Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Второе дыхание Cafe Brazilia

Осваивая новые рынки, Бразилия успешно подтверждает свой статус крупнейшего в мире производителя и экспортера кофе

Кофе всегда был типично бразильским продуктом. Эта южноамериканская страна впервые стала мировым лидером в выращивании и экспорте кофе в середине XIX века, когда доходы от экспорта кофейных зерен составляли 75% ВВП Бразилии. Но постепенно доминирующее положение Бразилии на мировом рынке кофейных зерен сходило на нет. В 1970?х годах доля страны в глобальной торговле кофе составляла всего 10%. Не лучше обстояла ситуация и на внутреннем рынке: из-за невысокого качества продукта пить местный кофе считалось признаком плохого вкуса или стесненного материального положения.

Кофейная перестройка

Положение начало кардинально меняться в начале 1990?х годов, когда бразильское правительство стало целенаправленно работать над улучшением ситуации в отрасли. Специалисты называют 1990–2000 годы декадой второго рождения бразильского кофе. По словам Натана Херсковича, исполнительного директора Бразильской ассоциации кофейной индустрии: «После того, как производители понесли значительные убытки на урожае 1992–1993 года, пришло понимание необходимости массивных инвестиций в технологии и профессиональную подготовку. Три фактора оказались фундаментальными для того процветания, которым наслаждается сегодня бразильская кофейная отрасль: улучшение качества зерен, увеличение продуктивности и множащиеся в последние годы медицинские исследования, доказывающие пользу кофейного напитка для здоровья».

Доказательством того, что отрасль выходит из состояния летаргии, стало повышение урожайности – если в начале 1990?х годов с одного гектара собиралось в среднем 9 мешков зерен (вес стандартного мешка 60 кг), то сегодня – порядка 19. В некоторых случаях урожайность может доходить до 35–55 мешков в зависимости от региона. Другой индикатор – общее количество выращенного кофе. Если 15 лет назад бразильские фермеры собирали ежегодно около 24 млн мешков, то в течение последних нескольких лет среднегодовой урожай кофейных зерен держался на уровне 37 млн мешков, а в прошлом году достиг 44 млн.

В среднем ежегодные темпы роста потребления кофе составляют около 2%. В Восточной Европе и России – 3%, а внутри самой Бразилии – 4%. Для того, чтобы в условиях ужесточающейся международной конкуренции сохранить свою долю рынка (сегодня это 30%), в течение следующих 10 лет ежегодный экспорт кофе из Бразилии должен достичь 43 млн мешков (для сравнения – в прошлом году он составил 27,2 млн). По словам министра сельского хозяйства Бразилии Луиса Карлоса Пинто, в 2006 году стоимость кофейного экспорта превысила 3,3 млрд долларов, что почти на 15% выше показателей 2005?го. Министр убежден, что мировой объем продаж кофе должен расти еще как минимум в течение последующих трех лет.

Стратегия развития

Эксперты считают, для того чтобы индустрия могла уверенно смотреть в будущее, она должна сконцентрировать свои усилия на двух направлениях: увеличении экспорта готового кофе и освоении новых мировых рынков сбыта.

Из 91 млрд долларов, составляющих ежегодный оборот мирового рынка кофе, на долю тех, кто выращивает кофейные зерна, приходится десятая часть. Сегодня две трети всего мирового урожая кофе приобретаются пятью перерабатывающими гигантами: Nestle, Kraft Foods, Procter & Gamble, Sara Lee and Tchibo. Бразилия начала серьезно работать в направлении переработки зерен около четырех лет назад, и в 2006 году ее доходы от экспорта готового кофе достигли 26 млн долларов. «Это не очень много по сравнению с продажей зерен, – признает Натан Херскович, – но это огромный прогресс по сравнению с тем, с чего мы начинали. Добавочная стоимость готового кофе по сравнению с зелеными зернами может достигать 3 долларов за каждый килограмм».

Одна из самых значительных проблем, с которыми сталкиваются бразильские производители готового кофе, – очень высокая насыщенность мирового рынка этим видом продукции. Как считает Гильермо Брага, генеральный директор Бразильского совета экспортеров кофе (CeCafe), наиболее перспективной является работа по поиску и заполнению специфических рыночных ниш: «Например, крупные сетевые супермаркеты имеют собственные бренды, в том числе и для кофе. Мы могли бы перерабатывать кофейные зерна здесь и отсылать их розничным партнерам в упаковке с их брендом. Другая возможность – выход на региональных дистрибьюторов, работающих с сетями кофеен и пекарен».

Помимо поставок кофе своим традиционным торговым партнерам – на рынки Германии, США, Италии и Франции – бразильские экспортеры активно осваивают азиатские рынки, прежде всего китайский и японский. Исторически потребление кофе в этих странах было невелико, но ситуация с каждым годом меняется все сильнее. Так, Япония, с ее традициями чаепития, сегодня прочно вошла в первую пятерку крупнейших потребителей кофе. «Эти страны обладают набором сходных характеристик, которые в итоге ведут к увеличению потребления кофе. И первая среди этих черт – адаптация западных пищевых привычек», – утверждает г-н Брага.

В то же время эти рынки имеют свои особенности. Так, если в западных странах 60% всего кофе потребляется дома, то китайцы и японцы предпочитают пить кофе в компании. «В первую очередь это касается молодежи, – объясняет он, – которая идет в кафе для общения. В отличие от чайных домиков, кафе отличаются более раскрепощенной атмосферой». Именно поэтому одну из основных стратегий по выходу на китайский рынок гендиректор CeCafe видит в расширении сотрудничества с китайскими сетями кофеен, популярность которых в Поднебесной растет с каждым годом.

Другим перспективным регионом для импорта бразильского кофе, уверен г-н Брага, является Ближний Восток. Несмотря на то, что именно там находится родина кофейных зерен, 12 из 22 стран, входящих в Лигу арабских стран, уже импортируют кофе из Бразилии, главным образом сорт Arabica. Крупнейшим потребителем бразильского кофе в 2006 году – почти 300 тыс. мешков – стал Ливан, потеснив с первой позиции Сирию, которая завезла чуть более 250 мешков. Несмотря на относительно низкие показатели экспорта в ближневосточные страны, Гильермо Брага убежден в высоком потенциале региона: «Жители этих стран потребляют гораздо больше кофе, выращенного в Бразилии, чем находит отражение в официальной торговой статистике. Дело в том, что значительная часть южноамериканского кофе поступает на Ближний Восток через европейских посредников. Все, что нам нужно сделать, – убедить наших арабских партнеров работать с нами напрямую».

Виктор Глумсков 09.10.2007  Журнал Эксперт
09.10.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов