Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Обложка к обеду

Книга, как известно, лучший подарок. А лучший подарок себе -- собственная книга. Ее можно небрежно бросить на журнальный столик, случайно упомянуть в разговоре: "Да, кстати, у меня тут вышел томик..." -- или преподнести в качестве презента. Стоит это недорого, а выглядит эффектно. Если же книга будет интересна не только узкому кругу ваших знакомых, на ней можно и заработать.

Один мой знакомый, ныне банкир, любит поговорить о том, как в старости уйдет на покой и напишет мемуары. Он мечтает, сидя на веранде с видом на море, с бутылочкой виски и сигарой, неспешно записывать то, что обычно вспоминается на дружеских попойках из серии: "А помнишь, как мы с тобой?.."

Впрочем, дело не в мемуарах. Приобщиться к писательскому труду можно, сочинив произведение любого жанра. Успех книги будет зависеть не только от таланта автора, но и от его желания участвовать в различных хлопотах, связанных с изданием.

Книгу можно издавать за счет издательства или на коммерческой основе, то есть за свой счет. В первом случае издательство оценивает перспективность произведения и берется за издание лишь в том случае, если считает, что книгу ожидает коммерческий успех. Во втором случае издательство только выпускает книгу, и ему совершенно безразлично, найдет ли она своего читателя и будет ли продаваться. Финансовые риски в таком случае -- это личное дело автора или его спонсора, которому придется оплатить услуги издателя и распространителя. Но зато при этом можно не зависеть от вкусов издателей и их пожеланий.

Продать талант

Во времена СССР начинающий писатель, как правило, не мог выпустить в свет первую книгу до того, как у него состоится несколько публикаций в журналах; кроме того, в издательство следовало представить рецензию на свой текст. Сейчас рецензий никто не требует. В издательство нужно прислать синопсис (краткое изложение сюжета объемом одна-две страницы) и отрывок произведения, по которому издатели оценивают стилистику книги. Если издательство заинтересовалось материалом, его представители связываются с автором и предлагают сотрудничество. Многие авторы рассылают письма сразу нескольким издательствам, однако это не всегда имеет смысл. Дело в том, что многие издатели имеют специализацию. Некоторые публикуют в основном беллетристику (детективы, фэнтези, пародии и т. п.), например "Альфа-Книга"; есть те, кто издает литературу "для думающих людей", например "Жук". Крупные издательства -- "Вагриус", "Эксмо", АСТ -- в принципе всеядны, у них выходят самые разные книги. "Мы издаем остросюжетную литературу (включая женские, интеллектуальные и авантюрные детективы), современную прозу, детскую литературу, отечественную и зарубежную фантастику, деловую и обучающую литературу, а также литературу научно-популярную и прикладную, куда входят темы досуга, отдыха, кулинарии, здоровья, фитнеса и спорта. Поэтому мы талантливого автора увидим всенепременно",-- уверена представитель "Эксмо" Мария Маркова.

Представить свою работу на суд издательства -- необходимый шаг для тех, кто намерен превратить литературу в способ зарабатывания денег. Поскольку издатели всегда заинтересованы в получении прибыли, они выбирают для публикации тексты с наибольшим коммерческим потенциалом. Крупные игроки издательского бизнеса лучше всего могут оценить возможный успех книги, так что к их мнению стоит прислушаться.

Обычно издательства не раскрывают, по каким именно признакам оценивается перспективность книги, отделываясь общими словами о таланте автора и актуальности текста. "То, по каким критериям оценивается книга, зависит от ее жанра,-- говорит Олег Бартенев, финансовый директор издательства АСТ.-- Автор может сам по себе являться известным человеком, и в глазах издателя это большой плюс -- книга такого автора будет продаваться, даже если текст не слишком интересен".

Для писателей, претендующих на успех, но при этом "не засвеченных" на публике, важно заявить о своей авторской позиции. Олег Бартенев приводит в пример автора детективов об Эрасте Фандорине: "Когда Борис Акунин начал издаваться, многие не верили в успех его книг и считали, что подобная литература не будет востребована. Однако Акунин не только писал книги, он стал выступать в различных передачах, давал интервью, рассказывал о желании сохранить русский литературный язык. В результате пришло понимание, что творчество Акунина -- качественная беллетристика, которая стала интересна и интеллектуальной публике в силу своих стилистических достоинств, и широким слоям населения, потому что это интересные, захватывающие детективы. Борис Акунин, которого никто не знал до выхода его книг, стал одним из самых популярных авторов".

Брачный договор

Если издательство заинтересовалось предложенным материалом, оно заключает с автором договор. Здесь стоит учесть ряд юридических тонкостей. Прежде всего необходимо точно оговаривать сумму гонорара. Обычно она составляет 7-12% отпускной цены всего тиража. Надо внимательно рассматривать пункты, касающиеся исключительных прав издательства на произведение и дальнейшие работы автора. Обычно не рекомендуется заключать договоры, содержащие подобные условия, так как они ставят автора в невыгодное положение. Если вы не уверены в издательстве и это ваш первый писательский опыт, лучше, если договор будет касаться издания только одной книги и не будет содержать никаких пунктов о долгосрочном сотрудничестве.

Некоторые писатели, опасаясь, что их произведение могут украсть, дополнительно регистрируют авторские права в авторском сообществе (традиционно это Российское авторское общество), однако стоит помнить, что авторские права не требуют обязательной регистрации и принадлежат автору с момента создания произведения. Менее затратный способ получить доказательство собственных прав -- послать рукопись самому себе заказным письмом. Письмо хранится нераспечатанным на случай возможных судебных разбирательств, которых, конечно же, лучше не допускать.

Если желания погружаться с головой в пучину авторско-издательских взаимоотношений нет, а увидеть собственную книгу хочется, можно обратиться к литературным агентам. Литагент берет на себя общение с издательством и обеспечение наиболее прибыльного варианта издания книги, он консультирует автора по вопросам заключения договора, дает советы в продвижении книги после издания. У профессиональных авторов литературный агент может также выполнять роль личного пресс-секретаря. Литагенты берут за свои услуги 15-20% авторского гонорара и поэтому заинтересованы в том, чтобы книга была максимально прибыльной. Найти литературного агента -- задача творческая. Можно разместить объявление на сайте "Справочник писателя" или обратиться в одно из литературных агентств, например в "Синопсис" или "Мастерскую текста".

Публичная литература

Прибыль, которую может принести книга, зависит от раскрученности автора, организованных пиар-мероприятий и правильности выбранного формата. Ошибка может дорого стоить. Например, так называемую интеллектуальную литературу принято выпускать в твердом переплете. "В нашем издательстве вышла книга "Так говорил Никодимыч" замечательного автора Бориса Юдина,-- рассказывает генеральный директор издательства "Жук" Екатерина Аламарчук.-- Мы решились на эксперимент и выпустили ее с мягкой обложкой. Однако, поскольку книга рассчитана на серьезного читателя, мы использовали качественную бумагу и хорошую полиграфию. В итоге стоимость книги оказалась значительно выше той, что традиционно бывает у paperback. Поскольку автор не был знаком аудитории, люди настороженно отнеслись к такому несоответствию карманного формата и серьезного содержания. Но мы надеемся, что, несмотря на это недоразумение, книги Юдина найдут в дальнейшем своего читателя".

После того как книга издана, автору предстоит участие в мероприятиях, призванных увеличить интерес к книге. Организуются встречи с читателями в книжных магазинах, участие в различных теле- и радиопередачах. Постоянное напоминание о книге создает вокруг нее дополнительный интерес, однако это требует от автора определенной публичности. Необходимо не только хорошо писать, но и общаться с аудиторией и прессой. Рекламная кампания разворачивается незадолго до выхода книги, тогда же выпускаются плакаты, анонсы в СМИ. Есть еще один секрет, благодаря которому можно повысить покупаемость книги: выкладывать ее как бестселлер рядом с кассой. Маркетинговая уловка заключается в том, что если покупатель берет книгу, уже стоя на кассе, чтобы расплатиться, он, скорее всего, добавит ее к своей покупке. Даже если книга впоследствии совершенно не понравится, купивший ее человек уже стал участником продаж.

Рекламная кампания может повысить продажи, но спасти слабую книгу реклама не сможет. "Книга Эдуарда Багирова "Гастарбайтер" подавалась с большим количеством агрессивной рекламы,-- отмечает Олег Бартенев,-- выпускались плакаты, реклама шла по телевидению. Однако сама по себе книга не слишком высокого уровня, и публика это понимает. Продажи, конечно, есть, но они идут в основном за счет рекламы, и они явно ниже, чем предполагалось".

Каприз за ваши деньги

Если рассказы о нелегком труде авторов вас утомили, вы не жаждете мировой славы, а всего лишь хотите подарить друзьям томик собственных стихов, то стоит обратиться к так называемому коммерческому изданию. Этот вариант предполагает, что автор из своего кармана платит за выпуск книги, а потом получает на руки готовый тираж. Печать и верстку возьмет на себя издательство, например "Литкон" или "Спецкнига". Стоимость зависит от сорта бумаги, объема, формата книги и типа обложки. Заказанный в издательстве дизайн будет стоить от $200, в среднем печать 200-страничной книги обойдется в $1200 за 300 экземпляров. То же издание, но уже тиражом 1000 экземпляров будет стоить порядка $1600 (занятно, что эта сумма сравнима с гонораром, который обычно получает начинающий автор от продажи изданной некоммерческим образом книги). От автора в таком случае требуется подтвердить дизайн, вместе с представителем издательства выбрать бумагу и тип обложки.

Тонкость состоит в том, что обычно издательства не берутся за распространение напечатанных книг, поэтому к коммерческому изданию стоит прибегать, если вы точно знаете, что сможете раздать или продать изданные книги. Исключение составляет лишь "Мастерская текста", где могут помочь с реализацией и продвижением изданной книги. Цена договорная.

СТАНИСЛАВА КРЫЛОВА

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Случайный дар

Мой опыт написания и издания книги можно смело назвать дилетантским. Типичная попытка прорваться в мир литературы с улицы. Понимать следует буквально. Дело в том, что первый рассказ, написанный еще в 2002 году, появился в результате уличной драки. На 20-й секунде мне сломали левую ногу, и из боя я вышел. Следующие почти полгода прошли в гипсе и дома. Делать было нечего, от скуки я сел за стол и за пару дней сваял рассказик "Саундчек". Встал вопрос, что делать дальше. Через знакомых рассказ переправили Виктору Ерофееву. Тот прочитал и вынес вердикт: "Любопытно, но, кажется, парень выдохнется очень быстро. Типичная попытка журналиста попробовать себя в прозе".

Стало очень обидно, а до снятия гипса оставалось месяца три. Появились еще два рассказа. Потом еще один. Потом... Ну, в общем, к концу 2004 года я имел корпус рассказов, которые при нужде можно было выдать за роман.

Вот с чего начинает писатель, желающий продать свое произведение? Правильно -- атакует издательства. А поскольку писатель в данном случае -- дилетант, но дилетант наглый и уверенный в своем уникальном таланте, то издательства выбираются подходящего калибра.

Результаты звонков в "Эксмо" и АСТ были абсолютно идентичными: "Рассказами не занимаемся в принципе". Ладно. Пусть будет роман в рассказах. И пусть будет не зажравшаяся Москва, а Питер. Издательский дом "Амфора". Звонок -- и голос в трубке: "Высылайте синопсис и пару-тройку глав, рассмотрим в течение двух недель". Что такое синопсис, я догадывался, но точно не знал, поэтому забил на красивое греческое слово и отправил только рассказы.

Спустя три недели я понял, что и в Питере всем все по барабану. Постоянные звонки в издательство должны были по идее сподвигнуть сотрудников на прочтение, однако, похоже, вызывали у них лишь раздражение. И меня послали -- по-питерски вежливо, даже учтиво.

Полагаю, что похожими мотивами объяснялись и реакции других издательств. Кое-кто вроде ОГИ отделался магическим и годным на все времена: "Редакционный портфель забит на ближайшие два года вперед". "Яуза" роман приняла, но похоронила без ответа, не реагируя на звонки и письма. "Ультракультура" сделала интересное предложение: "Вы нам рукопись-то оставьте, мы, может, почитаем, а если через три месяца мы с вами не свяжемся, ну, значит, все".

Постоянные "подождите" разной длительности, от пары недель до трех месяцев, дико бесили. Закралась даже шальная мысль: может, издать книгу за свой счет? Но малодушие удалось одолеть. "Нет уж,-- сказал я себе.-- За свой счет -- только под наркозом. Был у нас уже один такой, Радищевым звали. Он мало того, что за свой счет, так и в своей типографии "Путешествие из Петербурга в Москву" напечатал. И чем кончил? Вот то-то же". Я понимал, что теоретически надо бы найти литературного агента. Потому что нецарское это дело -- носиться по равнодушным издателям и впаривать им самого себя. Писатель должен писать, а не издавать и тем более не продавать сам себя. Но тут проснулась жадность: литагенту надо платить.

Поэтому диалог с последней моей надеждой издательством Ad Marginem вселил в меня радость и торжество. "Да приезжай так! -- голос в трубке звучал уверенно и важно.-- Бери рукопись -- и вперед. Я сразу посмотрю и скажу, что и как. Да, а у тебя рассказы? Что ты говоришь, нигде не берут? Ну, с этой дискриминацией пора заканчивать!" Стоит ли говорить, в каком настроении я ехал в издательство.

Лениво перелистав рукопись, редактор поинтересовался, чем я занимаюсь. Я сказал, что археолог, сотрудник Института археологии РАН. "Ну что ж, археолог,-- затянувшись, выдал редактор.-- Дерьмо твои рассказы. Жизни не знаешь, пытаешься выдрючиваться. Скучно написано, не цепляет. Ступай себе, занимайся своими черепками, а в писатели не лезь -- все равно не получится, попомни мои слова".

Уходил я оттуда с единственным желанием -- купить водки и запить позор. Я чувствовал себя папуасом, который приплыл на плотике торговать с большими белыми людьми на больших кораблях.

Пережив позор и поношение, я решил не сдаваться и переть вперед. Но если бы не случай, пер бы до сих пор. А случай банальный. Очередная пьянка у знакомых поэтов, где я, приняв на грудь, прочитал пару-тройку матерных стихов. На вопрос "А че, может, и проза есть?" я ответил утвердительно. Выслал рассказ, тот парень, что задавал вопрос, переправил его другому, тот -- третьему, а через неделю у меня раздался звонок: "Вы Костя? Это прекрасно, высылайте все что есть, через месяц подписываем с вами договор". Вот, собственно, и все.

Из почти трехгодичной эпопеи я вынес несколько уроков. Первый -- писателя может оценить только писатель. Да и то не всегда. Второй -- нельзя жалеть деньги на литературного агента. Лучше заплатить посреднику, чем, самостоятельно бегая по издательствам, выслушивать в свой адрес оскорбления. Третий -- по возможности участвовать в тусовках, раутах, встречах любого калибра, не брезгуя ни поэтическими подвалами, ни книжными ярмарками. Последний -- не слушать насмешек окружающих в стиле: "Ну что, писатель, вышла книжка-то?"

КОНСТАНТИН КУДРЯШОВ



КоммерсантЪ-Деньги
26.09.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов