«Труп должен пахнуть трупом»
Россию посетил Арндт Трайндл - один из адептов нейромаркетинга. Беседуя с корреспондентом «Секрета фирмы» о насилии, трупах и российских продавцах, господин Трайндл приоткрыл секреты своей науки.
Считается, что понятие «нейромаркетинг» (neuromarketing) ввели в
наш речевой обиход лет пятнадцать назад исследователи из Гарварда.
Учение сразу приобрело скандальную славу: одни увидели в нем
шаманство, другие -- науку о манипулировании человеческим сознанием
наподобие нейролингвистического программирования и методики 25-го
кадра.
Символично, что наиболее активную и последовательную поддержку идеи
нейромаркетинга нашли в Австрии и Германии. Тамошние мыслители --
от Иоганна Вольфганга Гете до Фридриха Ницше, от Зигмунда Фрейда до
Карла Густава Юнга -- издавна славились тягой к изучению
человеческого сознания и подсознания. Современный немецкий философ
от бизнеса Арндт Трайндль, глава консалтинговой компании Retail
Branding AG, прибыл в Москву на презентацию своей книги
«Нейромаркетинг. Визуализация эмоций» и ответил на вопросы «Секрета
фирмы».
Раскопки подсознания «Секрет Фирмы»: Чем отличается нейромаркетинг от
маркетинга? Арндт Трайндл: Ритейлеры неуклонно увеличивают
денежные и прочие расходы на маркетинговые исследования. Ведь в
последние годы ситуация на рынках Европы очень сложная: магазинов
становится больше, чем покупателей. В Москве, кстати, примерно то
же самое, и это внушает нам оптимизм. Конкуренция крайне серьезная.
Я уже семь-восемь лет езжу в Россию и вижу высочайшие темпы
развития бизнеса. Но суровая конкуренция чревата побочными
эффектами: с одной стороны, изобилие товаров мешает человеку
сфокусироваться на отдельных брэндах, с другой -- пресыщенные
покупатели вынуждают продавцов делать баснословные скидки. В
результате люди не могут ничего для себя найти в магазине, а
ритейлеры не могут ничего продать.
А дело в том, что каждая покупка начинается с феномена восприятия,
и от него зависит, каков будет образ магазина в целом и товар в
частности. Человек обладает пятью органами чувств, и самое главное
у Homo sapiens при покупке -- зрение. Поэтому мы изучали восприятие
покупателей, проводили много исследований, всевозможные опросы. Но
у классического исследования есть очень большие недостатки.
Психолог определяет проблему, потом изучает, как человек реагирует
на нее. Но если спросить психолога, почему люди ведут себя так, а
не иначе, он ответит: «Не знаю». Он не ведает, что творится у
человека в мозгу, и понятия не имеет, как повлиять на эти процессы,
потому что, дескать, мозг изменить нельзя.
Мы так не считаем -- и семь лет назад попытались-таки заглянуть в
мозг покупателя. Сегодня это, в общем, возможно. Мозг -- самое
интересное, что есть у наших покупателей, и наиболее увлекательным
занятием на протяжении ближайших 20–30 лет будет отслеживание
мыслительной деятельности человека. СФ: Скольким покупателям вы разбили головы, чтобы
понять, что творится в их мозгах? АТ: Вопрос следует поставить иначе: что мы знаем о
мозге человека? Не так уж мало, как кажется на первый взгляд. Есть
устройства и технологии, например магнитно-резонансная томография,
с помощью которых удается отслеживать проистекающие в мозгу
мыслительные процессы, электрические и химические, благодаря
которым передаются нейронные импульсы. Как это выглядит? Вот мы
считаем, что у нас свободная воля. Могу проделать эксперимент:
считаю до трех, после чего выпускаю из пальцев колпачок ручки. Вы
по-прежнему верите в свою свободную волю, по-прежнему считаете,
будто ваша жизнь в ваших руках? Смотрите: на счет «три» я разжал
пальцы. Мы с вами наблюдали любопытнейший феномен: за секунду до
того, как я отпустил колпачок, мои пальцы приготовились к
расслаблению, то есть к выполнению команды. Это пример того, как
подсознание управляет мышцами.
Тем, чем мы все так гордимся, а именно нашим разумом, управляет
мозг, различные области которого неодинаково развивались в процессе
эволюции. В частности, нашим разумом заведует лимбическая система
-- самая архаичная область, где живут наши чувства и эмоции. По
большей части она совпадает с лимбической системой шимпанзе.
Неокортекс, или зона, где гнездятся сознание и логическое мышление,
у нас несколько больше, чем у того же шимпанзе, чей геном, однако,
на 99% идентичен геному человека. Значит, мы пока еще недалеко ушли
от своих предков. Так вот, наши исследования показали, что
нейронная активность начинается именно в лимбической системе
головного мозга, то есть сперва мы воспринимаем внешние
раздражители на уровне эмоций, на уровне подсознания и только через
некоторое время -- на уровне сознания. Как можно оптимизировать
продажи с помощью сведений о том, что находится в черепной коробке
человека? У каждого из нас есть определенные эмоции, возбуждающие
наши нервные клетки. И очень важно, чтобы в точках продаж мозг
покупателя приходил в возбужденное состояние. Иначе товар не будет
воспринят как желанный. Нужно воздействовать на органы чувств
покупателя, чтобы он сделал покупку. Проводя исследования, мы
выяснили главное: люди гораздо активнее реагируют на раздражители
эмоциональные. Например, текст неизбежно менее интересен, чем
картинка. Изображение приводит в активное состояние гораздо больше
нервных клеток мозга.
Арндт Трайндл родился в 1959 году в городе
Эрбах, Германия. Окончил экономический факультет Университета им.
Иоганна Кеплера (Линц, Австрия). В 1987 году поступил на службу в
компанию Umdasch Shop-Concept (Амштеттен, Австрия). В 2001–2006
годах Арндт Трайндл работал управляющим директором в фирме
ShopConsult by Umdasch GmbH. В сферу его интересов входят
стратегический консалтинг, исследования потребительского поведения,
создание розничных концепций и концепций торговых центров,
нейромаркетинг.
Занимается развитием идей нейромаркетинга в компании Retail
Branding AG, генеральным директором которой является. |
|
Западные нейромаркетологи приложили руку к развитию
многих ведущих российских ритейлеров |
Визуальный зуд СФ: И какими же картинками вы их
возбуждаете? АТ: Одно из наших исследований показало, что даже
магазин-дискаунтер с ярким и эмоциональным оформлением способен
вызвать сильные положительные эмоции. Мы разместили в одном из
отделов большую выразительную фотографию, и его посещаемость
увеличилась вдвое, а товарооборот всего магазина -- на 20–25%.
Потом картинку убрали на две недели, и продажи упали. Осчастливить
покупателей можно и иначе: подобранным с умом освещением, удобными
проходами, привлекательным логотипом. И когда фасад оформлен ярко,
то он лучше воспринимается. Сети «Банана-мама» мы сделали
предложение по смене логотипа: он стал более эмоциональным и
приветливым. Мы также поработали над ценниками, нарисовав на них
улыбающиеся рожицы. Очень здорово можно использовать изображения
детей, потому что 80% покупателей в этом магазине -- женщины. На
выходе мы задавали посетительницам вопрос: «Какой будет погода
завтра?» -- и большинство считало, что хорошей. То есть
положительные эмоции, полученные в магазине, вызывают общий
оптимистический настрой. Это главное: приятные эмоции приводят к
всплеску покупательской активности. СФ: А негативные эмоции не могут вызывать
покупательскую активность? Кому-то нравятся изображения в стиле
готики: мрачный склеп, скелеты, паутина… АТ: Пожалуй, да. Приведу пример. Мы разрабатывали
изображения для одного производителя минеральной воды. Целевой
группой были спортсмены. На картинке -- типичный победитель с
агрессивным лицом; он много тренируется, много потеет. Если бы мы
разместили его изображение на банке воды, то она привлекала бы у
мужчин. Но среди женщин продажи упали бы процентов на тридцать,
потому что представительницы прекрасного пола не любят проявления
доминантности и сцены насилия. А вот если бы на картинке были
женщины, которые медленно и расслабленно идут и смеются, то женщины
стали бы покупать эту воду больше. Продажи среди мужчин, конечно,
упали бы. Таким образом, напиток одними воспринимался бы
положительно, а другими -- отрицательно.
Вообще, наши исследования показали, что люди очень по-разному
реагируют на раздражители. Подсознанием человека управляют четыре
основных движущих мотива: безопасность, социальность,
альфа-доминантность и новаторство. И у каждого нервная система
действует по-своему, это вопрос воспитания и еще генетики. Так,
социально ориентированные личности любят общаться. У
альфа-доминантных людей более высокий уровень тестостерона, чем у
остальных. Представьте: начальник приезжает на работу, а его
парковка занята; он в гневе. Или водитель за рулем злится на
окружающих, а рядом сидит его жена, которую волнует безопасность
путешествия, потому что у нее больше другого вещества --
серотонина. А у молодых людей превалирует любопытство к жизни --
мотив новаторства.
Все эти инстинкты развились в процессе эволюции. Ничто так не
возбуждает нейронную деятельность в мужских головах, как эротика,
секс и насилие, нравится это кому-то или нет. Эти важные
раздражители помогают нам исполнять наш природный долг. Мы так или
иначе следуем законам размножения. Процесс выбора у женщин и мужчин
тоже отличается. Мужчины менее предсказуемы и более быстры. У них
степень активации нейронов выше, чем у женщин, но и затухание
происходит быстрее. Вот и почва для того, чтобы сделать выводы об
эффективной рекламе для молодых и здоровых мужчин. (Тут как нельзя
кстати грянула ликующая мелодия вагнеровского «Полета валькирий»:
это у господина Трайндла зазвонил мобильный телефон.-- СФ.)
А вот у женщин вызывает нейронную активность не эротика, а
изображение ребенка, улыбающиеся лица, здоровая диета и все, что
касается темы безопасности. Предпочтения эти генетически
выработались в процессе эволюции.
|
Арндт Трайндл, оказывается, уже много лет подглядывает
за мозговыми импульсами покупателей |
Триумф воли и сон разума СФ: Мы говорили о пяти органах чувств, но
рассмотрели только зрение. Какова роль остальных? АТ: Чем больше органов чувств мы задействуем, тем
лучше. Каждая презентация товара должна оказывать влияние на
сознание или подсознание покупателя. Очень важно осязание, или
способность воспринимать тактильное раздражение. Сегодня в
большинстве магазинов выкладка свободная. Если покупатель хоть раз
потрогал товар, то купит его с большей вероятностью, нежели в
противном случае.
Запахи тоже очень любопытная материя, но, к сожалению, мы знаем о
них очень мало. Могу только сказать, что воздействие ароматов
бывает очень опасным. Важно также, чтобы то, что воспринимает ваш
нос, совпадало с картинкой, которую вы видите. Вот пример: как
известно, 80% людей любят запах цитрусовых. Мы провели интересное
исследование, чтобы определить, какие раздражители сильнее прочих
угнетают человека. Например, брали фотографии трупов и сопровождали
их показ трупным запахом. Магнитная энцефалография выявила очень
сильную нейронную активность у испытуемых, но люди сразу старались
прервать контакт с раздражителем. И мы, увидев столь явное
отвращение к трупам, устроили так, чтобы реципиенты, разглядывая
снимки, вдыхали запах лимона, а также протухших яиц. Так вот,
оказалось, что сочетание трупа с лимоном вызывает более сильное
отвращение, чем сочетание трупа с тухлыми яйцами. Потому что все,
что не соответствует обстановке, вызывает у людей всплеск
безотчетной тревоги. Труп должен пахнуть трупом. СФ: И все же вопрос: действительно ли знание
химических и физических процессов мышления позволяет эффективно
манипулировать покупательским поведением? И если да, то хорошо ли
это? АТ: Понимаю ваш вопрос. Мы стараемся держаться
границ этически допустимого и приходим помогать клиентам, чтобы у
них росли продажи. Когда мы просто опрашиваем покупателей, то можем
услышать многое, но это не значит, что мы всегда узнаем правду. А
когда мы исследуем процессы головного мозга, разве нужно
сомневаться в том, этично ли знать правду? Это конкуренция. Судите
сами: любой продавец действует интуитивно, когда заговаривает с
покупателем, он хочет повысить свои шансы на успешную сделку. Если
он понравится покупателю, то сумеет его убедить, заговорить.
Выходит, манипулировать покупательским поведением можно и без
нейромаркетинга, да хотя бы когда залежалый или негодный товар
умудряются продать по высокой цене. Для меня вопрос не в том,
этично или неэтично использовать нейромаркетинговые исследования, а
в том, как их использовать. Недолго осталось ждать того момента,
когда мы будем говорить о применении наркотических средств для
влияния на покупательское поведение. Те же запахи абсолютно точно
способны воздействовать на психику покупателя. Но это уже будет
нечестно.
Вопрос нужно поставить иначе. Главная задача маркетинга -- сделать
покупателя счастливым. Лично я бы расстроился, если бы сумел
продать свой товар, который не способен сделать покупателя
счастливым. Вот представьте: я продал человеку красивый пиджак, он
в этом пиджаке познакомился с девушкой, которая стала потом его
женой. Значит, я ему по-настоящему помог. СФ: А что вы думаете о российских ритейлерах и об
их уровне эмоционального влияния на покупателей? АТ: Многие русские магазины мне очень нравятся. Я
рад тому, что у нас была возможность содействовать развитию
нескольких ведущих розничных сетей: той же «Банана-мама»,
«Эльдорадо», «М.Видео», «Спортмастеру» и других. Но мне лично
бросаются в глаза те места, где эмоциональные качества требуют
серьезных изменений -- и прежде всего на лицах продавцов. Продавцы
в России очень мало улыбаются. Конфуций говорил: если хочешь
открыть магазин, то должен научиться улыбаться (консалтинговая
деятельность Конфуция в области ритейла не нашла подтверждения.--
СФ). И в Москве этому только начинают учиться. СФ: Мне все-таки кажется, что эмоциональное
состояние персонала, особенно негативное, гораздо сильнее
воздействует на покупателя, чем остальные раздражители… АТ: Человеческий фактор всегда имеет решающее
значение. И хороший продавец всегда лучше, чем хороший дизайн. Но в
идеале нужно, чтобы и то и другое было на уровне.
Владимир Гендлин
04.10.2007
Секрет фирмы
|