Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Маленький электорат

Предвыборная кампания началась с пропагандистской атаки на детей

В этом году начало учебного года совпало со стартом думских выборов. Российские партии не могли упустить возможность достучаться до избирателей через их детей и 1 сентября дружно ринулись в школы с подарками. Иногда конкурирующие политические организации буквально сталкивались в школьных коридорах. Самую масштабную атаку на детские умы предприняли «единороссы».

В стране, кажется, не осталось ни одного учебного заведения, не охваченного их предвыборным вниманием. Эксперты говорят, что хотя закон и запрещает вовлекать несовершеннолетних в партийную агитацию, но если в школе не прозвучало прямого призыва голосовать, то привлечь партийцев к ответственности невозможно. Впрочем, защищающие ребенка поправки уже готовятся в недрах оппозиции. Но вряд ли они увидят свет. По крайней мере, не перед этими выборами.

Похоже, что от подарков «Единой России» удалось скрыться не многим. В Санкт-Петербурге, в Ледовом дворце, 1 сентября «единороссы» устроили для первоклассников специальную акцию и вручили 5 тыс. подарков. День знаний новосибирские школьники также встречали вместе с руководством партии. По утверждениям самих «единороссов», 30 тысячам школьникам области были вручены подарки. И, конечно, с партийной символикой. Как сообщается на официальном сайте партии, 10-летняя Лера Михеева из Кемерово побывала с бабушкой в региональном исполкоме партии. Там они, «кроме новых учебников и нарядного костюмчика», получили еще подарки – «фирменную футболку и кепку «Единой России», конфеты и торт к предстоящему празднику». Глава Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин 1 сентября заявил, что в нынешнем году благодаря усилиям партии «Единая Россия» ни много ни мало – каждого школьника республики удалось обеспечить ранцем и необходимыми школьными принадлежностями. В Туле партийцы решили одарить детей бланками расписания занятий. Московское областное региональное отделение партии «Единая Россия» ко Дню знаний приготовило для первоклассников книгу патриотических стихов «Мы живем в России». А в Приморье «единороссы» пошли еще дальше: первый урок в первый школьный день провели не учителя, а представители «Единой России». «Мы представляем всероссийскую политическую партию «Единая Россия», одну из ведущих партий России, – так завершили урок партийцы. – Это объединение тех, кто полагается на себя и верит в живительные силы России, в ее природную мощь; кто видит ее перспективу и тем укрепляет свой дух».

В ЦИК РФ все это не сочли агитацией. «В этих фразах я признаков агитации не усматриваю, – сказал «НИ» член ЦИК от КПРФ с правом совещательного голоса Вадим Соловьев. – После публикации указа о старте избирательной кампании будут определенные ограничения с точки зрения агитации. Но указ еще не был опубликован, а юридические последствия наступают только после публикации». Напомним, что указ о начале выборов был подписан на следующий после 1 сентября день.

Объяснить повсеместное присутствие «Единой России» несложно, ведь сейчас именно у этой партии в распоряжении самый мощный административный ресурс. А у многих учителей, особенно старшего возраста, еще со времен КПСС сохранился инстинкт правящей партии, поясняет «НИ» председатель комиссии Мосгордумы по науке и образованию, заслуженный учитель РФ Евгений Бунимович. «Там никто не задумывался, можно или нельзя, – говорит он. – Если сказали, значит, надо». Руководитель Психологического центра на Волхонке, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги Анна Карташова поясняет, что детям очень нравятся яркие вещи. «Это определенного рода игра, когда политик приносит что-то, – говорит «НИ» психолог. – Другое дело, что в процессе этой игры усваивается какая-то система норм, ценностей и установок. Политики и рассчитывают на то, что детям в общем-то все равно, во что играть. С точки зрения детской психики это в некотором смысле манипуляция политиков». Опасность заключается в том, что детская психика находится в процессе формирования. «Я как мать не была бы рада, если бы узнала, что в нашу школу пришел политический деятель, – сказала «НИ» психолог-консультант психологического центра «Азбука души» Александра Яковлева. – Скорее всего, детская психика воспримет не то, что им сказали, а то, что им подарили. Конечно же, у них отложится, что та или иная политическая партия принесла подарки».

Впрочем, не отстают и конкуренты «единороссов». Челябинское региональное отделение ЛДПР дарит школьникам партийные дневники. На первой странице – портрет Владимира Жириновского и лозунг: «Россия станет великой державой», а также логотип партии. Свердловские «жириновцы» выпустили плакат с расписанием уроков тиражом 130 тыс. экземпляров, которое будет бесплатно раздаваться на территории всей области. Кроме привычных граф для заполнения порядка проведения уроков на расписании изображены герб и флаг ЛДПР.

«Справедливая Россия» зимой делала из барнаульских школьников «эффективных лидеров». Старшеклассники посещали семинары, мастер-классы, которые проводили для них представители партии. Представители этой партии также 1 сентября активно посещали школы и вручали детям подарки, не забывая напоминать, от кого они.

Бывает, впрочем, так, что оппоненты сталкиваются в одной школе. Так, 1 сентября первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ, депутат Госдумы Анатолий Локоть посетил гимназию № 1 города Новосибирска, где столкнулся с руководителем местного отделения «Единой России», председателем областного Совета Алексеем Беспаликовым, который также пришел поздравить гимназистов. «Единоросса» сопровождали активисты партии, наряженные в костюмы белого медведя. Лидеры совершенно не ожидали увидеть друг друга в одной школе, поскольку в Новосибирске их более двухсот пятидесяти.

Использование детей в политической пропаганде – прием старый, как мир. Во время предвыборных кампаний политики регулярно позируют на фоне детей, с малышами на руках, в обнимку с ними, создавая умилительные для избирателя образы. Но есть и другие цели. «Они пытаются повлиять через детей на родителей и на педагогический состав, – поясняет Евгений Бунимович. – То есть войти в дом через школу. Ребенку от этого только вред. Это цинизм политической борьбы. Школа не может быть вне политики, поскольку это государственное учреждение, но партийная пропаганда – это совсем иное. И, чем раньше ребенок будет постигать такие вещи, тем хуже».

«Партий, направлений и движений сейчас много, – говорит психолог Александра Яковлева – Немногие взрослые разбираются, а тем более дети, что кто предлагает. Вряд ли ребенок потом вспомнит, о чем говорил человек, но совершенно точно вспомнит, что он подарил ему калькулятор. Как донести до детей информацию? Легче всего прийти в школу, на улице ловить детей тяжелее».

Впрочем, с точки зрения экспертов, есть и примеры прямой предвыборной информации, направленной на детей. Недавно на сайте президента РФ появился раздел, в котором гражданам школьного возраста объясняют, что такое выборы. Несколько раньше этой проблемой озаботился ЦИК России, при содействии которого издана книга «Я знаю, что такое выборы». Главным героем книжки является маленький мальчик Никитка, который, чтобы узнать, что такое выборы, совершает путешествие в три страны – Законодательную, Исполнительную и Судебную. В конце концов, герой понимает, что выборы необходимы и много значат для жизни общества. Предполагается, что эту книгу будут распространять через избирательные комиссии регионов. «Объяснять про выборы, про парламент, конечно, необходимо. Ведь мы воспитываем граждан своей страны, – убежден Евгений Бунимович. – А вот политическая пропаганда – это совершенно другое». Евгений Бунимович внес в Мосгордуму поправки, которые предусматривают административное наказание за политическую пропаганду в школах. Он обращает внимание на то, что законодательство в этой сфере весьма расплывчато. «Мы пережили довольно бурные 90-е, когда нам тем не менее хватило какого-то целомудрия не погружать детей в наши взрослые, не всегда пристойные политические распри, – сказал он «НИ». – Дети были в школе и отдалены от политики. Сейчас мы видим буквально бум попыток агитационного давления на наших детей. Я вам как педагог могу сказать, что это просто ужасно. А по сути это еще и противозаконно. За это должны быть санкции. К сожалению, сегодня многие это поощряют».

По закону об образовании «принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественно-политические организации, движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются». Закон о политических партиях запрещает партийцам вмешиваться в учебный процесс образовательных учреждений. Согласно закону о выборах депутатов Госдумы, запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. Аналогичный запрет есть и в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Согласно Кодексу об административных правонарушениях, привлечение к проведению предвыборной агитации несовершеннолетних простым гражданам грозит штрафом в 1,5 тыс. рублей. Должностные лица рискуют потерять 2–3 тыс. рублей, юридические лица – 20–30 тыс. рублей.

МАРЬЯМ МАГОМЕДОВА, ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Новые Известия
04.09.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов