Операция "Инновация"
Сколько стоит опередить время
Ежегодно во всем мире бизнес тратит миллионы долларов на создание know how. Инновационный сектор – один из самых опасных и рискованных. К чему стоит готовиться предпринимателю, который решил удивить конкурентов и потребителей новым продуктом?
Каждая компания стремится производить свой уникальный продукт, который не имел бы аналогов у конкурентов. Он должен быть дешевле и, главное, пользоваться популярностью у потребителя. По всему миру ежегодно появляются миллионы новых товаров и технологий. Компании самостоятельно инвестируют в разработку, научные исследования, а затем внедряют созданные новинки. Процесс это недешевый. Вложения в know how считаются едва ли не самыми рисковыми. Очень уж велика вероятность, что деньги будут потрачены впустую, а новый продукт на выходе окажется просто бесполезным – слишком дорогим или даже просто невостребованным покупателями. На создание новинки могут уйти годы. Вначале надо разработать идею, потом внедрить созданный товар в производство и, наконец, продвинуть на рынок. Нужны значительные ресурсные затраты, внедрение дорогостоящих, иногда узкоспециализированных технологических процессов, использование новейших достижений науки. Ошибка возможна на любой стадии. Например, маркетинг может оказаться столь дорогим, что сделает невыгодной даже самую удачную инновацию, да и сроки окупаемости бывают достаточно длинными. Но и отказаться от расходов на know how нельзя – ведь иначе можно отстать от конкурентов.
В России, где налоговых послаблений для компаний практически нет, инвестиции в инновации опаснее в разы. Неудивительно, что, по мировым стандартам, отечественный бизнес характеризуется относительно низкой активностью. По результатам исследования, недавно проведенного Ассоциацией менеджеров, доля инновационно активных предприятий не превышает 10 – 12%. Средства тратятся в основном на постепенное усовершенствование существующего продукта. В этом признались 43% респондентов. Лишь 16% компаний сообщили, что внедряют нововведения, серьезно изменяющие и улучшающие качество. Совершенствованием производственного процесса, то есть разработкой новых технологий, занимается еще меньшая доля респондентов – всего 9%. Цифры действительно небольшие. Для сравнения: порядка 70% ежегодного экономического роста США было обеспечено именно за счет разработок новых товаров. Американские компании тратят в год от 10 до 20% чистой выручки на создание или улучшение своих товаров или производственных возможностей.
Впрочем, и российские компании за последние несколько лет научились грамотно инвестировать в инновации и по возможности обходить наиболее опасные риски. Очевидно, что отечественному бизнесу создавать новые товары тяжелее. Размер налоговых льгот для тех, кто инвестирует в НИОКР, с западным уровнем не сравним. Однако know how в стране появляются с завидной регулярностью. Корпорации накопили уже достаточно большой опыт удачных и неудачных инвестиций в инновационный сектор. Существует ли рецепт создания и успешного внедрения новинок или каждый раз приходится действовать по наитию?
Шаг за шагом
Все отечественные компании, независимо от того, малый бизнес они представляют или крупные корпорации, работают приблизительно по одной схеме. Отличия лишь в объеме денежных средств, которые они направляют на новые разработки. Наверное, главная проблема инвестиций в know how – никогда не знаешь, сколько денег от тебя потребует создание готового продукта. Учесть все расходы на начальном этапе практически невозможно.
Заместитель генерального директора «СИБУР – Русские шины» по стратегическому развитию Игорь Караваев рассказывает: «Могу привести наш собственный пример внедрения инновационного проекта по производству грузовой шины с цельнометаллическим кордом. Ее производство в несколько раз сложнее, чем производство легковых премиальных шин. В данном инвестиционном проекте стоимость непосредственно технологий, так называемых спецификаций – описания конструкций, резиновых смесей, конкретных типоразмеров и т.д. – реально составляет около 20 – 30%. Остальные 70 – 80% – собственно внедрение этих технологий на производстве, без чего создание нового продукта невозможно. Всегда надо принимать во внимание факторы, которые необходимо адаптировать под конкретные местные условия. Этот процесс также требует значительных инвестиций и усилий».
Поиск денег сам по себе является достаточно серьезной проблемой. По крайней мере, для тех компаний, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Традиционно в мире пользуются заемными средствами, которые предоставляют венчурные фонды. Неудивительно, что компании предпочитают не рисковать собственными деньгами – ведь расходы получаются достаточно большими. В мире, равно как и в России, диапазон вложений в одну разработку составляет $0,1 млн – $50 млн. Типичный средний показатель $0,5 млн – $5 млн на одно know how на срок от полугода до двух лет. В российских условиях только составление финансово грамотного и проработанного бизнес-плана, удовлетворяющего необходимым стандартам, стоит в среднем около $7000. При этом значительную часть инвестиций предприятия осуществляют из собственных, а не заемных средств. «Де-факто, – признается директор малого предприятия «Производство энергосберегающих светодиодных светильников» Михаил Граденко, – мне приходится самостоятельно обеспечивать финансирование на каждый следующий месяц. Темп развития снижается, и большая часть времени тратится на добычу денег. В России существует огромное количество институтов финансирования, но фактически получение денег от них требует прохождения процедур, доступных лишь уже развитому, успешно работающему бизнесу, который имеет для этого необходимые капитал, кадровый состав и опыт».
Рискуем всем
Главное, что усложняет создание новых продуктов – конечно, неопределенность результата. Риски инноваций считаются едва ли не самыми серьезными из всех, которые несут предприятия. Повышенную опасность таких инвестиций компенсирует высокий уровень доходности, если инновация оказалась удачной. Олег Серегин, директор малого предприятия «ОМ и АМ», считает, что только 1/5 предлагаемых новшеств имеет реальную, как следует просчитанную основу и научную составляющую. Мировая статистика такую оценку подтверждает. Из 10 разработок 5 приносят инвестору минус. Из оставшихся 5 разработок только 3 позволят всего лишь «выйти в ноль». Утешает потенциальных инвесторов то, что оставшиеся 2 новинки дают такую прибыль, что она распределяется на все 10 разработок объемом не менее 40%.
Впрочем, know how бывают разными. Каждый может попробовать разработать новинку в соответствии со своими возможностями. Генеральный директор Центра передачи технологий (отраслевого подразделения Роскосмоса по патентно-лицензионной работе) Сергей Жуков уверен, что главное – вовремя понять, к какой категории «гениальности» относится инновация и, следовательно, какой процент рискованности ей по плечу. Ведь частота создания принципиально новых, революционных решений в инновационном бизнесе крайне мала. Как показывает статистика, 98% всех know how – это усовершенствования, улучшения уже существующих товаров и услуг. Риски при внедрении таких разработок гораздо ниже, чем у 2% гениальных инновационных идей.
Действительно, степень «градуса опасности» для инвестиций в новинки отличается в разы. Традиционно наиболее привлекательны для инвесторов предложения, связанные исключительно с продвижением готового инновационного продукта. Значительно выше риск по проектам, ориентированным на продукты или технологии, находящиеся в стадии разработки. В этом случае многие решения приходится принимать на интуитивном уровне, так как информация отсутствует. Очень непросто разработать маркетинговую концепцию, часто появляются ошибки при прогнозировании спроса, возможностей сбыта, позиционировании товара на рынке, установлении цены. Наиболее неохотно выделяют деньги на инновационные разработки с незавершенной стадией поисковых исследований. Здесь отдача от инвестиций и вовсе непрогнозируема. В российских условиях имеется к тому же дополнительная сложность. По отечественному законодательству риск неудач при выполнении договоров несет заказчик. Между тем большинство инвесторов предпочитает переложить на разработчиков хотя бы часть потенциальных опасностей.
Между рифами
Тем не менее в большинстве компаний уже давно разработали целый ряд механизмов, позволяющих хотя бы частично снизить угрозу потери денег при создании новых продуктов. Есть общие стандарты, которые применяются повсеместно. Например, рекомендуется поэтапное финансирование инновационных проектов. Каждое следующее финансовое отчисление производится только после получения результатов предыдущего этапа. Кроме того, корпорации практикуют вложение средств не в одну, а сразу в несколько различных разработок, которые иногда даже конкурируют между собой. Чем больше новых продуктов создается одновременно, тем больше шансов, что хоть одна из новинок будет пользоваться спросом на рынке.
Некоторые компании практикуют также приемы, которые можно отнести к психологическим. Они пытаются повысить значение и роль своих подразделений по know how среди других сотрудников и отделов, подчеркивая таким образом их особое положение. Игорь Караваев рассказывает: «Производственные площадки, на которых реализуются инновационные инвестиционные проекты, обязаны быть отгорожены от остального производства. В них должны принимать участие наиболее способные сотрудники, которые могут носить даже другую форму одежды, чтобы показать остальным, что они делают нечто особое, качественно новое и важное. Все это обеспечит особое отношение к проекту».
Параллельно компании пытаются повысить эффективность работы с представителями науки. Ведь не секрет, что многие проекты, которые могли бы стать успешными на рынке, оказываются обреченными на начальной стадии лишь потому, что заказчик от бизнеса не нашел способ донести свои пожелания до ученых, работающих над новым продуктом. Проблему резюмирует Сергей Жуков: «Продажа инноваций – процесс индивидуальный, плохо поддающийся тиражированию. Для нашей страны западные или восточные схемы продвижения пока неэффективны. Если брать отечественный опыт, то я бы с вниманием отнесся к примеру новосибирских ученых, которые доверяют продвижение своих изобретений на рынок наиболее коммерчески одаренным коллегам по научному цеху».
Большинство экспертов сходится в том, что «инженер грамотно продать идею или товар не сможет». В мире эту проблему решает специальная категория специалистов – инновационные менеджеры. По сути, это посредники между разработчиком и инвестором. Причем часто они могут представлять и интересы науки, предлагая бизнесу уже оформленные идеи и проекты, которые лишь требуют финансирования. Главное, их вмешательство позволяет поддерживать диалог между сторонами уже в ходе реализации проектов, когда необходимо изменить сроки или объем выделяемых средств. В России таких специалистов пока немного. Отечественный инновационный менеджер редко вникает в суть творческого процесса, плохо разбирается в технических и конструктивных особенностях продвигаемого высокотехнологичного продукта. То есть сосредотачивается в основном на коммерческой составляющей, а это не всегда устраивает его партнеров.
Так или иначе, в последние годы компании инвестируют в инновации все активней. Пока лидерами остаются крупные корпорации. У них больше средств, которые они могут направить в сектор новых разработок, и они вынуждены конкурировать с продуктами западных корпораций. Малый и средний бизнес пока ведут себя на рынке осторожней. Сейчас декларируется, что создание специальных инновационных площадок, например, технопарков, сделает инвестиции в новинки более доступными для небольших фирм. Но в ближайшие несколько лет статус-кво наверняка сохранится. Массовое создание know how останется прерогативой крупных игроков, а бизнес поменьше будет концентрироваться в лучшем случае на минимальном улучшении уже существующий товаров и технологий.
Опасности большие и малые
Почти половина всех рисков при разработке инноваций приходится на взаимное непонимание между заказчиками и исполнителями. Разработчики во время создания увлекаются и забывают, что новинка рассчитана на потребителя. Риски сбыта и продвижения составляют порядка 20%. Еще 10% традиционно относят на риски, связанные с научно-техническими проблемами при создании нового товара, то есть самой разработки. Столько же приходится на опасности, связанные с невозможностью произвести и организовать сбыт нового товара по цене, адекватной условиям рынка. ПО 5% эксперты отдают рискам, связанным с промышленным пиратством и действиями конкурентов, а также проблемам организации производства нового товара
Андрей Волохов
05.09.2007
Журнал "Компания"