Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Древо жевания

Привычка жевать не глотая появилась у человека очень давно. Кусочки смолы и пчелиного воска некогда использовались в качестве простых и доступных средств для очищения полости рта. Но чтобы застывший сок мексиканского каучукового дерева чикла приобрел вкус и качества современной жевательной резинки, а сама она стала неотъемлемой частью повседневной жизни, потребовалось 200 лет. Только теперь в угоду потребителю в производстве резинки применяются особые секретные технологии, они-то и позволяют обычный жевательный процесс превратить в настоящее удовольствие. Разузнать подробности и прояснить, как создается жевательная резинка, отправилась Елена Алеева.

Незнакомый с детства вкус


Центр исследования и разработок новых продуктов компании "Кэдбери Швепс" расположился в небольшом городке Уиппани штата Нью-Джерси. Вице-президент Центра изучения жевательной резинки доктор Джесс Кифер показывает нам на экспонаты небольшой коллекции, которая выложена в одном из помещений.

-- Неужели это мы жуем? -- спрашиваю я, глядя на розоватый кирпичик резиновой основы, один из экспонатов музея.

-- Да, с него-то все и началось. (Если кто-то здесь и знает о жевательной резинке больше всех, то это Джесс Кифер. Впрочем, обо всем по порядку.)

Идею создания жевательной резинки приписывают американскому изобретателю Томасу Адамсу. Подобные попытки предпринимались и до него, но именно с участием Адамса жевательная резинка получила широкое распространение. А началось все с того, что в 1869 году американец приобрел у бывшего президента Мексики генерала Антонио Лопеза де Санта Анна большое количество мексиканского каучука, из которого Адамс задумывал делать шины для экипажей. Но бизнес не задался, а каучук нужно было куда-то употребить. В то время на улицах Нью-Йорка дети частенько жевали смолу с какими-то вкусовыми добавками, Адамс подхватил идею и в домашних условиях приготовил первую партию жевательной резинки. В качестве вкусовых добавок он решил использовать экстракт клевера и лакрицы. Первые образцы разошлись на ура, и уже к 1871 году Адамс получил патент на механический станок для производства жевательной резинки. Затем он изобрел автомат уже для ее продажи, на который также получил патент.

Образцы первых жевательных пластинок и пастилок, которым больше 100 лет, прекрасно сохранились. На одной из коробочек хорошо видна надпись: Adam`s New York Chewing Gum. Snapping and Stretching. Рядом целая коробка лакричной жевательной резинки. Наверное, такие или подобные этим пастилки с добавлением мяты и гвоздики во времена сухого закона подвыпившие американцы покупали у предприимчивых торговцев, чтобы отбить запах алкоголя. Впрочем, к основным задачам жевательных палочек, шариков и пастилок тех времен относились не только защита зубов и свежесть дыхания. Например, на одной из упаковок значится: "Улучшает пищеварение". По словам Джесса Кифера, от этой идеи производители вскоре отказались -- жевательная резинка с такими свойствами не прижилась.

К двум основным функциям, которыми производители традиционно наделяли свой продукт, позднее прибавился эффект отбеливания эмали зубов. Современная история развития жевательной резинки насчитывает еще два значимых этапа: использование искусственных подсластителей вместо сахара для защиты зубов от кариеса и собственно последняя революционная разработка специалистов "Кэдбери Швепс" -- новая технология, которая позволила объединить сразу два разных вкуса в одной подушечке и создать жевательную резинку с жидким центром. Эта особая гордость Центра исследования и разработок сегодня представлена в нескольких странах: в США и Канаде это Trident Splash (кстати, в свое время Trident стал официальной жевательной резинкой всех космических экспедиций NASA), во Франции и странах Северной Европы -- Stimorol Fusion, в России -- знакомый нам Dirol. Все эти экспонаты в броских упаковках занимают видное место в коллекции и логично ее завершают. Кроме того, здесь представлены и другие новые разработки: Dentyne Blast с шоколадным наполнителем и Stride, жевательная резинка, которая имеет исключительно долгий вкус, жевать ее можно буквально часами.

Интересуюсь, не противоречит ли особенность этой жевательной резинки маркетинговым планам компании -- вдруг покупать ее будут реже?

-- Мы изучали предпочтения и поведение потребителя,-- отвечает Джесс Кифер.-- Совсем не обязательно ее жевать так уж долго, но в сознании потребителя продукт будет ассоциироваться с высоким качеством.

Желательная резинка


Не знаю, как у вас, но в моем детстве идеей создания жевательной резинки была одержима буквально вся детвора в возрасте пяти-восьми лет. Даже не хочется вспоминать, из чего мы пытались ее делать. Неотъемлемой частью считалась почему-то зубная паста. А что вы хотите? Отечественная пищевая промышленность не предлагала ничего стоящего, но некоторые образцы настоящего "бабл-гума" в страну как-то просачивались.

Как рассказали мне теперь в Центре исследований и разработок, основных компонентов в жевательной резинке всего четыре: резиновая основа, подсластители (или сахар для детской резинки), ароматизаторы и вкусовые добавки. На самом деле ингредиентов больше, и их количество зависит от вида и конкретного вкуса, который имеет та или иная жвачка. Например, в детской жевательной резинке основа должна быть более эластичной, потому что дети любят надувать пузыри. Или, например, вкус. У российских потребителей традиционно пользуются спросом мятные и фруктовые резинки, тогда как в Америке и Германии любят еще и лакричную. Несколько похожий на лакрицу мускусный вкус Stimorol полюбился жителям Южной Африки; острый вкус корицы с перцем нравится жителям Мексики; в Канаде продается резинка с винным вкусом. Говорят, что в российский офис "Кэдбери Швепс" как-то поступил звонок с предложением создать что-то подобное, а именно жвачку со вкусом и запахом водки. На справедливое замечание, что хорошая водка запаха не имеет, возразить звонящему было нечего.

Впрочем, именно комбинация двух разных вкусов и стала новым ориентиром для компании. Останавливаться на достигнутом тут явно не собираются, а разработку жевательной резинки с жидким центром отнюдь не считают своей последней инновацией. По словам Джима Кали, исполнительного вице-президента "Кэдбери Швепс", директора по развитию категории "Жевательная резинка", конкуренты уже делают шаги в том же направлении, только их попытки пока уступают по качеству. На мой вопрос, если в компании так хорошо осведомлены о планах конкурентов, когда же российские потребители смогут сделать на этот счет собственные выводы, отвечают общими словами, при этом и о своих планах ничего конкретного не говорят. Что ж, это можно понять, ведь с момента разработки до вывода на рынок жевательной резинки с жидким центром прошло целых шесть лет.

Зато по результатам 2006 года суммарный годовой объем продаж нового продукта составил более {pound}100 млн. О каждом отвоеванном у конкурентов проценте в общей доле на рынке жевательной резинки Джим Кали сообщает не без удовольствия: за несколько месяцев (с января по май текущего года) с момента начала продаж Dirol с жидким центром захватил 7% рынка в Москве. Примерно такая же картина наблюдалась при запуске продукта в Великобритании, Испании, США, Франции, так что Россия в этом смысле не исключение. Вместе с тем российский рынок жевательной резинки стал расти более высокими темпами: за тот же период он вырос на 13% в Москве и на 23% в Санкт-Петербурге.

Секреты выжевания


Как на любом пищевом производстве, в Центре исследований и разработок, перед тем как попасть в лабораторию, принято надевать спецодежду. Нам тоже выдали белые халаты с шапочками, а еще очки, которые защищают глаза от мельчайших частичек сладковатой пыли. Кто-то шутит, что очки специальные: не дадут нам увидеть то, что нельзя. Казалось, для производства жевательной резинки должно использоваться какое-то невиданное оборудование, а тут -- желтые ящики, большие шкафы, похожие то ли на холодильники, то ли на стиральные машины. При входе едва уловимый фруктовый аромат смешивается с отчетливым мятным запахом. В отдельном помещении специально обученные дегустаторы (часть из них -- сотрудники компании, часть приглашается извне) тестируют вкус и запах прототипов будущей жевательной резинки. Это, по словам Барбары Рафаэль, исполнительного вице-президента "Кэдбери Швепс" по региону "Северная и Южная Америка", руководителя научно-исследовательских программ Центра исследований и разработок, необходимо делать каждый раз, когда компания планирует вывести на рынок новый продукт или тестирует новые компоненты (например, ароматические масла). Профессионалы должны описать, насколько ярким и стойким был вкус, насколько сладким, а не приторным и т. д.

Есть и другая комната для дегустаторов (сюда кроме них могут попасть обычные покупатели), где оценивают конечный продукт. Если образцы отличаются по цвету, дегустировать их придется при особом красном освещении. В лаборатории, где занимаются разработкой новых ароматов, порой создают коктейли из 4-5 или 20-30 ароматов. Лучшее сочетание выявляют по результатам потребительских тестов.

Барбара предлагает нам самую простую задачу: из трех различных упаковок достать и попробовать по одной подушечке с жидким центром. Затем определить, какой именно вкус нам попался.

Том Кунцетич, директор лаборатории по разработке новых технологий, показывает нам образцы разной основы для жвачки. Они внешне похожи на два огромных куска мыла, подобных тому, что был среди экспонатов небольшой исторической выставки, только один белого, а другой сероватого оттенка. Кунцетич поясняет, что от основы зависит многое. Важно, чтобы она сама по себе не имела вкуса -- чтобы не влиять на общий вкус жевательной резинки. Вместе с тем основа должна обладать способностью постепенно раскрывать и отдавать вкус и аромат, чтобы в нее не пришлось внедрять большое количество эфирных масел, потому что они довольно дорогие. Текстура основы должна быть мягкой и однородной, чтобы ее было приятно жевать. Наконец, задача разработчиков состоит в том, чтобы сделать основу такой, чтобы она не загрязняла окружающую среду.

Основу разогревают, затем помещают в специальный миксер. Туда же добавляют краситель и ароматизатор, которые сами по себе дополнительно размягчают основу. Готовая масса раскатывается и разрезается подобно тесту. Не вручную, а при помощи специального оборудования.

В небольших лабораториях производят все существующие формы жевательной резинки: подушечки, пластинки и слэбы (утолщенные небольшие пластинки). Больше всего хлопот, конечно, с подушечками. Их необходимо дополнительно глазировать и полировать, и не только ради эстетического восприятия. За счет комбинации подсластителей и ароматизаторов обеспечивается постепенное раскрытие вкуса и его длительность. Особая сложность с тем, что каждый слой (их может быть до 45) требует просушки. Это необходимо для того, чтобы обеспечить эффект "кранча", или хруст.

Жевательный эффект


О пользе и вреде жевательной резинки спорить почему-то уже не принято. Ее положительный эффект для полости рта считается доказанным. Я попыталась уточнить, существуют ли какие-либо противопоказания или рекомендации не превышать суточную дозу. В ответ получила заверения, что если жевать резинку не по часу, а, скажем, минут по 20 в количестве примерно двух подушечек два раза в день и после еды, то положительный эффект не заставит себя долго ждать. Особую осторожность следует проявлять лишь людям со съемными зубными протезами.

"Побочные" эффекты от употребления жвачки тоже, можно сказать, во всех смыслах положительные. Например, с помощью жвачки легко избежать заложенности ушей во время авиаперелетов. Жевание помогает сконцентрироваться и преодолеть утомление и даже избавиться от обморочного состояния, так как обеспечивает приток крови к головному мозгу. Поэтому, если вам нужно провести много часов за рулем, без жвачки не обойтись. И наконец, удовольствие -- от жевания. По мнению американских специалистов из центра "Кэдбери Швепс", его формула оказалась на удивление проста: жевать можно сколько угодно, не заботясь о лишних калориях. Наверное, следующим революционным шагом будет жвачка, снижающая вес. Посмотрим, сколько лет уйдет на ее изобретение.



КоммерсантЪ-Деньги
11.10.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов