, начинаем поиск
достойных подрядчиков - так произошло с размещением рекламы в автосалонах.
Одновременно наши успехи в области креативных медиа связаны с наличием в
«Билайне» очень сильной команды медиаспециалистов - иногда они замечают на рынке
новые интересные предложения и поручают нам их оценить. Или формулируют новую
интересную задачу, под которую мы предлагаем новые нишевые
каналы.
Александр Григорьев
29.08.2007
Журнал "Индустрия рекламы"