Отлет от классики
Россия -- гигантский рынок для low-cost-перевозчиков. Но первая авиакомпания подобного формата «Скай экспресс» летает с явным отставанием от бизнес-плана. А вторая -- Red Wings, «дочка» НРК -- и вовсе отказалась от идеи чистого дискаунтера.
|
Марина
Букалова
не разбавляет
low-cost-перевозки
чартерными
примесями |
«Вот видите, обхожусь без водителя -- low-cost»,-- смеется
генеральный директор авиакомпании «Авиалинии-400». Он ведет
золотистый Volvo по дороге на Внуковский авиаремонтный завод. Там
базируются пахнущие свежей краской самолеты «Авиалиний-400».
Точнее, низкобюджетного перевозчика Red Wings -- такое название
компания получила в результате ребрэндинга. А по поводу водителя
генеральный директор «Авиалиний-400» Константин
Тетерин слегка
лукавит -- того недавно уволили, а замену найти не успели.
Отшучивается Тетерин и когда речь заходит о проекте, который он
возглавляет. «Вы будете записывать? Мы -- очень закрытая
компания»,-- улыбается он, увидев диктофон. Но в каждой шутке есть
доля правды: Тетерин избегает обсуждения финансовых подробностей.
Его осторожность можно понять. О том, что в России появится первая
отечественная low-cost-компания, «Национальная резервная
корпорация» (НРК; владелец -- Александр
Лебедев) заявила больше года назад -- в июле 2006 года, но
лишь в январе 2007-го НРК купила некогда заметного чартерного
перевозчика «Авиалинии-400» (к настоящему моменту в проект вложено
свыше $20 млн). Однако другая компания, «Скай экспресс», уже в
январе этого года начала полеты и сейчас осуществляет рейсы в семь
российских городов, среди которых Москва, Калининград,
Санкт-Петербург и Сочи. Так что первой Red Wings не стала, а ее
самолеты до последнего времени в основном простояли на земле.
На днях авиакомпания стала выполнять чартерные рейсы. А в конце
октября -- начале ноября наконец должна стать тем, чем обещала,--
low-cost-перевозчиком. Но порывать с чартерным прошлым она не
планирует. «Мы не хотим устраивать революцию,-- скромничает
Константин Тетерин.-- Мы собираемся адаптировать то лучшее, что уже
есть». Чем не устроил компанию путь классического
дискаунтера?
Фальшвзлет
«Поляна для low-cost сегодня -- накрывай не хочу!» -- радовался
основатель и совладелец альянса AirUnion Борис
Абрамович в одном из
недавних интервью. Накрывать поляну он решил с чистого листа.
Авиакомпания «Скай экспресс», в которой Абрамовичу принадлежат 40%
акций (еще примерно по 20% у ЕБРР, британского фонда Altima
Partners и частного фонда Sloane Robinson), была создана с нуля в
2006 году. Правда, не без помех: полеты авиакомпания начала на три
месяца позже запланированного срока.
В НРК урок учли и, похоже, решили сэкономить время, купив уже
действующую авиакомпанию, имевшую развитую маршрутную сеть из
популярных туристических направлений. И если «Скай экспресс» решил
ограничиться пассажирскими перевозками внутри России, то в НРК
посчитали, что не стоит отказываться и от тех, кто летает за
рубеж.
Учитывая, что НРК покупала только документацию «Авиалиний-400», а
не ее старые самолеты (на первое время корпорация предпочла
обзавестись более новыми Ту-154: один купила, второй арендовала у
«Атлант-Союза»), независимые эксперты оценивают стоимость сделки в
$1 млн. Сам Тетерин суммы не раскрывает, но намекает, что она явно
больше: «Только сертификат эксплуатанта в среднем по рынку стоит
$2,5 млн. Плюс премия прежним владельцам». Правда, переплатив за
актив, НРК так и не выиграла время.
В кабинете главы «Авиалиний-400» на ремонтном заводе висит большая
фотография Владимира Путина в форме военного летчика. «Портрет
президента должен висеть в кабинете руководителя каждого крупного
предприятия»,-- считает Константин Тетерин. Впрочем, такая
лояльность не уберегла «Авиалинии-400» от претензий со стороны
авиационных властей. Стоило перевозчику перейти под крыло НРК, как
он трижды вызвал нарекания чиновников. В середине января 2007 года
Минтранс на месяц приостановил лицензию «Авиалиний-400».
Официальной причиной стало отсутствие у авиакомпании обязательного
резервного борта (последний должен быть у всех перевозчиков,
выполняющих чартерные перевозки, на случай непредвиденных
ситуаций).
6 мая Росавиация запретила рейс «Авиалиний-400» из Москвы в
Салоники за 27 минут до вылета, внезапно обнаружив, что у нее не
было на то официального разрешения. Якобы оно было обещано
авиакомпании при условии, что та согласует полет с назначенными
перевозчиками («ВИМ-авиа» и «Красэйр»). В результате 300 пассажиров
«Авиалиний-400» двое суток просидели в аэропорту.
В конце июня совместным распоряжением Ространснадзора и Росавиации
авиакомпания попала в черный список вместе с тремя другими
российскими перевозчиками, которым было запрещено летать в страны
ЕС. Их самолеты не проходили по европейским авиастандартам (SAFA),
и отечественные чиновники решили на всякий случай перестраховаться.
Претензии были предъявлены на основании работы «Авиалиний-400» за
последние три года, а значит, касались самолетов, оставшихся у
прежних владельцев. Компании потребовалось полтора месяца, чтобы
доказать соответствие своих нынешних самолетов требованиям ЕС.
ДОСЬЕ
Red Wings («Авиалинии-400»)
Компания Red Wings находится в процессе перерегистрации -- ранее
называлась «Авиалинии-400» и принадлежала Внуковскому
авиаремонтному заводу №400. Red Wings осуществляла чартерные
перевозки по туристическим направлениям (в 2006 году обслужила 137
тыс. пассажиров, выручка составила $17 млн, чистая прибыль -- $565
тыс.). В январе 2007 года 100% акций «Авиалиний-400» приобрела НРК,
которой также принадлежит 30% акций «Аэрофлота» и 48,9% акций
немецкого чартерного перевозчика Blue Wings.
«Скай экспресс»
Основана в марте 2006 года. Осуществляет перевозки в семь городов
России. В ближайшее время планирует довести их число до 10. На
сегодня парк авиакомпании состоит из шести Boeing-737. Акционерами
компании являются ЕБРР, фонды Altima Partners, Sloane Robinson и
физические лица. Контрольного пакета акций нет ни у кого, но около
40% контролирует владелец «Красэйр» Борис Абрамович.
НОУ-ХАУ
Компания Red Wings:
-- приобретает новые самолеты Ту-204;
-- собирается выполнять low-cost-перевозки не только по России, но
и в популярные у туристов страны Средиземноморья.
Компания «Скай экспресс»: -- использует
унифицированный парк из самолетов Boeing-737;
-- конкурирует с РЖД, предлагая тарифы от 500 руб.
РЫНОК
В самом начале 1990-х отечественные авиакомпании ежегодно
перевозили около 120–140 млн пассажиров, большая часть из них --
жители России. По итогам 2006 года услугами гражданской авиации
России воспользовались всего 38 млн человек, в то же время
пассажирами поездов дальнего следования РЖД стали 135,3 млн
человек. Таким образом, зарождающиеся в стране low-cost-перевозчики
рассчитывают оттянуть на себя часть гигантского железнодорожного
пассажиропотока.
Пока единственной российской авиакомпанией, работающей в формате
low-cost-перевозок, остается «Скай экспресс», хотя о планах создать
низкобюджетного перевозчика помимо НРК заявляли «Альфа-групп» и
зарегистрированная в 2005 году московская авиакомпания
«Регион-авиа».
Пассажиров из Европы в Россию обслуживают западные игроки,
работающие в формате low-cost: Germanwings, Air Berlin, WindJet,
Click Air. Но из-за негласного пожелания российских властей,
опасающихся за конкурентоспособность отечественных авиакомпаний,
минимальные тарифы на рейсы западных дискаунтеров из России
значительно выше, чем на внутриевропейских перелетах,-- от
$100. |
Отечественная экономия
В НРК с самого начала решили брать только «новорожденные» самолеты.
Причем сперва речь шла о продукции концерна Airbus -- 20 машин
модели А-320, которые должны были прийти в 2009–2011 годах. «Идея
шикарная -- накупить дорогих западных самолетов, поставить их на
раскатанные маршруты и за счет этого взять рынок»,-- уверен
генеральный директор компании Infomost Борис
Рыбак. К слову, иностранную технику эксплуатирует и «Скай
экспресс», но средний возраст их Boeing-737 составляет 11–12 лет,
что снижает эффективность бортов.
Однако за год «шикарная» идея НРК потеряла свой блеск --
руководство корпорации сделало выбор в пользу Ту-204–100. Их
каталожная стоимость составляет $30–40 млн за борт, тогда как А-320
-- $65–70 млн, а с учетом таможенных пошлин и вовсе свыше $90 млн.
При этом, согласно данным Федерального агентства по промышленности
РФ, Ту-204 расходует 19,4 грамма топлива на пассажиро-километр, что
сопоставимо с показателями тех же Boeing-737 и A-320.
Таким образом, НРК могла не только сэкономить, но и решить еще одну
задачу -- контролировать сроки поставки самолетов.
«Скай экспресс» уже столкнулся с подобной проблемой. «Техническая
подготовка самолетов занимает больше времени, чем было
предусмотрено в бизнес-плане»,-- признает генеральный директор
«Скай экспресса» Марина
Букалова. К маю 2007 года парк первого российского
дискаунтера должен был насчитывать восемь Boeing-737, к декабрю --
18. Однако сейчас у компании всего шесть машин и, по словам
Букаловой, до конца года прилетят в лучшем случае еще три. Если
изначально «Скай экспресс» рассчитывал перевезти в 2007 году 1,2
млн пассажиров, то сейчас умерил свои аппетиты до 750–800 тыс. (за
полгода обслужено менее 300 тыс.).
Тетерин уверен, что первые шесть новеньких «тушек» его компания
получит в срок -- в течение 2008 года, а к 2010-му их будет 24. В
ожидании этих лайнеров перевозчик избавился от Ту-154 и арендовал
четыре Ту-204 в возрасте пяти-шести лет.
НРК владеет 26,6% акций «Ильюшин финанс» -- крупнейшей на
российском авиационном рынке лизинговой компании, следовательно,
имеет шанс оказаться первой в очереди за отечественными самолетами.
Но в состоянии ли российский авиапром удовлетворить спрос? Борис
Рыбак прогнозирует, что при нынешних мощностях к 2010 году Red
Wings может рассчитывать только на три-четыре самолета.
С небес на землю
|
Выбирая самолеты, Константин Тетерин сделал ставку на
российский авиапром в надежде, что он его не подведет |
Выиграет ли авиакомпания, сэкономив на Ту-204, тоже большой вопрос.
Пока из-за поломок они стоят на земле гораздо чаще своих
иностранных собратьев. «Для Ту-204 налет 200 часов в месяц --
предел возможностей, в то время как для Boeing 300 часов --
норма»,-- отмечает Марина Букалова. «Адекватной статистики, сколько
могут летать Ту-204, у нас нет»,-- вступается за отечественный
авиапром глава аналитической службы «Авиапорт» Олег
Пантелеев.
А вот примеры отказа от Ту-204 уже есть. В 2003 году авиакомпания
«Красэйр» имела «крупнейший» в России парк самолетов семейства
Ту-204 -- всего пять машин. Сегодня он уменьшился до одного борта.
В прошлом году от эксплуатации двух Ту-204 отказалась S7 Airlines,
сочтя их неэффективными.
Конечно, неудачи можно списать на отсутствие у этих перевозчиков
сильной технической базы для эксплуатации Ту-204. У НРК потенциал
есть. «Ильюшин финанс» владеет компанией «ИФК техник», занимающейся
ремонтом и обслуживанием самолетов. Кроме прочего, центр по уходу
за Ту-204 может быть создан на базе Внуковского авиаремонтного
завода. Но даже этих мощностей может не хватить для того, чтобы в
кратчайшие сроки провести замену деталей лайнера в любом из
аэропортов Средиземноморья. Да и аэропортовым техникам самолет мало
знаком. Для сравнения: по данным официального сайта концерна
Airbus, сегодня в мире летает 1714 самолетов A-320, тогда как
«поголовье» пассажирских Ту-204 едва ли перевалило за два десятка.
Так что столь редкая «птица» может оказаться не лучшим вариантом по
сравнению с подержанными Boeing, за которые Константин Тетерин в
свое время критиковал проект «Скай экспресса».
Но даже если проблемы с техобслуживанием удастся решить, Ту-204 в
принципе не слишком подходит для low-cost-перевозок. Ведь экономика
дискаунтеров держится на том, что минимальная маржа с одного
пассажира компенсируется колоссальными оборотами. В частности,
минимальный тариф у того же «Скай экспресса» на рейс из Москвы в
Сочи составляет 500 руб., а средняя стоимость билета -- 2,5 тыс.
руб., тогда как у традиционных авиакомпаний -- около 4 тыс. руб.
Чтобы быть рентабельными при таких ценах, классические
low-cost-перевозчики работают на «спринтерских» дистанциях -- до
трех часов лета. Это позволяет им заправляться и проходить
обслуживание в базовом аэропорту, где услуги обходятся дешевле.
Кроме того, так они совершают гораздо больше рейсов: каждый борт --
в среднем по шесть полетов в течение суток (вместо двух у
регулярных или чартерных перевозчиков).
На точку безубыточности дискаунтеры выходят при загрузке примерно
85% (регулярные рейсы начинают приносить прибыль начиная с 65%). Но
заполнить под завязку салон Ту-204, рассчитанный на 210 пассажиров,
значительно сложнее, чем А-320 вместимостью 150 человек. «Емкость
свыше 200 кресел слишком велика для дискаунтера. К тому же Ту-204
больше подходит для полетов на дальние расстояния»,-- утверждает
Марина Букалова. «Для low-cost-перевозчика нужны другие провозные
емкости»,-- согласен директор по бюджетному управлению S7 Airlines
Дмитрий
Куделькин.<B>
Нелетная среда
Впрочем, НРК и не собирается организовывать классический
дискаунтер. «В России пока тяжело в чистом виде создать
low-cost-перевозчика,-- объясняет заместитель гендиректора НРК
Леонид
Душатин, -- так как у нас нет соответствующей
инфраструктуры -- аэропортов, которые давали бы льготные тарифы
бюджетным авиакомпаниям, как это практикуется в Европе».
Дело не только в аэропортовых дисконтах. «Детские болезни» рынка
бюджетных перевозок в России отчетливо прослеживается на примере
«Скай экспресса». Лишь немногие воздушные гавани в стране способны
соответствовать бодрому темпу, в котором вынуждены работать
дискаунтеры. Так, если у немецкого low-cost-перевозчика Germanwings
время обслуживания самолетов в аэропортах составляет в среднем
30–40 минут, то у «Скай экспресса» -- целый час.
Кроме того, в России слабо развиты интернет-продажи. А для
дискаунтеров, которые не тратятся на содержание своих касс, это
самый удобный канал сбыта -- через него уходит до 95% билетов. У
«Скай экспресса» сейчас через сайт бронируется 65% билетов,
оплачивается еще меньше -- 35%, и это считается очень хорошим
результатом.
Наконец, есть проблемы и с пассажирами. 60% своей клиентуры (к 2012
году около 7 млн человек) «Скай экспресс» надеется отнять у РЖД. «У
нас бортпроводники уже спрашивают, какое объявление делать, чтобы
люди курицу свою не вытаскивали, а то пахнет очень сильно»,--
красочно описывают в «Скай экспрессе» поведение типичного пассажира
поезда дальнего следования, возможно впервые в жизни попавшего на
самолет. Однако наберется ли у «Скай экспресса» через пять лет 4,2
млн таких «гурманов», неизвестно. «В российских условиях железная
дорога субсидируется государством, и пассажир, который хочет
добраться из точки А в точку Б максимально дешево, будет выбирать
железную дорогу, а не low-cost,-- считает Куделькин.-- Средние
расходы на пассажира при значительном сокращении сервиса можно
снизить максимум до 15%. Так что авиатариф в любом случае будет в
два-три раза выше плацкартного тарифа РЖД».
Проанализировав все риски чистого low-cost-бизнеса, НРК и решила
добавить к нему чартерную примесь.
Запасной аэродром
Red Wings будет не только работать на прямых клиентов (b2c), но и
продавать блоки мест туроператорам (b2b). В какой пропорции, пока
не ясно. Известно лишь, что около 40% от общего числа маршрутов
авиакомпании придутся на популярные туристические страны
средиземноморского побережья, среди которых Турция и Египет.
Константин Тетерин объясняет решение авиакомпании тем, что вопреки
распространенному мнению клиентами мировых low-cost-перевозчиков
сегодня являются в основном не студенты и бизнесмены, а туристы. По
оценкам западных бюджетных авиакомпаний, до 70% их пассажиров из
России летят именно на отдых. «С туроператорами уже охотно
сотрудничают Germanwings и появившийся этим летом испанский
дискаунтер Click Air,-- подтверждает заместитель гендиректора
компании „Капитал тур” Татьяна
Сергеева.-- Если Red Wings предложит удобные маршруты и
выгодные тарифы, мы с интересом их рассмотрим». Альянсы с
турфирмами позволяют многим авиакомпаниям заполнять свои рейсы на
популярные курорты на все 100% -- неплохая подстраховка для Red
Wings на тот случай, если полеты по России окажутся не столь
прибыльными, как ожидалось. Правда, и здесь есть одно «но» --
сезонность туристических потоков, тем более когда речь идет о
Средиземноморье.
В любом случае у Константина Тетерина и его команды больше
пространства для маневра, чем у менеджмента «Скай экспресса», перед
которым акционеры поставили бескомпромиссную задачу: авиакомпания
должна состояться как успешный low-cost-перевозчик либо вообще
никак.
Екатерина Трофимова
30.08.2007
Секрет фирмы
|